ИСКРЕННОСТЬ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Искренность
Отказ от высказывания лживых слов. Искренность не всегда является добродетелью (бывают ситуации, когда ложь предпочтительнее правды), но стремление к искренности – бесспорно, добродетель.

Источник: Философский словарь.

ИСКРЕННОСТЬ
моральное качество, характеризующее личность и ее поступки; выражается в том, что человек делает и говорит то, в правильность чего он верит, действует ради тех соображений, в к-рых он готов признаться самому себе и др. И противоположна лицемерию и обману, попыткам создать неправильное впечатление о тех мотивах, к-рыми человек руководствуется, чисто внешнему выполнению им определенных требований без веры в правильность совершаемых поступков, а ради собственной выгоды, из тщеславия, соображений карьеризма. И„ т. обр., характеризует не содержание действия, а его соответствие побудительному мотиву, поэтому определяет поступки человека лишь формально. Она составляет субъективную сторону убежденности (служит выражением того, как взаимное соответствие (убеждений и действий осознается самой личностью), Человек может искренне заблуждаться относительно моральной ценности своих поступков, совершать аморальные действия, руководствуясь благими намерениями (Намерения и дела), причинять людям зло из соображений неправильно понятой гуманности и т.д. Поэтому коммунистическая нравственность, ври-зяавая И. положительным качеством, вместе с тем считает ее еще недостаточным критерием оценки ностуиков. Лишь в сочетании с правильными убеждениями и умением воплощать их в действиях И. позволяет человеку совершать поступки, соответствующие под-линаой нравственности.

Источник: Словарь по этике

ИСКРЕННОСТЬ
(древ.‑рус. из + крен – идущий от корня) – черта личности, выражающееся в том, что человек говорит и делает то, в правильности чего он убеждён, действует ради тех соображений, в которых он готов признаться самому себе и другим людям. И. проявляется в эмоционально‑чувственной неподдельности, подлинности, соответствия мысли и слова, открытости, чистосердечии, отсутствии притворства. «Истинная искренность надёжно и скоро отличается по двум главным признакам: по мужеству причинять искренностью страдание и по мужеству признавать свои ошибки … . Можно считать искренним того человека, который, будучи добрым обладает мужеством причинять вам неприятность, чтобы не солгать, человек, который, вместо того, чтобы дать вам такой ответ, который вы желаете и ожидаете, отвечает вам то, что думает, рискуя вас обидеть, который не скажет вам ни одного слова выпрашиваемой вами похвалы, если он не считает вас достойным этого, и который сам пострадает от того, что причинил вам неприятность, предпочтёт это страдание лжи. Но особенно можно отличить искреннего человека по его мужеству сознаваться, т. е., я хочу сказать, что правдивый человек храбро и без всяких оговорок (но, конечно, и без цинизма) сознаётся в дурном или, больше того, в неловком и смешном поступке» (Мелитан. 149, с. 28). И. характеризует не содержание мышления и поведения, а его соответствие побудительному мотиву, поэтому определяет поступки личности лишь формально. И. составляет субъективную сторону убеждённости. В определённой ситуации человек может искренне заблуждаться, совершать безнравственные действия, руководствуясь своим представлением о благих намерениях и даже причинять людям зло по причине неправильно понимаемого добра.

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
320.42 кб

Категория «Искренность» в китайской философии и ее место в концепции развития китайской народной Рес

Бальчиндоржиева Оюна Баировна
В статье дан историко-философский анализ понятия философской категории «чэнсинь» (искренность, честность) в конфуцианстве, а также ее интерпретации в современной социально-философской мысли Китая.
Читать PDF
292.73 кб

Обещание, условие искренности и речевые акты

Оглезнев Виталий Васильевич
Представлен анализ условия искренности как необходимого требования к успешности речевого акта на примере подходов Дж. Сёрла и Р.А. Юрьева.
Читать PDF
1.19 мб

Эстетика философского текста в ситуации масс-медийной искренности

Кребель И.А.
Статья нацелена на прояснение социокультурных и сугубо профессиональных условий, при которых обнаруживается девальвация философского опыта, философского текста, а также наблюдается дисквалификация философии, заявляющей о себе изна

Похожие термины: