ИСКУССТВО И РЕЛИГИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ИСКУССТВО И РЕЛИГИЯ
от лат religio — набожность, святыня, предмет культа) — формы общественного сознания, исторически возникшие и долго развивавшиеся в тесной взаимосвязи друг с другом. Их различие подметил еще Л. Фейербах: «...искусство не выдает свои создания за нечто другое, чем они есть на самом деле, то есть другое, чем создания искусства; религия же выдает свои вымышленные существа за существа действительные». Для Р. характерна вера в сверхъестественные объекты, почитание их, поклонение им, развитая система культовых действий; для И.— отображение и выражение реальной действительности в худож. образах- Тесная взаимосвязь И. и р. в истории культуры объясняется наличием в них целого ряда общих моментов. К- Маркс относил И. и р. к сфере «практически-духовного» освоения мира (т. 46, ч. I, с. 38); И. и р. являются выражением ценностного отношения человека к действительности; они чаще опираются на принципы противо-положенности, алогичности, ларадоксии (антиномизм и чудо в Р., эстетические оппозиции в И.), чем на формальную логику, на образно-символическое мышление,— чем на понятийное; отсюда их обращенность, прежде всего, к чувственно-эмоциональной, внесознательной стороне психики человека; в них важную роль играет субъективный момент. Эмоциональное переживание, катарсис, духовное наслаждение сопровождают и завершают, как правило, и восприятие произв. иск-ва, и религиозное действо (богослужение, молитву, мистический экстаз), только в первом случае они значимы сами по себе, в своем реальном содержании, а во втором осмысливаются как знаки общения с иллюзорным, сверхъестественным миром. В силу общности этих моментов худож. и религиозные элементы были тесно переплетены в структуре древн. синкретического мифологического сознания (Мифология). В первобытнообщинный период развития об-ва иск-во не имело еще автономного статуса и выполняло в культуре утилитарно-прикладные функции, в т. ч. и в структуре первобытных культов и ритуальных действ. Религиозный ритуал практически всегда строился на худож.-эстетической основе, он сопровождался ритмическими плясками, пением, музыкой, содержал элементы театральности. Эстетическое воздействие худож. элементов ритуала воспринималось как действие сверхъестественных сил на человека, как духовный контакт с объектом поклонения. С возникновением мировых религий — буддизма, христианства, ислама — и осознанием сильного эмоционально-эстетического воздействия иск-ва на человека отношения между И. и р. развиваются сложно и противоречиво. Адепты той или иной Р., считая свое мировоззрение единственно верным, с его позиций оценивают все явления культуры и иск-ва. Все, что соответствует ему или может быть использовано для его поддержания и. пропаганды, принимается и развивается, а остальное, как правило, отрицается. Так, ислам, напр., долгое время отрицал (и даже запрещал) изображения людей и животных, что существенно затормозило развитие изобразительного иск-ва в исламском мире. Раннее христианство отрицательно относилось практически ко всем видам искусства, т. к. усматривало их связь в античном мире с языческими культами. Однако уже с IV—V вв. пение, красноречие, декоративно-прикладное искусство, живопись начали проникать в христианский культ, а несколько позже и христианские идеологи признали необходимость активного использования иск-ва в религиозных целях. В Византии, напр., церковное богослужение представляло собой целостное сакрально-худож. действо, в к-рое включались архитектура, живопись, декоративные и песенно-поэтические иск-ва, красноречие, особая хореография священнослужителей (а на Западе — музыка), светоцветовая и даже обонятельная атмосфера в храме. Средневековые идеологи ориентировали иск-во на выражение религиозного мировоззрения и связанной с ним морали; стремились сосредоточить творческий потенциал иск-ва на оси. духовных идеалах времени. В результате возрос интерес иск-ва к сфере идеального, оно достигло высокого уровня худож. выражения общечеловеческих духовных ценностей. Шедевры византийской и древнерус. живописи и архитектуры, готические храмы, средневековая музыкальная и певческая культура поражают своей худож. силой и духовной глубиной даже далекого от религии человека XX в. Однако религиозное иск-во было в значительной мере обособлено от конкретной социально-исторической действительности, от повседневной жизни народа; это было иск-во вневременных духовных идеалов. Церковь часто активно боролась с нецерковными, светскими, развлекательными видами и жанрами иск-ва. Христианство, напр., долгое время запрещало театральные представления, постоянным гонениям подвергало народную (в первую очередь «смеховую») культуру. Более того, ощущение, что иск-во доставляет наслаждение само по себе и этим отвлекает верующих от религиозного объекта поклонения, заставляло время от времени церковных деятелей выступать против использования в храмах живописи, инструментальной музыки, излишних украшений и драгоценностей. Важным регулятором сложных взаимоотношений И. и р. был канон. Практически все культовое иск-во было канонизированным, т. е. введенным в определенные исторически сложившиеся и закрепленные традицией (а затем и церковными установлениями) достаточно строгие рамки. Они существенно ограничивали худож. творчество не только на содержательном, но и на формальном уровне. Свою творческую индивидуальность (Индивидуальность в искусстве) средневековый художник часто мог проявить только в сфере чисто выразительных средств (цвета, линии, музыкальной интонации и т. п.). В ней концентрировались почти все его творческие потенции, и здесь он достигал нередко удивительных высот. Начавшаяся в период Возрождения секуляризация (отделение от церкви и религии) культуры и иск-ва далеко развела И. и р. Новый этап сближения наметился в XX в. Кризис религиозного сознания заставляет церковь на Западе искать поддержку у иск-ва, использовать для своих целей новейшие виды (кино, видео- и звукозапись, электронную музыку) и направления иск-ва. В то же время в условиях экспансии массовой культуры западные художники в поисках духовности нередко обращаются к религиозному сознанию в самых разных формах его проявления. В совр. авангардизме возникают худож. действа, имеющие значение сакральных ритуалов (напр., нек-рые хэппенинги. акции и т. п.). Что же касается реалистического И., в наибольшей мере затронутого процессом секуляризации, то освобождение от влияния Р. позволило ему сосредоточить свой пафос на худож. отражении многообразных земных проблем сложной и противоречивой жизни совр. человека и об-ва.

Источник: Эстетика: Словарь

ИСКУССТВО И РЕЛИГИЯ
Проблема взаимоотношения И. и р. как форм обществ, сознания исторически и логически возникает как вопрос об отношении религии к сущности и происхождению искусства. По самому своему существу искусство противоположно религии: оно - худож. форма правдивого воспроизведения, познания действительности в образах, в то время как религия - форма извращ. отражения мира, средство духовного угнетения народа. Совр. паука показывает, что искусство произошло без всякого влияния со стороны религии, и вскрывает несостоятельность утверждений мн. бурж. идеологов (неотомистов, прагматистов, экзистенциалистов и др.) об обязат. связи искусства в процессе его происхождения с религией. Искусство возникло в период верхнего палеолита на основе насущных материальных потребностей первобытного человека, когда религ. представления людей только зарождались. Осн. объектами худож. изображения были предметы и явления реальной жизни (животные, охота па зверей, сцены сражений и т. д.). Никаких изображений чего-либо надприродного в первобытном искусстве указ. эпохи нет.
В последующем наиболее успешно развитие искусства осуществлялось тогда, когда оно либо вовсе не испытывало на себе влияния религ. идеологии, либо последнее значительно ослабевало, напр., в эпоху Возрождения, когда деятели искусства, в силу развития антифеод. и антиклерик. тенденций в обществе, во многом прониклись светскими и гуманистич. настроениями в противовес религ.-мистич. настроениям ср. веков. Опираясь на глубокие наблюдения природы и человеч. жизни, поэты и художники создали в тот период правдивые произведения, в значит. мере свободные от религ. влияний (мн. творения Петрарки, Леонардо да Винчи, Рафаэля и др.). Появилось даже искусство, высмеивающее религию или стоящее в оппозиции к пой (ряд новелл Боккаччо, нар. любовные и сатирич. песни, нок-рые картины кисти Тициана и др.). В эпоху Возрождения получила начало новая реалистич. литература, герои крой действуют как живые характеры и формируются в процессе вполне земной жизни (большинство героев произведений Чосера и Шекспира). Дальнейшее развитие мировой литературы было развитием прежде всего реализма (Стендаль, Бальзак, Пушкин, Гоголь и др.), принципиально враждебного всякому влиянию религии. В те же истор. периоды, когда господствовала религ. идеология и искусство испытывало ее длит. влияние, искусство оказывалось скованным. Так, в Др. Египте жрецы, роль к-рых в обществе была чрезвычайно велика, канонизировали определ. форму искусства, что серьезно тормозило его развитие. Показательно, что в период правления Аменхотепа IV, пытавшегося уменьшить влияние жрецов и реформировать религию, др.-егип. искусство сделало серьезные успехи (скульпт. портрет Нефертити и пр.). Ряд религий либо вообще запрещает всякое изображение человека и животных (зороастризм, ислам), либо пренебрежительно относится к такому изображению (иудаизм). В Библии (Ветхий завет) скульптура и живопись оцениваются как «начало блуда», как «растление жизни», оскорбляется профессия художника, а жизнь его объявляется «презреннее грязи». Во многом благодаря влиянию иудаизма в Др. Палестине не было создано оригин. изобразит, искусства. Тлетворно влияет на искусство христианство, внушая пренебрежит. отношение к реальному человеку и природе - к тому, что является осн. предметом худож. изображения, источником всего высокого и прекрасного. Направляя художников на поиски потустороннего, религия толкает их па создание безжизн. вымыслов и немощных абстракций. Пример - визант. мозаики X—XII вв., в к-рых античная реалистич. традиция заглушается чертами догматич. репрезентативного стиля с его безжизненно-отвлеч. монументальностью и плоскостной, неподвижной трактовкой фигур, характерными для религ. искусства почти всего средневековья. Служители христианства эпохи феодализма варварски уничтожали памятники античного искусства, стоявшие как но содержанию, так и но форме в противоречии с церк. идеями аскетизма.
Противоположность существа И. и р., как правило, не влекла, однако, отрицат. отношения религ. деятелей к искусству в целом (нек-рые исключения были указаны выше). Их отношение к искусству было противоречивым, т. к. они понимали силу его воздействия на людей и стремились использовать ее в своих интересах. Сила искусства тем более привлекает внимание религ. деятелей, что она направляется по преимуществу на чувства, а не непосредственно на человеч. разум, с к-рым религия находится во вражд. отношении. Поэтому религ. орг-ции, способствуя удушению здорового, реалистич. направления в искусстве, вместе с тем обычно способствовали развитию религ. искусства, широко используя его в культовых целях. Так, др.-егип. жрецы, объединяя при храмах архитекторов, скульпторов, певцов и музыкантов, поощряли их творчество, хотя лишь в рамках канонизир. направления. При феодализме роль объединителя мастеров искусства для строительства храмов, их росписи, украшения скульптурой нередко брали на себя церковь, религ. орг-ции. В христ. монастырях большое развитие получила худож. промышленность, изготовлявшая богато оформл. предметы культа. Развивалась церк. музыка. Совр. церковники также широко используют искусство в своих целях. Так, на Западе создаются нередко прямо по их заказу или при их поддержке фильмы о «сотворении мира», «страданиях Христа», «чудесах» (напр., «Песнь Борнадотты» - о «чудо» в Лурде), В капиталистич. странах ныне весьма широко культивируется также «новое» религ. искусство, тесно связанное с такими реакц. течениями в совр. бурж. искусстве, как сюрреализм, экзистенциализм, абстракционизм. Оно используется для навязывания людям веры в «потусторонний мир» и в других реакционных целях. Сюрреалист С. Дали написал, напр., картину «Атомное вознесенье», к-рая внушает человеконенавистнич. идею «торжества духа над материей» в атомной войне. Религ. искусство служит орудием пропаганды религии и реакц. взглядов вообще, средством укрепления духовного гнета и основ эксплуатат. общества. Следует, однако, подчеркнуть, что оно не однородно. На нем в полной мере отразились разл. изменения в обществ.истор. жизни народов, их культуры. Религии почти никогда не удавалось в большой мере вытравить здоровую тенденцию в реалистическом искусстве. Известно громадное количество произведений, к-рые лишь формально могут быть причислены к религ. искусству, притом с большими оговорками: напр., античные статуи Афродиты Милосской, отдыхающего Гермеса, Аполлона Сауроктона и др., в образах к-рых нет в сущности ничего божественного. Из христ. искусства аналогичными примерами могут служить мн. картины великого итальянского художника XVI в. Веронезе: «Пир в Кане Галилейской», «Пир в доме Левия» и др., где религ. сюжеты - только повод для изображения шумных и торжеств, пиршеств аристократич. Венеции времен ее расцвета. На этих картинах Христос теряется среди множества лиц, в к-рых художник изображал своих современников, друзей, народные массы. Религ. искусство вообще внутренне противоречиво, г. к. принуждено сообразовывать с ирреальными религ. представлениями и догмами реальные образы земного мира, в формах к-рых художник единственно может создавать свои произведения. В аптропоморфич. «религ.» искусстве древних греков, арсеналом и почвой, предпосылкой к-рого, как указывал К. Маркс (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 21, с. 736—737), была мифология, элементы реального в этом противоречии подавляющим образом превалировали над элементами религиозного, потустороннего. Это способствовало тому, что др.греч. искусство отличалось высоко человечным характером и до сих нор продолжает доставлять нам худож. наслаждение. В церк.-христ. ср.-век. искусстве, в противоположность др.-гречоскому, на первый план выдвигалась религ.-догматич. сторона, вследствие чего в его наиболее ортодоксальных формах чаще всего представали мертвые схемы бога, «угодников» и т. п. Реалистич. направление отрицалось, т. к. сам предмет изображения был нереален и для пластич. изображения не интересен. Наличие в шедеврах т. н. христ. искусства подлинно человеческих реалистич. элементов - следствие их связи не с церк. учением, а (хотя и ограниченно) с жизнью и свидетельство того, что подлинное искусство способно сопротивляться чуждым ему влияниям и подниматься до правдивого отражения жизни даже в формах враждебной ему религиозности. Таковы фрески Джотто в Италии и Дионисия в России, церк. музыка Палестрины и др. композиторов, ряд произведений архитектуры - собор Парижской богоматери, собор св. Петра в Риме, храм Василия Блаженного в Москве. Величие выдающихся произведений, связанных с религией, определяется но этой их связью, а тем, что они передают жизнь своей эпохи, опираются на нар. творчество. Глубоко гуманное содержание этих творений пробивается через их мистич. оболочку. Так, в «Сикстинской мадонне» Рафаэля в качество гл. образа выступает образ простой земной матери, несущей своего сына, судьбой к-рого она озабочена. В образах др. персонажей картины также по существу нет ничего божественного.
В ряде произведений искусства, написанных на религ. сюжетику, имеются герои, воплощающие богоборч., богоненавистнич. идеи и стремления. Блестящим примером служат созданные великим англ. поэтом Мильтоном в поэме «Потерянный рай» образы Сатаны и его сподвижников - ангелов-отступников, к-рые ведут упорную борьбу с богом и его свитой. В религ. форме здесь отразилась земная борьба англ. рев. буржуазии XVII в. против феод. пут.
В России прошлого столетия художника нередко прибегали к использованию религ. сюжетов и образов для выражения передового, демократич. содержания: «Явление Христа народу» А. Иванова, «Христос в пустыне» И. Крамского, «Тайная вечеря» и «Что есть истина» Н. Ге и др. Изображая Христа, русские художники создавали но образ канонич. еванг. сына божьего, а нечто совершенно реальное, земное. Напр., Христос Крамского - это олицетворение тяжелых раздумий одинокого человека, решившегося на трудный путь во имя достижения больших целей; Христос у Ге - человек-борец, убежденный в торжестве своих идей. Т. о., религ. форма в определ. истор. условиях нередко использовалась в искусстве как вместилище нерелиг. идей. Однако подобное соединение с религ. формой нерелигиозного, а иногда и прямо прогрессивного содержания неестественно для искусства и было обусловлено лишь обстоятельствами времени. Органич. единство передового содержания и соответств. формы возможно только на основе полного освобождения искусства от религии. Мировое прогрессивное и, в частности, сов. искусство, служа целям, противоположным целям религии, не отказывается от изображения явлений, прямо относящихся к религии, подвергая их критике и разоблачению. Это искусство атеистическое и вольнодумное. Оно зародилось -еще в глубокой древности. От Др. Египта, напр., до нас дошла знаменитая «Песнь арфиста», в к-рой высказывается вольнодумная идея, направленная против догмы о загробной жизни. В стихах поэтич. памятника Др. Китая «Шицзин» встречаются разл. формы критики божества, начиная с осторожных упреков в ого адрес за преждеврем. смерть лучших людей и кончая открытыми и резкими обвинениями за зло на земле, кары невинным, безжалостное отношение к народу, проводится мысль, что сильный человек но боится неба: «Колеблет небо жизнь мою, Но нобом я но сокрушен», - говорит человек. Богоборч. пафосом проникнуты мн. произведения античной литературы: трагедия Эсхила «Прометей прикованный», прямо атеистич. поэма Лукреция «О природ» вещей», диалоги Лукиапа и др. В эпоху Возрождения, как уже отмечалось, выдающ. мастера живописи и скульптуры, музыки и литературы остро и зло критиковали папство, осыпали насмешками невежеств. богословов и монахов, разоблачали их жадность, сребролюбие, обжорство и разврат. Особенно много в этом направлении сделал великий франц. сатирик Рабле своим произв. «Гаргантюа и Пантагрюэль».
В борьбе против религии я е-е служителей развилась сатира Вольтера («Орлеанская девственница», «Кандид» и др.), Ломоносова («Гимн бороде»), Пушкина («Гавриилиада»), возникли атеистич. филос. поэмы и памфлеты («Счастье» Гельвеция, «Карманное богословие» Гольбаха), а также драматич. произведения и романы, полные гнева и протеста против религ. изуверств («Натан Мудрый» Лессинга, «Монахиня» Дидро). В произведениях великих реалистов XIX в. - Золя («Лурд»), Флобера («Искушение св. Антония»), Франса («Таис»), Толстого («Воскресение»), Горького («Жизнь Клима Самгина») и мн. др. - дается глубокое и острое разоблачение религ. мракобесия. На основе борьбы с религией, т. о., развилась богатейшая мировая реалистич. литература, сочетавшая в собо критику религии с критикой тех обществ.-истор. условий жизни, в к-рых религия получает возможность для своего распространения. В большой мере на этой жо основе развилось и мировое, особенно русское, атеистич. изобразит, искусство - то гневно-обличительное (картина Репина «Крестный ход в Курской губ.»), то полное язвит, насмешки (Поров, «Сельский кростный ход на пасху»).
Сов. искусство и литература не только принципиально чужды религ. мировоззрению, но по самому своему существу прямо антирелигиозны. Искусство социалистич. реализма ведет с религией непримиримую борьбу, воспитывая народ в духе коммунистпч. идейности, коммунистах, морали. Правдивым показом жизни оно воспитывает в людях убежденность в силе и мощи науки, человеч. познания, в способности людей переделать мир на коммунистич. началах. Мн. сов. писатели и художники посвящают свои таланты непосредственно делу критики и разоблачения религ. верований и предрассудков. Замечательны в этом отношении стихи Демьяна Бедного и Маяковского, сыгравшие в свое время значит. агитац. роль, карикатуры Моора, Дени, Ефимова, к-рые своими острыми рисунками 20 - 30-х гг. вскрывали сущность религии и пороки ее служителей, обнажали их связь с врагами сов. строя. Самое массовое из искусств - кино - также участвует в атеистич. просвещении масс («Праздник св. Иоргена». «Чудотворная», «Грешница» и др. фильмы).
Роль искусства в отношении к религии зависит, т. о,, от того, в чьих руках оно находится, кому оно служит, какие классы и обществ, группы направляют деятельность мастеров искусства - эксплуататоры, заинтересованные во всестор. закабалении масс, или народ, добивающийся освобождения от гнета, стремящийся к просвещению и всестор. развитию человеч. личности. Истинный путь развития искусства - путь борьбы с религией и мракобесием. Только в тесной связи с борьбой человечества за свободу, за установление справедл. строя, за права разума и науки искусство обретает могучие силы и безграничные перспективы для своего прогресса.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
603.11 кб

Религия и искусство: ислам

Тульпе Ирина Александровна
Объектом этой статьи является проблема связи религии и искусства, предметом исламское изобразительное искусство.
Читать PDF
345.45 кб

Религиозный смысл искусства

Меденица Владимир
Опираясь на эстетические взгляды Фёдорова, его концепцию теоантропоургического искусства, автор размышляет о сущности и путях религиозного искусства, о соотношении этического и художественного, о судьбах русского искусства XIX-XX
Читать PDF
128.20 кб

Икона в искусстве мировых религий

Науменко Ольга Николаевна, Науменко Евгений Александрович, Бортникова Юлия Александровна
Статья посвящена иконе как универсальному культовому предмету, встречающемуся в различных мировых религиях и имеющему общие историко-культурные особенности.
Читать PDF
316.64 кб

Искусство в контексте религиоведения

Тульпе Ирина Александровна
В статье рассмотрена природа отношений двух культурных феноменов: искусства и религии (особенно монотеистических традиций, главным образом, христианства).
Читать PDF
230.97 кб

Искусство как религиозное творчество

Новикова М. М.
Статья посвящена рассмотрению философских идей Вячеслава Иванова. Автор анализирует концепцию Иванова относительно взаимодействия искусства и религии. Философ полагал, что искусства без религии не существует.
Читать PDF
274.38 кб

Религиозная сущность искусства (Симона Вейль)

Рогожникова Варвара Николаевна
Статья посвящена анализу воззрений французского мыслителя XX века Симоны Вейль на искусство. Автор, опираясь на немногочисленные публикации текстов С.
Читать PDF
276.38 кб

Религиозный сионизм и изобразительное искусство

Раевская Н.Ю.
Статье рассматривается теоретическое обоснование религиозного значения изобразительного искусства в трудах двух видных представителей сионистского движения Мартина Бубера и Авраама Ицхака Кука.
Читать PDF
96.91 кб

Религия в ее отношении к искусству. Христианство

Тульпе Ирина Александровна
Христианство единственная монотеистическая религия, преодолевшая отрицательное отношение к изображению и введшая его в свою культовую практику.
Читать PDF
2.65 мб

Новые формы изучения религиозного искусства в вузе

Прасалова Н.Ю., Абрамова Л.В.
Читать PDF
6.01 мб

Взаимосвязь искусства и религии у народов Северного Кавказа

Иванов Вадим Викторович
В статье рассматривается взаимосвязь народного искусства на Северном Кавказе с исламом, его влияние на традиции и культуру региона в исторической ретроспективе.
Читать PDF
232.58 кб

Религиозная тема в современном реалистическом искусстве Перми

Крохалева Анна Петровна
Современное реалистическое искусство Перми отличает интерес к истории и традициям русской культуры. Исторический жанр не теряет своих позиций, важным становится осмысление роли православия в судьбе России.
Читать PDF
576.88 кб

Тульпе И. А. Мифология. Искусство. Религия. СПб. : Наука, 2012

Смирнов Михаил
Читать PDF
523.64 кб

Религиозное искусство как канал влияния на религиозное сознание

Пудовкина Ирина Михайловна
В статье рассматривается роль памятников культового искусства, которые, несмотря на многочисленные попытки выявить и утвердить в них свойственные атеистической эпохе мировоззренческие установки, продолжали оставаться каналом влиян
Читать PDF
234.97 кб

Религия, наука и искусство: единый источник и различие подходов

Латышева Ж.В.
Статья посвящена теме взаимоотношений искусства, науки и религии. Указывается на наличие различных взглядов по поводу их происхождения, природы и взаимодействия.
Читать PDF
138.06 кб

Религиозные искания в русском искусстве на рубеже XVIII-XIX веков

Цветаева Марина Николаевна
Русское искусство, особенно живопись этого времени, запечатлело сложную духовно-эстетическую композицию, в которой сошлись «томление духа» и экстатическое буйство, православное вероисповедание и нехристианский мистицизм.

Похожие термины:

  • ИСКУССТВО РЕЛИГИОЗНОЕ

    В широком смысле слова искусство, художественными средствами утверждающее реальность сверхъестественного, воплощающее в художественных образах религиозные идеи и представления. К нему относят