ИСКУССТВОЗНАНИЕ, искусствоведениеИСЛАМ

Искушение

Найдено 3 определения термина Искушение

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ИСКУШЕНИЕ

религ.-мифологич. мотив, встречающийся во мн. религиях и связанный с преодолением героями мифов всевозможных соблазнов со стороны темных и злых сверхъестеств. сил. В эксплуатат. об-ве мотив преодоления И., стремления к добровольному аскетизму выполнял функцию примирения трудящихся с их тяжелым соц. положением.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

Искушение

термин христианской морали и аскетики, обозначающий соблазн нарушить ту или иную заповедь, собственный обет, побуждение отступить от усвоенных принципов добра на позиции зла. Богословы учат, что искушения попускаются Богом для того, чтобы человек на опыте убедился в своей нравственной беспомощности и в необходимости благодати Божьей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Религиозные термины

Искушение

(Temptation).

Искушающее действие или состояние, в к-ром человек подвергается искушению. В ВЗ передается с помощью глаголаnissa (.Piel ). В рассказе о победе Давида над Голиафом это слово означает проверку или пробу оружия(1 Цар 17:39). Вповествовании об испытании Авраама (Быт 22:1) глаголnissa обозначает повеление Бога, Который требует от Авраама, чтобы тот принес Ему в жертву Исаака в земле Мориа. Со сходным употреблением этого термина мы сталкиваемся и в других местах Св. Писания (Исх 16:4; 20:20; Втор 8:2, 16; 13:3; 2Пар 32:31; Пс 25:2), где он обозначает испытание, к-рое Бог посылает людям. Другое значение слова nissa, по смыслу близкое первому, передает страшные и чудесные деяния Бога во время Исхода из Египта (Втор 4:34).

Это же значение глаголаnissa можно отнести к таким действиям человека, крые бросают вызов Богу и приводят к тому, что по отношению к этому человеку Он явно обнаруживает свою волю и справедливость.

Терминnissa в ВЗ практически никогда не служит для обозначения действий Сатаны, подталкивающего людей ко греху. Однако суть искушения в этом смысле ясно раскрывается в рассказе о падении прародителей и о бедствиях, постигших Иова (Быт 3:113; Иов 1:12:10). Ева говорит Богу: "…змей обольстил меня (hissiam ), и я ела" (Быт 3:13; ср.exapatao во 2 Кор 11:3; 1 Тим 2:14). В сатанинских искушениях важную роль играет обман. Сатана избегает прямых нападок на повеление Бога, скрывает последствия нарушения этого запрета и сеет семена сомнения, неверия и бунта. Искушение Евы типичный пример такого обмана. Сатана внушает ей, будто Бог безосновательно и несправедливо отказывает человеку в его законном желании воспользоваться тем, что представляется ему объективным благом. В испытаниях Иова Сатана применяет иную стратегию, но цель та же: отвержение Божьей воли и Его благих и справедливых путей.

В НЗ, как и в Септ., представление о nissci передается с помощью греч. глагола ekpeirazo и других родственных ему слов (Мф 4:7; Евр 3:89). В указанных отрывках НЗ о греховном искушении, оскорбляющем Бога, говорится в терминах ВЗ. В том же контексте об этом говорит ап. Петр, когда обличает прегрешение Анании и Сапфиры (Деян 5:9) и оспаривает необходимость обрезания для христиан из язычников (Деян 15:10).

К-ром е своего основного значения, словоpeirazd и его различные формы имеют ряд дополнительных, причем сфера их употребления довольно обширна. Нередко они указывают на внешние обстоятельства, крые служат испытанием для веры христианина и призваны укрепить ее (Иак 1:2; 1 Пет 1:6). Хотя эти обстоятельства, вне всяких сомнений, находятся под абсолютным контролем Бога, все же их открыто не ставят в прямую зависимость от Бога как от их причины. Так, напр., ап. Павел признает, что удручающее его "жало в плоть " полностью под контролем Бога (2 Кор 12:89). Тем не менее из его слов следует, что это пресловутое "жало" в то же время "ангел сатаны" (ст. 7). Следовательно, один и тот же феномен можно рассматривать в двух разных аспектах. Словоpeirasmon обозначает испытание веры, к-рое контролируется и вместе с тем посылается Богом. Но от Бога не исходит побуждение ко греху, к-рое несет с собой это испытание. Верующий должен радоваться такому испытанию, ибо в нем он усматривает благой Божий промысел по отношению к себе (Иак 1:24,12). Но субъективная сторона конкретных ситуаций, в крых проявляется искушение, внутреннее влечение и побуждение ко греху, связанные с выпавшими на долю человека скорбями и испытаниями, не исходит и не может исходить от Бога. Подстрекательство и побуждение ко греху дело Сатаны (1 Пет 5:89; Откр 2:9; ср. 1 Фес 3:5). Неоценимую помощь в этом оказывает ему обольщающая человека похоть(epithumia), укорененная в его ветхой природе (Иак 1:1415). Хотя роль Сатаны в искушении обычно предполагается, а не утверждается, ап. Павел увещевает коринфян соблюдать его повеление в отношении брака, "дабы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1К0р 7:5; ср. Мф 4:1; Мк 1:13; Лк 4:2).

Иисус учит своих учеников молиться, испрашивая у Бога: "…Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого" (Мф 6:13), и вся Библия полна предостережений от соблазна и призывов к бдительности (Лк 22:40; Гал 6:1; 1 Пет 5:89). Но Библия также обещает верующему, что Бог "при искушении даст и облегчение" (1 Кор 10:13), ибо "знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения" (2Пет2:9).

Иисуса многократно "искушали" иудейские учителя (Мк 8:1; Мф 16:1). Эти искушения преследовали такие цели: либо принудить Иисуса, чтобы Он подтвердил свое мессианское призвание в терминах предвзятых представлений его врагов, либо обнаружить Его несостоятельность в качестве учителя (Лк 10:25), либо спровоцировать Его на выоказывания, на основании крых Его можно было бы осудить (Мк 12:15; ср. Лк 23:2).

Иисус в своей земной жизни не раз подвергался искушениям (ср. Лк 4:13; 22:28). Величайшим во всей истории искупления было искушение в пустыне (Мф4:1 ипарал.). Оно ставит нас перед вопросом: как возможно, чтобы искушению подвергся безгрешный Сын Божий? Даже если мы сошлемся на естественные для человеческой природы желания, все равно остается неясным, какое воздействие может оказать искушение на божественную природу, края искушению не подвержена? Попытки разрешить эту проблему приводят либо к утверждению, что Иисус искушен во всем, "к-ром егреха" (Евр4:15), либокдопущению, что искушение было мнимым. Наше понимание этой проблемы затемнено следующим фактом: осознавая, что мы впадаем в искушение, мы немедленно хотя бы на какойто момент ощущаем желание поддаться искушению. К Иисусу это не относится, тем не менее Его искушение было не мнимым, а действительным, поэтому Он и может "искушаемым помочь" (Евр2:18).

Ввиду падения Адама необходимость искушения очевидна. Иисус восторжествовал над Сатаной силой слова Божьего. Тем самым Иисус подтвердил, что Он по праву "последний Адам". " Для сегото и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола" (1 Ин 3:8).

C.G. K.ROMMINGA(nep. В.Р.) Библиография: L. Berkhof,Systematic Theology, 21926; ?. Seesemann,TDNT, VI, 23 ff.; W. Schneider et al.,N1DNTT, III, 798 ff.; R.C. Trench,Synonyms of the NT; P. Dobble, "Temptations", ExpT 72:91 ff.; E. Best,The Temptation and the Passion; W.J. Foxell, The Temptation of Jesus; C. Ullmann, The Sinlessness of Jesus.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено схем по теме Искушение — 0

Найдено научныех статей по теме Искушение — 0

Найдено книг по теме Искушение — 0

Найдено презентаций по теме Искушение — 0

Найдено рефератов по теме Искушение — 0