ИНТРОСПЕКЦИЯ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИНТРОСПЕКЦИЯ
то же, что самонаблюдение.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Интроспекция
от лат. introspecto – смотрю внутрь)- особый способ познания человеком своего сознания.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ИНТРОСПЕКЦИЯ
от лат. introspecto - смотрю внутрь), в широком смысле - то же, что самонаблюдение; в более узком, спец. смысле - то же, что аналитич. «И.», (см. Интроспективная психология).

Источник: Советский философский словарь

ИНТРОСПЕКЦИЯ
(от лат. intro - внутрь, spectare - смотреть) - самонаблюдение, наблюдение человеком за собственной внутренней осознанной (в отличие от бессознательной) психической жизнью. Играет важную роль в формировании самосознания и самоконтроля личности.

Источник: Краткий философский словарь 2004

Интроспекция
(от лат. introspecto – смотрю внутрь) – метод, позволяющий иметь представление о своей сущности: структуре, организации и т. п. Это метод самонаблюдения. В психологии интроспекция применяется как метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов. В программировании интроспекцию понимают как возможность доступа к метаданным классов (то есть к описанию классов и их членов) в компилируемом коде.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

Интроспекция
Самонаблюдение, направленное внутрь себя, своего рода самосозерцание души. Строго говоря, полная интроспекция невозможна (это, как говорил Огюст Конт, все равно что, стоя на балконе, наблюдать за самим собой, шагающим по улице), но вместе с тем она необходима, ибо помогает нам учиться познавать и узнавать себя. Наше «я», как в зеркало, смотрится в сознание – и становится Я. Но оно всегда – лишь отражение, образ, лишенный плоти и подлинной глубины. Гораздо большему способны научить другие учителя – память, диалог и деятельность.

Источник: Философский словарь.

Интроспекция
 (лат. intro — внутрь, spectare — смотреть) —наблюдение за собственными внутренними психическими явлениями, самонаблюдение. И. связана с развитием высшей формы психической деятельности (Деятельность психическая) — с осознаванием человеком окружающей действительности, выделением у него мира внутренних переживаний, формированием внутреннего плана действий. И. доступно лишь осознанное. Результаты ее могут быть выражены в форме высказываний людей о своих мыслях, чувствах. Идеалистическая психология считает И. единственным или осн. методом изучения психических явлений, дающим якобы возможность непосредственного проникновения в их сущность. Материалистическая психология считает, что данные И. по своему познавательному значению не выходят за границы непосредственно-чувственного познания и для изучения сущности этих данных необходимы строго объективные методы. Т. обр., для научной психологии данные И. выступают не как метод, а как один из объектов психологического исследования.

Источник: Философский словарь. 1963

Интроспекция
важнейший способ изучения внутреннего мира личности, то же самое, что и самонаблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (переживания, мысли, чувства и др.). Возникает в процессе общения с другими людьми, усвоения социального опыта и средств его осмысления. Большое значение интроспекция имеет для формирования аппарата самосознания и самоконтроля личности. Интроспекция (самонаблюдение) предоставляет некоторые данные о человеке, однако эти данные не должны приниматься на веру, они учитываются в качестве фактов, требующих научного истолкования. Результаты интроспекции могут быть представлены в письмах, дневниках, анкетах, автобиографях и т. д. Но все эти документы (например, самоотчет – описание человеком самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений) не стоит воспринимать однозначно, так как значительная часть испытуемых склонна в этих документах представлять себя в более выгодном свете.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ИНТРОСПЕКЦИЯ
субъективный метод в психологии, основанный на самонаблюдении сознания. Мы занимаемся самоанализом в целях самопознания, а не самоосуждения: в этом смысле интроспекция отличается от угрызений совести. В психологии роль интроспекции трудно переоценить: только она позволяет восприятие психической реальности в качестве таковой; она служит нормой и гидом при объективных анализах человеческого поведения. А. Бергсон паже считал интроспекцию методом самой метафизики, обнажающим перед нами пути «глубинного Я», внутренней «длительности» и интуиции абсолюта. Ретроспективная философия (Лашелъе, Ланъо) опирается на интроспекцию (восприятие умственного содержания: эмоций, чувств), чтобы при помощи рефлексии вывести из нее универсальное значение всего содержимого сознания и установить иерархию ощущений (связанных с действием, восприятием и творчеством) в общей структуре личности. Чрезмерная склонность к интроспекции может привести к подозрительному отношению к миру, нередкому у психастеников: замена реального и объективного мира миром внутренним характерна для «шизофрении». Интроспективному методу противоположен бихевиористический метод, довольствующийся объективным анализом поведения.

Источник: Философский словарь

ИНТРОСПЕКЦИЯ
(лат. introspecto — смотрю внутрь) — метод самонаблюдения, наблюдения за деятельностью собств. психики. Идейным отцом метода И. считается Локк. Существует два источника знаний: объекты внешн. мира и деятельность собств. ума. На первые направляются внешн. чувства, и в результате получаются впечатления (идеи) о внешн. вещах. Вторые, к к-рым относятся мышление, сомнение, вера, рассуждения, познание и желания, познаются особым внутр. чувством — рефлексией. И. некогда была признана не только гл., но и единственным методом психологии. В основе этого убеждения лежали два бесспорных обстоятельства: 1) фундаментальное свойство процессов сознания непосредственно открываться, репрезентироваться субъекту; 2) закрытость тех же процессов для внешн. наблюдателя. По мере расширения исследований обнаружились крупные пробелы и трудности. Становилась все более очевидной бессмысленность такой «экспериментальной психологии». Накапливались противоречия в результатах —иногда даже у одного автора при работе с разными испытуемыми. Обнаруживались такие содержания сознания, к-рые никак не м.б. разложены на отд. ощущения или представлены в виде их суммы. К тому же систематическое применение И. обнаружило нечувственные, необразные элементы сознания. Наконец, стали выявляться неосознаваемые причины нек-рых явлений сознания. Так, вместо торжества психологии, обладающей столь уникальным методом, в ней стала складываться ситуация кризиса. Т.о., практика применения и углубленное обсуждение И. обнаружили ряд фундаментальных недостатков этого метода, столь существенных, что они поставили под сомнение метод в целом, а вместе с ними и предмет психологии, с к-рым тогда метод И. был неразрывно связан. Н.Д.Наумов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ИНТРОСПЕКЦИЯ
от лат. introspectare - смотреть внутрь) - процесс наблюдения за действиями собственной психики с целью выявления законов, ею управляющих. В дуалистической философии, разделяющей вещественную природу (материю, включая человеческое тело) и духовную (содержание сознания), интроспекция является основой психологической методологии. Как таковая, она имела первостепенное значение для многих философов, включая Томаса Гоббса, Джона Локка, Джорджа Беркли, Дэвида Юма, Джеймса Милля, как и для живших в 19 в. основоположников экспериментальной психологии Вильгельма Вундта, Освальда Кюльпе, Э. Б. Титченера. Для всех них содержание сознания представлялось результатом непосредственного внутреннего опыта: наличие переживания означало знание о нем. В этом смысле интроспекция представлялась самодостаточной: она не могла солгать. Вундт и Титченер, так же как и Кюльпе в своих ранних работах (до 1893), придерживались мнения, что интроспекция обнаруживает в сознании динамический комплекс по преимуществу чувственных данных: ощущений как таковых, образов и переживаний, близко напоминающих ощущения. Этот взгляд известен под названием классической интроспекции и в результате позднейших исследований в значительной степени утратил популярность. Др. психолога, однако, обнаружили и иное содержание сознания. Франц Брентано и Кюльпе в своих более поздних работах заложили основы теории интенциональности, согласно которой содержание сознания не сводилось к сенсорному компоненту, но включало безобразное мышление. Постоянно наблюдаемые противоречия в результатах интроспекции к 20-м годам 20 в. привели к пониманию того, что ошибки интроспекции являются следствием ее природы как обладающего определенной длительностью процесса наблюдений и выводов, подверженного соответствующим погрешностям. К 40-м годам как концепция дуализма, так и термин "интроспекция" в основном вышли из употребления в научной психологии, где возобладал бихевиоризм, отрицавший значение сознания. В действительности же отход современной экспериментальной психологии от дуализма привел к отказу лишь от термина "интроспекция", а не от самого метода. Последний в своем современном виде (не классическая интроспекция) используется, без соответствующего наименования, в (1) феноменологических описаниях при исследовании перцепции, по преимуществу европейскими последователями гештальтпсихологии, феноменологической и экзистенциональной психологии; (2) в психофизике, при определении связей между психическими явлениями, обычно сенсорной природы, и стимулами, особенно при определении сенсорных порогов и построении шкал; (3) при самоотчетах пациентов в психиатрии и психоанализе, иногда при ассоциативных тестах (свободные ассоциации).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ИНТРОСПЕКЦИЯ
лат. introspectare - смотреть вглубь) - метод психологии, задача которого состоит в том, чтобы посредством специального анализа вычленить из всех связей предметного внешнего мира явления сознания как непосредственные переживания. Хронологически первый метод психологической науки. Обязан своим появлением картезиан-ско-локковскому пониманию предмета психологии. Согласно Декарту в природе человека, проявляются два противоположных, независимых начала: душа и тело, проистекающие из двух различных субстанций: материи - субстанции протяженной и не мыслящей и души - субстанции мыслящей и не протяженной. В соответствии с этим Декарт ввел два новых понятия: рефлекс, управляющий деятельностью тела, и сознание как проявление духовной субстанции. Именно у Декарта впервые оформляется то понятие сознания, которое становится центральным понятием психологии вплоть до конца 19 в. При этом сам Декарт термин "сознание" не употреблял, вместо него он использовал термин "мышление", которое он определяет как "все то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно самим собой". Таким образом, Декарт ввел принцип И., самоотражения сознания в себе самом. Такое интроспективное понятие сознания, замкнутого в себе, отражающего не внешнее бытие, а самое себя, определило метод его изучения, долгое время остававшийся единственным методом психологии - И. В психологических исследованиях И. применялась не как тривиальное самонаблюдение, а как специально тренируемое. Испытуемые обучались самонаблюдению по специально разработанным правилам. Однако, практика применения И. показала ее крайнюю ненадежность. В показаниях различных испытуемых отсутствовала повторяемость, что исключало возможность каких-либо обобщений. Не удалось дать сколько-нибудь серьезных причинных объяснений полученных фактов. Но самым сложным оказалось разработать язык, на котором можно было бы говорить об элементах самого сознания, а не об отражаемых ими объектах. Причина этого в том, что человек воспринимает не свое восприятие, а окружающую его среду, переживает не свои переживания, а события своей жизни. Метод И. выступил основополагающим в психологии Вундта и его школы; наиболее последовательно был реализован в "структурной психологии" Э. Титченера и философско-психологических программах реконструкции непосредственных переживаний индивида (Брентано, К. Штумпф, О. Кюльпе); в психологии Вюрцбургской школы был дополнен методом ретроспекции. Реакцией на интроспективную психологию был бихевиоризм. В настоящее время И. или самонаблюдение является необходимым методом психологии, относящимся к классу методов наблюдения. Так или иначе он присутствует во всех остальных методах, т.к. испытуемый не может, например, дать самоотчет экспериментатору, заполнить анкету или участвовать в беседе и т.п., не наблюдая себя. Как самостоятельный метод И. дополняется объективным наблюдением, что позволяет результаты самонаблюдения проверить данными наблюдения внешнего. В социальной философии метод И. был актуализирован в рамках такого направления, как историцизм в ранних его версиях (см., например, трактовку Дильтеем И. как одного из адекватных методов "понимания жизни" - наряду с "вчувствованием", "вживанием" и др.).
В. А. Поликарпов

Источник: Новейший философский словарь

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
431.72 кб

«Критическая интроспекция, возникшая и продолжающая возникать в глубине христианского духовного опыт

Рашковский Евгений Борисович
Наибольшую известность Е. Б. Рашковский получил благодаря своим трудам, посвященным истории культуры, сравнительному изучению цивилизаций, историографии и науковедению.
Читать PDF
360.83 кб

Интроспекция и материализм

Казаков Мстислав
В статье исследуется возможность аргумента «от интроспекции» (отчетов о наблюдениях за собственными состояниями) в качестве инструмента критики редуктивного материализма и материализма в целом (в зависимости от позиции того, кем э
Читать PDF
110.97 кб

Концептуализация интроспекции в философии Нового времени (Рене Декарт, Джон Локк, дэвид Юм)

Дмитриева Ангелина Арсеновна
Статья посвящена вопросу о месте интроспекции в гносеологических исследованиях Нового времени.
Читать PDF
303.37 кб

Шаткие основания тезиса о неопровержимости интроспекции феноменальных убеждений

Дмитриева Ангелина Арсеновна
Редставлена критика доводов Дэвида Чалмерса в пользу неопровержимости интроспекции феноменальныхубеждений.
Читать PDF
701.82 кб

Основные философские аргументы против перцептивной модели интроспекции

Дмитриева А.А.
В статье анализируются четыре философских аргумента против перцептивной модели интроспекции: аналитико-лингвистическая критика Гилберта Райла, феноменологический аргумент Уильяма Лайонса, аргумент Дениэла Деннета, согласно котором

Похожие термины:

  • ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    от лат. introspecto – гляжу внутрь, всматриваюсь) – в широком смысле всякая психологич. теория, считающая сознание совокупностью феноменов, познаваемых только посредством интроспекции, т.е. самонаблюд
  • Знание через интроспекцию

    Следующее уточнение, которое необходимо рассмотреть - это непосредственное знакомство через интроспекцию. Мы не только осознаем предметы, но часто осознаем, что мы их осознаем. Когда я вижу солнц