ЙОДЛЬ ФридрихЙОНСТОН

ЙОНАС Ханс

Найдено 2 определения термина ЙОНАС Ханс

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ЙОНАС (Jonas) Ханс

р.1903) -нем.-амер. философ, ученик Гуссерля, Бультмана и Хайдеггера. Изучал философию, теологию и историю искусств в ун-тах Фрейбурга, Гейдельберга, Марбурга. В 1933 по причине еврейского происхождения эмигрирует сначала в Великобританию, затем - в Палестину, где поступает на военную службу; после войны переезжает в Канаду (1949-54) и США, где с 1955 по 1976 является проф. Новой школы социальных исследований (Нью-Йорк). С выходом на пенсию - приглашенный проф. ун-тов Принстона, Гарварда и многих других.

Первые работы Й. посвящены позднеантичному гностицизму, который Й. интерпретирует с позиций экзистенциальной герменевтики (Gnosis und spatantiker Geist. Bd.l. 1934). В 50-е годы интересы Й. смещаются в сферу философской биологии. (Выдвигаемая им концепция жизни (The Phenomenon of Life, 1966) полемически заострена против дуализма природы и свободы. Свобода, по Й., изначально укоренена в жизни, ибо уже на уровне элементарного обмена веществ в органическом мире просматриваются духовные формы. Отсюда специфика положения человека в мире - его "межбытие" (Zwischensein), нахождение между бытием и небытием. Позднее Й. обращается к этической проблематике. Итогом его работы в этой области стала кн. "Принцип ответственности" (Das Prinzip Verantwortung: Versuch einer Ethik fur die technische Zivilisation, 1979), принесшая Й. международную известность. Средоточие размышлений Й. - преодоление дихотомии сущего и должного, характерной как для позитивистского мышления технократов, так и для традиционной философской этики. Положения своей морально-философской теоории Й. энергично отстаивает в общественной и публицистической деятельности. На протяжении последних трех десятилетий Й. - один из самых заметных участников интернациональных дискуссий по проблемам врачебной этики и дебатов вокруг генной инженерии. Среди значительных публикаций 80-х годов: "Власть и бессилие субъективности" (1981), "Техника, медицина и этика" (1985) и "Понятие Бога после Освенцима" (1987).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современная западная философия: словарь

ЙОНАС Ханс

10 мая 1903, Монхенгладбах, Германия — 5 февраля 1993, Нью-Рошелл, США) — немецко-американский философ. Учился у Гуссерля, Хайдеггера и Бультмана. Защитил докторскую диссертацию в Гетгингенском университете по проблеме интерпретации свободной воли у Августина. Из-за еврейского происхождения в 1933 эмигрировал в Великобританию, в 1935 — в Палестину, где занимался изучением гностицизма и его роли в закате античности. В годы 2-й мировой войны сражался в армии Великобритании в рядах «Еврейского батальона». В 1946 переехал в Канаду, а в 1954 — в США, где в 1955—76 был профессором Новой школы социальных исследований (Нью-Йорк), затем преподавал в университетах Принстона, Гарварда и др.

В США Йонас работал в области философии биологии; наряду с этим занимался критикой картезианского дуализма, философии сознания и технократического стиля мышления с позиций, близких фундаментальной онтологии Хайдеггера. На основе «единой теории бытия» разработал онтологические основания этики, которая отвергала традиционный этический «антропоцентризм», сводивший проблему моральной ответственности исключительно к отношениям между людьми. Природа, в том числе и как основа бытия человека, рассматривается Йонасом в качестве своеобразного «субъекта» морали. Одновременно он переосмысляет понятие человеческого действия, которое в современных условиях бурного развития технологий должно трактоваться с учетом его необратимых, ближайших и отдаленных последствий как для самого действующего субъекта (технологии преобразуют не только вещи, но и людей), так и для его «предмета» воздействия (природного или человеческого).

Йонас сформулировал этический императив ответственности для «технократического века», оказавший глубокое влияние на развитие экологической этики: «Поступай так, чтобы последствия твоих действий были совместимы с непрерывностью последующей жизни человека на земле». Одновременно Йонас предложил понятие этической «эвристики страха», согласно которой попытка определить общее благо (основу совместного морально ответственного действия) позитивно приводит к раздорам между людьми, придерживающимися различных религиозных, философских или идеологических ориентации. Моральный разум фатально не универсален, универсален страх, переживание общей опасности, которое захватывает людей различных воззрений. Общее для большинства людей переживание угрозы экологической катастрофы может, по Йонасу, выступить в качестве негативного этического основания совместной ответственной деятельности людей в современную эпоху.

Соч.: Augustin und das paulinische Freiheitsproblem. Gott., 1930; Gnosisund spatantiker Geist, Bd. 1-11. Gott., 1934—54; The Gnostic Religion. 1958; Organismus und Freiheit: Ansatze zu einer philosophischen Biologie. Gott., 1973; Das Prinzip Verantwortung: Versuch einer Ethik fiir die technologische Zivilisation. Fr./M., 1979; The Phenomenon of Life: Toward a Philosophical Biology. Chi., 1982; The Imperative of Responsibility: In Search of an Ethics for Technological Age. Chi., 1984; Mortality and Morality: A Search for tlie Good after Auschwitz. Evanston, 1996; The Legacy of Hans Jonas. — Hastings Center Report, special Issue, 25, №. 7, 1995.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ЙОНАС Ханс — 0

Найдено научныех статей по теме ЙОНАС Ханс — 0

Найдено книг по теме ЙОНАС Ханс — 0

Найдено презентаций по теме ЙОНАС Ханс — 0

Найдено рефератов по теме ЙОНАС Ханс — 0