ИОАНН БОГОСЛОВИОАНН ГРАММАТИК

ИОАНН ВОРОТНЕЦИ

Найдено 2 определения термина ИОАНН ВОРОТНЕЦИ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ИОАНН ВОРОТНЕЦИ

род. 1315 ум. ок. 1388) - армян, философ. Выступал против западной схоластики и ее представителей, боролся против католич. церкви и доминиканских проповедников в Армении. Его соч. посвящены толкованию первых двух частей " Органона" Аристотеля, его "Категорий" и "Об истолковании", анализу "Введения" Порфирия. Он разбирал гл. о. вопросы логики и гносеологии и трактовал их с позиций номинализма: единичное в своем существовании не зависит от рода и вида, последние существуют лишь на основе единичного; единичное находится "здесь" и существует "теперь", всеобщее находится "здесь" и "всюду", существует "теперь" и "всегда". В его взглядах имелись и материалистические тенденции: "Ощущение возникло г телом и находится в теле, напр. зрение. Предмет же ощущения существует прежде, чем тело"; мысль "как чистое зеркало запечатлевает в себе подобие предмета и этим чистоту свою заполняет"; "истинность твоего утверждения или отрицания показывает бытие или небытие вещей". Считал, что "тело не бывает без пространства и пространство не бывает без тела". Труды Иоанна Воротнеци хранятся в Ереване в "Метенадаране".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ИОАНН ВОРОТНЕЦИ

1315–86) – арм. философ, педагог и церк.-политич. деятель. Учился у пользовавшегося известностью преподавателя философии Есаи Ничеци в Гладзорской высшей школе (ныне – терр. Ехегнадзорского р-на Арм. ССР). В 1345 основал ун-т в Татеве (см. Татевскаяшкола). Большое влияние на воззрения И. В. оказало учение Аристотеля, прогрессивную сторону к-рого он отстаивал. Филос. наследие И. В. включает обширные толкования к трудам "Категории" и "Об истолковании" Аристотеля, к "Введению" Порфирия и др. сочинения. Философию И. В. стремился подчинить богословию; однако его труды фактически способствовали секуляризации знания. В гносеологии и логике И. В. имелись сильные эмпирико-сенсуалистич., материалистич. тенденции. Решающую роль в процессе познания, по И. В., играет чувств. ступень. Ощущение вторично по отношению к чувственно воспринимаемому миру: "... если ты уничтожишь свое ощущение, тело твое все же останется, уничтожишь же ты свое тело, чувственный будет существовать" ("Анализ "Категорий" Аристотеля", Ер., 1956, с. 137). Номиналистически решал И. В. вопрос о природе универсалий: он считал, что индивид является "главнейшей, первичной и преимущественной сущностью" (там же, с. 39). При расположении категорий, трактуемых как наивысшие роды бытия, И. В. первой ставил категорию первичной сущности. Понятия рода и вида трактовались им как отвлечение от единичного. Общее возможно только там, где имеется единичность и его множество. Содержание знания не зависит от человека. "Сначала познаваемое, а после познание ..." (там же, с. 133). "Мысль, не таящая в себе знания, ничего не содержит. Она чиста как чистое зеркало. И как чистое зеркало отражает в себе образ предмета (поставленного перед ним) и заполняет им свою чистоту, так и мысль, познающая какую-либо вещь, заполняет себя ею" (Краткий анализ книги Аристотеля "Об истолковании", Матенадаран, рук. No 4268, с. 1506). Категории пространства и времени И. В. рассматривал в единстве с материей, однако допускал отд. их существование, т.е. рассматривал пространство как вместилище тела, а время – как мерило движения. Учеником и последователем И. В. был Григор Татеваци. Соч. на арм. яз.: Анализ "Категорий" Аристотеля, пер. с древнеарм. А. А. Адамяна и В. К. Чалояна, под ред. С. С. Аревшатяна, Ер., 1956; Краткий анализ многотрудных вопросов Порфирия, там же, с. 298–315; Сочинение, составленное из высказываний философов ("Об элементах"), пер. с древнеарм. С. С. Аревшатяна, "Вестник Матенадарана", 1956, No 3; Краткий анализ книги Аристотеля "Об истолковании", Гос. Матенадаран Арм. ССР, рукопись No 4268; Собрание откровений из первой главы (книги) Филона Мудрого о провидении, там же, рукопись No 1701. Лит.: Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 77–78; История философии, т. 1, М., 1957, с. 261–62; Чалоян В. К., Основные черты философии Иоанна Воротнеци, "Вопр. философии", 1956, No 5, его же, История армянской философии, Ер., 1959, с. 242–58; на арм. яз.: Аревшатян С. и Лалафарян С., Трактат Иоанна Воротнеци "Об элементах", "Вестник Матенадарана", 1956, No 3. С. Аревшатян. Ереван.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ИОАНН ВОРОТНЕЦИ — 0

Найдено научныех статей по теме ИОАНН ВОРОТНЕЦИ — 0

Найдено книг по теме ИОАНН ВОРОТНЕЦИ — 0

Найдено презентаций по теме ИОАНН ВОРОТНЕЦИ — 0

Найдено рефератов по теме ИОАНН ВОРОТНЕЦИ — 0