ИНТРОЕКЦИЯ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Интроекция
 (лат. intro — внутрь, iacere — вбрасывать) — понятие, введенное Авенариусом. По Авенариусу, И. — это недопустимое вкладывание воспринимаемого образа в сознание индивида, а равно идеального в мышление субъекта. Против И. он выдвигал свою теорию принципиальной координации. На деле диалектический материализм в отличие от антропологического не впадает в И., ибо преодолевает т. зр. изолированного индивида в гносеологии. Суть идеи И. была раскритикована Лениным («Материализм и эмпириокритицизм»).

Источник: Философский словарь. 1963

ИНТРОЕКЦИЯ
(Introjektion; от лат. intro — «внутрь» и iacere — «бросать») — одушевление, наделение чувством («вчувствование»); по Авенариусу, человек вкладывает в себя и своих собратьев представления об окружающих элементах как внутренние состояния, вследствие чего и происходит ошибочный раскол единства эмпирического мира на «внутренний» и «внешний», на «объект» и «субъект». Таким же образом возникают, согласно Авенариусу, и другие представления: душа, бессмертие, дух.
R. Avenarius. Kritik der reinen Erfahrung, 2 Bde., 1908.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ИНТРОЕКЦИЯ
лат. intro — внутрь, iectio — вбрасывание) — понятие, введенное Авенариусом для истолкования и критики натуралистического и созерцательного (метафизического) материализма, в противовес к-рому он выдвинул теорию “принципиальной координации”. По Авенариусу, И.— это недопустимое “вкладывание” в сознание индивида специфически духовного образа, идеального, что приводит к дуализму. Однако диалектический материализм, раскрывая общественно-практическую природу идеального, не сводит его к состояниям лишь индивидуального сознания, рассматривая его как отражение материального. Критика теории И. дана Лениным в “Материализме и эмпириокритицизме”.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ИНТРОЕКЦИЯ
от лат. intro — внутрь и iacere — бросать) — процесс, посредством которого объекты внешнего мира получают постоянное психическое представительство внутри субъекта. Понятие «интроекция» введено Р. Авенариусом, который считал недопустимым «вкладывание» чего бы то ни было из воспринимаемого в сознание субъекта, так как в результате этого происходит ошибочный раскол единства эмпирического мира на «внутренний» и «внешний», на «объект» и «субъект». Единственно возможным путем избавления от интроекции Авенариус считал отказ от категорий объекта и субъекта, мышления и бытия и переход к т. н. «нейтральному» опыту на пути отрицания связи мысли с мозгом. В психоанализе интроекция — это полное включение индивидом в свою психику воспринимаемых им образов, взглядов, мотивов и установок других людей. Образовавшуюся в результате интроекции психическую структуру называют интроектом, интроецированным объектом или внутренним объектом.
В. В. Старовойтов

Источник: Новая философская энциклопедия

ИНТРОЕКЦИЯ
от лат. intro - внутрь и jacio - бросаю, кладу), 1) в теории познания - введенное Авенариусом понятие о недопустимом, с его т. зр., вкладывании образов воспринимаемых объектов в сознание индивида. Это проистекает у Авенариуса из недопустимости, по его мнению, разделения идеального и реального вообще, т. к. основой своей философии он делает понятие опыта, растворяя в нем противоположность Духовного и материального и пытаясь, т. о., опровергнуть материализм вообще. Критика этих понятий опыта и И. дана В. И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (см. ПСС, т. 18). 2) В психологии - включение индивидом в свой внутр. мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок др. людей, что является основой идентификации. Противоположностью И. является проекция. В глубинную психологию понятие И. было введено венг. психоаналитиком Ш. Ференци; И. рассматривается здесь как психология, механизм, играющий важную роль в процессе формирования «сверх-я», совести и др.

Источник: Советский философский словарь

ИНТРОЕКЦИЯ
лат. intro - движение внутрь и jacio - бросать) - в психоанализе процесс и результат столь полного введения и включения индивидом в свой внутренний мир (психику) воспринимаемых им фрагментов внешнего мира (образов, взглядов, мотивов, установок других людей и пр.), когда он уже не различает собственные и несобственные представления и фантазии. Понятие И. было введено в научный оборот Ференци для обозначения процессов и явлений противоположных (контрастных) проекций. Фрейд истолковывал И. как психический механизм, являющийся одной из основ идентификации и играющий значительную роль в процессе формирования Супер-Эго ("Сверх-Я"). В психоаналитической традиции (К. Абрахам, М. Клейн и др.) значительное внимание уделялось исследованию различных параметров и качеств интроецированных (внутренних) объектов, которые понимались как специфические психические структуры, образовавшиеся в результате И. В психиатрии И. понимается преимущественно как процесс и результат отождествления себя индивидом с образом другого человека (идеального или исторического героя, влиятельного лица и т.д.).
В.И. Овчаренко

Источник: Новейший философский словарь

ИНТРОЕКЦИЯ
от лат. intro – внутрь и (in) iectio – вбрасывание] – введенное Авенариусом понятие о недопустимом, с его т. зр., "вкладывании" чего бы то ни было воспринимаемого в сознание индивида, а равно чего бы то ни было идеального в познающее мышление субъекта. Подставляя индивидуальное сознание на место познающего мышления (психологизм), Авенариус объявляет неправомерной И. вообще признание идеального за отражение объекта субъектом. Концепция И. есть такое истолкование метафизич. и антропологич. материализма и идеализма, к-рое делало удобным нападение на материализм (особенно естественнонаучный), как на будто бы всегда впадающий в И. При этом Авенариус думал, будто ему удалось опровергнуть всякий материализм. Выступая против И., Авенариус жалуется, что "путем интроекции естественное единство эмпирически данного мира распалось... на внешний мир и внутренний мир, на объект и субъект" ("Человеческое понятие о мире", М., 1909, с. 27). С его т. зр., именно в И., прошедшей ряд историч. ступеней – от первобытного анимизма до совр. филос. идеализма, – всегда лежали истоки заблуждений. Изображая себя истолкователем и защитником "наивного реализма", Авенариус рекомендует принять такое понятие о мире, "которое имеет своим содержанием "общие признаки" всего находимого данным..." (там же, с. 100), и отбросить естественнонаучное понятие о мире, как страдающее И. и дуализмом. Концепция И. обрекает, конечно, всякого разделяющего ее на поиски механизма обратного процесса – "проекции"; а поскольку совпадение источника И. и результата "проекции" оказывается недоказуемым, это ведет к безнадежному разрыву субъекта и объекта. Ухватившись за то, что нек-рые материалисты, гл. обр. натуралистические, действительно пытались решать проблему познавательного отношения субъекта к объекту, основываясь на предварит. решении психофизич. проблемы, Авенариус использует нелепости, вытекающие из подстановки второй проблемы на место первой, чтобы устранить (что типично для позитивизма) самую возможность их постановки, устранить самый предмет гносеологии; он ищет обоснование принципиальной координации и вообще эмпириокритицизма на пути отрицания связи мысли с мозгом. Отказ от категорий субъекта и объекта, мышления и бытия и переход на идеалистич. т. зр. "нейтрального" опыта он выдает за путь избавления от И., причем за единственно возможный путь. Это антиматериалистич., субъективно-идеалистич. содержание своей концепции интроекции Авенариус преподносит под флагом борьбы против идеализма, против солипсизма, к к-рому, с его т. зр., ведет И. На деле к солипсизму ведет неприменение вообще категорий субъекта, объекта, идеального и т.п., якобы неотделимое от И., а лишь применение их с точки зрения изолированного натуралистич. индивида, к-рую Авенариус считает само собой разумеющейся, но к-рая действительно не позволяет выработать категории субъекта и объекта, не впадая в дуализм или солипсизм. Концепция И. свидетельствует о том, что бурж. философия оказалась неспособной преодолеть разрыв субъекта и объекта, совлечь с объекта ту форму отчуждения и трансцендентности, в к-рой он неизбежно ей представлялся, и потому стала искать пути отказа от этих категорий вообще. Последователи концепции И. – Иерузалем, Уорд, Стаут. Концепция И., ее скрытая антиматериалистич. направленность была подвергнута резкой критике Лениным в кн. "Материализм и эмпириокритицизм". Показав, что А. Богданов и др. рус. эмпириокритики "попались на удочку" И., Ленин подчеркнул необходимость при анализе филос. теорий сугубо критически относиться к тому, как оценивают значение своих теорий сами их создатели. В п с и х о л о г и и, в концепции психоанализа, И. – такое отношение одного индивида к другим, при к-ром первый принимает их за включенных в себя в качестве своих собственных внутренних компонентов. Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Авенариус Р., О предмете психологии, М., 1911; Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб., 1960. Г. Батищев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.