ИскусственныйИСКУССТВО

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Найдено 7 определений термина ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Искусственный интеллект

программа моделирования на ЭВМ механизмов человеческой обработки информации.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура

Искусственный интеллект

проблемная область исследований (научное направление и прикладные разработки) по моделированию человеческой способности к творческой деятельности. Направление научных исследований, называемое «искусственный интеллект», возникло в 60-х гг. XX в. Сфера деятельности ученых, исследующих искусственный интеллект, находится на стыке с другими областями. Это, в частности, психологические исследования механизмов творческой деятельности, когнитология, машинный перевод, прикладная лингвистика, моделирование речи и др. В прикладном аспекте к искусственному интеллекту относятся устройства и системы, в которых воплощаются идеи и подходы искусственного интеллекта.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

- метафорическое обозначение области исследований, цель которых - создание технических систем, способных решать задачи невычислительного характера и выполнять действия, требующие переработки содержательной информации и считающиеся прерогативой человеческого мозга. К числу таких задач относятся, напр., задачи на доказательство теорем, игровые задачи (скажем, при игре в шахматы), задачи по переводу с одного языка на другой, по сочинению музыки, распознаванию зрительных образов, решению сложных творческих проблем науки и общественной практики. Одной из важных задач И. и. является создание интеллектуальных роботов, способных автономно совершать операции по достижению целей, поставленных человеком, и вносить коррективы в свои действия.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по логике

ИНТЕЛЛЕКТ ИСКУССТВЕННЫЙ

1. Условное обозначение кибернетических систем и их логико-математического обеспечения, предназначенных для решения некоторых задач, обычно требующих использования интеллектуальных способностей человека. 2. Совокупность функциональных возможностей электронно-вычислительной машины – компьютера – решать задачи, ранее требовавшие обязательного участия человека. Этот термин нужно рассматривать как метафору. Фактическое содержание теории интеллекта искусственного составляют теория программирования, включая иногда теорию самих компьютеров. Ныне на первый план выдвигается организация знаний в системах интеллекта искусственного, организация диалога человека и компьютера, создание систем гибридного интеллекта, объединяющих мыслительные способности людей, разделенных во времени и пространстве, с использованием информационно-вычислительной техники, адаптированной к каждому активному участнику подобной системы. Одна из областей приложения идей интеллекта искусственного психология. В свою очередь в теории интеллекта искусственного используются психологические знания. В психологии рассматривается вопрос о наличии (или отсутствии) аналогии человеческой психики и интеллекта искусственного. Хотя в основе интеллекта искусственного лежит моделирование отдельных аспектов и свойств мыслительной деятельности человека, совпадение результативных характеристик функционирования компьютера и мышления человека не может расцениваться как сходство сравниваемых структур. Среди специализированных разделов психологии все чаще можно встретить психологов, занятых проблемами интеллекта искусственного. Они пытаются методами машинного моделирования лучше понять, как происходит процесс мышления у человека, а также использовать машину для развития у детей новых навыков мышления и исследования задач. Психологические исследования интеллектуальной деятельности человека и диалогического общения служат основой для поиска путей дальнейшего совершенствования компьютеров и наилучшего объединения творческих возможностей человека и формализованных процедур, реализуемых компъютерами.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

метафорическое понятие для обозначения системы созданных людьми средств, воспроизводящих определенные функции человеческого мышления. Профессиональный статус понятия "computer science" (дословно: "компьютерной науки") был легитимирован научной общественностью в ходе первой Международной объединенной конференции по данным проблемам (Вашингтон, 1969). Появившаяся в начале 1970-х русскоязычная версия этого оборота — "И.И." (ср. "искусственная почка", "искусственное сердце" и т.п.) — оказалась, согласно широко распространенному мнению, не самой удачной. (Происхождение языковой метафоры "И.И." традиционно ассоциируют с употреблением Н.В.Гоголем впервые в отечественной словесности слова "интеллект" для обозначения способности человека к познанию, постижению чего-либо.) Основная область практического применения И.И. — создание компьютерных экспертных систем. Согласно установившейся в отечественной философской и социогуманитарной литературе традиции, принято полагать, что науки и специальные дисциплины, ориентированные на всестороннее комплексное осмысление проблемы И.И., призваны разрабатывать правила конструирования таких алгоритмов работы компьютерной техники, которые производили бы впечатление разумной, целенаправленной деятельности. Кроме этого, констатируется необходимость создания таких компьютерных программ, чтобы их функционирование могло бы быть квалифицировано как разумное (при обнаружении идентичных поведенческих репертуаров у человека). Предполагается также, что основой любых схем и теорий "И.И." должна выступать теория информации (в особенности в аспектах кодировки, перекодировки и трансляции последней). Особо важное место в традиционной проблематике И.И. занимает реконструкция интеллектуальных процедур оперирования не столько данными и числами — сколько знаниями, знаками и символами. При этом реальная и потенциальная практика применения компьютеров в системах управления социальными объектами (рефлексия над которыми, как известно, кардинально трансформирует их самих) обусловливает вывод о новой объектной сфере, порождаемой функционированием систем И.И. Новая область общественной вовлеченности И.И. включает в сферу своего воздействия принципиально не осваиваемый людьми ранее класс объектов: активных, обладающих "свободой воли", способных к изменению (спонтанному либо осмысленному) критериев управления и самоуправления, а также с изменяющимися во времени целями их собственного существования. Как правило, в специальной литературе традиционно принято акцентировать именно подражательный, подчиненный и "вторичный" статус принципов функционирования "разумных машин" — носителей И.И. Так, в "Словаре по кибернетике" (1979) И.И.Глушков подчеркивал, что под И.И. правомерно понимать "искусственную систему, имитирующую /подчеркнуто мною —И.К./ решение человеком сложных задач в процессе его жизнедеятельности". При всем (весьма значительном) диапазоне различий между несовпадающими версиями роли теорий И.И. (например, эвристическими, "бионическими" либо "субстратно-моделирующими") их общим знаменателем правомерно полагать воспроизведение метапроцедур создания человеческим разумом оригинальных программ собственной творческой деятельности. При этом финальное разрешение проблемы создания И.И. принято полагать вопросом времени (т.е., в конечном счете, как технологическую). И.Д. Карпенко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Постмодернизм. Энциклопедия

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

англ. artificial intelligence) — 1) научное направление, ставящее целью моделирование процессов познания и мышления, использование применяемых человеком методов решения задач для повышения производительности вычислительной техники; 2) различные устройства, механизмы, программы, которые по тем или иным критериям могут быть названы «интеллектуальными»; 3) совокупность представлений о познании, разуме и человеке, делающих возможным саму постановку вопроса о моделировании интеллекта. Исторически проблематика искусственного интеллекта связана с поисками средневековыми мыслителями совершенного «философского», или «первоадамова», языка, через который можно познать абсолютную истину. В процессе превращения мифологических представлений об искусственном интеллекте в рациональную научную конструкцию (от Луллия через Лейбница к Винеру) выделяются три ключевые идеи: во-первых, представление о возможности окончательного рационального познания мира, во-вторых, представление об объективном знании, независимом ни от человека, ни от человечества, и, в-третьих, представление об объективности познания, представляющее собой, с точки зрения кибернетики, совокупность процессов получения, передачи и переработки информации.

С момента своего отделения от кибернетики в кон. 1950-х гг. исследования в области искусственного интеллекта прошли три этапа. Первый этап (1950—60-е гг.) охватывает время становления исследовательских программ искусственного интеллекта, формирования круга задач, относящихся к данному научному направлению (игры, доказательство теорем, распознавание образов, понимание естественного языка, машинный перевод, планирование эксперимента, робототехника), создания методов и инструментов решения этих задач (языкЛисп, персептрон и др.). Этот этап характеризуется широким общественным резонансом исследований и завышенными ожиданиями. Следующий этап (1960—70-е гг.) связан с приобретением искусственным интеллектом статуса «классической» научно-технической дисциплины: проведением первых международных конференций, началом издания журналов, чтением соответствующих курсов в университетах. В это время разрабатываются фундаментальные теории (нечеткая логика, модели представления знаний, генетические алгоритмы и др.), послужившие в дальнейшем основой новых интеллектуальных программ. Третий этап (1980—90-е гг.) связан прежде всего с практическим (коммерческим) использованием достижений искусственного интеллекта в разных сферах деятельности: финансах, экономике, компьютерной и бытовой технике, менеджменте, управлении (экспертные системы, программы интеллектуального анализа данных, нейро- и биокомпьютеры). Для этого этапа характерно также изучение и моделирование рациональных структур в связи с эмоциями, верованиями, чувствами, практическими навыками и неаналитическими методами обработки образной информации, что сближает современные модели искусственного интеллекта с их естественным человеческим прототипом.

Лит.: Тьюринг А. Может ли машина мыслить? М., 1960; Дрейфус X. Чего не могут вычислительные машины. Критика искусственного разума. М., 1978; Искусственный интеллект. — Справочник в 3 кн. М., 1990; Будущее искусственного интеллекта. М., 1991; Петрунин Ю. Ю. От тайного знания к нейрокомпьютеру. Очерки по истории искусственного интеллекта. М., 1996; Язык и интеллект. М., 1996; Encyclopedia of Artificial Intelligence, vol. 1-2. N. Y., 1987; Wnograd T., Flores F. Understanding Computers and Cognition: A New Foundation for Design. Norwood—New Jersey, 1987; The Philosophy of Artificial Intelligence, ed. by M. Boden. Oxf., 1990; Penrose R. Shadows f the Mind. Vintage, 1995; Android Epistemology, ed. by K. Ford, D. Glymour, P. Hayes. Menio Park, 1997.

Ю. Ю. Петрушн

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

искусственный интеллект

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellectus — познание, понимание, рассудок) — направление исследований в современной компьютерной науке, целью которого является имитация и усиление интеллектуальной деятельности человека посредством компьютерных систем.         Проблематика И. и. была сформулирована в середине 50-х гг. 20 в. группой американских исследователей, возглавляемой Дж. Маккарти.         В СССР (а впоследствии в России) исследования по И. и. были начаты по инициативе Д.А. Поспелова, создавшего оригинальную школу разработчиков методов И. и. Идеи и методы И.и. Д.А. Поспелов и исследователи его школы применили в теории и практике ситуационного управления. В научной и научно-популярной литературе термин «И. и.» употребляется для обозначения «искусственного разума» — устройства, способного выполнить нетривиальные мыслительные действия, не только сравнимые с человеческими, но и превосходящие их.         Данное направление исследований в компьютерной науке разрабатывает методы представления знаний, автоматизированных рассуждений и восприятия информации (напр., компьютерное зрение и восприятие речи, понимание текста), а также способы общения человека и компьютера (диалог на естественном языке и средства научения работе с компьютерной системой).         Основным продуктом И. и. являются интеллектуальные системы, которые состоят из трех подсистем: Решателя задач, представления знаний и комфортного для пользователя интерфейса. Интеллектуальные системы являются аппроксимациями естественного интеллекта, «идеальным типом» которого (в смысле Макса Вебера) являются следующие способности, образующие его реальный феномен:         способность выделять существенное в наличных знаниях, т.е. упорядочивать их (она — необходимый аспект интуиции);         способность к целеполаганию и планированию поведения — порождение последовательностей «цель -> план -» действие»;         способность к отбору знаний (посылок, выводов, релевантных цели рассуждения);         способность извлекать следствия из имеющихся знаний, т.е. способность к рассуждению, которое может содержать как правдоподобные выводы, используемые для выдвижения гипотез, так и достоверные выводы;         способность к аргументированному принятию решений, использующему упорядоченные знания (т.е. представление знаний) и результаты рассуждений;         способность к рефлексии — оценке знаний и действий;         способность к познавательному любопытству — познающий субъект должен быть способен порождать вопрос «Что такое?» и искать на него ответ;         способность и потребность находить объяснение (необязательно дедуктивное!) как ответ на вопрос «Почему?» (это реализация абдуктивного инстинкта в смысле Ч.С. Пирса (см. Абдукция);         способность к синтезу познавательных процедур, образующих эвристику решения задач и рассмотрения проблем, напр., — реализация взаимодействия индукции, аналогии и абдукции (с учетом фальсификации выдвигаемых гипотез посредством поиска контрпримеров) с последующим применением дедукции;         способность к обучению и использованию памяти;         способность к рационализации идей — стремление уточнить их как понятие;         способность к созданию целостной картины относительно предмета мышления (формирование, по крайней мере, приближенной «теории» предметной области);         способность к адаптации в условиях изменения жизненных ситуаций и знаний, что означает коррекцию «теорий», т.е. знаний о предметной области, и поведения.         Компьютерные системы, реализующие способности (1), (3)—(6), (8)—(10), являются интеллектуальными системами (ИС) — основным продуктом И. и., аппроксимирующим способности интеллекта естественного. Интеллектуальные системы, содержащие подсистему Решателя задач, реализуют когнитивные рассуждения, посредством которых из баз фактов и баз знаний извлекаются новые знания. Решатель задач, содержащий Рассуждатель, который реализует автоматизированный синтез различных познавательных процедур — индукции, аналогии, абдукции и дедукции, — является подсистемой приобретения новых знаний как в автономном режиме (для «замкнутых миров»), так и в интерактивном режиме машинного обучения (для «открытых миров»). Таким образом, современные компьютерные интеллектуальные системы являются человеко-машинными партнерскими системами, а следовательно, тест А. Тьюринга относительно имитации человеческого поведения в компьютерной системе имеет смысл лишь для автономного режима работы интеллектуальных систем, но не применим для их интерактивного режима. Последний является средством как имитации, так и усиления интеллектуальной деятельности человека.         На первых этапах предметом исследования И. и. были интеллектуальные игры (прежде всего, шахматы) и автоматическое доказательство теорем. Однако исходный «материал» для решения этих задач весьма формализован, тогда как применение компьютерных систем для обнаружения закономерностей и принятия решений в условиях неопределенности потребовало имитации и формализации перечня всех способностей «идеального типа» человеческого интеллекта. Это обстоятельство стало стимулом для формализации и автоматизации широкого класса эвристик решения задач, включающих машинное обучение в открытых предметных областях. Компьютерные системы И. и. для решения задач медицинской диагностики, восстановления структурных формул химических соединений, предсказания месторождений полезных ископаемых на первых этапах развития И. и. применялись к «замкнутым мирам». Их логическим средством были системы продукций — правил вывода типа «если х, то у». Такие системы имитировали принятие решений квалифицированным экспертом и, соответственно, получили название экспертных систем. Экспертные системы являются интеллектуальными системами с простым Решателем задач.         Интеллектуальные системы высокого уровня используют различные системы представления знаний — язык логики предикатов 1-го порядка, семантические сети, фреймы, а Рассуждатель Решателя задач использует различные неклассические логики, посредством которых формализуется синтез познавательных процедур для реализации эвристик решения сложных задач. Примерами таких задач являются предсказание биологических активностей химических соединений, предсказание социального поведения, диагностика заболеваний по клиническим данным с предсказанием наилучшего способа лечения, установления личности преступника по криминалистическим данным в базе фактов и т.д.         Решение указанных задач осуществляется с использованием различных средств И. и. — неклассических логик (в том числе немонотонных, в которых следствия, выводимые из посылок, могут стать невыводимыми при добавлении нового знания), нейронных сетей, деревьев решений, средств вычислительной статистики П. Гаека и Т. Хавранека и других методов автоматического порождения гипотез.         Интеллектуальные системы высокого уровня реализуют известную схему эволюционной эпистемологии К. Поппера: Р1 — ТТ — ЕЕ — Р2, где Р1 — решаемая проблема, ТТ — пробная теория, представленная в базе фактов и базе знаний, ЕЕ — коррекция базы знаний, базы фактов и стратегии решения задач на основании анализа результатов работы компьютерной системы, а Р2 — новая проблема, полученная при анализе окончательных результатов.         И. и. является областью приложений экспериментальной эпистемологии, т.к. методы И. и. охватывают как средства представления знаний, обладающих дескриптивными и аргументативными функциями, так и средства извлечения новых знаний посредством Решателя задач. Обобщение опыта применения методов И. и. создает возможность как теоретического, так и экспериментального изучения формализованных эвристик и синтеза познавательных процедур.         Исследования по И. и. позволяют сформулировать конструктивную аналогию между структурой сознания и строением интеллектуальных систем. Структура сознания может быть представлена следующим образом: сознание = знание + мышление + субъективный мир личности (СМЛ); а строение интеллектуальной системы (ИС) может быть представлено посредством следующей схемы: ИС = (база знаний + база фактов) + Решатель задач + интерфейс. Аналогия между структурой сознания и строением ИС состоит в следующем: системе знаний человека соответствуют база знаний и база фактов, мышлению соответствует Решатель задач, а СМЛ соответствует интерфейс ИС.         Приведенная аналогия иллюстрирует возможности весьма приближенного и схематичного изучения процесса познания, имитируемого в компьютерных системах И. и., но основанного на управляемых экспериментах в открытых предметных областях. Рассмотренная аналогия допускает развитие посредством совершенствования баз знаний, баз фактов, теории правдоподобных рассуждений и имитации субъективного мира личности. Следует отметить, что она противоположна как концепции сознания Дж. Серла, постулирующего эквивалентность физиологического субстрата и сознания, так и концепции, сводящей мыслительную деятельность к вычислениям. Исследования по И. и. породили множество полезных идей и методов в компьютерной науке, среди которых выделим функциональный язык программирования ЛИСП, язык логического программирования ПРОЛОГ, индуктивное логическое программирование и методы машинного обучения, экспертные системы, интеллектуальные работы, методы автоматического порождения гипотез (в том числе GUHA-метод и ДСМ-метод), немонотонные логики, логики аргументации и формализации правдоподобных рассуждений, включающих индукцию, аналогию и абдукцию, нейронные сети, генетические алгоритмы, нечеткие множества.         Перспективным приложением И. и. является создание интеллектуальных роботов — роботов, в которых средством принятия решений являются интеллектуальные системы. Применение интеллектуальных роботов возможно во многих областях — в медицине, в экстремальных ситуациях, в боевых действиях, в промышленности, в космических исследованиях.         В.К. Финн         Лит.: Тьюринг А. Может ли машина мыслить. М., 1960; Маккарти Дж., и Хейес Р. Дж. Некоторые философские проблемы в задаче построения искусственного интеллекта// Кибернетические проблемы бионики. М., 1972. С. 40—88; Интегральные работы. М., 1973; Поспелов Д.А. Фантазия или наука (На пути к искусственному интеллекту). М., 1982; Гаек П., Гавранек Г. Автоматическое образование гипотез. М., 1984; Поспелов Д.А. Ситуационное управление. М., 1986; Реальность и прогнозы искусственного интеллекта. М., 1987; Будущее искусственного интеллекта. М., 1991; Эволюционная эпистемология и логика социальных наук (Карл Поппер и его критики). М., 2000; Гаврилова ТА., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. СПб., 2000; Финн В.К. Интеллектуальные системы и общество. М., 2001; СерлДж. Открывая сознание заново. М., 2002; Люггер Дж. Ф. Искусственный интеллект (Стратегии решения сложных проблем). М.—С.—Киев, 2003; Пенроуз Р. Тени разума (В поисках науки о сознании). М. — Ижевск, 2003; Вагин В.Н, Головина Е.Ю., Загорянская А.А., Фомина М.В. Достоверный и правдоподобный вывод в интеллектуальных системах. М., 2004; Гаазе-Рапопорт М.Г., Поспелов Д.А. От амебы до робота: Модели поведения, М., 2004; Финн В.К. Искусственный интеллект: идейная база и основной продукт // Девятая национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием. Труды конференции. Т. 1. М., 2004. С. 11—20; Ярушкина Н.Г. Основы теории нечетких и гибридных систем. М., 2004; Nilsson NJ. Artificial Intelligence. A New Synthesis. San Francisco, California, 1998.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено схем по теме ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ — 0

Найдено научныех статей по теме ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ — 0

Найдено книг по теме ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ — 0

Найдено презентаций по теме ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ — 0

Найдено рефератов по теме ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ — 0