Иоанн КрестаИоанн Креститель, Иоанн Предтеча

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ

Найдено 4 определения термина ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ

Иоанн Предтеча) - согласно еванг. легенде, возвестил приход мессии - Иисуса Христа и призывал народ к покаянию, нравств. очищению. В евангелиях Нового завета рассказывается, что И. К. крестил Иисуса и множество евреев в Иордане. Был казнен по приказанию правителя Галилеи Ирода Антипы (римск. ставленника), к-рого обвинял в распутстве. По наущению жены Ирода - Иродиады - ее дочь Саломея упросила будто бы Ирода отдать ей голову И. К., к-рую и поднесли ей на блюде. В основе легенды об И. К. лежат действительные события: писатель 1 в. Иосиф Флавий в своем произведении «Иудейские древности» (XVIII, 5, 2) упоминает проповедника Иоанна, казненного Иродом. Ирод опасался, «как бы его [Иоанна) огромное влияние на массу не привело к каким-либо осложнениям». В христ. лит-ре есть намеки на то, что у И. К. было свое учение, отличное от христианства, и свои ученики. Мн. совр. ученые считают, что Иоанн был связан с общиной кумранитов, находившейся в районе Иудейской пустыни, и его учение было разновидностью их учения. Образ И. К. играет большую роль в христ. вероучении, в его честь установлено несколько церк. праздников ( в т. ч. рождество И. Предтечи и усекновение главы И. Предтечи); И. К. является одной из фигур деисуса.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

Иоанн Креститель

греч. евр. «Господь милостив»), Иоанн Предтеча (греч.), последний в ряду пророков — предвозвестников прихода Мессии, непосредственный предшественник Иисуса Христа. Новозаветное толкование (Мф. 11:10; Мк. 1:2) относит к И. К. ветхозаветные пророчества: «вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» (Мал. 3:1); «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Ис. 40:3). По распространенным представлениям, пришествию Мессии должно было предшествовать или сопутствовать появление Илии, долженствующего помазать Мессию и засвидетельствовать его мессианский сан; христианская традиция, относя всенародное явление Илии (вместе с Енохом) ко временам антихриста и второго пришествия Иисуса Христа (соответствующее истолкование: Откр. 11:3-12) и говоря о тайном явлении Илии в момент Преображения Христа (Мф. 17:3; Мк. 9:4; Лк. 9:30), в целом передает функцию Илии во время первого пришествия Иисуса Христа И. К., выступившему «в духе и силе Илии» (Лк. 1:17). Образ И. К. как аскета-пустынника, пророка, обличителя и «ревнителя» являет большое сходство с образом Илии, так что ему приходится специально отрицать свое тождество Илии (Ин. 1:21). Чудесное зачатие И. К. было предвозвещено его родителям — ааронидам Захарии и Елисавете Архангелом Гавриилом. О детстве И. К. в новозаветном повествовании сказано лишь, что он «был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк. 1:80), «имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищей его были акриды и дикий мед» (Мф. 3:4); иудео-христианская традиция первых веков сближала дикий мед (по-видимому, не пчелиный мед, а какие-то истечения древесного сока) с манной. Ранневизантийская апокрифическая и агиографическая литература добавляет подробности о детстве И. К. в пустыне: Елисавета с младенцем бежит от воинов Ирода, их спасает расступившаяся по ее молитве и затворившаяся за ними скала, после пяти месяцев Ангел велит отнять младенца от груди и приучать его к акридам и дикому меду и т. п. Выступление И. К. на всенародную проповедь датируется в новозаветном сообщении пятнадцатым годом правления Тиберия (Лк. 3:1), т. е. 27 или 28 н. э. Апокрифическая традиция утверждает, что И. К. при этом было 30 лет — символический возраст полного совершеннолетия (срв. возраст Иосифа, «когда он предстал пред лице фараона». Быт. 41:46; таким же обычно представляют возраст Христа при начале Его проповеди). Речи И. К. — эсхатологическая весть: «покайтесь, ибо приблизилось царство небесное» (Мф. 3:2; с этой же формулы начинается проповедь Христа, см. Мф. 4:17; Мк. 1:15). Над теми, кто принимает эту весть, И. К. совершает в реке Иордан тот обряд, по которому он имеет свое прозвище — «крещение покаяния для прощения грехов» (Мк. 1:4; Л к. 3:3). Это крещение (греч. |3(Х7ГШЗ|1б

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Иоанн Креститель

(John the Варtist).

Сын священника Захарии и Елисаветы (тоже из священнического рода, родственница Марии, матери Иисуса), родился в горной стране Иудее. Его рождение было предсказано ангелом (Лк 1:11 и дал.). Иоанн провел детство в пустыне Иудейской (Лк 1:80). Его общественное служение началось в пятнадцатый год правления императора Тиберия (ок. 27 г. н.э.), когда он неожиданно вышел из пустыни.

В евангелиях об Иоанне говорится как о том, в ком исполнились ожидания Израиля о приходе ожившего Илии (Elijah redivivus ); и ангел, принесший весть Захарии (Лк 1:17), и Иисус откровенно говорят об этом. Более того, его одеяние "из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах" (Мф 3:4) напоминает одеяние Илии (4 Цар 1:8). Хотя сам Иоанн отрицал это уподобление (Ин 1:2125), признавая, что он лишь "глас вопиющего в пустыне", о к-ром пророчествовал Исайя (Ин 1:23), возможно, он опровергал надежду на телесное воскресение Илии, утверждая лишь явление его духа и силы. Именно это и обещал ангел.

В своей проповеди Иоанн подчеркивал: (1)неминуемость мессианского Царства и (2) необходимость покаяния, приуготовляющего это событие (Мф 3:2). Его представления о природе Царства расходились с общепринятыми и действительно подготовили приход Христа. Люди ожидали, что "день Господень" принесет счастье всему Израилю, связывая свои надежды с его национальным призванием. Иоанн возвестил, что главное в Царстве праведность, и наследуют его лишь те, кто живет праведной жизнью. Т.о., его весть о покаянии обращена именно к евреям, ибо Бог должен очистить Израиль, как, впрочем, и весь мир (Мф 3:712). Когда пришел Иисус, роль Иоанна Предтечи, крый должен был лично свидетельствовать о Мессии (Ин 1:29), завершилась.

Крещение Иоанна дополнило его подготовительную работу. Гл. обр. это было символическое действие, призванное очистить грех; оно сопровождалось покаянием. ВМфЗ:6 говорится: "И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои (exomologoumerwi )". Но в своем полном смысле это был эсхатологический акт, подготавливающий человека к вступлению в мессианское Царство. Когда фарисеи и саддукеи пришли креститься, Иоанн сказал: "Кто внушил вам бежать от будущего гнева? " Иосиф Флавий оценивает крещение от Иоанна иначе ("Иудейские древности", xviii 5.2): он предполагает, что целью этого крещения было телесное очищение, к-рое должно соответствовать уже свершившейся внутренней перемене. Вероятно, Иоанново крещение происходит из еврейского крещения новообращенных; тем самым Иоанн подчеркивает, что и евреи, и язычники ритуально нечисты. Крещение Иисуса от Иоанна (Мф 3:1315) можно объяснить тем, что через крещение Иисус отождествил себя со всем человечеством, чтобы войти в Царство Божье; конечно, это не значит, что Он нуждался в покаянии.

Уже давно считалось, что Иоанн Креститель был одно время связан с ессеями. Об этом свидетельствует его аскетизм и то, что он находился недалеко от главного поселения секты. Есть и прямое сходство между ним и кумранитами группой ессеев, живших на сев. зап. берегу Мертвого моря. Конечно, это возможно, поскольку и Иоанн, и кумранская секта жили в пустыне Иудейской; ион, и она придавали большое значение крещению как знаку внутреннего очищения, были аскетичны, учили о неизбежности суда и упоминаются в Ис 40:3. На Иоанна в юности могла повлиять эта секта, но его служение значительно шире. Роль Иоанна пророческая, роль секты эзотерическая. Иоанн призвал народ к покаянию секта удалилась в пустыню. Иоанн провозгласил необходимость покаяния в повседневной жизни секта требовала подчинения требованиям аскетической жизни. Иоанн возвестил приход Мессии секта все еще ожидала Его появления.

Обличение Ирода Антипы и порицание его незаконного брака стало причиной казни Иоанна Крестителя (Мф 14:112). Иосиф Флавий говорит, что казнь совершилась в крепости Махерон неподалеку от Мертвого моря. Иоанн часто упоминается в писаниях секты мандеев. Он мог повлиять на них через своих учеников, крые существовали еще по крайней мере 25 лет после его смерти (Деян 18:25; 19:3).

R.B. LAURIN(nep. А.К.) Библиография: С. Н. Kraeling,Уо/шthe Варlist; J. Thomas,Le mouvement haptiste en Palestine et Syrie: A. Plummer, Gospel According to St. Matthew, 3031; M. Burrows,More Light on the Dead Sea Scrolls; W.Wink, John the Baptist in the Gospel Tradition; F. F. Bruce,NT History; E. Barnwell,"The Baptist in Early Christian Tradition", NTS 18:95 ff.; C. ?. H. Scobie,John the Baptist.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ

последний в ряду пророков — предвозвестников прихода Мессии, непосредственный предшественник Иисуса Христа. Новозаветное толкование (Мф. 11:10; Мк. 1:2) относит к И. К. ветхозаветные пророчества: «вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» (Мал. 3:1); «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Ис. 40:3). По распространенным представлениям, пришествию Мессии должно было предшествовать или сопутствовать появление Илии, долженствующего помазать Мессию и засвидетельствовать его мессианский сан; христианская традиция, относя всенародное явление Илии (вместе с Енохом) ко временам антихриста и второго пришествия Иисуса Христа (соответствующее истолкование: Откр. 11:312) и говоря о тайном явлении Илии в момент Преображения Христа (Мф. 17:3; Мк. 9:4; Лк. 9:30), в целом передает функцию Илии во время первого пришествия Иисуса Христа И. К., выступившему «в духе и силе Илии» (Лк. 1:17). Образ И. К. как аскетапустынника, пророка, обличителя и «ревнителя» являет большое сходство с образом Илии, так что ему приходится специально отрицать свое тождество Илии (Ин. 1:21). Чудесное зачатие И. К. было предвозвещено его родителям — ааронидам Захарии и Елисавете Архангелом Гавриилом. О детстве И. К. в новозаветном повествовании сказано лишь, что он «был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк. 1:80), «имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищей его были акриды и дикий мед» (Мф. 3:4); иудеохристианская традиция первых веков сближала дикий мед (по-видимому, не пчелиный мед, а какието истечения древесного сока) с манной. Ранневизантийская апокрифическая и агиографическая литература добавляет подробности о детстве И. К. в пустыне: Елисавета с младенцем бежит от воинов Ирода, их спасает расступившаяся по ее молитве и затворившаяся за ними скала, после пяти месяцев Ангел велит отнять младенца от груди и приучать его к акридам и дикому меду и т. п. Выступление И. К. на всенародную проповедь датируется в новозаветном сообщении пятнадцатым годом правления Тиберия (Лк. 3:1), т. е. 27 или 28 н. э. Апокрифическая традиция утверждает, что И. К. при этом было 30 лет — символический возраст полного совершеннолетия (срв. возраст Иосифа, «когда он предстал пред лице фараона». Быт. 41:46; таким же обычно представляют возраст Христа при начале Его проповеди). Речи И. К. — эсхатологическая весть: «покайтесь, ибо приблизилось царство небесное» (Мф. 3:2; с этой же формулы начинается проповедь Христа, см. Мф. 4:17; Мк. 1:15). Над теми, кто принимает эту весть, И. К. совершает в реке Иордан тот обряд, по которому он имеет свое прозвище — «крещение покаяния для прощения грехов» (Мк. 1:4; Л к. 3:3). Это крещение («погружение») имеет параллели в иудейском обиходе той эпохи, но отличается от очистительного омовения прозелитов тем, что совершается над иудеями, а от ежедневных ритуальных омовений ессеев (с которыми фигура И. К. имеет много общего) тем, что оно единократно и неповторимо. Последователи И. К. образуют особую общину («ученики Иоанновы»), в которой господствует строгий аскетизм (Мф. 9:14). И. К. укоряет народ за самодовольную гордость своим избранничеством (Лк. 3:8), особенно резко порицая фарисеев и саддукеев (Мф. 3:7), как это будет делать Иисус Христос, и требует восстановления патриархальных норм социальной этики (Лк. 3:1114). В числе других к И. К. приходит еще не известный народу Иисус Христос, чтобы принять вместе с другими крещение; И. К. всенародно свидетельствует о Его мессианском сане (Ин. 1:29; ср. Мф. 3:1317; Мк. 1:911). Перед лицом Христа роль И. К., как он сам говорит об этом, чисто служебна: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30). Традиция не приписывает И. К. чудес (10:41). Он стоит на рубеже Ветхого и Нового Заветов, чем, согласно христианскому пониманию, определяется его величие и ограниченность этого величия. «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в царстве небесном больше его» (Мф. 11:11). Сама его вера в мессианство Иисуса не свободна от неуверенности; уже в разгар проповеди Иисуса он задает Ему через своих учеников вопрос: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11:23). Далеко не все ученики И. К. идут за Христом, и между их последователями имеют место трения (Мф. 9:14).

В качестве ревнителя праведности И. К. выступает с обличением Ирода Антипы, тетрарха (правителя) Галилеи, который отнял у своего брата жену Иродиаду и при жизни прежнего мужа женился на ней, грубо нарушив этим иудейские обычаи; Ирод Антипа заключает И. К. в темницу, однако не решается казнить, страшась его популярности (Мф. 14:35; Мк. 6:1720). Однажды на пиру по случаю дня рождения тетрарха его падчерица Саломея (не называемая в Евангелиях по имени) настолько угождает отчиму своей пляской, что тот обещает исполнить любую ее просьбу; по наущению Иродиады Саломея просит голову И. К. Палач направляется в темницу, чтобы совершить казнь и по условию подает Саломее на блюде голову И. К., а та относит ее для глумления Иродиаде; тело И. К. погребают его ученики (Мф. 14:612; Мк. 6:2129).

Западноевропейское средневековье знало пространную историю останков И. К., которая нашла отражение в иконографии (картина Гертгена тот СинтЯнса). Распорядок церковного культа использовал евангельские свидетельства о шестимесячном, т. е. полугодичном, интервале между рождеством И. К. и Рождеством Иисуса Христа таким образом, что первое оказалось прикреплено к летнему, а второе — к зимнему солнцестоянию; под знаком Иисуса Христа солнце начинает «возрастать», под знаком И. К. — «умаляться» (своеобразная материализация слов И. К.: «Ему должно расти, а мне умаляться»). Для церковных интерпретаторов (напр., католического агиографа XIII в. Иакова Ворагинского) солярная символика должна была оставаться служебным инструментом передачи теологической доктрины; но для фольклорной традиции И. К. и праздник его рождества сами приобретали солярные черты, сливаясь с языческой мифологией и обрядностью солнцеворота (в восточнославянском кругу — с культом Купалы), до неузнаваемости изменяясь в контексте образности сезоннообрядовых песен и присказок (в сербском фольклоре И. К. получает эпитет «Игритель», что мотивируется представлениями о троекратной остановке солнца в день его рождества).

Образ И. К. играет в православной традиции более важную роль, чем в католической. Православная иконография «Деисиса» (в русском народном переосмыслении «Деисуса») только И. К. дает предельную (наравне с Девой Марией) близость к Христу. Если католическая традиция воспринимает И. К. как пророка, правдивого свидетеля пришествия Христа и неустрашимого обличителя власть имущих, то православная наряду с этим подчеркивает в нем черты идеального аскета, пустынника и постника, эзотерику «ангельского чина» (в южнославянской, греческой и русской иконографии в связи с новозаветными представлениями И. К. как «Ангела» и ради акцентирования «монашеской» стороны его образа распространяется с XIII в. тип «И. К. — Ангел пустыни», придающий ему широкие ангельские крылья; на Руси этот иконографический тип приобрел популярность в XVIXVII вв.). На Западе к этим чертам проявляли наибольшее внимание в русле традиции ордена кармелитов, воспринимавших И. К. (в согласии с православной традицией) как соединительное звено между ветхозаветной аскезой Илии и христианским созерцательным монашеством. В средневековой иконографии были широко распространены изображения И. К. с блюдом в руках, на котором лежит его голова, или с чашей, в которой находится агнец (позднее младенец).

Трагические контрасты пиршества и казни, глумливой греховности и страждущей святости, вкрадчивой женственности и открытого палачества, присущие сюжету Усекновения главы И. К., не раз привлекали живописцев и поэтов. В XIX в., после демонстративно сухой, претендующей на археологическую точность разработки этого сюжета в «Иродиаде» Г. Флобера, началась безудержная его эксплуатация литературой и искусством декаданса, открывшаяся «Саломеей» О. Уайльда, иллюстрациями к ней О. Бердсли.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: София-Логос. Словарь

Найдено схем по теме ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ — 0

Найдено научныех статей по теме ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ — 0

Найдено книг по теме ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ — 0

Найдено презентаций по теме ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ — 0

Найдено рефератов по теме ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ — 0