ИСИХАСТЫ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

Исихасты
(ησυχία мир, покой) — последователи практического учения, признающего совершеннейшей жизнь созерцательную, уединенную и покойную, чуждую житейских забот.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

ИСИХАСТЫ
(от греч. hesychia - внутреннее спокойствие, отрешенность) - реакц. философское (мистич.) и общественно-политич. течение в Византии 14 в., осн. Положения к-рого были теоретич. обоснованы Григорием Синаитом, Григорием Паламой и Николаем Кавасилой, Возникло в среде монахов-отшельников с Афона, к-рые проповедовали представление о существовании вечного, несозданного божеств. света, появившегося якобы во время преображения Христа и просиявшего им (афонск. аскетам) в награду за их отшельнич. жизнь. Необходимым условием восприятия этого божеств, света И. объявляли мистич. созерцание, спокойное средоточие на одном пункте (напр., на собств. пупе), к-рое отвлекало бы мысль от всего окружающего. И. призывали к строгому аскетизму, полному пренебрежению личностью, смирению перед божьей волей. Они выступали против рев.-демократич. движения зилотов (1342 - 1349), требуя гражданского мира на основе господства феод. отношений. Константинопольский собор 1341 поддержал И. в разгоревшейся в Византии идеологической борьбе, что обеспечило их победу и, несомненно, затормозило развитие визант. культуры. Последователи идей И. в России были Нил Сорский, Сергий Радонежский. Взгляды И. оказали значит, влияние на правослдогматику, экзегетику, антропологию.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ИСИХАСТЫ
от греч. ?????? – покой) – реакц. филос. и обществ.-политич. группировка в Византии 14 в. Учение И. получило теоретич. обоснование в трудах Григория Синаита, затем вождя И. – Григория Паламы, а также у Николая Кавасилы и др. И. выступали под флагом воинствующего мракобесия, проповедовали уход из жизни, аскетизм, признавая единственно возможной формой познания религ.-мистич. созерцание, молитву. И. проповедовали также необходимость забвения личности, полного смирения человека и превращения его в послушное орудие бога. С этих позиций они вели ожесточенную борьбу против передовых течений византийской философии, в частности против варлаамитов. Идеологи господств. класса феодалов, И. резко выступали против революц.-демократич. движения зилотов, требуя гражданского мира на основе господства визант. феодализма. Победа И. в идеологич. борьбе 14 в. затормозила развитие визант. культуры. Лит.: Успенский Ф. И., Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891; История философии, т. 1, М., 1957, с. 238; Трахтенберг О. В., Очерки по истории западно-европейской средневековой философии, М., 1957, с. 89; Werner E., Volkst?mliche H?retiker oder sozial-politische Reformers, "Wiss. Z. Karl-Marx-Universit?t Lpz.", 1958/59, Jg. 8, Gesellschafts- und Sprachwiss. Reihe, H. 1, S. 45–83; сокр. рус. пер. в кн.: Византийский временник, т. 17, М.–Л., 1960, с. 155–203. Подробную библиографию см. вкн.: Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich, M?nch., 1959. Б. Горянов. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
161.15 кб

Человек в миросозерцании византийских и российских исихастов

Федорова И. Е.
Isikhast tradition (Greek rest, silence) is a certain school of the spiritual practice that has been developing since 4th c. up to nowadays.
Читать PDF
0.00 байт

Историческая и философская основа исихастских споров в концепции Ф. И. Успенского

Климков О.С.
Объектом исследования статьи является концепция философско-исторического обоснования истоков и смысла исихастской полемики, имевшей место в Византии XIVв. Ф.И. Успенского.