ИШАНИШВАРА-ВАДА

ИШВАРА

Найдено 6 определений термина ИШВАРА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Ишвара

индуист.) – «господин» – одно из имен Шивы. В ряде индуистских сект все боги, в том числе и верховная триада (Брахма, Вишну, Шива), рассматриваются как ипостаси И.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Мифологический словарь

ИШВАРА

Санскр.) "Владыка" или личный бог - божественный Дух в

человеке. Букв., суверенное (независимое) существование. Титул

Шивы и других богов в Индии. Шиву называют также Ишварадэва, или

верховный дэва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теософский словарь.Перевод с английского А.П. Хейдок. (репринт 1988 г.)

ЙШВАРА

(владыка, господин) — название или эпитет высшего существа в различных религиозно-философских системах Индии. Термин И. появляется как эпитет Бога уже в ведический период. Со временем в нем усиливаются монотеистические тенденции, появляется значение абсолютного Господа, подателя всех благ, милости и свободы. Это значение становится ключевым в индуизме. Чаще всего в понятии И. подразумевается личный Бог-творец. В ранней йоге Патанджали И. только высшая душа среди других вечных и независимых душ (пуруш)у которая, в отличие от них, никогда не вовлекается в материальное становление. Поэтому здесь И. — просто пассивный созерцатель, свидетель происходящего в мире, сам он не творит, не разрушает, не освобождает. Но между ним и отдельным пурушей есть определенное родство, поэтому, если йогин практикует почитание И. (ишварапранидхана), тот может привести его к высшему духовному состоянию. В Средние века под влиянием идей бхакти и веданты И. наделяется в йоге могущественными чертами, в том числе волей, влияющей на судьбы людей. В кришнаизме И. — это абсолютный личный Бог, полностью контролирующий все проявления мира, эпитет Кришны. В шиваизме и тантризме И. — абсолютный безличный Бог, Шива. Часто здесь об И. говорится как о Парамешваре (высшем И.) или Махешваре (великом И.). Его супругой является Парамешвари (или Махешвари).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм

ИШВАРА


        имя или термин, обозначающий в индуизме личного бога, создателя вселенной (переводится как "Господь" или "Владыка"); концепция И. и есть то, что позволяет говорить о монотеистич. тенденции или монотеистич. уровне в индуизме. Исходное значение слова — "владетель", "обладатель"; в Ведах оно выступает как умилостивительный эпитет, обращаемый к разным богам ("владеющий", т. е. "способный дать", потенциальный даритель — прежде всего счастливой доли, судьбы). Через значение "бога личной судьбы" (в эпосе И. иногда тождествен богу судьбы Дхатри) семантика И. эволюционирует до значения монотеистич. "Господа" (очень сходную эволюцию претерпела семантика и др. термина, обозначающего "Бога", — "Бхагават", в первонач. значении: "владеющий (счастливой) долей"). В филос. системе йога И. тождествен Пуруше — высшему "Я" , к-рое в отличие от других пуруш не вовлекается в игры природы (пракрити) и не затрагивается аффектами, действиями с их кармическими плодами и т. п. В философии веданта И. — активная манифестация пассивного Абсолюта — Брахмана. В ряде индуистских традиций все боги, включая величайших — Шиву, Вишну, Брахму, осознаются культурной элитой как формы И. В шиваизме верховный бог значит, чаще определяется термином "И." , чем в вишнуизме. Концепция личного бога-творца (ишвара-вада) не раз подвергалась ожесточенной критике со стороны философов — буддистов и сторонников иных нетеистических учений (ниришвара-вада). Внутри самой индуистской философии острая полемика велась по вопросам соотношения воли И. с действием закона кармы и ответственности И. за творящееся в мире зло.
Я. Васильков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ИШВАРА

санскр.- господин), понятие др.-инд. религ.-филос. мысли. В веданте - форма воплощения брахмана как повелителя явленного мира, его верховной личности. В адвайта-веданте понятие И. связывается с эмпирич. т. зр., исходящей из реальности мира и предполагающей образ творца, зиждителя, руководителя и разрушителя этого мира, т. е. всемогущего бога, обладающего многими качествами (сагуна); Шанкара называет его сагунабрахманом, или И. За пределами эмпирич. т. зр. понятие И. исчезает; на трансцендентной т. ар., отрицающей реальность мира, оно заменяется бескачеств. богом - ниргунабрахманом.

И. выступает как творч. причина мира во всем его многообразии и как причина осознания этого мира как реального; ему приписываются атрибуты всемогущества (магич. силой майи И. вызывает все вещи к существованию; он же обладает особой энергией - шакти) и всеведения. И.- обладатель недифференцированной майи (причинная стадия, уподобляемая семени растения), существующий до действит. сотворения миpa, но способный к творению; он противопоставлен как брахману, обладающему тонко дифференцированной майей (прорастание семени), так и брахману, обладающему полностью дифференцированной майей (растение во всей его полноте я многообразии) и называемому вайшванарой (также - вират). Все эти три имманентных аспекта бога отличны от его трансцендентного аспекта - чистого сознаниябытия (парабрахман).

В учении ньяи об адриште, т. е. невидимом качестве, И. выступает как ее верховный руководитель; мудрость, желание и волевое действие И. объясняют упорядоченность и организованность всего, что совершается в мире. Вайшешика проводит различие между И. как верховной душой и дживой как индивидуальной душой.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ИШВАРА

санскр. isvara — властитель, господин) — в индийской религиозно-философской мысли личный Бог (ведантисты называют его Сагуна Брахманом — Брахманом с качествами). В отличие от трансцендентного бескачественного Абсолюта, Ниргуна (бескачественного) Брахмана Ишвара наделяется атрибутами божественного величия.

Найяик Ватсьяяна понимает Ишвару как особого рода Amмай, располагающий, в отличие от обычной души, исключительно благоприятной кармой и способностью непогрешимого познания (но не всеведения). Обладая йогическими силами, Ишвара тем не менее не является «освобожденным» Атманом, поскольку испытывает желания (исключительно благие). Ссылка на Ишвару появляется в вайшешике в связи с космогонической доктриной Прашастапады (в «Вайшешика-сутрах» она отсутствует), в которой ему отводится роль демиурга, конструирующего мир из вечных атомов, акаши (пространство, эфир), времени, системы пространственных мест, внутренних психических органов — манасов и атманов. Создав условия для того, чтобы индивидуальные души испытывали удовольствие или страдание в соответствии с плодами своих действий (карма), Ишвара вайшешики больше не вмешивается в ход событий. Он лишь надзирает за соблюдением религиозно-морального порядка — дхармы и в конце космического цикла своею волей разрушает мир, чтобы души могли отдохнуть от бесконечных перерождений.

Синкретическая ньяя-вайшешика, превращая Ишвару-демиурга в личного Бога теистов, должна была вписать его как элемент базовой системы субстанций. Ишвара занял свое место в классе атманов, однако получил там исключительно привилегированное положение высшего Атмана, обладающего только положительными качествами и, по некоторым версиям, не подверженного кармической детерминации. Последующие авторы ньяи и вайшешики попытались вывести Ишвару из сферы каких бы то ни было моральных оценок, утверждая, что он вне дхармы. А коль скоро Ишвара не считается воплощением добра, то теологи ньяи избегают тем самым проблемы объяснения зла (теодицея).

В теистических школах веданты Ишвара рассматривается как средоточие всех совершенств и достоинств, в двайте — как обладатель нематериального тела, состоящего из сат-чит-ананды (бытия, сознания и блаженства). В вишишта-адвайте и кашмирском шиваизме Ишвара является не только инструментальной причиной, но и материальной основой мира (мир и души считаются «телом» бога), в двайта-веданте и шайвасиддханте, напротив, подчеркивается его трансцендентность по отношению к миру и индивидуальным душам. Однако в отличие от вайшешики, двайта настаивает на постоянном вмешательстве Ишвары в развитие мира и его способности изменять внутреннюю природу вещей.

Из религиозно-философских школ к Ишваре обращается и йога Патанджали, однако в ней он играет не столько теоретическую, сколько практическую роль (идеальный йог, образец для подражания). См. также ст. Ишвара-вадара-вада, Пралая, Сарга.

В. Г. Лысенко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ИШВАРА — 0

Найдено научныех статей по теме ИШВАРА — 0

Найдено книг по теме ИШВАРА — 0

Найдено презентаций по теме ИШВАРА — 0

Найдено рефератов по теме ИШВАРА — 0