Ислам и культура

Найдено 1 определение
Ислам и культура
Влияние ислама на российскую и мировую культуру огромно. Парламентская Ассамблея Совета Европы в своей Рекомендации 1162 (1991) «О вкладе исламской цивилизации в европейскую культуру» отмечала, что «ислам оказывал в течение веков, в различных формах, влияние на европейскую цивилизацию и повседневную жизнь», «новая Европа тоже все более и более подвергается воздействию ислама», однако «европейцы плохо осознают ценность его прошлого вклада и позитивную роль, которую он может сыграть сегодня в нашем обществе».
В средние века ислам стал своеобразным «вместилищем культурных ценностей», накопленных народами Азии и Европы в предшествующие периоды. Такое положение мусульманские мыслители не без основания связывают с установками Корана на признание предшествовавших исламу религий и на изучение окружающей среды. Отсюда открытость раннего мусульманского об-ва и интерес к самым различным культурам Запада и Востока. Исламизированные народы передали Европе и переводы произведений великих мыслителей древности, и комментарии к ним, и оригинальные научные труды по самым различным отраслям знаний, достижения материальной культуры. Мн. совр. термины («алгебра», «алгоритм», «химия» и др.) и отрасли науки обязаны своим происхождением мусульманским ученым. Англ. исследователь Джорж Сартон в книге «введение в историю науки» делит всю историю науки на полувековые периоды, каждый из к-рых связывает с той или иной центральной для того времени фигурой. Так, период 450400 гг. до н. э. он называет полустолетием Платона, за к-рым следуют периоды китайских ученых (Юань Цзаня и И Чиня), а с 750 по 1100 г., в течение целых 350 лет, идут полувека ученых мусульманской культуры: Джабира, Хорезми, Рази, Масуди, Вафы, Бируни и Омара Хайама арабов, тюрок, афганцев, персов химиков, врачей, географов, математиков, физиков и астрономов. Лишь после 1100 в книге Дж. Сартона появляются первые европ. имена Герард Кремонский, Роджер Бэкон и др., однако на протяжении еще 250 лет им приходится делить лавры с такими мусульманскими учеными, как Ибн Рушд, Насирэддин Тусии Ибн Нафис.
Начав проникать на территорию нынешней РФ уже в первый век своего существования (7 в.), ислам все более усиливал влияние на духовную жизнь населяющих ее народов (через мечети, семью, школу, судебную систему), пока не охватил все стороны личной и общественной жизни. Служители ислама участвовали в формировании и развитии национальных языков, письменности, лит-ры. Возникшая с приходом ислама система народного образования целиком находилась в ведении мусульманских ре лиг. орг-ций. Почти в каждом населенном пункте при мечети функционировала начальная конфессиональная школа мектеб. Кроме того, в районах традиционного распространения ислама в России действовало множество средних и высших конфес. учебных заведений — медресе.
Вместе с исламом к народам Кавказа и Поволжья пришел и арабский язык, являющийся великим орудием культуры, ключом к огромным ее богатствам. На арабском языке уже тогда существовала обильная лит-pa, охватывающая мн. отрасли естественных и гуманитарных наук: астрономию, математику, физику, химию, географию, историю, логику, философию и др. На протяжении столетий в районах распространения ислама в нашей стране арабский язык был не только языком богослужений, но и языком науки, лит-ры, делопроизводства, дипломатии. Через арабоязычную лит-ру на Кавказ, в Поволжье, др. районы проникали идеи античных мыслителей. Что же касается произведений выдающихся поэтов и ученых Востока, то они изучались в медресе. Это оказывало существенное влияние на творчество татарских, башкирских, северокавказских ученых, писателей, поэтов, на формирование взглядов просветителей. Арабская графика стала базой формирования письменности мн. народов Кавказа, Поволжья и др. регионов. С ее использованием создано большое кол-во работ в различных областях науки и культуры.
Распространение ислама привело к тому, что культура воспринявших его народов Кавказа и Поволжья пришла в тесное взаимодействие с культурой исламского мира, что благотворно сказалось на развитии производства, торговли, системы управления, общественной мысли, архитектуры, музыки, народного образования. Вобрав нек-рые элементы местных ритуалов, обрядов, традиций, ислам создал разностороннюю систему обрядности, к-рая воспринимается населением как неотъемлемая часть национальной культуры. Нравственные нормы ислама, особенно в той их части, к-рая является отражением общечеловеческих моральных ценностей, стали надежными регуляторами взаимоотношений между людьми. В советское время государственная политика атеизации различных сторон общественной и личной жизни граждан имела одной из своих целей воспрепятствование влиянию исламской культуры на светскую национальную культуру. Падение тоталитарного режима положило конец такой политике и открыло возможности для бурного роста интереса населения к ре лиг. культуре. В районах традиционного распространения ислама это проявляется не только в возрождении религ. обрядов, праздников, нравственных ценностей, традиций милосердия и благотворительности, но и в строительстве мусульманских архитектурных ансамблей, мечетей, медресе, надмогильных сооружений, в активном вхождении исламских мотивов, сюжетов, символов в произведения лит-ры, в национальное изобразительное искусство.

Источник: Религии народов современной России

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
15.97 мб

Пост-ислам или культурный ислам?

Насыров Ильшат
Статья посвящена исследованию последствий секуляризации, процесса ослабления влияния религии на публичную и частную сферы жизни в исламском мире.
Читать PDF
1.14 мб

Ислам и праздничная культура башкир

Шарапова Ильсюяр Рамзисовна
Статья посвящена изучению исламских праздников «Ураза-Байрам», «Курбан-байрам», имеющих место в праздничной культуре башкирского народа. Особое внимание уделено специфике праздника «Курбан-Байрам».
Читать PDF
390.67 кб

Ислам и культура в Центральной Азии

Джумаев Александр
Читать PDF
647.71 кб

Исламская культура в цифровом измерении

Городилова Татьяна Сергеевна
В статье анализируется влияние цифровых технологий на религиозную культуру современного ислама.
Читать PDF
355.62 кб

Культура поведения и нормы общения в исламе

Бибикова Ольга
Читать PDF
90.10 кб

Человек, вера и смысл бытия в культуре ислама

Сеидова Гюльчохра Надировна
В статье предпринята попытка рассмотреть вопросы, изначально занимавшие мусульманских мыслителей человек, вера и смысл бытия.
Читать PDF
172.68 кб

Семиотика застолья в исламской культуре питания

Маддахи Д. М.
В статье на основе полевых материалов автора рассмотрены особенности застолья и его знаково-символические характеристики у таджиков с точки зрения регламентации религиозными предписаниями.
Читать PDF
264.52 кб

Христианство и ислам: диалог религиозных культур1

Бабатова А. Ш., Ферзалиев Д. С., Асадова З. Н.
Статья посвящена одной из наиболее актуальных в свете современных условий развития не только для России, но и для всего сегодняшнего мира проблем - межконфессионального диало- га.
Читать PDF
125.03 кб

Ислам и политическая культура общества в Пакистане

Плешов Олег
"Азия и Африка сегодня", М., 2003 г., № 2, с. 2023.
Читать PDF
152.26 кб

Адаб как нравственный компонент исламской культуры

Якупов М. Т., Шутова Н. С.
Современный ислам продолжает сохранять свою социокультурную потенцию, позволяя умме сберечь духовные традиции в условиях глобализации.
Читать PDF
167.34 кб

Влияние ислама и суфизма на познавательную культуру

Билалов М. И.
В статье анализируются исторические и логические изменения познавательной культуры человечества, произошедшие под воздействием мировых религий.
Читать PDF
354.13 кб

Исламский фактор в социодинамике башкирской культуры

Макаева Гузаль Зайнагиевна
Предлагаемая статья посвящена проблеме влияния ислама на башкирскую культуру, сложности, многообразности и противоречивости этого процесса.
Читать PDF
159.18 кб

Тема Совершенного Человека в духовной культуре ислама

Колесова И. С.
Читать PDF
459.62 кб

Гносеологическим анализ исламской культуры юга России

Билалов Мустафа Исаевич
В статье изложены основные результаты деятельности научной школы, возглавляемой автором статьи. Статья посвящена философскому анализу региональной исламской культуры с использованием методологического аппарата гносеологии.
Читать PDF
118.08 кб

Влияние эстетики ислама на арабо-мусульманскую культуру

Макаева Г. З.
Статья посвящена проблеме влияния эстетики ислама на арабо-мусульманскую культуру.

Похожие термины:

  • Исламский культурный центр России

    первая мусульманская общественная орг-ция Российской Федерации, возникшая как Исламский культурный центр Москвы еще в апр. 1991, в февр. 1993 получила статус Всероссийской орг-ции. Имеет более 80 отдел