ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ

христ.) – последний из пророков, предвещавших приход мессии. Чудесное зачатие И. К. было объявлено его родителям архангелом Гавриилом. В 30 лет И. К. начал проповедовать приход Христа и совершать обряд крещения в реке Иордан над всеми, кто принимал эту весть. Когда к нему пришел еще не известный никому Иисус и вместе с другими людьми принял крещение, И. К. узнал его и всенародно объявил о его миссии. Позже И. К. выступил с обличением галилейского правителя Ирода Ан-типы, отнявшего жену Иродиаду у своего брата, и был заключен в темницу. Ирод Антипане решался казнить И. К., страшась народных беспорядков, но однажды на пиру по случаю дня рождения правителя его падчерица Саломея так хорошо танцевала перед ним, что он обещал исполнить любую ее просьбу. По наущению своей матери Иродиады Саломея попросила, чтобы ей принесли на блюде голову И. К., и Ирод Антипа был вынужден казнить его.

Источник: Мифологический словарь

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ
Иоанн Предтеча) - согласно еванг. легенде, возвестил приход мессии - Иисуса Христа и призывал народ к покаянию, нравств. очищению. В евангелиях Нового завета рассказывается, что И. К. крестил Иисуса и множество евреев в Иордане. Был казнен по приказанию правителя Галилеи Ирода Антипы (римск. ставленника), к-рого обвинял в распутстве. По наущению жены Ирода - Иродиады - ее дочь Саломея упросила будто бы Ирода отдать ей голову И. К., к-рую и поднесли ей на блюде. В основе легенды об И. К. лежат действительные события: писатель 1 в. Иосиф Флавий в своем произведении «Иудейские древности» (XVIII, 5, 2) упоминает проповедника Иоанна, казненного Иродом. Ирод опасался, «как бы его [Иоанна) огромное влияние на массу не привело к каким-либо осложнениям». В христ. лит-ре есть намеки на то, что у И. К. было свое учение, отличное от христианства, и свои ученики. Мн. совр. ученые считают, что Иоанн был связан с общиной кумранитов, находившейся в районе Иудейской пустыни, и его учение было разновидностью их учения. Образ И. К. играет большую роль в христ. вероучении, в его честь установлено несколько церк. праздников ( в т. ч. рождество И. Предтечи и усекновение главы И. Предтечи); И. К. является одной из фигур деисуса.

Источник: Атеистический словарь

Иоанн Креститель
греч. евр. «Господь милостив»), Иоанн Предтеча (греч.), последний в ряду пророков — предвозвестников прихода Мессии, непосредственный предшественник Иисуса Христа. Новозаветное толкование (Мф. 11:10; Мк. 1:2) относит к И. К. ветхозаветные пророчества: «вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» (Мал. 3:1); «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Ис. 40:3). По распространенным представлениям, пришествию Мессии должно было предшествовать или сопутствовать появление Илии, долженствующего помазать Мессию и засвидетельствовать его мессианский сан; христианская традиция, относя всенародное явление Илии (вместе с Енохом) ко временам антихриста и второго пришествия Иисуса Христа (соответствующее истолкование: Откр. 11:3-12) и говоря о тайном явлении Илии в момент Преображения Христа (Мф. 17:3; Мк. 9:4; Лк. 9:30), в целом передает функцию Илии во время первого пришествия Иисуса Христа И. К., выступившему «в духе и силе Илии» (Лк. 1:17). Образ И. К. как аскета-пустынника, пророка, обличителя и «ревнителя» являет большое сходство с образом Илии, так что ему приходится специально отрицать свое тождество Илии (Ин. 1:21). Чудесное зачатие И. К. было предвозвещено его родителям — ааронидам Захарии и Елисавете Архангелом Гавриилом. О детстве И. К. в новозаветном повествовании сказано лишь, что он «был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк. 1:80), «имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищей его были акриды и дикий мед» (Мф. 3:4); иудео-христианская традиция первых веков сближала дикий мед (по-видимому, не пчелиный мед, а какие-то истечения древесного сока) с манной. Ранневизантийская апокрифическая и агиографическая литература добавляет подробности о детстве И. К. в пустыне: Елисавета с младенцем бежит от воинов Ирода, их спасает расступившаяся по ее молитве и затворившаяся за ними скала, после пяти месяцев Ангел велит отнять младенца от груди и приучать его к акридам и дикому меду и т. п. Выступление И. К. на всенародную проповедь датируется в новозаветном сообщении пятнадцатым годом правления Тиберия (Лк. 3:1), т. е. 27 или 28 н. э. Апокрифическая традиция утверждает, что И. К. при этом было 30 лет — символический возраст полного совершеннолетия (срв. возраст Иосифа, «когда он предстал пред лице фараона». Быт. 41:46; таким же обычно представляют возраст Христа при начале Его проповеди). Речи И. К. — эсхатологическая весть: «покайтесь, ибо приблизилось царство небесное» (Мф. 3:2; с этой же формулы начинается проповедь Христа, см. Мф. 4:17; Мк. 1:15). Над теми, кто принимает эту весть, И. К. совершает в реке Иордан тот обряд, по которому он имеет свое прозвище — «крещение покаяния для прощения грехов» (Мк. 1:4; Л к. 3:3). Это крещение (греч. |3(Х7ГШЗ|1б

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Иоанн Креститель
(John the Варtist).
Сын священника Захарии и Елисаветы (тоже из священнического рода, родственница Марии, матери Иисуса), родился в горной стране Иудее. Его рождение было предсказано ангелом (Лк 1:11 и дал.). Иоанн провел детство в пустыне Иудейской (Лк 1:80). Его общественное служение началось в пятнадцатый год правления императора Тиберия (ок. 27 г. н.э.), когда он неожиданно вышел из пустыни.
В евангелиях об Иоанне говорится как о том, в ком исполнились ожидания Израиля о приходе ожившего Илии (Elijah redivivus ); и ангел, принесший весть Захарии (Лк 1:17), и Иисус откровенно говорят об этом. Более того, его одеяние "из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах" (Мф 3:4) напоминает одеяние Илии (4 Цар 1:8). Хотя сам Иоанн отрицал это уподобление (Ин 1:2125), признавая, что он лишь "глас вопиющего в пустыне", о к-ром пророчествовал Исайя (Ин 1:23), возможно, он опровергал надежду на телесное воскресение Илии, утверждая лишь явление его духа и силы. Именно это и обещал ангел.
В своей проповеди Иоанн подчеркивал: (1)неминуемость мессианского Царства и (2) необходимость покаяния, приуготовляющего это событие (Мф 3:2). Его представления о природе Царства расходились с общепринятыми и действительно подготовили приход Христа. Люди ожидали, что "день Господень" принесет счастье всему Израилю, связывая свои надежды с его национальным призванием. Иоанн возвестил, что главное в Царстве праведность, и наследуют его лишь те, кто живет праведной жизнью. Т.о., его весть о покаянии обращена именно к евреям, ибо Бог должен очистить Израиль, как, впрочем, и весь мир (Мф 3:712). Когда пришел Иисус, роль Иоанна Предтечи, крый должен был лично свидетельствовать о Мессии (Ин 1:29), завершилась.
Крещение Иоанна дополнило его подготовительную работу. Гл. обр. это было символическое действие, призванное очистить грех; оно сопровождалось покаянием. ВМфЗ:6 говорится: "И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои (exomologoumerwi )". Но в своем полном смысле это был эсхатологический акт, подготавливающий человека к вступлению в мессианское Царство. Когда фарисеи и саддукеи пришли креститься, Иоанн сказал: "Кто внушил вам бежать от будущего гнева? " Иосиф Флавий оценивает крещение от Иоанна иначе ("Иудейские древности", xviii 5.2): он предполагает, что целью этого крещения было телесное очищение, к-рое должно соответствовать уже свершившейся внутренней перемене. Вероятно, Иоанново крещение происходит из еврейского крещения новообращенных; тем самым Иоанн подчеркивает, что и евреи, и язычники ритуально нечисты. Крещение Иисуса от Иоанна (Мф 3:1315) можно объяснить тем, что через крещение Иисус отождествил себя со всем человечеством, чтобы войти в Царство Божье; конечно, это не значит, что Он нуждался в покаянии.
Уже давно считалось, что Иоанн Креститель был одно время связан с ессеями. Об этом свидетельствует его аскетизм и то, что он находился недалеко от главного поселения секты. Есть и прямое сходство между ним и кумранитами группой ессеев, живших на сев. зап. берегу Мертвого моря. Конечно, это возможно, поскольку и Иоанн, и кумранская секта жили в пустыне Иудейской; ион, и она придавали большое значение крещению как знаку внутреннего очищения, были аскетичны, учили о неизбежности суда и упоминаются в Ис 40:3. На Иоанна в юности могла повлиять эта секта, но его служение значительно шире. Роль Иоанна пророческая, роль секты эзотерическая. Иоанн призвал народ к покаянию секта удалилась в пустыню. Иоанн провозгласил необходимость покаяния в повседневной жизни секта требовала подчинения требованиям аскетической жизни. Иоанн возвестил приход Мессии секта все еще ожидала Его появления.
Обличение Ирода Антипы и порицание его незаконного брака стало причиной казни Иоанна Крестителя (Мф 14:112). Иосиф Флавий говорит, что казнь совершилась в крепости Махерон неподалеку от Мертвого моря. Иоанн часто упоминается в писаниях секты мандеев. Он мог повлиять на них через своих учеников, крые существовали еще по крайней мере 25 лет после его смерти (Деян 18:25; 19:3).
R.B. LAURIN(nep. А.К.) Библиография: С. Н. Kraeling,Уо/шthe Варlist; J. Thomas,Le mouvement haptiste en Palestine et Syrie: A. Plummer, Gospel According to St. Matthew, 3031; M. Burrows,More Light on the Dead Sea Scrolls; W.Wink, John the Baptist in the Gospel Tradition; F. F. Bruce,NT History; E. Barnwell,"The Baptist in Early Christian Tradition", NTS 18:95 ff.; C. ?. H. Scobie,John the Baptist.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ
последний в ряду пророков — предвозвестников прихода Мессии, непосредственный предшественник Иисуса Христа. Новозаветное толкование (Мф. 11:10; Мк. 1:2) относит к И. К. ветхозаветные пророчества: «вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» (Мал. 3:1); «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Ис. 40:3). По распространенным представлениям, пришествию Мессии должно было предшествовать или сопутствовать появление Илии, долженствующего помазать Мессию и засвидетельствовать его мессианский сан; христианская традиция, относя всенародное явление Илии (вместе с Енохом) ко временам антихриста и второго пришествия Иисуса Христа (соответствующее истолкование: Откр. 11:312) и говоря о тайном явлении Илии в момент Преображения Христа (Мф. 17:3; Мк. 9:4; Лк. 9:30), в целом передает функцию Илии во время первого пришествия Иисуса Христа И. К., выступившему «в духе и силе Илии» (Лк. 1:17). Образ И. К. как аскетапустынника, пророка, обличителя и «ревнителя» являет большое сходство с образом Илии, так что ему приходится специально отрицать свое тождество Илии (Ин. 1:21). Чудесное зачатие И. К. было предвозвещено его родителям — ааронидам Захарии и Елисавете Архангелом Гавриилом. О детстве И. К. в новозаветном повествовании сказано лишь, что он «был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк. 1:80), «имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищей его были акриды и дикий мед» (Мф. 3:4); иудеохристианская традиция первых веков сближала дикий мед (по-видимому, не пчелиный мед, а какието истечения древесного сока) с манной. Ранневизантийская апокрифическая и агиографическая литература добавляет подробности о детстве И. К. в пустыне: Елисавета с младенцем бежит от воинов Ирода, их спасает расступившаяся по ее молитве и затворившаяся за ними скала, после пяти месяцев Ангел велит отнять младенца от груди и приучать его к акридам и дикому меду и т. п. Выступление И. К. на всенародную проповедь датируется в новозаветном сообщении пятнадцатым годом правления Тиберия (Лк. 3:1), т. е. 27 или 28 н. э. Апокрифическая традиция утверждает, что И. К. при этом было 30 лет — символический возраст полного совершеннолетия (срв. возраст Иосифа, «когда он предстал пред лице фараона». Быт. 41:46; таким же обычно представляют возраст Христа при начале Его проповеди). Речи И. К. — эсхатологическая весть: «покайтесь, ибо приблизилось царство небесное» (Мф. 3:2; с этой же формулы начинается проповедь Христа, см. Мф. 4:17; Мк. 1:15). Над теми, кто принимает эту весть, И. К. совершает в реке Иордан тот обряд, по которому он имеет свое прозвище — «крещение покаяния для прощения грехов» (Мк. 1:4; Л к. 3:3). Это крещение («погружение») имеет параллели в иудейском обиходе той эпохи, но отличается от очистительного омовения прозелитов тем, что совершается над иудеями, а от ежедневных ритуальных омовений ессеев (с которыми фигура И. К. имеет много общего) тем, что оно единократно и неповторимо. Последователи И. К. образуют особую общину («ученики Иоанновы»), в которой господствует строгий аскетизм (Мф. 9:14). И. К. укоряет народ за самодовольную гордость своим избранничеством (Лк. 3:8), особенно резко порицая фарисеев и саддукеев (Мф. 3:7), как это будет делать Иисус Христос, и требует восстановления патриархальных норм социальной этики (Лк. 3:1114). В числе других к И. К. приходит еще не известный народу Иисус Христос, чтобы принять вместе с другими крещение; И. К. всенародно свидетельствует о Его мессианском сане (Ин. 1:29; ср. Мф. 3:1317; Мк. 1:911). Перед лицом Христа роль И. К., как он сам говорит об этом, чисто служебна: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30). Традиция не приписывает И. К. чудес (10:41). Он стоит на рубеже Ветхого и Нового Заветов, чем, согласно христианскому пониманию, определяется его величие и ограниченность этого величия. «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в царстве небесном больше его» (Мф. 11:11). Сама его вера в мессианство Иисуса не свободна от неуверенности; уже в разгар проповеди Иисуса он задает Ему через своих учеников вопрос: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11:23). Далеко не все ученики И. К. идут за Христом, и между их последователями имеют место трения (Мф. 9:14).
В качестве ревнителя праведности И. К. выступает с обличением Ирода Антипы, тетрарха (правителя) Галилеи, который отнял у своего брата жену Иродиаду и при жизни прежнего мужа женился на ней, грубо нарушив этим иудейские обычаи; Ирод Антипа заключает И. К. в темницу, однако не решается казнить, страшась его популярности (Мф. 14:35; Мк. 6:1720). Однажды на пиру по случаю дня рождения тетрарха его падчерица Саломея (не называемая в Евангелиях по имени) настолько угождает отчиму своей пляской, что тот обещает исполнить любую ее просьбу; по наущению Иродиады Саломея просит голову И. К. Палач направляется в темницу, чтобы совершить казнь и по условию подает Саломее на блюде голову И. К., а та относит ее для глумления Иродиаде; тело И. К. погребают его ученики (Мф. 14:612; Мк. 6:2129).
Западноевропейское средневековье знало пространную историю останков И. К., которая нашла отражение в иконографии (картина Гертгена тот СинтЯнса). Распорядок церковного культа использовал евангельские свидетельства о шестимесячном, т. е. полугодичном, интервале между рождеством И. К. и Рождеством Иисуса Христа таким образом, что первое оказалось прикреплено к летнему, а второе — к зимнему солнцестоянию; под знаком Иисуса Христа солнце начинает «возрастать», под знаком И. К. — «умаляться» (своеобразная материализация слов И. К.: «Ему должно расти, а мне умаляться»). Для церковных интерпретаторов (напр., католического агиографа XIII в. Иакова Ворагинского) солярная символика должна была оставаться служебным инструментом передачи теологической доктрины; но для фольклорной традиции И. К. и праздник его рождества сами приобретали солярные черты, сливаясь с языческой мифологией и обрядностью солнцеворота (в восточнославянском кругу — с культом Купалы), до неузнаваемости изменяясь в контексте образности сезоннообрядовых песен и присказок (в сербском фольклоре И. К. получает эпитет «Игритель», что мотивируется представлениями о троекратной остановке солнца в день его рождества).
Образ И. К. играет в православной традиции более важную роль, чем в католической. Православная иконография «Деисиса» (в русском народном переосмыслении «Деисуса») только И. К. дает предельную (наравне с Девой Марией) близость к Христу. Если католическая традиция воспринимает И. К. как пророка, правдивого свидетеля пришествия Христа и неустрашимого обличителя власть имущих, то православная наряду с этим подчеркивает в нем черты идеального аскета, пустынника и постника, эзотерику «ангельского чина» (в южнославянской, греческой и русской иконографии в связи с новозаветными представлениями И. К. как «Ангела» и ради акцентирования «монашеской» стороны его образа распространяется с XIII в. тип «И. К. — Ангел пустыни», придающий ему широкие ангельские крылья; на Руси этот иконографический тип приобрел популярность в XVIXVII вв.). На Западе к этим чертам проявляли наибольшее внимание в русле традиции ордена кармелитов, воспринимавших И. К. (в согласии с православной традицией) как соединительное звено между ветхозаветной аскезой Илии и христианским созерцательным монашеством. В средневековой иконографии были широко распространены изображения И. К. с блюдом в руках, на котором лежит его голова, или с чашей, в которой находится агнец (позднее младенец).
Трагические контрасты пиршества и казни, глумливой греховности и страждущей святости, вкрадчивой женственности и открытого палачества, присущие сюжету Усекновения главы И. К., не раз привлекали живописцев и поэтов. В XIX в., после демонстративно сухой, претендующей на археологическую точность разработки этого сюжета в «Иродиаде» Г. Флобера, началась безудержная его эксплуатация литературой и искусством декаданса, открывшаяся «Саломеей» О. Уайльда, иллюстрациями к ней О. Бердсли.

Источник: София-Логос. Словарь

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
179.87 кб

Слово на литургии в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Ливерий Воронов
Читать PDF
601.75 кб

Строительство храма Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в благотворительных деяниях каин

Фурсова Елена Федоровна
Статья посвящена раскрытию одного из эпизодов благотворительности сибирского купечества начала ХХ в.
Читать PDF
77.53 кб

2001. 03. 019. Хэмен-антила Я. Иоанн Креститель и ранняя исламская полемика об Иисусе Христе. Hameen

Демидов К. Б.

Похожие термины:

  • Предтеча Иоанн (Креститель Господень)

    Религиозный проповедник, родившийся за полгода до Христа. Жил в пустыне, проповедуя покаяние в грехах и исправление нравов. Его жизнь изложена в Евангелии от Луки. Жил в пустыне до своего явления н