ИСЛАМ, или мусульманство

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Ислам или мусульманство
одна из т. наз. мировых религий, распространенная гл. обр. в странах Ближнего и Среднего Востока, в Сев. Африке, Юго-Вост. Азии; и СССР — среди верующих среднеазиатских республик, Сев. Кавказа, Закавказья, Татарской и Башкирской АССР. И. возник в Аравии в 7 в., в период перехода арабских народов от первобытнообщинного строя к классовому об-ву, их объединения в феодально-теократическое государство Арабский халифат. И. явился идеологическим отражением этих процессов, стал религией, защищающей интересы господствующих классов. Вероучение И., изложенное в «священной» книге мусульман Коране, сложилось из элементов первобытных религий, а также иудаизма, христианства, зороастризма. В его основе лежит догмат о всемогущем боге (аллахе). Стержнем мусульманства является учение о божественном предопределении. Согласно Корану, аллах предопределил участь каждого человека. Проповедуя мысль о бессилии человека перед богом, Коран призывает верующих к терпению, рабской покорности аллаху и его посланникам на земле, обещая за это райское блаженство в загробном мире. Характерными чертами И. являются идея враждебности к «неверным» (гяурам), т. е. к людям, не исповедующим мусульманство, учение о неполноценности женщины, узаконение многоженства. В эксплуататорском об-ве И. оправдывает социальное неравенство, уводит людей от революционной борьбы в мир бесплодного ожидания загробного счастья. При социализме пережитки мусульманства затемняют сознание верующих, снижают их активность в строительстве коммунистического об-ва.

Источник: Философский словарь. 1963

ИСЛАМ, или мусульманство (араб. ислам — покорность)
одна из т. наз. мировых религий, распространенная гл обр. в странах Ближнего и Среднего Во стока, в Сев. Африке, Юго-Вост. Азии в СССР — среди верующих среднеазиатских республик. Сев. Кавказа, Закавказья, Татарской и Башкирской АССР. И. возник в Зап. Аравии в 7 в., в период перехода араб. народов от первобытнообщинного строя к классовому об-ву, их объединения в феодально-теократическое государство Арабский халифат. И. явился идеологическим отражением этих процессов. Вероучение И., изложенное в “священной” книге мусульман Коране, сложилось из элементов первобытных религий, а также иудаизма, христианства, зороастризма. В его основе лежит вера в единого бога (аллаха), творца небес и земли, по воле к-рого совершаются все события в окружающем мире, складываются судьбы людей. Учение о божественном предопределении, проповедуемый в И. фатализм Маркс назвал “стержнем мусульманства”. Внушая своим последователям идею бессилия человека перед аллахом, И. призывает их к смирению и покорности не только всевышнему, но и его посланникам на земле. Предписываемая верующим система религиозных обязанностей имеет целью связать с И., всю их жизнь, помыслы и поведение. Наградой за неуклонное выполнение религиозных предписаний служит обещание райского блаженства после смерти. В то же время непокорные запугиваются грядущими мучениями в аду. Верующие обязаны совершать ежедневные молитвы, соблюдать пост, платить налог (закат), совершать паломничество к мусульманским святыням. Два осн. направления в И., суннизм и шиизм, отличаются гл. обр. различным толкованием ряда мусульманских догматов, что нередко приводило к острым конфликтам между ними, использовалось заинтересованными кругами для разжигания национальной розни. И. всегда играл важную роль в жизни тех стран Востока, где он получил распространение. Эта роль возросла в совр. эпоху подъема национально-освободительной борьбы трудящихся, в процессе к-рой мусульманские лидеры стремятся использовать И. в качестве идеологии освободительных движений. Выдвигается, в частности, теория “исламского социализма”, к-рая пытается разработать “особый путь” к социализму на основе соединения его с мусульманской религией. В то же время реакционные идеологи И. проповедуют враждебное отношение к коммунизму, заявляют о неприемлемости социалистического строя для мусульман. Эта противоречивость обусловлена классовой разнородностью, а следовательно, и различными классовыми интересами приверженцев И., опирающихся на одну и ту же систему догматов. Именно поэтому при уяснении роли И. важен конкретный анализ взглядов широких слоев мусульман, а также их лидеров, по-разному интерпретирующих религиозное вероучение в соответствии со своими классовыми позициями. В СССР И.— второе по численности приверженцев вероисповедание. Советские мусульмане принимают активное участие в прогрессивных общественных преобразованиях.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ИСЛАМ или МУСУЛЬМАНСТВО
от араб. «муслим» – верный): одна из трех мощных и динамичных мировых религий наряду с христианством и буддизмом, насчитывающая в современном мире около миллиарда приверженцев. Возник в начале 7 в. в Западной Аравии, в период образования арабского государства. У истоков ислама стоял Мухаммад, которого мусульмане чтут как пророка, посланного Богом – Аллахом. Основы вероучения и культа ислама изложены в Коране и Сунне. Главное в исламе – почитание Аллаха как единственного истинного Бога, создавшего небо, землю и человека, и признание Мухаммада его пророком («Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник его») . Приверженцы ислама веруют в предопределение Аллахом судеб мира и человека, в загробную жизнь (рай и ад), в конец света и Страшный суд. Они обязаны ежедневно совершать пятикратную молитву (намаз), обращая лицо к Мекке; соблюдать 30-дневный пост (ураза), приуроченный к 9-му месяцу лунного календаря (рамадан, рамазан); давать милостыню обездоленным (араб. «закят» – очищение), совершать паломничество в Мекку к святыням ислама (хаджж). Важнейшими праздниками ислама являются: ураза-байрам («завершение поста»), курбан-байрам («праздник жертвоприношения»), мавлюд (день рождения Мухаммада) Жизнь приверженцев ислама регулируется шариатом (араб. «шариа» – надлежащий путь) – сводом норм мусульманского права и религиозно-нравственных предписаний, основанным на Коране и Сунне. Основные обрядовые действия мусульмане совершают в мечети (араб. «масджид» – место поклонения). Служителем культа в исламе – муллой (араб. «маула» – владыка, господин) может быть только мужчина. После смерти Мухаммада в единой исламской общине возникли серьезные разногласия. Так, хариджиты обвинили третьего халифа («заместителя» или «преемника» Мухаммада) в непотизме и злоупотреблениях. В соответствии с Кораном, они объявили джихад, или священную войну, и убили неугодного халифа. В 8-9 вв. у арабов начинает формироваться мощная рационалистическая теология. Ее представители, мутазилиты, считали, что человеческий разум способен сам разобраться, где добро, а где зло; Бог – это лишь чистая сущность, лишенная вечных качеств. Тем самым мутазилиты объявили Коран, записанный «со слов Аллаха», временным, преходящим творением. В 9 в. мутазилизм стал государственной доктриной Халифата, однако в следующем столетии возникла новая, суннитская (или «ортодоксальная») теология. Сунниты превратились в центральную исламскую общину. Они осуждали расколы и клеймили еретиков. Ставя перед собой высокие нравственные требования, сунниты стремились к унификации учения. Благодаря этому им удалось сохранить целостность ислама. Секта шиитов возникла в результате политического конфликта в кон. 7 в. Постепенно шииты подвели свою политическую программу под теологический базис. Вероятно, под влиянием гностического или древнеиранского дуализма, они разработали учение об эзотерическом знании. В центре учения стояла фигура имама (или «вождя»), через которого раскрываются истины Корана. Эта доктрина была воспринята суфиями, членами аскетического движения, возникшего в ответ на «обмирщение» раннемусульманских династий. Благодаря суфиям ислам проник в Индию, Центральную Азию, Турцию и африканские районы южнее Сахары. В распространении ислама большую роль играли также мусульманские купцы. В 19-20 вв., в период западных колониальных завоеваний, исламская общность утратила былое политическое значение. Однако в сер. 20 в. многие мусульманские народы стали под знаменем ислама бороться за свою политическую независимость и государственный суверенитет. Возникает течение фундаментализма, крайне нетерпимое к другим конфессиям. Внутри его действуют различного рода террористичекие организации. Терроризм приобретает международный характер. Его угроза становится хначительной и требует объединенных усилий народов земли против этой угрозы. В настоящее время насчитывается около 1 млрд. приверженцев ислама, живущих в 120 странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной, Центральной Азии и, в том числе, в Казахстане, а также Европы. В 35 странах они составляют большинство населения, а в 28 ислам является государственной религией. В Российской Федерации ислам распространен главным образом на Северном Кавказе, в Татарии и Башкирии.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Ислам, или мусульманство
, — одна из трех мировых религий. Возник в VII в. Его основатель Мухаммад (Мухаммед, Магомет — 570—632) родился в Мекке. Его родители принадлежали к племени курайшитов, занимавших в Мекке господствующее положение хранителей древнего святилища Кааба (буквально «куб») — каменное полое здание, в одну из стен которого вмонтирован черный метеорит — основной предмет культового поклонения. И хотя род Му-хаммада (именовавшийся по имени его прадеда Хашима) был очень известным и благородным, но семья — крайне бедной. Его отец Аб-даллах умер еще до рождения сына, мать Амина — когда мальчику было шесть лет, а еще через два года Мухаммад потерял и деда Абд аль-Мутталиба. Очень часто пишут, что смерть близких людей отразилась на характере Мухаммада: именно этим объясняли его религиозные переживания и склонность к уединению. С восьми лет Му-хаммад воспитывался в семье дяди со стороны отца — Абу Талиба. И. (буквально «предание себя Богу») представляет собой синтез верований аравийских племен и заимствований из иудаизма и христианства; не случайно поэтому многие ведущие персонажи Ветхого и Нового Заветов представлены и в Коране с чуть-чуть измененными именами. В самом общем виде И. — это вера в единого, всемогущего, милостивого Бога (Аллаха) и Мухаммада, который является его посланником и пророком, а также — вера в Божественное предопределение, загробную жизнь, воскресение из мертвых, воздаяние за добрые дела в раю и аду. Сущность вероучения содержится в устоях (или, как их иначе называют — «столпах»), которые вместе с указанным выше (т. е. вера в единого Аллаха и его пророка) составляют основу И. как мировоззрения и образа жизни. Эти «столпы» таковы. Молитва со строго регламентированными молитвенными позами и движениями должна сопровождаться так же строго определенными молитвенными формулами. Коран предписывает (заимствованный из Ветхого Завета) обязательный ежедневный цикл из пяти молитв; перед молитвой — обязательное омовение. Пост, приходящийся на месяц рамадан (девятый по счету месяц мусульманского лунного календаря, во время которого Мухаммаду было ниспослано первое откровение). Пост у мусульман — это полное воздержание в светлое время суток (когда можно отличить белую нитку от черной) от пищи, воды, табака, половых отношений и рсего того, что отвлекает от благочестивых размышлений. Эти запреты снимаются с наступлением темноты. Завершение поста — большое событие, которое сопровождается роскошным пиршеством. Пост — основной поступок, показывающий умеренность и воздержанность мусульманина; время тщательного выполнения всех других обязанностей, кротости и милосердия. Милостыня — это закат (буквально «очищение»): регулярный, обязательнйй, строго нормированный и пропорциональный доходу взнос каждого взрослого мусульманина, обладающее достаточным для этого доходом. Закат предназначен для поддержания обездоленных, нищих путников, людей, попавших в беду. Принципиально важно подчеркнуть, что закат — это не добровольное, а строго обязательное для мусульманина деяние. Паломничество (хадж) к Каабе в Мекке — основной святыне мусульман — совершается в определенное время и по строгому обряду, который был установлен Мухаммадом во время его прощального хаджа в 632 г. Паломничество туда является обязанностью мусульман — тех, кто в состоянии совершить этот путь. В И. существуют два основных направлений: сунйизм и шиизм, соответственно, верующие — это сунниты и шииты. Сунниты (их большинство среди мусульман) кроме Корана признают еще и Сунну, сборник хадисов, или преданий, о поступках или изречениях Мухаммада. Шииты не признают суннитских халифов (т. е. правителей), считая законными преемниками Мухаммада лишь 12 имамов (духовных руководителей) из династии Алидов (от Али — мужа дочери Мухаммада Фатимы, а также их прямых потомков).

Источник: Философия. Словарь по обществознанию