ИШВАРА

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Ишвара
индуист.) – «господин» – одно из имен Шивы. В ряде индуистских сект все боги, в том числе и верховная триада (Брахма, Вишну, Шива), рассматриваются как ипостаси И.

Источник: Мифологический словарь

ИШВАРА
Санскр.) "Владыка" или личный бог - божественный Дух в
человеке. Букв., суверенное (независимое) существование. Титул
Шивы и других богов в Индии. Шиву называют также Ишварадэва, или
верховный дэва.

Источник: Теософский словарь

ИШВАРА
сс. Господин. Повелитель. Всевышний. Бог-творец. Персонификация творческого аспекта безличностного начала (Брахман). В «Махабхарате» Ишвара определяет карму людей в зависимости от совершенных ими деяний. Наделенный признаками и качествами, он способен совершать волевые поступки и отождествляется с сагуна-Брахманом, который предстает как бог на уровне мирского понимания. Ишвара — творец, владыка тайных сил (адришта), действующих как первотолчок, первый импульс развития, развертывания мира. Он обладает недифференцированной майей, иллюзией. При творении он использует майю и стихии (махабхута). В чистом сознании бога (парабрахман) Ишвара отсутствует. Но в каждой индивидуальной душе (джива) он присутствует как сс. внутренний управитель (антарьямин) или как искра божественной природы (арча). В индуизме считается, что все боги — манифестации Ишвары и в этом качестве иллюзорны. Термин «ишвара» образует такие словосочетания, как ишвара-пранидхана (размышления о боге, служение ему и подчинение его воле), ишваравада (учение о боге-творце, теизм), ниришвара-вада (отрицание существования бога-творца), сешвара (признание концепции Ишвары). Буддизм отвергает представление о творце и об акте творения. Термин «ишвара» фигурирует в полемических текстах. В словосочетаниях он связан с представлением о власти, господстве.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

ЙШВАРА
(владыка, господин) — название или эпитет высшего существа в различных религиозно-философских системах Индии. Термин И. появляется как эпитет Бога уже в ведический период. Со временем в нем усиливаются монотеистические тенденции, появляется значение абсолютного Господа, подателя всех благ, милости и свободы. Это значение становится ключевым в индуизме. Чаще всего в понятии И. подразумевается личный Бог-творец. В ранней йоге Патанджали И. только высшая душа среди других вечных и независимых душ (пуруш)у которая, в отличие от них, никогда не вовлекается в материальное становление. Поэтому здесь И. — просто пассивный созерцатель, свидетель происходящего в мире, сам он не творит, не разрушает, не освобождает. Но между ним и отдельным пурушей есть определенное родство, поэтому, если йогин практикует почитание И. (ишварапранидхана), тот может привести его к высшему духовному состоянию. В Средние века под влиянием идей бхакти и веданты И. наделяется в йоге могущественными чертами, в том числе волей, влияющей на судьбы людей. В кришнаизме И. — это абсолютный личный Бог, полностью контролирующий все проявления мира, эпитет Кришны. В шиваизме и тантризме И. — абсолютный безличный Бог, Шива. Часто здесь об И. говорится как о Парамешваре (высшем И.) или Махешваре (великом И.). Его супругой является Парамешвари (или Махешвари).

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм

ИШВАРА

        имя или термин, обозначающий в индуизме личного бога, создателя вселенной (переводится как "Господь" или "Владыка"); концепция И. и есть то, что позволяет говорить о монотеистич. тенденции или монотеистич. уровне в индуизме. Исходное значение слова — "владетель", "обладатель"; в Ведах оно выступает как умилостивительный эпитет, обращаемый к разным богам ("владеющий", т. е. "способный дать", потенциальный даритель — прежде всего счастливой доли, судьбы). Через значение "бога личной судьбы" (в эпосе И. иногда тождествен богу судьбы Дхатри) семантика И. эволюционирует до значения монотеистич. "Господа" (очень сходную эволюцию претерпела семантика и др. термина, обозначающего "Бога", — "Бхагават", в первонач. значении: "владеющий (счастливой) долей"). В филос. системе йога И. тождествен Пуруше — высшему "Я" , к-рое в отличие от других пуруш не вовлекается в игры природы (пракрити) и не затрагивается аффектами, действиями с их кармическими плодами и т. п. В философии веданта И. — активная манифестация пассивного Абсолюта — Брахмана. В ряде индуистских традиций все боги, включая величайших — Шиву, Вишну, Брахму, осознаются культурной элитой как формы И. В шиваизме верховный бог значит, чаще определяется термином "И." , чем в вишнуизме. Концепция личного бога-творца (ишвара-вада) не раз подвергалась ожесточенной критике со стороны философов — буддистов и сторонников иных нетеистических учений (ниришвара-вада). Внутри самой индуистской философии острая полемика велась по вопросам соотношения воли И. с действием закона кармы и ответственности И. за творящееся в мире зло.
Я. Васильков

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ИШВАРА
санскр.- господин), понятие др.-инд. религ.-филос. мысли. В веданте - форма воплощения брахмана как повелителя явленного мира, его верховной личности. В адвайта-веданте понятие И. связывается с эмпирич. т. зр., исходящей из реальности мира и предполагающей образ творца, зиждителя, руководителя и разрушителя этого мира, т. е. всемогущего бога, обладающего многими качествами (сагуна); Шанкара называет его сагунабрахманом, или И. За пределами эмпирич. т. зр. понятие И. исчезает; на трансцендентной т. ар., отрицающей реальность мира, оно заменяется бескачеств. богом - ниргунабрахманом.
И. выступает как творч. причина мира во всем его многообразии и как причина осознания этого мира как реального; ему приписываются атрибуты всемогущества (магич. силой майи И. вызывает все вещи к существованию; он же обладает особой энергией - шакти) и всеведения. И.- обладатель недифференцированной майи (причинная стадия, уподобляемая семени растения), существующий до действит. сотворения миpa, но способный к творению; он противопоставлен как брахману, обладающему тонко дифференцированной майей (прорастание семени), так и брахману, обладающему полностью дифференцированной майей (растение во всей его полноте я многообразии) и называемому вайшванарой (также - вират). Все эти три имманентных аспекта бога отличны от его трансцендентного аспекта - чистого сознаниябытия (парабрахман).
В учении ньяи об адриште, т. е. невидимом качестве, И. выступает как ее верховный руководитель; мудрость, желание и волевое действие И. объясняют упорядоченность и организованность всего, что совершается в мире. Вайшешика проводит различие между И. как верховной душой и дживой как индивидуальной душой.

Источник: Советский философский словарь

ИШВАРА
санскр. isvara — властитель, господин) — в индийской религиозно-философской мысли личный Бог (ведантисты называют его Сагуна Брахманом — Брахманом с качествами). В отличие от трансцендентного бескачественного Абсолюта, Ниргуна (бескачественного) Брахмана Ишвара наделяется атрибутами божественного величия.
Найяик Ватсьяяна понимает Ишвару как особого рода Amмай, располагающий, в отличие от обычной души, исключительно благоприятной кармой и способностью непогрешимого познания (но не всеведения). Обладая йогическими силами, Ишвара тем не менее не является «освобожденным» Атманом, поскольку испытывает желания (исключительно благие). Ссылка на Ишвару появляется в вайшешике в связи с космогонической доктриной Прашастапады (в «Вайшешика-сутрах» она отсутствует), в которой ему отводится роль демиурга, конструирующего мир из вечных атомов, акаши (пространство, эфир), времени, системы пространственных мест, внутренних психических органов — манасов и атманов. Создав условия для того, чтобы индивидуальные души испытывали удовольствие или страдание в соответствии с плодами своих действий (карма), Ишвара вайшешики больше не вмешивается в ход событий. Он лишь надзирает за соблюдением религиозно-морального порядка — дхармы и в конце космического цикла своею волей разрушает мир, чтобы души могли отдохнуть от бесконечных перерождений.
Синкретическая ньяя-вайшешика, превращая Ишвару-демиурга в личного Бога теистов, должна была вписать его как элемент базовой системы субстанций. Ишвара занял свое место в классе атманов, однако получил там исключительно привилегированное положение высшего Атмана, обладающего только положительными качествами и, по некоторым версиям, не подверженного кармической детерминации. Последующие авторы ньяи и вайшешики попытались вывести Ишвару из сферы каких бы то ни было моральных оценок, утверждая, что он вне дхармы. А коль скоро Ишвара не считается воплощением добра, то теологи ньяи избегают тем самым проблемы объяснения зла (теодицея).
В теистических школах веданты Ишвара рассматривается как средоточие всех совершенств и достоинств, в двайте — как обладатель нематериального тела, состоящего из сат-чит-ананды (бытия, сознания и блаженства). В вишишта-адвайте и кашмирском шиваизме Ишвара является не только инструментальной причиной, но и материальной основой мира (мир и души считаются «телом» бога), в двайта-веданте и шайвасиддханте, напротив, подчеркивается его трансцендентность по отношению к миру и индивидуальным душам. Однако в отличие от вайшешики, двайта настаивает на постоянном вмешательстве Ишвары в развитие мира и его способности изменять внутреннюю природу вещей.
Из религиозно-философских школ к Ишваре обращается и йога Патанджали, однако в ней он играет не столько теоретическую, сколько практическую роль (идеальный йог, образец для подражания). См. также ст. Ишвара-вадара-вада, Пралая, Сарга.
В. Г. Лысенко

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
664.77 кб

Гносеологический аспект ишвара-вады (индийское учение о личном Боге/Ишваре)

Аникеева Елена Николаевна
Читать PDF
657.44 кб

Ишвар-вада в контексте теизма

Аникеева Елена Николаевна
Читать PDF
123.25 кб

О доказательствах существования Бога/Ишвары в индийской философии

Аникеева Елена Николаевна
В индийской культуре, как и в других политеистических религиях и философиях, имеется тенденция относительного теизма в отличие от христианского теизма как абсолютного, или монотеизма.

Похожие термины:

  • ИШВАРА-ВАДА

    санскр. isvaravada — «учение об Ишваре») — в индийской религиозно-философской мысли общее обозначение теистических доктрин веданты, ньяя-вайшешики, а также ряда вишнуитских и шиваитских систем (см. Та
  • ИШВАРАКРИШНА

            (III в. н. э.) — автор "Санкхья-карик", старейшего сохранившегося текста классич. санкхьи. Ближе неизвестен.А. Парибок