ЙОГА

Найдено 28 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЙОГА
сложившееся в недрах индуизма учение об очищении души, освобождении ее от порабощения телом и слиянии с божественным Абсолютом. Некоторые разделы йоги (например, хатха-йога) содержат накопленные в течение веков рекомендации в области медицины, психологии и оздоровительной гимнастики.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ИОГ
человек, последовательно и целенаправленно практикующий йогу с целью достигнуть абсолютной свободы от земных желаний и привязанностей, избавиться от своего «я» и перейти в состояние нирваны. Настоящий йог, упорно работая над просветлением своего духа и тела, достигает выхода из колеса сансары и перестает рождаться в мир.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ЙОГА
индийская философская система, основанная, согласно традиции, Патанджали. Йога затрагивает весь комплекс телесных упражнений, обеспечивающих нам способность управлять своим организмом и нервной системой и достигать «совершенного состояния» или состояния «созерцания», полного отсутствия желаний, абсолютной неподвижности.
 

Источник: Философский словарь

ЙОГА
Система психосоматических методов достижения устойчивых измененных состояний сознания (самадхи), включающая осознание, различение, коррекцию и управление соматическими и психическими структурами человека. Исходная цель йоги — изменение онтологического статуса человека в мире, единение человека с Природой и Вселенной, с высшим Разумом или Абсолютом, расширение сознания.
Кроме того, йога — философское учение, отчасти воспринятое и буддийской философией.

Источник: Буддизм. Энциклопедия.

Йога
этот термин позаимствован из санскрита и переводится как «налагать ярмо». Йогой называют процесс духовной дисциплины или использование физических и умственных сил для достижения самоконтроля и окончательного просветления. Как правило, йога - система медитаций, применяемая в буддизме, индусских традициях и джайнизме. Эти системы имеют много общего, например, понятие о карме, дхарме и некоторое представление о метемпсихозе. Также йога - это одна из шести школ индийской философии, в которой она применяется для достижения освобождения - а именно, состояния совершенной изоляции. См..: также: Йог; Религии йоги.

Источник: Новые религиозные движения.

ЙОГА
от «соединение, сосредоточение мыслей, созерцание») - одна из шести ортодоксальных (брахманских) школ Древней Индии, выработавшая целый комплекс приемов для достижения особого духового состояния путем самопознания и освобождения человека от уз материального существования (нирвана), достигаемое упражнениями по управлению психикой и физиологическими процессами организма, а также системой приемов, позволяющих достичь этого. Разделяет основные положения индуизма, считая, что слияние души с божеством возможно путем упражнений, вводящих в состояние полного транса, мистического экстаза. Основателем школы считают Патанджали (около I в. до н.э.).

Источник: Тематический философский словарь

ЙОГА
Санскр.) (1) Одна из шести Даршан или школ Индии; школа
философии, основанная Патанджали, хотя истинная доктрина Йоги,
та, о которой говорится, что она помогла подготовить мир к
проповедям Будды, совершенно обоснованно приписывается более
древнему мудрецу Яджнавалкия, автору "Шатапатха Брахманы" к
"Яджур Веде", "Брихад Араньяки" и других известных трудов. (2)
Практика медитации, как средство, ведущее к духовному
освобождению. С помощью ее приобретаются психо-духовные силы, и
вызванные экстатические состояния ведут к чистому и правильному
восприятию вечных истин, как в видимой так и в невидимой
вселенной.

Источник: Теософский словарь

Иога
одна из ортодоксальных философских систем индусской религии брахманизма. Согласно этому учению, высшее блаженство достигается самоуглублением и внутренним созерцанием, в результате которых душа приобретает сверхестественные свойства. Иога выработала целую систему технических приемов для осуществления напряженной концентрации внимания, приводящей якобы к достижению познания, освобождению духа от материи и отождествлению индивидуальной души с мировой. Толстой наделил Каратаева (см. прим. 240) именно этими чертами - интуитивной мудростью, независимостью психического состояния от внешних условий и глубоким контактом с окружающими людьми и природой. /Т. 20/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ЙОГА
инд. теория и практика созерцания. С помощью созерцания стремятся достигнуть отрешенности от действительности, мистического слияния души с богом, сверхчеловеческих знаний и сверхъестественных способностей. Слово "йога" родственно лат. jugum и обозначает также напряженность, тренировку (мышления), а также "соединение", "слияние" (с Богом). Целью этого напряженного сосредоточения является освобождение от мешающего влияния внешнего мира. Со времени появления вед возникали различные системы и методы йоги у брахманов, буддистов, джайнистов. В классическом учебнике йоги (Йога-сутра) Патанджали (закончен между 4 и 5 вв.) в качестве философской основы используется учение санкхъи.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Йога
одна из ортодоксальных идеалистических систем инд. философии. Осн. целью всех поступков человека, с т. ер. Й., должно быть полное освобождение от материального существования, смерти и рождения. Двумя осн. условиями этого освобождения являются войрагья (бесстрастие, отрешенность) и йога (созерцание). Первому предшествует убежденность в бесплодности мирской жизни, исполненной ала и страдания. Второе возникает из убеждения в необходимости познать высшую истину — бога. В отличие от др. систем индийской философии Й. придает исключительное значение совершенствованию тела и органов чувств. Осн. положения Й. были сформулированы в «Йога-сутрах», созданных Патанджали около 1 в. до н. э.

Источник: Философский словарь. 1963

ЙОГИ
Санскр.) (1) Не "состояние шестикратного телесного и
ментального счастья, как результат экстатической медитации"
(Эйтель); но состояние, которое, когда достигнуто, делает
практикующего с этого момента полным хозяином своих шести
"принципов", ибо он теперь погружен в седьмой. Это дает ему
полный контроль - благодаря его знанию Себя и Себя - над его
телесными, интеллектуальными и ментальными состояниями, которые,
будучи неспособными более препятствовать или воздействовать не
его Высшее Эго, предоставляют ему свободу существовать в его
первоначальном, чистом и божественном состоянии. (2) Также
наименование того, кто практикует Йогу.

Источник: Теософский словарь

ЙОГА
(санскр. yoga, тиб. rnalbyor, средство обуздания, связь, усердие, сосредоточение ума) — термин, обозначающий как отдельные техники физического, психического, духовного и прочего совершенствования индивида, так и их совокупность, то есть систему развития внутренних способностей человека. Применительно к буддизму Й. — это, прежде всего, практики духовного роста, осуществляемые посредством упражнений в созерцании (дхьяна), или медитации, а также в сосредоточении (самадхи) на том или ином объекте. Высшей же целью буддийской Й. считается достижение сознанием состояния безобъектности (аналамбана), беззнаковости (анимитта), пустоты (шуньята). В Великой колеснице последнее состояние отождествляется с природой Будды (буддхатва). На более низких уровнях в качестве плода занятий Й. практикующие получают интуитивное видение (Й.-пратьякша) и другие сверхъестественные способности.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

ЙОГА
санскр., букв. «средство», «способ», «единение», «действие», «укрепление» и др.) — комплекс приемов и упражнений для очищения тела и сознания и для достижения состояния духовного созерцания. Йогич. практика применяется во всех инд. религ.-филос. школах, кроме мимансы и чарвака. Она имеет очень древние корни: упоминается уже в Ведах и Упанишадах. Особенно большое значение И. приобрела в одноименной филос. системе, основывавшейся на «Йога-сутрах» Патанджали (ок. 2 в. до н. э.). Представители названной системы сыграли большую роль в совершенствовании методов Й. В буддизме И. считалась важной ступенькой на пути к просветлению. Будда учился приемам Й. у аскета-шрамана Арады Каламы близ г. Вайшали, медитации — у шрамана Удраки Рамапутры в окрестностях Раджагрихи, и хотя эти занятия приблизили его к просветлению, они были признаны им недостаточными для достижения освобождения. Буддисты считали, что с помощью Й. можно развить в себе способность помнить о своих прежних рождениях. Н. А. Канаева

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ЙОГА
санскр.— соединение) — инд. религиозно-философское учение, основание к-рого приписывается Патанджали (ок. 1 в. до н. э. или н. э.). Разделяя осн. положения индуизма, И. считает гл. на пути слияния индивидуальной души с божеством систему упражнений, ведущих к состоянию мистического экстаза и полного транса, в к-ром исчезает реальный окружающий человека мир. Упражнения эти восходят к глубокой древности, когда подобные им приемы должны были помогать человеку обрести или подчинить себе сверхъестественные силы. Патанджали лишь систематизировал эти упражнения и изложил их в своей “И.-сутре”. Низшая ступень И.—хатха-Й.—физические приемы, направленные на такое овладение телом, к-рое дает возможность перейти к раджа-Й.— системе психических упражнений, ведущих к полному отрыву от реальной действительности. С помощью И. можно, по убеждению ее адептов, становиться бесконечно малым и невидимым, разрастаться до огромных размеров, переноситься по желанию в любое место, “видеть” предметы за тыс. км, читать чужие мысли, знать прошлое и будущее, беседовать с умершими. Упражнения И. вошли как один из путей “спасения” в большинство религий Индии (в т. ч. и в буддизм).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЙОГА
(санскр. - соединение, сосредоточение, религиозное управление) - одно из шести направлений в индийской религиозно-философской мысли, опирающихся на авторитет Вед. Сформировалось примерно на рубеже IV - III вв. до н. э. Оформление классической йоги связано с именем «Йоги-сутры» Патанджали (II в н, э ). По философским воззрениям йога примыкает к санкхье, но в отличие от нее признает бытие верховного бога, которого считает высшим объектом размышления для сосредоточения и самопознания. Цель йоги, как и санкхьи, - освобождение (мокша). Главное в системе йога - практика, сложный комплекс приемов и методов, для овладения которыми требуется аскетическая дисциплина, жесткий самоконтроль, постоянная тренировка, умение поставить свой организм под начало воле, - комплекс, который обеспечивает вхождение в состояние созерцания (медитации) и обретение истинного знания. К технике йоги как приему сосредоточения и обретения истинного знания обращались древнне аскеты и последователи всех направлений индийской мысли. В Новое время наиболее видным представителем ноги был Вивекананда. Современные сторонники йоги не считают приверженность к той или иной религии решающим моментом и не ставят целью навязать ученику свою систему взглядов. Главное - помочь овладеть методами, которые позволили бы ученику развить свои познавательные способности, расширить сознание до полного овладения интуитивным уровнем и еще более высокого духовного уровня. Именно так формулирует свою цель Агни-Йога (см.: Блаватская Е. П. и Рерих Е.И.).

Источник: Краткий философский словарь 2004

ЙОГА
(Yoga) — индийская теория и практика концентрации и медитации, с помощью которой пытаются достичь обладания сверхчеловеческим знанием и сверхъестественными способностями. Слово «йога» (санскр., букв. — «созерцание») изначально обозначает «ярмо, иго» (нем. — Joch) в смысле самопорабощения, самовоспитания, дисциплины; в более узком смысле — «напряжение, тренировка» (мышления), «слияние» (с божеством). Целью этого напряжения является освобождение от мешающего влияния внешнего мира. Со времени появления Вед различные системы и методы йоги развивались у брахманов, буддистов, джайнистов. Классические афоризмы йоги (йогасутра), содержащиеся в Патанджали (закончен в IV—V вв. н. э.), используют в качестве философской основы учение санкхьи, в то время как философы системы санкхья, наоборот, рассматривают учение йоги в качестве основы своей практики (см. Индийская философия). — Р. Schreiner (Hg.). Yoga. Ein bibliograph. Überlick, 1979.
R Brunton. The Hidding Teaching beyond Y. London, 1941, dt. 1951; H. P. Yogananda. Autobiography of a Yogi. New York, 1946, dt. 1950; J. M. Spath. Y, 1951; D. Dünne. Y. for Everyman, 1951, dt. 1952; S. Vivekananda. Karma-Y. und Bhakti-Y., 1953; M. Eliade Le Y. — Immortalité et liberté. Paris, 1954, dt. 1960; W. Y. Evans-Wentz. Die große Befreiung, 1955; J. W. Hauer. Der Y. — Ein indischer Weg zum Selbst, 1958; A. Verdu. Abstraktion und Intuition als Wege zur Wahrheit in Y. und Zen, 1965; S. Panjikaram. Ansätze zu einer ganzheitlichen Spiritualität, 1983; D. Ebert. Physiolog. Aspekte des Y, 1986.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЙОГА

(санскр. соединение, сочетание) - в современной культуре обычно трактуется как индийская философско-практическая традиция, разработавшая систему психофизической регуляции сознания, контроля над телом и раскрытия паранормальных способностей. В Индуизме йога - один из духовных путей с целью освобождения (мокша) от привязанности к суетной плотской жизни в нашем мире (читта с ее реинкарнациями) и воссоединения с Единым. Единое первоначало чаще всего трактуется пантеистически. Основная антропологическая идея йоги - признание оторванности нашей души от духа, от Я внутреннего (образ слепого силача, несущего на своих плечах зрячего паралитика). Разорванность преодолевается системой методов, направленных на подчинение духу (поначалу "царственному пленнику") тела, души, активной воли и разума. Путь йоги требует всецелой самоотдачи человека и великой любви к спасению. Йога - это единство высшего познания (санкхья) и тщательно продуманной и систематично исполняемой подготовки к нему (есть 8 ступеней). Это овладение жизненными энергиями и полный контроль над стихийными силами в нас, достижение внутреннего равновесия, незаинтересованное действие, аскеза, дисциплина души и мышления, добродетель, самопознание и внутреннее сосредоточение духа (самадхи) в сверхпознании, в созерцании всепроникающего Атмана. Отсюда - последний шаг к уходу из мира. Персоналисты критикуют йогу за пантеизм, за отрицание бесконечной ценности личности, за предложение человеку отождествить себя с частицей безликого божественного бытия и отказаться быть человеком.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ЙОГА
сс. Средство. Прием. Работа. Управление. Связь. Волшебство. Сосредоточение. Одна из шести религиозно-философских систем древней Индии (даршана), признающих веды священным писанием (шрути), откровением, авторитетным источником. Опираясь на философию санкхьи, йога разработала практику достижения высшего состояния сознания, транса (самадхи). Она гармонизирует и регулирует жизнедеятельность человека, в результате чего тело взаимодействует с духом, происходит их слияние и прижизненное освобождение (дживанмукти). Полное освобождение духа от материи наступает после смерти тела. Словосочетание «санкхья-йога» означает творческое сотрудничество двух школ. Йога оказала влияние на практики и психотехники всех направлений. Считается, что в ней были собраны, изучены и систематизированы знания и опыт предыдущих поколений подвижников. В отличие от веданты, йога исследовала не три, а пять состояний сознания (авастха, читта-бхуми). Три из них возникают спонтанно, а два высших достигаются в процессе духовной практики. Все вместе они называются «панчавастха». Согласно Патанджали, автору фундаментального произведения «Йога-сутра», йога занималась многими проблемами, к которым относятся: подвижничество, аскеза (тапасья), пребывание длительное время в одной позе (асана), техника саньямы (самьяма), контролируемое дыхание (пранаяма), работа с психофизиологическими центрами (чакра) и с силами (вибхути), обретение сверхъестественных способностей (сиддхи) и др. Термин йога применяется в расширительном значении для обозначения любых действий, связанных с изменением состояния сознания. Существуют выражения: йога буддийская, даосская, христианская и т.д. Йогой называют и просто систему физических упражнений. Адептов йоги называют йогами, йогинами, женщин — йогини.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

Йога
Одна из наиболее известных ортодоксальных школ, основателем которой считается мудрец Пата́нджали (II–III вв. н. э.), создавший свое учение в виде Йогисутры – базового текста классической Йоги. Однако начало ее формирования некоторые исследователи относят к более раннему времени. По своим теоретическим философским основам Йога тесно примыкает к Санкхье, хотя при этом признает существование верховного Божества, которое выступает в качестве высшего объекта духовного сосредоточения и образца для самосовершенствования. Целью Йоги, так же как и Санкхьи, является освобождение (мо́кша) человека от цепи перерождений (санса́ры) и воздействия кармы. Для этого Йогой разработана система упражнений, приемов и методов, ведущих к достижению состояния созерцания (медитации) и обретению истинного знания. Чтобы добиться успеха на пути к освобождению, от человека требуется внутренняя дисциплина, самоконтроль, выдержка, умение управлять своим организмом. Учение Йоги выделяет восемь ступеней самосовершенствования:
1. Отказ от неправильного поведения.
2. Соблюдение непреложных правил.
3. Правильная поза для сосредоточения.
4. Управление дыханием.
5. Отвлечение органов чувств от их объектов.
6. Сосредоточение внимания.
7. Созерцание объекта, удерживаемого вниманием.
8. Просветление.
Вся система этих методов и практических приемов направлена на восстановление связи между духовной сущностью человека и общемировой, космической целостностью Божества (Абсолюта), к наибольшему раскрытию и воплощению подлинной человеческой природы. На высшей стадии духовного совершенства, согласно Йоге, человек способен достигать фантастических результатов в деле овладения тайнами мироздания и человеческой природы – мгновенно переноситься по желанию на любые расстояния, читать чужие мысли, видеть предметы на тысячи километров от себя, знать прошлое и будущее и т. п. Йога оказала заметное влияние на общее развитие религиознофилософской мысли Индии, в частности на буддизм.

Источник: Философия. Краткая история.

ЙОГА
санскр., букв. - соединение, связь; оковы, гнет) - религ.-идсалистич. учение, возникшее в Др. Индии. На протяжении тысячелетий сложились десятки школ И., из к-рых только 19 считаются самостоятельными и оригинальными. Филос. основой И. является дуалистически трактуемая ^санкхья. Согласно философии И. пракрит (материальная субстанция) и пуруша (духовная субстанция, сознание) некогда существовали независимо друг от друга, но пуруша допустил авидыо (незнание, невежество), в результате чего попал в оковы (упряжку. ярмо) материи и с тех пор никак не может прийти к своему первонач., независимому состоянию. Человек, согласно учению И., - частный случай соединения, «смесь» сознания и материи, души и юла. Жизнен, задачей человека И. считает «освобождение» души из-под «ярма» материи, тела. Наиболее известны 4 направления И., к-рые не исключают, а дополняют друг друга. Джнана-йога (метод познания) утверждает: как только разрушено незнание и достигнуто знание (т. е. усвоено религ.-филос. учение), душа становится свободной. Карма-йога (путь действия) требует полного преодоления человеком «суетных» интересов жизни во имя освобождения Бхакти-йога (путь любви к богу) связывает «освобождение» с любовью и преданностью божеству, божеств, абсолюту. Раджа-йога (путь господства над собств. телом) представляет собой совокупность методов фиэич. и психич. упражнений, направленных на «освобождение» души. Положения учений И. об «очищении» для постижения «высш. истин» в той или иной мере признавались различными религ. системами в Индии -брахманизмом, джайнизмом, буддизмом, индуизмом и т. д. Несмотря на мистику и элементы невропатии, характеризующие йо-гизм, в нем за длительную историю его существования накопилось много рациональных народных наблюдений в области оздоровительной гимнастики, медицины и психологии. Практика хатха-йоги (раздел раджа-йоги) стала предметом исследования со стороны специалистов в области спорта и медицины. Вместе с тем в бурж. странах получило распространение гл образом религ.-мистич. учение И.

Источник: Атеистический словарь

ЙОГА
санскр. joga - связь, единение, метод, усилие) - в широком смысле религиозно-философское учение Востока, целью которого является достижение освобождения духа (Мокша, Нирвана); в узком смысле - одна из шести экзотерических даршан (школ) древнеиндийской философии. Истоки Й. очень древни. Уже в Ведах содержится идея о достижении человеком божественных способностей путем духовной практики (аскетизм, размышление, сосредоточение). Упанишады и "Махабхарата" говорят о йогических путях обретения истинного знания. Древнейшие тексты "Голос Безмолвия" и "Свет на Пути", обнародованные в свое время Блаватской, описывают ступени йогических достижений. Фактически основателем классической Й. считается индийский философ Патанджали (ок. 2 в. до н.э.), автор "Йога-Сутр" (русский перевод, 1911). Философия Й. опирается на онтологические и гносеологические идеи Священных текстов древней Индии. Оригинальным достоянием Й. является практический путь к освобождению посредством системы тренировки тела, души, мышления, постоянных усилий, направленных на самоусовершенствование и воспитание добродетелей. Смысл освобождения - в восхождении духа к новым сферам жизни путем выхода из круга рождений и смертей (сансары); слияние Атмана (абсолютного субъекта, "Я") с Брахманом (Абсолютом) представляется как некая конечная, доступная человеку цель жизни. Й. разрабатывает целую систему последовательного очищения и просветления сознания с целью познания "Я" и достижения самадхи (состояние высшей собранности и гармонии), последней ступени восьмеричного пути освобождения. Ступени совершенствования в Й., изложенной Патанджали, следующие; "яма" - обуздание, воздержание; "нияма" - этическая культура; "асана" - дисциплина тела; "пранаяма" - регулирование дыхания; "пратьяхара" - изоляция чувств; "дхарана" - внимание; "дхьяна" - размышление; "самадхи" - сосредоточенность, озаренность. Традиционно выделяют четыре вида Й.: Джнана-Й. (Й. размышления, путь познания); Карма-Й. (Й. действия, путь активного и бескорыстного служения общему благу); Бхакти-Й. (Й. любви, безраздельной преданности Высшему Существу). Раджа-Й. (Й. царственная, путь самопознания, ведущий к достижению "великого самоуглубления" - махасамадхи). "Бхагавад Гита" излагает эти Й. Хатха-Й. же принадлежит к философской системе Й. Она лишь регулирует низшие психические процессы, не способствующие истинному духовному развитию, просветлению сознания и возжжению человеческого духа. В настоящее время онтология, гносеология и методология Й. развиты в трудах С. Вивекананды, в "Интегральной Й." Ауробиндо Гхоша, Учении Агни Й. По сути, Й. как "связь" есть восточный эквивалент западного понятия религии. Единое смысловое значение Й. и религии позволяет видеть глубокое духовное единство Й. с мистическими путями Запада (неоплатонизм, гностицизм, исихазм) и Среднего Востока (суфизм).
В.В. Лобач

Источник: Новейший философский словарь

ЙОГА
инд. - соединение, сочетание, средство) -учение о путях личного совершенствования и духовного освобождения, являющееся частью мн. религиозно-философских концепций Индии. Все известные попытки изложения И. так или иначе связаны с древнейшими источниками: И. Упани-шад и Гиты и йога-сутрами Па-танджали. Варианты в истолковании И. и в акценте на тех или иных ее направлениях определялись философско-этическими взглядами автора. В целом же все варианты И. представляют собой систему воспитания человека, его духа и тела; они разделяются на несколько направлений, характеризующих стороны разумной жизни. Хатха-йога - путь овладения телом, достигаемый воздержанием, соблюдением правил и сложными физическими упражнениями с целью приобретения силы, выносливости, выдержки. Карма-йога - практическое руководство к осуществлению религиозно-этического идеала деятельности, осн. условиями к-рой выступают: бескорыстие (делать, о плодах не заботясь - Бхагавадгита); умение не презирать себя; требование непривязанности, когда на смену страстному увлечению делом с признаками себялюбия («я» работаю, «мой» труд) приходит спокойное, уравновешенное отношение (саттва), раскрепощающее человека. Этот путь соответствует закону кармы, согласно к-рому любая деятельность оставляет свой след не только в этой жизни, но и в последующих (Буддизм). Бхакти-йога - гуть совершенствования, при к-ром духовное освобождение достигается любовью. В рамках религиозного понимания мира как проявления божества любовь выступает во всем многообразии ее проявлений: от эгоистических привязанностей до бескорыстной любви к миру как олицетворению совершенства. Любовь, т. обр., рассматривается как божественная сила и двигатель всего. Наиболее высокий уровень любви достигается правдивостью, искренностью, непричинением вреда всему живому. Эта форма любви, не знающая торговли, страха и соперничества, означает полное освобождение человека. Раджа-йога (царственная И.) ставит задачу научить человека владеть собой, уметь сосредоточиться, достигнуть дисциплины ума и способности управлять своим бессознательным. Для этих целей предлагается целый ряд упражнений, Джнана-йога - путь познания всего как целого и единого. Она противопоставляется науке, изучающей внешний мир фактов, и считается наиболее философским направлением Й-, обращенным к человеческой душе, в к-рой отражается абсолютная сущность мира, и пытающимся решить проблему бессмертия, конечного и бесконечного. Разделение и классификация направлений И. в разных религиозно-философских системах Индии (буддизм, джайнизм) варьируется, но везде нравственные принципы составляют важнейшую часть всего учения. Наиболее известны лекции о И. Вивеканапды, интегральная И. религиозного философа и поэта Ауробиндо Гхоша (1872-1950) и др. Отбрасывая сугубо религиозные и идеалистические идеи И. о достижении человеком абсолютной свободы, полном освобождении его от пут материального существования и т. п., совр. наука не проходит мимо нек-рых содержащихся в этом учении рекомендаций, способов воздействия на человека и его психику.
К

Источник: Словарь по этике

ЙОГА
комплекс приемов и упражнений для очищения тела и сознания ради достижения состояния духовного созерцания. Философия йоги духовна, она ориентирована на индивидуальное раскрытие и постижение бытия путем осознания независимого, самосущего, имеющего свой источник в самом себе Духа (пуруша) человека. Философия йоги этична; эта система, состоящая из восьми аспектов, или ступеней, начинается с пяти добродетелей, первой из которых является ненасилие. Ее методы медитации используют также силы разума и эмоций, они предписывает дружелюбие, любовь и другие добрые чувства. Это и практическая философия, поскольку она связана с управлением и регуляцией тела и сознания со стороны человека. Существует множество различных школ и учителей, которые уделяют особое внимание различным частям этого учения. Н.К. Рерих говорил о существовании около тысячи! различных йог, которые не противоречат, а дополняют друг друга. Йогическая техника представлена двумя связанными друг с другом аспектами: самоограничением (аскетизмом) и вхождением в состояние созерцания (медитации»). Йогическая практика применяется почти во всех индийских религиозно-философских школах; ее истоки восходят к Ведам. Чтобы не запутаться в многообразии видов йоги, приведем данные по книге Ю.Л. Каптена «Основы медитации», (Самара, 1993), систематизирующие наиболее известные двадцать шесть направлений йоги: Крама-йога, основная цель этика поведения, постижение принципов Ямы и Ниямы (свод моральных заповедей йоги); Карма-йога: выработка способности к бескорыстному труду на благо общества, совершенствование трудовых навыков; Крийя-йога: религиозные действия для постижения Бога; Мантра-йога: управление звуковыми вибрациями заклинаний и молитвенных формул; Янтра-йога: работа с цветными изображениями-янтрами; Гхатастха-йога: телесная тренировка, развитие физической силы; Хатха-йога: совершенствование физического тела путем выполнения асан и пранаям (особых дыхательных упражнений и гимнастики); приведение в состояние равновесия внутренних полярных токов методами физических упражнений и концентрации внимания; Санньяса-йога: выработка стремления к отречению от мира, преодоление мирских соблазнов; Лайя-йога: совершенствование волевых способностей, выработка чувства «растворения» индивидуальной души; Дхьяна-йога: совершенствование медитативной практики; Кунта-йога: работа со специальными знаками; Нада-йога: работа с внутренними каналами, меридианами энергии; Свара-йога: работа с тонкими проявлениями звуковых вибраций и управление внутренними энергетическими каналами – Идой и Пингалой; Удварета-йога: развитие и контроль за силами сексуальной энергии путем различных способов перевода ее в духовную энергию; Кундалини-йога: пробуждение внутренних неосознанных сил организма; Джнани-йога: освоение системы знаний о природе истинного «Я»; Раджа-йога: полный контроль над интеллектуальным состоянием; Адхьятма-йога: познание проявления высшего «Я» в себе и в людях; Бхакти-йога – постижение и осознание любви к Высшему Божеству; Шакти-йога: коатроль энергетического состояния организма; Агни-йога: управление психической энергией организма путем нравственной гигиены сознания; Самадхи-йога: глубокое погружение в Самадхи с учетом силы и качества экстаза; Абхасья-йога – высшее овладение духовной практикой, достижение состояния транса; Аштанга-йога: последовательное прохождение восьмеричною пути йоги и совершенствование каждого его этапа; Брахма-йога: сосредоточение на Брахмане, Мировом Абсолюте; Буддхи-йога: совершенствование духовного состояния путем восхождения к мудрости, на основе любви к людям, ко всему одушевленному. Именно этим мудрость отличается от простого знания.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ЙОГА

        (от корня "юдж" — (за-, со-)прягать; ок. 20 словарных значений) —
        1) В общем смысле, создававшемся и обогащавшемся на протяжении 1,5 тыс. лет (VI до н. э. — X н. э.), — техника, совокупность методик, процесс и итог интеграции духовных, психич., а в нек-рых И. и физических потенций индивидуума, имеющий целью по меньшей мере завершенность и свершенность личности изнутри, исходя из имманентных критериев, а при нек-ром особом теоретич. ее понимании, кроме того, еще и интеграцию личности с высшим, т. е. сверхличным, духовным началом. Й. ведет к преодолению всего преходящего и к вечности; это духовность в техническом ее аспекте, отвлекаясь от метафизич., теологич. и пр. предпосылок. В данном значении слово Й. стало употребляться применительно и к неиндийским духовным практикам (в суфизме, даосизме и др.), ибо как особая сфера деятельности Й. была осознана, а понятие создано только в Индии. В самой Индии виды Й. многочисленны, часто упоминаются: карма-Й., т. е. интеграция и духовный путь личности посредством бескорыстных деяний с отречением от их плодов; джняна-Й. — Й. осознания и осуществления в духовном опыте тождества своего "я " с единым первоначалом сущего (Брахманом); бхакти-Й. — Й. религиозного самовверения себя Господу и забвения себя ради Него; хатха-Й.ч работающая с физическим телом, праной; и пр. Й. есть непременный компонент всех духовных традиций Индии.
        2) В специальном смысле—одна из ортодоксальных даршан, также "восьмизвенная Й.", "санкхья с Ишварой", позднее — "раджа-Й." (что, возможно, подразумевает уточнение методов), опирающаяся на "Й.-сутры " Патанджали, первичные и вторичные комментарии на них. Здесь Й. понимается как прекращение психич. процессов. Психика есть материальное, природное, и при достижении Й. дух (пуруша) будет вечно пребывать в себе, т. е. достигнет мокши. Восемь стадий, ведущих к этой цели, суть отказ от 5 видов недолжного поведения (ахимса, acmeя, апариграха, сатья и целомудрие); 5 "непреложностей" (чистота, довольство, тдпас, чтение наставлений по Й. и повторение мантры ОМ, преданность богу); правильная поза (асана) для сосредоточения; управление дыханием (пранаяма); отвлечение органов чувств от их объектов; удержание внимания; созерцание объекта, удержанного вниманием (дхъяна), и сосредоточение (самадхи). Те же стадии называет и джайнская Й. Последние 3 стадии суть "внутренняя" Й., первые 5—подготовка к ней. Для развития способности к ней необходимо ослаблять пять "удручителей" (клеша) сознания, т. е. эгрцентричные эмоции. Описываются и иные препятствия, характерные для разных стадий процесса. Внутренняя Й. на различных внешних объектах и точках тела производит вибхути — паранормальные способности—физические, психические и познавательные. Все они не суть окончат, цель и тоже могут стать препятствиями к ней. Среди них — понимание всех наречий, чтение мыслей, память о прошлых жизнях, беспредельное дружелюбие, исполинская сила, способность обходиться без еды и питья и пр. В дальнейшем йог достигает более высокого сосредоточения без содержания; оно именуется "выжигающим семена кармы", т. е. уничтожающим возможное будущее. Послеэтого жизнь его продолжается по инерции, а затем наступает вечное освобождение, как самодовление (кайвалья), отделенность духа от продуктов пракрити. В целом Й. принимает филос. метод санкхьи с введением лишь малых отличий, напр. Ишвары (Господа) не как творца, а как вечного духа, не ввязавшегося в изменчивое бытие и служащего образцом йогу. Как система метафизич. воззрений Й. в последние столетия уступила место веданте, а значение ее текстов стало преимуществ, техническим. Засвидетельствованность различных вибхути и доля в описаниях их символического и буквального остаются для постороннего любопытствующего неясными. Достижение конечной цели вполне несомненно, необходимая практика должна интенсивно длиться годами. Западный интерес к Й. часто приобретает любительские и неряшливые формы, приводя к напрасной трате сил и психич. расстройствам.
А. Парибок

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ЙОГА
санскр. yoga — сопряжение) — философская традиция Индии, «надстраивающаяся» над особой иерархизированной системой психотехники и теснейшим образом связанная с основполагающими принципами философии саикхьи.
Первый период истории йоги (5 в. до н. э. — 1 в. н. э.) совпадает с начальным этапом эволюции санкхьи. Один из первых санкхьяиков, наставник Будды Алара Калама, был и одним из первых теоретиков йоги, разработавшим два этапа ее праксиса: предварительный нравственно-аскетический тренинг и поэтапное достижение «продвинутых состояний сознания». Древняя йога, восстанавливаемая из буддийских источников, «средних» Упанишад и дидактических текстов «Махабхараты», развивается в континууме учительских традиций санкхья-йоги, в котором соответствует «практической» части, кореллированной с «теоретическими» калькуляциями санкхьи. Вместе с тем отдельные пассажи эпических текстов, где очень настойчиво внушается мысль о нераздельном единстве санкхьи и йоги, уже свидетельствует о начале обособления последней.
В 1—4 вв. можно констатировать «выходы» в йогу конкурирующих школ санкхьи. Цитаты из авторитетов йоги в комментарии Вьясы к сутрам йоги позволяют предположить, что мы имеем дело с разработкой как близких санкхье (типа взаимодействия духовного начала и менталитета), так и общефилософских тем; они свидетельствуют и о полемике с вайшешиками.
В 4—5 вв. был создан базовый текст йоги — «Йога-сутры», атрибутируемые Патанджали (не грамматист, несмотря на многочисленные попытки доказать их идентичность), составитель которых систематизировал йогическую психотехнику, обеспечив ее отдельными философскими положениями, обращенными частично и против идеалистической системы буддийской йоги — йогачары.
О формировании собственно философской доктрины йоги речь может идти только начиная с комментаторского периода, когда Вьяса в 6 в. составляет нормативное толкование к сутрам (см. «Йогасутра-бхашья»), энциклопедист Вачаспаmii Мчшра комментирует толкование Вьясы в своей «Таттвавайшаради» (9 в.), а позднее царь Бходжа (11 в.) пишет новый комментарий к сутрам «Раджамартанда», также опираясь на Вьясу. Завершает йогическую экзегезу Виджняна Бхикшу (16 в.), составивший комментарий к комментарию Вьясы «Йога-варттика» и отдельное «резюме» учения йоги — компендиум «Йогасанграху», отражащие попытку синтеза йоги, санкхьи и веданты.
Основные отличия философского наследия йоги от санкхьи: 1) введение концепции менталитета-таотпы, в известном смысле объединяющего функции различаемых в санкхье компонентов «внутреннего инструментария» (антахкарана) — ингеллекга-буддха, эготизма-аханкары и уми-манаса; этот менталитет рассматривается на различных уровнях активности (ччтта-бхуми); 2) иная типологизация состояний сознания, в которой определяющее место занимают основные, «корневые» аффекты, определяющие сансарное существование индивида (см. Клеши); 3) признание божества — Ишвары, который, правда, является лишь «первым среди равных» духовных субъектов- Пуруш, отличным от остальных неподверженностью кармическим аффектам и их результатам, а также способностью быть носителем «семени всеведения». Среди философских тем йоги, непосредственно не связанных с санкхьей, выделяются те, о которых сообщает Вьяса, цитируя предшествующих авторитетов: 1) «реалистическая» (в средневековом смысле) концепция восприятия как складывающаяся из перцепции родовых качеств объекта и его специфических характеристик; 2) типологизация причинности — различаются причины возникновения, устойчивости, проявленности, модификации, «презентации» объекта, достижения результата, разъединения, трансформации и стабильности.
Лит.: Dasgupla S. Yoga as Philosophy and Religion. L., 1924; Idem. Yoga Philosophy in Relation to Other Systems of Indian Thought. Calcutta, 1930; Eliade M. Le Yoga, Immortalite et liberte. P., 1954; HauerJ. B. Der Yoga. Ein indischer Weg zum Selbst. Stuttg., 1958; Feuerstein G. The Philosophy of Classical Yoga. Manchester, 1980.
В. К. Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия

ЙОГА
санскр., букв.-соединение, участие, порядок, а также глубокое размышление, созерцание), одно из шести осн. ортодоксальных, (брахманских) направлений в инд. мысли, выработавшее целый комплекс приемов для достижения особого духовного состояния. Йогич. техника в ее двух связанных друг с другом аспектах - самоограничении (аскетизм) и вхождении в состояние созерцания (медитация) - в большей или меньшей степени разделялась всеми направлениями др.-инд. мысли, кроме мимансы и чарваки. В этом отношении И. образует общий элемент большинства др.-инд. систем, в т. ч. и буддизма (известно, что Будда практиковал И.; четыре состояния буддийской дхьяны соответствуют четырем ступеням внутр. сосредоточенности в И. и т. п.). Корни И. очень древни. В Ведах содержится идея достижения сверхъестеств. способностей путем особой аскетич. практики. Ранние упанишады ссылаются на практику И. как средство самососредоточения, внутр. проникновения и обретения истинного знания, говорят о шести составных частях И. В эпосе неоднократно описывается обращение аскетов к И. с целью получения магич. способностей; в «Махабхарате» уже есть свидетельства того соединения учения санкхъи, с практикой И., к-рое характерно для классич. И. Фактич. основателем классич. И. был Патанджали (ок. 2 в. до н. э.).
Онтологию и теорию познания И. разделяет с санкхьей; оригинальным достоянием И. является разработанный ею црактич. путь к освобождению через систематич. тренировку тела и души (внутр. сосредоточение - самадхи - через неносредств. видение, или переживание). Согласно И. (как и санкхье), свободная душа связана с физич. телом и т. н. тонким телом [чувства, ум(мапас), эмпирич. «Я», интеллект]. «Я» - это чистое сознание, но оно склонно отождествлять себя с модификациями ума (читты); И. означает прекращение этой зависимости, освобождение «Я». Развивается теория модификаций ума, зависящих от соотношения составных частей ума (читты) (саттва, раджас и тамас - см. Гуны) и определяющих пять уровней духовной жизни: 1) рассеянное состояние, при к-ром ум блуждает от одного объекта к другому (кшипта), 2) притупленное состояние ума (мудха), напр. во сне, 3) относительно успокоенное состояние (викшипта), 4) сосредоточение ума на одном объекте - предмете размышления (экагра) и 5) прекращение к.-л. деятельности ума (нироддха). Первые три состояния несовместимы с И., два последние открывают путь к ней, поскольку очищают ум от элемента раджас и дают полностью выявиться элементу саттва.
И. предусматривает три пути к освобождению в зависимости от особенностей того, кто вступает на этот путь: джнянаЙ. (путь познания), бхактиЙ. (эмоциональное приобщение к божеству), кармаЙ. (путь активного действия). И. разработала целую систему последоват. очищения и просветления ума (читты): яма - обуздание, нияма - этич. культура, проявляющаяся в выработке нравств. установок, асана - выработка устойчивого равновесного положения, дисциплина тела, пранаяма - регулирование дыхания, пратьяхара - изоляция чувств. дхарана - внимание, дхьяна - размышление, самадхи - сосредоточенность. Последоват. применение этих средств ведет к достижению обоих видов И.- сампраджнятаЙ. [своего рода экстаз созерцания, когда ум(читта) полностью входит в объект, принимая его форму и позволяя осознать объект размышления во всей его полноте и ясности] и асампраджнятаЙ. - т. н. нулевого экстаза (прекращение всех модификаций ума и психич. процессов, когда ничего не познается и не мыслится). Оба типа И. образуют И. сосредоточения (самадхиЙ.). Правила этич. поведения формулируются И. в соответствии с восемью йогич.средствами. Так, яма (обуздание) предполагает ахимсу (ненанесение вреда всему живому), сатью (правдивость в словах и мыслях), астейю (неворовство), брахмачарью (сдерживание чувств. желаний), апариграху (нестяжание) и т. п. Одним из практич. средств достижения самадхи (сосредоточенности) является, согласно И., поклонение брахману (богу), понимаемому как абс. дух, вечный, всепроникающий, вездесущий, всемогущий, всезнающий, не подверженный страданиям и несчастьям и правящий миром.Наиболее видными представителями И. в новое и новейшее время были Вивекананда (19 в., идея интегральной И.) и Йогананда (20 в.).

Источник: Советский философский словарь

ЙОГА
санскр. – связь, единение и связывание) – система др.-инд. философии. Обычно Й. считается одной из шести ортодоксальных систем др.-инд. философии. Однако по существу она есть практич. применение системы санкхья для достижения психич. и физич. самоподчинения. Традиционно под Й. понимают систему философа Патанджали (ок. 1 в. до или после н.э.), изложенную в "Йогасутрах" (рус. пер. 1911). Патанджали скорее систематизатор, чем творец Й., т.к. и до него существовали йогич. сочинения. Необходимо различать филос. систему Й. от пути методов Й., являющихся частью многих других религ.-филос. систем. Цель Й. как филос. системы – освобождение духа из потока миропроявления (самсары) и пут кармы, вынуждающих атмана (дух, абс. субъект) без конца перевоплощаться. Цель и смысл освобождения разными течениями понимаются различно: начиная от абс. покоя с полным угасанием самосознания и сознания вообще (нирвана ранних буддистов) до приобщения индивидуального духа (дживы) к абсолюту. В этом смысле Й. есть связь, единение. Патанджали понимал освобождение как полное обособление индивидуума от мира, разобщение субъектов и объектов, замкнутость в себе. Из множества различных частных Й. принято выделять четыре осн. течения: джнана, раджа, бхакти и карма-Й. Джнана осн. методом освобождения признает познание сущности миропроявления как иллюзорного (веданта) или реального (санкхья) причинно-следственного потока, с к-рым атман мнит себя связанным вследствие незнания (авидья). Как только незнание разрушено, атман осознает себя свободным. Раджа (царственная) Й., опираясь на теорию джнаны, разрабатывает систему психич. и физич. овладевания собой с целью оторваться от внешнего мира. Эту систему разработал Патанджали в своей восьмиступенной И., к-рую он определяет как "удержание материи мысли от завихрений". На первых двух ступенях (яма, нияма) упражняются в сдержанном поведении (безгневность, невреждение, правдивость и пр.), в соблюдении обетов. Следующие три ступени (асана, пранаяма, пратьяхара) касаются психофизич. упражнений: на ступени "асана" (осанка, положение) занимаются статич. гимнастикой в напряженных положениях, способствующей сознат. владению определ. участками тела, укреплению функций органов и пр.; вырабатываются осн. медитационные позы ("лотос" и пр.), без четкой отработки к-рых нельзя приступать к упражнениям в дыхании (пранаяма), овладевание к-рыми является одним из непременных требований йоги. Й. считает необходимым уметь направлять "прану" в те или иные области тела. Пранаяма требует овладевания ритмом дыхания с правильным чередованием длительности выдоха (с к-рого начинают пранаяму), вдоха и одной или двух задержек между этими фазами; они комбинируются различно по чередованию и длительности в зависимости от частных целей. Наиболее простой и безопасный вид пранаямы – уджджайя: чередование равно длящихся вдохов и выдохов, к-рые производятся возможно плавней и полней, но без насилия, что требует знания техники и понимания физиологии дыхания, без чего пранаяма вместо пользы может принести большой вред. Пратьядхара состоит в отвлечении чувств от их предметов, без чего не может быть сосредоточия. Психофизич. упражнения, весьма сложные и разнообразные, иногда выделяются в низшую школу Й. под названием хатха-Й. Три высшие ступени Й. – психические, наз. самъямой (собранность), это: дхарана (удержание), дхьяна (размышление) и самадхи (самоуглубление). Они различаются по степени и длительности самоуглубления: самадхи требует полноты самопогруженности с утратой всех внешних восприятий. Различается ряд ступеней самадхи с повышающимся отрывом от всего внешнего, что и знаменует достижение освобождения. "Великое самоуглубление" (махасамадхи) кончается физич. смертью. Бхакти-Й. путем освобождения считает безраздельную преданность "высшему", понимание к-рого постепенно расширяется вплоть до полного растворения в нем самосознания. Бхакти-Й. тесно связана с карма-Й., учащей бескорыстной деятельности в обществе и полному отказу от пользования плодами этой деятельности. Наиболее ярко бхакти-Й. и карма-Й. изложены в "Бхагавадгите" (рус. пер. 1956, изд. 2, 1960). Практика Й., имеющая многовековый опыт, широко распространена в Индии и по сей день. Однако рациональные психофизиологич. моменты Й. были извращены религ.-мистич. учениями. В этих учениях психо-физич. дисциплина Й. рассматривается как средство достижения внутр. состояния, при к-ром душа освобождается от своих телесных оков и возвращается в свое божеств. лоно. Совр. бурж. идеалистич. философия использует религ.-идеалистич. направленность филос. основ Й. для обоснования мистич. систем, проповедующих слияние с абсолютом, и т.д. Источники: [Йогические тексты Махабхараты ], в кн.: Махабхарата, пер. с санскрит., введение и примеч. Б. Л. Смирнова, [т. ] 2, 4, Ашхабад, 1955–58. Лит.: Вивекананда С., Философия Иога. Лекции о Раджа-Иоге и Афоризмы Патанджали, пер. с англ., Сосница, 1911; его же, Бхакти-Йога, Лекции, пер. с англ., СПБ, 1914; его же, Карма-Иога, 2 изд., П., 1916; ?адхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с. 296–330; Dеussеn Р., Allgemeine Geschichte der Philosophie, Bd 1, Abtl. 2–3, Lpz., 1920; Dasgupta S., Yoga as philosophy and religion, L., 1924; eго жe, Yoga philosophy in relation to other systems of Indian thought, [Calcutta ], 1930; Shastri H. P., Yoga, L., 1957; Hauer J. W., Der Joga. Ein indischer Weg zum Selbst, Stuttg., 1958; Behanan К. Т., Yoga. A scientific evaluation, ?. ?., [1959 ].

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЙОГА
санскр., букв. - соединение, участие, усилие, порядок, а также глубокое размышление, созерцание) - в узком понимании: одна из шести основных ортодоксальных систем индийской философии, раджа-йога Патанджали. И. как своеобразная практика для достижения особого духовного состояния уходит своими корнями в глубочайшую древность, присуща различным системам и школам индуизма еще с периода Вед и "Махабхараты" (III - II тысячелетия до н. э.).
Первым известным систематизатором раджа-йоги был Шри Патанджали (около II в. до н. э.), автор "Йога-сутр", в которых он впервые изложил раджайогу в наукообразном виде, как описание пути, с помощью которого ученик И. может достичь высоких состояний сознания.
Онтологию и теорию познания раджа-йога разделяет с санкхьей. Важнейшие идеи санкхьи, вошедшие в И., - дуализм пуруши и пракрита, теория гун. Собственно задачей И. в философском плане является отделение пуруши (бескачественного духа, сознания) от оков и наслоений пракрити - праматерии (или впечатлений, применительно к сознанию). "Йога есть усмирение (утишение, устранение) волн сознания" - такова первая и основная сутра Патанджали. Yoga citti vritti nirodham (YS I, 1). В рамках теории гун это отделение пуруши от пракрити происходит при избавлении от тамасических черт сознания (тамас - темнота, тупость, ограниченность, инертность) при помощи и участии раджаса (страстность, гнев, действие, движение) и при последующем отбрасывании и раджасических черт сознания и прихода к саттвическому сознанию (саттва - ясность, свет, чистота, покой, благость), которое тоже в конце преодолевается как природное качество или качество пракрити, и адепт приходит к состоянию чистого сознания, просто наблюдателя, несвязанного пуруши. От санкхьи И. отличается, прежде всего, своей большей практичностью, а также принятием идеи Бога-творца и Владыки сотворенного мира и упованием на Его милость и помощь в практике совершенствования.
Патанджали выделил восемь ступеней И.
1. Яма (воздержание, обеты), которая состоит из пяти частей: 1) ахимса - непричинение вреда никакому живому существу ни поступками, ни словами, ни мыслями; 2) сатья - правдивость в речах, мыслях и поступках; 3) астейя - неворовство, отсутствие стремления к чужому; 4) брахмачарья - контроль над чувственными желаниями и страстями (в узком смысле - половое воздержание); 5) апариграха - неприятие даров (в узком смысле), нестяжание.
2. Нияма (соблюдение правил, культура), включающая в себя: 1) шауча - чистота, в т. ч. чистота тела; принятие чистой пищи, чистота слов, мыслей и чувств; 2) тапас - аскеза ("возогревание духа"), которая делает практикующего более восприимчивым, более творческим, больше постигающим и т. д.; 3) сантоша - удовлетворенность, умение и привычка довольствоваться тем, что достается без лишних усилий (это относится к обыденной, мирской жизни, а не к йогическим устремлениям); 4) свадхьяя - привычка к регулярному чтению религиозных книг и осмыслению их; 5) ишварпранидхана - преданность Богу, постоянное размышление, памятование о Боге и смирение перед Ним.
3. Асана (положение тела). В хатхайоге насчитывается более ста различных поз - асан. Патанджали описывает около десяти, но его отношение к асанам выражается в сутре: "Поза должна быть прочной и приятной" (И. С. 11, 42), т. е. асана - это то положение тела, в котором удобно сосредотачиваться.
4. Пранаяма. Контроль над дыханием, техника дыхательных упражнений в узком смысле или контролирование энергетических процессов в грубом и тонких телах.
5. Пратьяхара. Втягивание чувств, или недопущение чувств к внешним предметам и сохранение их под контролем ума.
6. Дхарана. Внимание, концентрация. Фиксирование ума на определенных точке, знаке, образе божества, понятии и т. п.
7. Дхьяна. Созерцание, медитация. Равномерное течение мысли об объекте внимания. Это спокойное рассмотрение объекта без какого-либо перерыва или нарушения течения потока мысли. Можно сказать, что дхьяна - это то, что получается из дхарны при постепенном количественном увеличении и после качественного скачка, т. е. дхьяна (созерцание) - это значительно более протяженная дхарана (концентрация), совершаемая при этом легко, без напряжения и без перерывов, длительный промежуток времени.
8. Самадхи. Сосредоточение. "На этой ступени ум настолько глубоко поглощен объектом созерцания, что теряет себя в объекте. Если в состоянии созерцания еще сохраняется дуализм созерцаемого и созерцающего, то в сосредоточении (самадхи) мышление не отличается от своего объекта, а принимает его форму и теряет себя. Самадхи - это состояние, которое предшествует достижению освобождения. Это - цель дисциплины йоги, состояние экстаза, в котором связь с внешним миром прерывается, т. к. душа поднялась из ее временного, обусловленного, изменяющегося существования к вечному и совершенной жизни" (С. Радхакришнан).
В более позднее время И. Патанджали была дополнена из тантрических учений теорией о чакрах (лотосах) - энергетических вихрях, через которые тело человека осуществляет обмен и получение тонкой энергии Космоса, Вселенной, и учением о мистической силе Кундалини, которая расположена в основании позвоночного столба (но не на физическом плане, как чакры) и при поднятии которой вверх по позвоночному "олбу у адепта происходит расширекие сознания вплоть до самадхических состояний. Современная раджа-йога часто бывает связана со специальными упражнениями по поднятию Кундалини для приближения самадхи и концентрации на чакрах для достижения определенных качеств, связываемых с различными чакрами (манипура - область солнечного сплетения - воля; анахата - область сердца - любовь; аджна - межбровье - ясновидение и др.). Нужно заметить, что авторитеты И. не рекомендуют "механическое" пробуждение чакр и Кундалини; т. е. пробуждение Кундалини крайне нежелательно без предварительной этической (яма и нияма) практики и в отрыве от всех остальных описанных ступеней И. Более того, в классической И. и индийской традиции считается, что увлечение сиддхами (психическими и оккультными силами) отвлекает адепта от главного - стремления к Богу и единению с Ним.
С конца XIX в. практика И. чаще всего сочетается с философией веданты.
В широком смысле И. - вообще любой процесс развития, совершенствования, постижения Бога, приближения к Богу и единения с Ним в индийской традиции и не только в ней. "Вся жизнь есть йога" (Шри Ауробиндо).
В любой религиозно-философской системе можно выделить особый раздел, существующий явно или неявно, цель которого - разработка методов скорейшего совершенствования человека. В таком смысле можно говорить о христианской, буддийской, джайнской, даосской И. и т. д.
Кроме того, в истории индийской культуры известны такие различные виды И., как: мантра-йога (или джапа-йога) - И. повторения мантры и концентрации на значении мантры; хатха-йога - И. физических упражнений, преимущественно это асаны и пранаяма; лайяйога - И. контроля сознания; пранайога - И. использования первичной энергии - праны; кундалини-йога - И. использования мистической силы Кундалини; дхьяна-йога - И. медитации или созерцания; крийя-йога - И. очищения. Все эти частные виды И. являются подразделами той или иной (иногда и нескольких) из четырех глобальных йог, которые впервые были выделены в Индии в "Бхагавадгите": карма-йога, бхакти-йога, джняна-йога, раджа-йога. Карма-йога - И. бескорыстного труда, выполнения своего долга перед людьми и Богом. Бхакти-йога - И. бесскорыстной любви к Богу, И. преданности. Джняна-йога - И. знания, И. познания иллюзорности мира и познания Единственной Реальности - Бога (Брахмана или Атмана в терминах веданты). Раджа-йога - И. постижения Бога путем работы с собственным сознанием, постепенный переход к состоянию сверхсознания. Эти четыре глобальных направления И. включают в себя не только все частные виды И., но и любое человеческое стремление к совершенству, работу в движении по этому пути (карма-йога), любовь к идеалу, к которому движется человек (бхакти-йога), правильное знание идеала и пути к нему (джняна-йога), концентрацию на избранном идеале (раджа-йога).
В конце XIX в. истины четырех И. распространились по всему миру после лекций и статей Свами Вивекананды, ученика Шри Рамакришны.
В XX в. философия И. обогащается философией и йогической садханой Шри Ауробиндо, интересными прежде всего попыткой глобального синтеза как в теории, так и в практике. И. Шри Ауробиндо обычно носит название интегральной И. или интегральной веданты.
Наиболее видными представителями И. в новое и новейшее время были Шри Рамакришна, Свами Вивекананда, Шри Ауробиндо, Парамахамса Йогананда, Свами Шивананда.
(Лит.: Классическая йога. ("Йогасутры" Патанджали и "Вьяса-бхашья".) М., 1992; Шримад Патанджали. Йогасутра. Минск, 1991; Чаттерджи С., Датта Д. Древняя индийская философия. М., 1994; Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1, 2. M., 1994; Поучения Шри Рамакришны, СПб., 1995; Вивекананда Свами. Практическая веданта. (Избранные работы.) М., 1993; Шивананда Свами. Концентрация и медитация ОМ. М., 1993; Йогананда Парамахамса. Автобиография йога; М., 1995; Шри Ауробиндо. Синтез Йоги. СПб., 1992.)
Ю. А. Бутор

Источник: Современный философский словарь

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
1.17 мб

Агни Йога и эволюция индивидуального сознания

Жульков Михаил Вячеславович
Рассматривая энергетические аспекты достижения целостного сознания, автор использует концепции Агни Йоги (накопление психической энергии, путь озарения), индуизма, тибетского буддизма.
Читать PDF
371.37 кб

Память и бессознательное в «Йога сутрах» и в психоанализе

Мишель Юлен
Читать PDF
57.70 кб

Йога в России

Архипов Владимир Витальевич

Похожие термины:

  • АГНИ ЙОГА или Живая Этика, Учение Жизни

    религиозно-философское учение, претендующее на синтез древней мысли Востока, а также научных достижений и духовно-практического опыта современного человечества. А.И. изложена в книгах Учения, пре
  • БХАКТИ-ЙОГА

    или бхакти-марга — путь преданного служения Богу или святому человеку. Б.-йога органичнее всего прижилась в вишнуизме и кришнаизме. Б.-йога представляет собой систематизацию идей, вызвавших к жизн
  • БУДДХИ-ЙОГА

    форма йоги для достижения мудрости Брахмана, особо выделяемая в «Бхагавад-Гите». Составитель словаря предлагает желающим начать заниматься Даналык,(София)-йогой.
  • ЙОГА БУДДИЙСКАЯ

    (от санскритского корня «йудж» — связывать, сопрягать, соединять; родственно русскому слову «иго» и английскому «yoke»)— наряду с названием ортодоксальной брахманистской системы (даршаны) также об
  • ДАНАЛЫК,-ЙОГА или СОФИЯ-ЙОГА

    особый вид йоги, предлагаемый составителем словаря желающим совершить трудный, но прекрасный Путь восхождения к вершинам мудрости. Известно, что йога как комплекс приемов и упражнений по очищени
  • ХАТХА ЙОГА

    Санскр.) Низшая форма практики Йоги; применяет физические средства для целей духовного саморазвития. Противоположно Раджа Йоге.
  • ТАРАКА РАДЖА ЙОГА

    Санскр.) Одна из браминских систем Йоги для развития чисто духовных сил и знания, ведущего к Нирване.
  • АНУ-ЙОГА

    (санскр. anuyoga, тиб. a nu yo ga, последующая йога, йога-результат) — в Ваджраяне: 1) йога созерцания пустоты (шуньята), считающаяся «материнской» йогой, ибо практикует открытие интуитивной мудрости (праджн
  • АНУТТАРА-ЙОГА-ТАНТРА

    (санскр. anuttara-yoga-tantra, тиб. bla med rnalbyor, rnalbyor chen po bla na med pai rgyud, Тантра наивысшей йоги) — так называются внутренние системы тантризма, целью совершенствования в которых является осуществление Абсолюта, н
  • ДЖНЯНА-ЙОГА

    Йога знания. Путь знания. Одна из практик в веданте. Гармонизирует личность адепта и позволяет получить освобождение при жизни тела (дживанмукти). Адепт, практикующий джняна-йогу, преодолевает нев
  • КАРМА-ЙОГА, или карма-марга

    особый образ жизни, в основе которого лежат бескорыстно выполняемые действия. Идеал К.-йоги, обращенный в первую очередь к социально активным слоям индийского общества, впервые вводится в Бхагава
  • ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЙОГА

    или супраментальная йога): учение, принадлежащее в 20 в. йогу и философу Шри Ауробиндо. Он попытался объединить в своей практике элементы многих йог и разрабатывал. четырехсторонний путь: Йога знани
  • КРИЯ-ЙОГА

    Практика совершения правильных Действий. Другие названия: повседневная йога, йога действия. Патанджали рассматривает три аспекта крия-йоги: аскетизм (тапасья), самообучение (свадхьяя) и постоянно
  • ЙОГА ПАТАНДЖАЛИ

    или классическая йога — основная система индийской йоги. Созданная Патанджали ок. II— III вв. н. э., в реальности она является обобщением практик самотрансформации, очень архаичных по своему происхо
  • ПРАМАТТА-ЙОГА

            в джайнизме бесконтрольная активность, являющаяся гл. причиной химсы, т. е. причинения вреда живым существам. П.-й. включает в себя стремление к чувственным удовольствиям, деятельность под
  • АШТАНГА-ЙОГА

    сс. Восьмичастная, восьмистадийная йога, одна из интегральных йог, описанная Патанджали и, как предполагают, объединяющая практики, существовавшие ранее. Задача йоги — совершенствование, освобож
  • АТИ-ЙОГА

    (санскр. atiyoga, тиб. a ti yo ga, высшая йога) — 1) в Ваджраяне Йога Великой полноты (санскр. maha–sampatra, maha–s a–nti, тиб. rdzogs chen, дзогчен), как состояния совершенства Изначального Будды, Абсолюта, Единства сущего,
  • ГУРУ-ЙОГА

    (санскр. guru-yoga, тиб. bla mai sgrub pa, bla mai rnalbyor, практика духовного учителя) — важная подготовительная медитация, в которой адепт созерцает гуру неотрывно от божества мандалы направления. В тантрической п
  • РАДЖА-ЙОГА

    Санскр.) Истинная система развития психических и духовных сил и единения со своим Высшим Я - или Верховным Духом, как его называют непосвященные. Упражнение, управление и сосредоточение мысли. Радж
  • САХАДЖА-ЙОГА

    (букв, естественная йога) — современное направление йоги основанное в 1970 г. Шри Матаджи Нирмала Дэви (род. в 1923 г. в Чиндваре, Индия). С.-йога отрицает аскетизм, сложные психофизические упражнения; пр