ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ
ок. 1132-1202) - итал. монах, основатель крестьянско-плебейской хилиа-стич. ереси, последователи к-рой назывались иоахимитами. По И. Ф., 3 лицам христ. троицы соответствуют 3 эры, последняя из к-рых будет царством св. духа, т. е. вечной справедливости, мира и правды («Вечное евангелие»). И. Ф. клеймит церковь с ее алчностью, властолюбием и участием в угнетении простого народа. Преследуемое церковью учение И. Ф. оказало значит, влияние на ереси гуситов, амальрикан, анабаптистов и др.

Источник: Атеистический словарь

ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ (Фиоpе)
Joachim Floris) (род. ок. 1132, Целико, Калабрия - ум. 20 марта 1202, Фиоре, Калабрия) - итал. теолог, мистик и историкметафизик; положил начало мистической философии истории, которая различает на земле три царства (от сотворения мира до его конца), а именно: первое царство (Отца), начавшееся с сотворения; второе царство (Сына), начавшееся с искупления благодаря Христу; и третье царство (Святого Духа), наступление которого Иоахим, согласно хилиастическим течениям своего времени, ожидал к началу 13 в. За "тритеизм", т.е. веру в трех отдельных лиц в триединстве, его учение в 1215 было отвергнуто церковью.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ
(Joachimus Florensis) — итальянский теолог, мистик и историк-метафизик; р. ок. 1132 (Целико, Калабрия) — ум. 30.3.1202 (Фиоре, Калабрия); положил начало мистической философии истории, которая различает на земле три царства (от сотворения мира до его конца), а именно: первое царство (Отца), начавшееся с сотворения; второе царство (Сына), начавшееся с искупления благодаря Христу, и третье царство (Святого Духа), наступление которого Иоахим, согласно хилиастическим течениям своего времени, ожидал к началу XIII в. За «триетизм», т. е. веру в трех отдельных лиц в триединстве, его учение в 1215 было отвергнуто церковью. Осн. соч.: Liber concordiae veteris et no vi Testamenti, 1519 (Repr. 1964); Psalterium decem chordarum, 1527; Expositio in apocalypsim, 1527 (Repr. 1964). — F. Russo. Bibliografía Gioachimita, Firenze, 1954; В. HirschReich. Eine Bibi, über J. v. F. und dessen Nachwirkung, in: Rech, théol. et médiévale 24 (1957).
H. Grundmann. Studien über J. v. F., 1927 (Repr. 1966); H. Grundmann. Neue Forschungen über J. v. F., 1950; F. Russo. Gioacchino da F. e le fondazioni florensi in Calabria., Napoli, 1959 (mit Bibi.); D. C. West (ed.). J. of F. in Christian Thought, I—II, New York, 1975; G. Grundmann (Hg.). J. v. F., 1977; B. MacGinn. The Calabrian Abbot: J. of F. in the History of Western Thought. New York; London, 1985.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ
или Калабрийский (Gioacchino da Flore, Fiore; ок. 1130/1145—1202), - калабрийский монах, впоследствии отошедший от церкви и создавший одно из наиболее ярких ср.-век. еретич. учений - «иоахимизм», имевший открыто антицерк. и антифеод. характер. И. Ф. род. в семью крестьянина. Побывал в Византии и Палестине, был отшельником, затем вступил в монастырь цистерцианцев (в Кораццо). После его избрания аббатом сбежал в др. монастырь, а в 1191 вышел из ордена и основал в горах близ Козенцы монастырь, устав к-рого, не дошедший до нас, разработал сам. Генер. капитулом цистерцианцев был объявлен «беглым». Свои идеи И. Ф. развил в ряде мистико-богосл. сочинений, в к-рых три лица христ. троицы толковал как три мировые эры в истории человечества, развивающегося от рабства к свободе. Третья из этих эр, эра «св. духа», наступление к-рой И. Ф. приурочивал к 1200—1260, должна была начаться, по его учению, вселенским переворотом, когда «будет установлена вечная справедливость», осуществлена полная свобода и победит «царство мира и правды на земле», а церковь и ее вероучение утратят свое значение. Церковь И. Ф. обличал в алчности, корыстолюбии, угнетении простого народа. Учение И. Ф. было одним из наиболее ранних проявлений крестьянско-плебейской оппозиции феод. строю и освящающей его католич. церкви. Оно оказало большое воздействие на развитие нар.-еретич. движений XIII—XVI вв. - апостольских братьев, амальрикан, «братьев свободного духа», анабаптистов и др.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ (Калабрийский)
Джоаккинода Фьоре (Joachimus Florensis, Gioacchmo da Fiore) (ок. 1132— 1202) — итальянский мыслитель. Монах-цистерцианец, ок. 1177 избран аббатом, ок. 1191 основал монастырь Сан-Джованни ин Фьоре как центр нового, Флорского ордена, откуда и получил свое прозвище. Этот аскет с репутацией личной святости, воспринимавшийся многими (напр., Данте) как пророк, навлекший на себя посмертное осуждение Латеранского собора 1215, создал мистико-диалекгическую концепцию исторического процесса, выразившую глубокий кризис средневекового миропонимания. Эта концепция, разработанная в формах символического толкования Библии (в соч. «Согласование Нового и Ветхого заветов» — Concordia novi et veteris testamenti, 1519, «Пособие к Апокалипсису» — Enchiridion in Apocalypsin, 1527, и «Псалтирь десятиструнная» — Psalterium decem cordarum), исходит из деления всемирной истории на три «мировые состояния», или эры, соответствующие трем лицам христианской Троицы — Отцу, Сыну и Св. Духу. В продолжение ветхозаветной эры Отца бог раскрывается человеку как властный господин, а человек подчиняется ему как трепещущий раб; новозаветная эра Сына превращает эти отношения в отношения отца и дитяти; наконец, грядущая эра Св. Духа сообщает им полную интимность. Каждая эра исчерпывает свое содержание в одной и той же повторяющейся последовательности этапов, что позволяет умозаключать от прошедшего к будущему. Выявление эры Св. Духа должно начаться ок. 1260, после периода борьбы и искушений восторжествует любовь к бедности и начало духовной свободы; властная и притязательная церковь Петрова уступит свое место церкви Иоанновой, отказавшейся от ненужного бремени мирской власти и управляемой кроткими аскетами-бессребрениками; дух свободы, любви и мира победит насилие и устранит самую его возможность. Преображение человечества должно иметь место еще в рамках посюсторонней истории; этот момент делает учение Иоахима Флорского связующим звеном между древним хилиазмом и плебейскими ересями позднего средневековья.
Судьбы наследия Иоахима Флорского в течение 13 — нач. 14 в. были тесно связаны с францисканством, также учившим о «святой нищете»; создается обширная псевдоиоахимовская литература. Дольчино делает из его учения программу мятежа. Позднее идеи Иоахима Флорского повлияли на идеологию Кола ди Риенцо, а через него — на весь дух новоевропейского политического мессианизма; в эпоху Реформации они оказали воздействие на Мюнцера. Отголоски умозрения Иоахима Флорского можно усматривать в философском конструировании смысла истории у Гегеля, Шеллинга и особенно у польского мыслителя А. Цешковского («Ntre Pere»), позднее у Вл. Соловьева и Бердяева. Полное отчуждение от его христианского контекста некоторые парадигмы утопизма Иоахима Флорского приобретают в тоталитарных системах мысли 20 в.
Соч.: Tractatus super Quattuor Evangelis, ed. E. Buonaiuti. — «Fonti per la Storia dItalia», LXVI1,1930;ExpositiodeArticulisFidei,HananoHa(e, та же серия, LXXVIH, 1936; Liber figurarum, ed. L.Tondelli, M. F. Reeves, ed. 2. v. 1—2, Torino, 1953.
Лит.: Стам С. М. Учение Иоахима Калабрийского. — В кн.: Вопросы истории религии и атеизма, т. 7. M., 1959; Grundmann H. Studien uber Joachim von Floris. Lpz., 1927; Idem. Neue Forschungen uber Joachim von Fiore, Mart)., 1950; Huck J. Ch. Joachim von Floris und die joahimitishe Literatur. Freib., 1938; Fobert! F., Gioacchino da Fiore e il gioacchinismo antico e modemo. Padua, 1942; Reeves M. The Influence f Prophecy in the Later Middle Ages. A Study in Joachimism. Oxf., 1969; RUSSO F. Bibliografia gioachimita. Firenze, 1954.
С С. Аеериицев

Источник: Новая философская энциклопедия

ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ
К а л а б р и й с к и й) (Joachimus Florensis, Gioacchino da Fiore) (ок. 1132–1202) – итал. мыслитель, монах. Род. в Калабрии в семье крестьянина. Пытался проповедовать свое учение в народе. Был пострижен цистерцианцами в монахи, затем избран аббатом. В 1191, порвав с Цистерцианским орденом, основал монастырь San Giovanni in Fiore и новый орден – ordo Florensis, откуда его второе имя. Католич. церковь неоднократно осуждала учение И. Ф. (на 4-м Латеранском соборе 1215, на поместном соборе в Арле, 1263), а с его последователями (иоахимитами) церковь беспощадно расправлялась. В сов. науке существуют две точки зрения на учение И. Ф., расходящиеся гл. обр. по вопросу о наличии или отсутствии социально-утопич. идей во взглядах И. Ф., по оценке идеи развития, содержащейся в его сочинениях, а также по характеристике социально-политич. сущности его учения. Ниже приводятся две статьи, отражающие эти точки зрения. 1) И. Ф. – один из наиболее ранних и оригинальных хилиастич. (см. Хилиазм) мыслителей средневековья. В своих соч., оставаясь в рамках религ. представлений, И. Ф., в противоположность августиновскому учению о неизменности земной жизни и невозможности на земле справедливого миропорядка, выдвинул свое истолкование человеч. истории как процесса прогрессивного развития от рабства к свободе, проходящего, как через необходимые стадии, через три "состояния мира" (status mundi), соответствующие трем лицам христ. троицы, и ведущего к осуществлению идеальной "эры святого духа" – "царства мира и правды на земле". И. ?. подчеркивал посюсторонний, земной характер своего хилиастич. идеала. Его осуществление мыслится И. Ф. как результат необходимо развивающегося божеств. откровения, но оно возможно только в результате некоего грандиозного вселенского переворота, к-рого И. Ф. ожидал ок. 1260 и в ходе к-рого "нечестивые будут стерты с лица земли", "будет уничтожена несправедливость и установлена вечная справедливость". Каждый новый, более совершенный статус мира зарождается в недрах старого (initiatio), затем наступает как бы критич. период борьбы (tribulatio), в итоге к-рой добрые торжествуют, а злые наказываются, и тогда утверждается новое состояние мира, период "плодоношения" (fructificatio). Соответственно стадиям развития мира развивается и человеч. знание, достигающее в грядущем третьем статусе полного постижения истины. Представление о прогрессивном развитии человечества приводит И. Ф. к идее относительности, историч. ограниченности истины: понятия добра, рабства, свободы соответствуют своему времени и "должны рассматриваться сообразно времени" (pro tempore et ad tempus). Несмотря на религ. ограниченность, применение принципа развития позволило И. Ф. обосновать жизненно важный для нар. масс феод. общества тезис об историч. ограниченности, преходящем характере существующего строя, к-рый церковь объявляла абсолютным и неизменным. Вероучение католич. церкви также утрачивало абсолютное значение, объявлялось им лишь "частичной истиной", уступающей в третьем статусе мира место полной истине, для понимания к-рой люди не будут нуждаться в посредстве каких бы то ни было "фигур", т.е. таинств, ибо будут видеть истину "лицом к лицу". С наступлением справедливого миропорядка церковь и ее вероучение должны утратить свою силу. И. Ф. обвинял церковь в алчности, корыстолюбии, стремлении "господствовать над простым народом". Он открыто выражал свои симпатии к угнетен, массам, к крепостному крестьянству. Учение И. Ф., в мистич. форме отразившее антифеод. протест юж.-итал. крестьянства, боровшегося против закрепощения, стремление нар. масс к освобождению от феод. гнета, освящаемого католич. церковью, их мечты о справедливом миропорядке – было одним из наиболее ранних проявлений крестьянско-плебейской ереси. Несмотря на черты созерцательности, хилиастич. учение И. Ф. на протяжении 13–15 вв. оказывало большое влияние на развитие нар.-еретич. движений. В нач. 14 в. иоахимит Дольчино поднял первое крупное восстание итал. крестьян против церкви и феодалов. В эпоху Реформации к учению И. Ф. проявлял значит. интерес идеолог нар. Реформации Мюнцер. Бурж. авторы католического (W. Preger, Das Evangelium Aeternum und Joachim von Floris, "Abhandlungen der Kaiser. Baier. Acad. d. Wissensch.", 1874, Bd 12, Abtl. 3; Denifle, Das Evangelium Aeternum und die Comission zu Anagni, "Arch. f?r Literatur- und Kirchengeschichte des Mittelalters", 1885, Bd I, H. I; La Piana, Joachim of Floris, "Speculum", 1932, v. 7, No 2; Huch J. Chr., Joachim von Floris und die joachitische Literatur, 1938) и протестантского направлений (?. Reuter, Geschichte der religi?sen Aufkl?rung im Mittelalter, 1877; А. Гаусрат, Средневековые реформаторы, пер. с нем., т. 2, 1900), как правило, отрицают социальный смысл и антифеод. направленность учения И. Ф. С. Стам. Саратов. 2) И. Ф. – родоначальник мистич. направления, известного под названием иоахимизма. Суть концепции иоахимизма заключается в учении о трех состояниях или эрах мирового развития, изображенных в его произв. "Согласование Нового и Ветхого заветов" ("Concordia novi et veteris testamenti", 1519), "Комментарий к Апокалипсису" ("Enchiridion in Apocalypsin", 1527) и др. Первое состояние мира – от Адама до Христа – И. Ф. определял как эру Ветхого завета, к-рую он характеризовал тем, что люди жили по плоти и покорялись богу только из чувства страха, как раб покоряется своему владельцу. Второе состояние – от Христа до 1260 – время Нового завета, характерное тем, что жизнь людей основана на принципе промежуточном, т.е. между плотью и Духом. В этот период люди покоряются богу из чувства сыновней любви. Третье состояние мира, к-рое наступит после 1260 (т.е. приблизительно через 70 лет после того, как учение И. Ф. было им изложено) и будет продолжаться до конца мира, явится эрой святого духа и вечного Евангелия. Люди будут созерцать бога непосредственно, и их отношение к нему будет свободно от принципа авторитарности. Т.о., основной в этом представлении о мировом развитии является линия, ведущая от чувства рабства к сознанию свободы. Первое и второе состояния – это разные состояния подчинения и покорности. Переход от первого ко второму – это переход от рабского подчинения внешней власти господина к сыновней покорности перед авторитетом отца. Третье же состояние – это состояние свободных отношений к богу, когда привязанность основывается на непосредств. созерцании истины. С наступлением этой третьей эры мира отпадает необходимость в буквенной форме Евангелия. Евангелие третьей эры будет чисто духовным и "вечным". Не будет нужды ни в Ветхом, ни в Новом завете. В произв. И. Ф. не говорится об изменениях в материальной жизни людей, связанных со сменами трех стадий мира. В его схеме нет вообще упоминаний о каких-либо явлениях социальной жизни, за исключением осуждения богатств церкви и роскоши духовенства. Переход к третьему, наиболее совершенному состоянию совершится, согласно этой схеме, в рамках земного существования. Однако само это состояние в своем абсолютном духовном совершенстве теряет уже всякие земные черты и завершает существование земного мира. Схема И. Ф., несмотря на свой чисто мистич. характер, занимает видное место в оппозиционной к офиц. церкви идеологии. И. Ф. говорит об исторически преходящем характере католич. "церкви Христа". Преходящим является, по концепции И. ?., не только Ветхий, но и Новый заветы. Новым у И. Ф. было также его вольное толкование текстов Священного писания, дававшего возможность "обосновывать" отступления от церк. традиции. Хотя учение И. Ф. было канонизировано Францисканским орденом, у нек-рых радикальных его последователей – у т.н. иоахимитов – "спиритуалов" 13 и начала 14 вв. (Герардо Сегарелли, Дольчино и др.) оно получило не только антикатолич., но и социальную трактовку (см. С. Д. Сказкин, Первое послание Дольчино, в сб.: "Из истории социально-политических идей", 1955, с. 124). Произв. И. Ф. изучались и позже, в эпоху Реформации. Усердно изучал их и Мюнцер, о чем он сам писал, прибавив, однако, что его собств. учение идет "значительно дальше". Ограниченный характер оппозиц. концепции И. Ф. заключался прежде всего в том, что изменения, предусматриваемые ею, совершаются богом при пассивной роли людей и притом в точные, заранее предначертанные сроки, к-рые И. Ф. выявлял путем сравнения текстов Ветхого и Нового заветов. Прогресс в развитии сознания, лежащий в основе схемы И. Ф., ни в какой мере не является прогрессом человеч. разума; это лишь прогресс в формах божеств. откровения и раскрытия истины. Само понятие развития в смысле внутр. развития историч. этапов отсутствует в концепции И. Ф. Смена стадий мира, – несмотря на то, что И. Ф. различал в каждой стадии периоды зарождения, созревания и перехода в следующую стадию, – представляется у него как результат раскрытия божеств. воли, заранее предначертанного во всех деталях божеств. плана. В концепции И. Ф. нашли свое отражение настроения оппозиц. элементов рыцарства по отношению к засилью католич. церкви и их стремления к подрыву авторитета папства. М. Смирин. Москва. Соч.: Psaltecrium decem chordarum, Venetiis, 1527; Tractatus super quattuor Evangelia, Roma, 1930. Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, гл. 2, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361, 369; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, отд. 2, гл. 4, с. 147; Котляревский С. ?., Францисканский орден и римская курия в XIII и XIV вв., М., 1901; Добиаш-Рождественская О. ?., Некоторые проблемы иоахимизма и петербургская рукопись сочинений Иоахима Флорского, "Ж. Мин-ва Народного просвещения", 1913, No 6, июнь; Смирин M. M., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, 2 изд., М., 1955, ч. I, гл. 2 (пер. на польск. – 1951, нем. – 1952 и 1956, венг. – 1956); Стам С. М., Учение Иоахима Калабрийского, в кн.: Вопросы истории религии и атеизма. Сб. ст. 7, М., 1959; Hahn Chr. Ulr., Geschichte der Ketzer im Mittelalter, Bd 3, Stuttg., 1850; Fournier P., Joachim de Flore, ses doctrines, son influence, P., 1900; Grundmann H., Studien ?ber Joachim von Floris, Lpz., 1927; его же, Neue Forschungen ?ber Joachim von Fiore, Marburg, 1950; L´?vangile ?ternel, traduc. franc... par ?. Aegerter, [t.] 1–2, P., 1928 (этот перевод не обладает научной точностью); Buonaiuti E., Die Gioaechino da Fiore, Roma, 1931; Gandev Ch. N., Joachimitske my?lenky ? d?le Mat?je z Janova "Regulae veteris et novi testamenti", "?asopis N?rodn?ho Musea", 1937, ro?. 111, sv. 1; ?ondelli L., Da Gioachino a Dante, Torino, 1944.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
1.36 мб

Владимир соловьев и антихристы Иоахима Флорского

Рычков Александр Леонидович
Рассматривается вопрос о степени прямой и опосредованной рецепции учения Иоахима Флорского в метафизике Вл. Соловьева, поднятый М.В. Максимовым в конце ХХ века.
Читать PDF
86.88 кб

Идейная преемственность В. С. Соловьёва и Иоахима Флорского

Парилов Олег Викторович, Собко Руслан Васильевич
Раскрываются общие положения тринитарной философско-богословской концепции Иоахима Флорского и философских построений В.С. Соловьёва. Анализируется идейная преемственность историософии В.С.
Читать PDF
1.19 мб

Примечание. Комментарии к работе Е. В. Аничкова "Иоахим Флорский и Скот Эриугена"

Рычков Александр Леонидович
Читать PDF
292.25 кб

Христологический и пневматологический аспекты историософской концепции Иоахима Флорского

Лаврентий Собко
Читать PDF
600.04 кб

96. 02. 041. Керов В. Л. Идеи Апокалипсиса в Средние века: иоахим Флорский: Оливи, бегины Южной Фран

Ястребицкая А.