ИСКУССТВО И ФИЛОСОФИЯ

Найдено 1 определение
ИСКУССТВО И ФИЛОСОФИЯ
два рода духовной деятельности, сопоставимые по признаку особого качества осуществляемого ими познания. В отличие от научных дисциплин, исследующих специально выделяемые частные аспекты действительности, ф. ставит вопрос о мире как целом, а И. прослеживает отражение цельности мира в цельности образа, в эстетическом феномене гармонии. Худож. вымысел направлен на преодоление случайности факта ради выяснения необходимых глубинных связей; это имел в виду Аристотель, отмечавший, что поэзия «философичнее» истории. И. и ф. могут давать друг другу прямые импульсы: достаточно вспомнить, с одной стороны, эвристическую роль худож. метафори-ки у Гераклита или Платона, а с др.— воздействие дзэн-буддизма (чань) на китайскую живопись эпохи Сун, христианского платонизма на византийско-рус. иконопись, прямую популяризацию философского образа мира у таких поэтов, как Лукреций или Данте. Музыка Вагнера, испытав влияние Шопенгауэра, в свою очередь, повлияла на раннего Ницше. Иногда один и тот же человек совмещал в себе гениальность художника и философские способности (Леонардо да Винчи. Гете, А. Н. Скрябин). Но принципиально важны не эти случаи пересечения линий И. и ф. Качество «философичности» добывается худож. творчеством на своих собственных путях, по ходу решения собственных проблем. П. Сезанн не проявлял никакого интереса к философии, но его живопись несравнимо богаче философским смыслом, чем картины мн. художников, шедших по пути иллюстрирования философских идей и доктрин, напр. нем. неоромантиков. Простота пушкинской поэзии содержательнее, чем намеренная «интеллектуальность» поэзии П. Валери. И. тем «философичнее», чем художественнее, т. е. вернее своей сущности как И. С др. стороны, в Ф. красота мысли, родственная эстетической гармонии, не зависит от внешнего употребления приемов, заимствованных у И., и может появляться у таких трезвых мыслителей, как Аристотель, Декарт или Кант. Философская рефлексия (самопознание) повсюду начинает с того, что замечает близость Ф. к поэзии и музыке, тем более что эти «мусические», как их называли греки, виды искусства были обычным способом фиксации традиционной предфилософской «мудрости» (напр., собирание и канонизация песен конфуцианцами Древн. Китая). Платон в своем диалоге «Федон» назвал Ф. величайшим из мусических И. Отношение же к изобразительным искусствам было первоначально менее уважительным; лишь у поздних авторов (Цицерон, Дион Хрисостом, Плотин) возникает суждение о Фидии как о художнике, творящем статую Зевса не по эмпирическим впечатлениям от натуры, но согласно высшей интуиции (этот мотив оказал огромное влияние на эстетику Возрождения). Ренессанс довершил распространение высокого статуса на изобразительные И.: живопись и скульптура перестают рассматриваться как «механические И.» и становятся разновидностями философского умозрения. Т. наз. панэстетизм романтиков, отразившийся в философской системе Шеллинга, рассматривал И. как наиболее совершенное познание. Напротив, у Гегеля И. выступает как некое несовершенное предварение окончательного прихода абсолютного духа к самому себе, орудием к-рого может быть только Ф. Уже под знаком декаданса возвращение к романтической концепции происходит у Ницше, поставившего артистическую «ложь» в качестве утверждения инстинкта жизни над философской истиной как якобы отрицанием жизни. Эстетика модернизма XX в., по видимости возрождая древн- веру в тождество И. и ф. (или дофилософ-ской и донаучной «мудрости»), на деле опустошает ее: И. призывается противопоставить хаосу бытия произвольный упорядочивающий принцип (геометризация вещей в кубизме, двенадцатитоновая система — додекафония в музыке) и этим компенсировать отсутствие Ф., способной усмотреть в мире органическую упорядоченность. Только реалистический подход (Реализм), утверждающий познавательную функцию И., но при этом не допускающий вульгаризаторского отождествления собственно «философского» в И. с его содержанием в отрыве от формы, адекватно отражает отношение И. к Ф. Преодоление формализма, попросту снимающего вопрос об отношении И. к Ф. как псевдопроблему, возможно лишь на пути поисков философского смысла в самом единстве содержания и формы в искусстве.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
313.22 кб

Философия в искусстве

Егоркина Л. Н., Шевченко А.
Читать PDF
1.05 мб

Философия искусства акмеизма

Занегина Анастасия Анатольевна
Статья посвящена философско-эстетическому феномену, который Николай Гумилев назвал эйдолологией. Эйдолология это образомоделирующая сфера и онтологический принцип акмеизма.
Читать PDF
81.76 кб

Философия искусства В. В. Вейдле

Розова Екатерина Олеговна
Статья посвящена проблемам философии искусства в творчестве В.В. Вейдле. Автор анализирует концепции мыслителя, связанные с вопросом о кризисе культуры, также рассматривается проблема взаимоотношений искусства и религии.
Читать PDF
80.61 кб

Философия искусства И. А. Ильина

Лавров Андрей Геннадьевич
Сегодня И. А. Ильин один из самых популярных и цитируемых русских философов. Но его интеллектуальное и духовное влияние в современной России преимущественно зиждется на его общественно-политической философии.
Читать PDF
731.57 кб

Философия искусства и синестезия

Зайцева Марина Леонидовна
Научно обосновывается положение о том, что синестезия способствует лучшему пониманию эстетических концепций, обусловленных и эволюцией философской мысли, и развитием социально-экономической жизни.
Читать PDF
87.94 кб

Философия искусства и синестезия

Зайцева М. Л.
В статье научно обосновывается положение о том, что синестезия способствует лучшему пониманию эстетических концепций, обусловленных и эволюцией философской мысли, и развитием социально-экономической жизни.
Читать PDF
163.21 кб

Война и мир искусства и философии

Суворов Николай Николаевич
Читать PDF
222.67 кб

Философия страстей (или искусства)

Нугманов Р. Г.
В статье представлены результаты новой разработки одного из разделов философии Сознания. Категорией этой философии является «страсть» (или «страсти»).
Читать PDF
680.08 кб

Постнеклассические искусство и философия

Кутлунина Елизавета Владимировна
В статье сравниваются языки философии и искусства с использованием репрезентативного корпуса текстов современных авторов.
Читать PDF
483.83 кб

Прогресс в философии, науке и в искусстве

Фейерабенд Пол
Читать PDF
6.13 мб

От философии искусства к науке о культуре

Хренов Николай Андреевич
В какой мере философия в современной ее форме способна позитивно влиять на развитие современного искусства, всей художественной культуры?
Читать PDF
386.50 кб

Звучание как проблема философии искусства

Логинова Марина Васильевна
В статье исследуется феномен звучания в аспекте философии искусства.
Читать PDF
261.90 кб

Искусство, философия, общественное сознание

Мальцева Людмила Валентиновна
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия искусства и философии и их влияния на развитие общества и человека в единстве его социальной и духовной жизни.
Читать PDF
143.30 кб

«Образ» и «Персонаж» в искусстве и философии

Кейдюк Алена Викторовна
Систематизируются научные исследования по заявленной теме. Содержится авторская концепция «двух типов духовности», влияющих на «два проекта» в науке и искусстве.
Читать PDF
243.67 кб

Философия искусства как "философия от искусства"

Лимонченко В.В.
В статье рассматривается особенность познавательного внимания, которое предопределило возникновение «философий родительного падежа» философии истории, культуры, искусства и т.д.

Похожие термины:

  • ИСКУССТВА ФИЛОСОФИЯ

    отрасль философии, которая исследует сущность и смысл искусства на основе науки об искусстве, литературе, музыке, учитывая при этом функции искусства внутри культуры и всей сферы ценностей. Филос
  • Деррида о Хайдеггере. философия и искусство

    Обращение к Хайдеггеру - постоянный элемент творчества Деррида. В концентрированной форме диалог с Хайдеггером и способы трактовки хайдеггеровских текстов нашли воплощение в книге "О духе. Хайде