Интернационал III  ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ В ИСКУССТВЕ

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ

Найдено 4 определения термина ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское]

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ

лат. inter - между и natio - народ) - понятие, употребляемое в нескольких значениях: И. как констатация наличия атрибутивных общих черт в многоаспектных сторонах исторического процесса формирования наций (определенные историко-экономические условия, образование общенациональных языков, формирование национальных культур и т.д.); И. как выражение объективного процесса растущей взаимосвязанности и взаимозависимости человеческих обществ, что вытекает из приоритета общих закономерностей развития всемирного социума; И. как общее, единое в различных сторонах жизни народов; И. как наиболее важное, существенное, присущее национальному, повторяющееся в тех национальных общностях, которые он интегрирует, нечто новое, что не присуще ни одной национальной общности в отдельности; И. как элемент структуры мировоззрения личности (интернационалистское сознание определяет деятельность и поведение личности в области межнациональных отношений, в культуре межнационального общения). На современном историческом этапе развития человечества И. находит выражение в объединении усилий государств и народов в борьбе против международного терроризма, региональных вооруженных конфликтов, в решении экологических проблем, глобальный характер которых предполагает общие пути решения, и т.д.

Г.И. Чеснокова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ

социалистический) (лат. inter - между и natio - народ) - международное единство трудящихся а борьбе за уничтожение капиталистического строя и построение коммунистического об-ва, основанное на общности их коренных интересов. Как принцип отношений между нациями И. связан с областью политики, но вместе с тем он является одним из важнейших принципов коммунистической нравственности, регулирующим данные взаимоотношения. В этом смысле И. служит одной из сфер проявления коммунистического гуманизма. Как принцип нравственности И. включает следующие требования: равенство и свобода всех народов безотносительно к их социальному и культурному развитию; непримиримость к великодержавному шовинизму и всякой форме угнетения одной нации др.; сотрудничество и солидарность трудящихся всех стран в борьбе за общие цели; непримиримость к национальному эгоизму и сепаратизму; дружба и уважение во взаимоотношениях с представителями др. народов; интерес к разнообразным национальным культурам; борьба с национальной замкнутостью, нетерпимость к настроениям и теориям национального и расового превосходства - всему тому, что включает в себя понятие национализма. Буржуазный национализм предполагает вражду народов, возвеличивание достоинства одной национальности в ущерб остальным и является оборотной стороной космополитизма, в основе к-рого лежит безразлично-нигилистическое отношение людей к своей родине и нации, к интересам и культуре, отказ от всяких национальных традиций. Социалистический И. в корне противоположен как национализму, так и космополитизму, к-рый за внешне нейтральным отношением к различным государствам и национальностям всегда скрывает отношения неравноправия и подчинения. Идея И родилась с возникновением международного коммунистического движения и впервые была провозглашена его основателями К. Марксом и Ф. Энгельсом в виде лозунга «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» в противовес политике национальной розни, к-рая культивировалась господствующими классами. Первым в истории практическим примером утверждения социалистического И. в отношениях между народами стало многонациональное содружество народов СССР, где ликвидирован национальный гнет, установлено полное равноправие народов. Ранее отсталым народам открылся в этом содружестве доступ к сокровищам мировой культуры и цивилизации. Само чувство патриотизма в СССР приобрело интернациональный характер, ибо оно включает дружбу всех народов, имеющих общую социалистическую родину. При социализме И. как нравственный принцип находит свое осуществление в повседневной жизни народа. Однако иногда еще проявляются пережитки национальной розни в различных формах, обычно связанные с недостаточной сознательностью и невысокой духовной культурой людей. С возникновением мировой социалистической системы принцип И. лег в основу как взаимоотношений братских социалистических государств и наций, так и отношений народов социалистических стран с угнетенными и неравноправными нациями и трудящимися капиталистических государств. Этот принцип является законом взаимоотношений между братскими коммунистическими и рабочими партиями.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по этике

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ

от лат. inter - между и natio - народ), пролетарский интернационализм, общность интересов и солидарность рабочих, трудящихся различных наций и рас, проявляющиеся в их психологии, идеологии и социальной практике; междунар. солидарность рабочего класса, коммунистов всех стран в борьбе за общие цели, солидарность их с борьбой народов за нац. освобождение ц социальный прогресс, добровольное сотрудничество братских партий при соблюдении равноправия и независимости каждой из них, И. обеспечивает единство пролет. содержания и нац. формы обществ. развития, является гл. предпосылкой реализации нац. и интернац. интересов всех народов.

И. возник в условиях капитализма, в ходе освободит. борьбы пролетариата разных стран. «Так как положение рабочих всех стран одинаково, - говорил Ф. Энгельс, - так как их интересы одинаковы, враги у них одни и тс же, то и бороться они должны сообща...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 373). Началом объединения рабочего класса стал 1-й Интернационал, к-рый «... заложил фундамент международной организации рабочих для подготовки их революционного натиска на капитал» (Ленин В. И., ПСС, т. 38, с. 302). Дело интернац. сплочения мирового пролетариата было продолжено 2-м Интернационалом. Вместе с тем его крах, наступивший после начала 1-й мировой войны в результате шовинистич. политики его оппортунистич. лидеров, показал, как неизбежно наказывается измена пролет. И.

И. получил развитие в деятельности ленинской партии, выступившей инициатором создания 3-го, Коммунистич. Интернационала. После Окт.революции 1917 В. И. Ленин открыл новые формы И. «Мы, действительно, выступаем теперь не только как представители пролетариев всех стран, но и как представители угнетенных народов», - говорил он и одобрил лозунг: «Пролетарии всех стран и угнетенные народы, соединяйтесь!» (там же, т. 42, с. 71).

С победой социализма И. становится И. социалистическим и охватывает все сферы взаимоотношений социалистич. стран и наций. Объективными основами социалистич. И. являются социалистич. образ жизни, общность интересов и целей трудящихся различных национальностей в деле строительства нового общества. Социалистич. И. - это новый тип межнац. отношений, складывающийся и развивающийся на основе дружбы, равноправия, взаимоуважения, всестороннего братского сотрудничества, политич., экономия., воен. и культурной взаимопомощи наций и народностей, ставших на путь социализма. Социалистич. И. способствует расцвету и сближению наций, совпадает с социалистич. патриотизмом и противоположен космополитизму, нац. нигилизму.

Объективность основ И. не означает, однако, что люди становятся интернационалистами стихийно. Коммунисты считают своей первостепенной обязанностью воспитывать трудящихся в духе интернационализма и социалистического патриотизма, непримиримости к любым проявлениям национализма и шовинизма. Интернациональное воспитание трудящихся - важнейшая составная часть коммунистического воспитания. Идейной основой И. является марксизм-ленинизм. И. несовместим с национализмом. «Буржуазный национализм и пролетарский интернационализм - вот два непримиримовраждебных лозунга, соответствующие двум великим классовым лагерям всего капиталистического мира и выражающие две политики (более того, два миросозерцания) в национальном вопросе» (Ленин В. И., ПСС, т. 24, с. 123). Ленин словесному И. противопоставлял И. на деле, И. цельный, действенный, обеспечивающий беззаветную работу над развитием революционной борьбы в своей стране и всестороннюю поддержку такой же борьбы во всех странах. И. на деле можно осуществить под руководством класса, осознающего международный характер условий своей жизни, борьбы и освобождения, а потому и наиболее заинтересованного в интернац. сплочении всех трудящихся и способного возглавить этот процесс. Такой гл. революц. силой, объединяющей все освободит. течения современности, выступает рабочий класс. И. по охвату социальных классов и слоев непрерывно обогащается в ходе развития мирового революционного процесса. Возникают новые формы проявления И., новые задачи, которые он решает.

Опыт показывает, что правый оппортунизм и «левый» ревизионизм, проводящие в теории и политике национализм и шовинистич. гегемонизм, представляют большую опасность, особенно если на определ. этапе из уклона отд. лиц и групп они превращаются в основу политики правящей партии. Именно в подобных случаях И. становится словесным, сводится на деле к национализму. Это может привести к деформации социализма в данной стране и ослабить тем самым позиции мирового социализма.

И. в совр. эпоху предполагает борьбу как против абсолютизации нац. особенностей, так и против их игнорирования; использование вклада каждой нации в обществ. прогресс, решение нац. и интернац. задач в единстве. Развитие содружества социалистич. стран, борьба прогрессивных сил мира против империализма показывают, что все крупные нац. проблемы успешно решаются интернац. усилиями. И. - важнейшее условие борьбы против воен. опасности и войны, развития мирового революц. процесса, эффективного строительства социализма и коммунизма.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ

пролетарски й (от лат. inter – между и natio – народ) – междунар. единство рабочего класса в борьбе за свержение капитализма, построение социализма и коммунизма, за мир, нац. независимость всех народов и демократию; важнейший принцип марксизма-ленинизма, политики коммунистич. и рабочих марксистско-ленинских партий. Высшим этапом в развитии пролет. И. является социалистич. И., воплощенный в социальном, экономич. и политич. содружестве народов социалистич. стран. Основы пролет. И. были разработаны Марксом и Энгельсом. В "Манифесте Коммунистической партии" они провозгласили лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", ставший боевым девизом междунар. коммунистич. и рабочего движения. Дальнейшее творч. развитие идеи пролет. И. получили в произведениях Ленина и его учеников, в документах и партийной лит-ре коммунистич. и рабочих партий. В совр. условиях важное значение для междунар. коммунистич. и рабочего движения имеют документы московских совещаний представителей коммунистич. и рабочих партий в 1957 и 1960, Программа КПСС, принятая XXII съездом КПСС (1961). Экономич. основой, на к-рой возникает пролет. И., является обществ. характер произ-ва и междунар. характер производит. сил, развивающихся в недрах капитализма. Непосредств. ареной освободит. борьбы пролетариата является его собств. страна, непосредств. противником – "своя" нац. буржуазия. Однако в революц. преобразовании общества пролетариат должен преодолеть не только сопротивление эксплуататорских классов в той или иной стране. "Капитал есть сила международная. Чтобы ее победить, нужен международный союз рабочих, международное братство их" (Ленин В. И., Соч., т. 30, с. 268). Необходимость интернац. единства рабочего класса становится особенно настоятельной в эпоху империализма, когда монополии образуют реакц. междунар. союзы, связываются взаимными договорами, создают военные блоки и базы, направленные против социалистич. стран, против революц. рабочего и нац.-освобо-дит. движения. Фронту мировой империалистич. реакции должен быть противопоставлен мировой революц. фронт, объединяющий все антиимпериалистич. силы. Необходимость развития и укрепления интернац. единства пролетариата обусловлена также закономерностями развития социалистич. революции. Обязат. условием победы социализма первоначально в немногих или в одной, отдельно взятой капиталистич. стране, Ленин считал активную поддержку социалистич. революции со стороны междунар. пролетариата и нац.-освободит. движения в колониях, с тем, чтобы сковать значит. силы мирового империализма, не дать ему возможности задушить пролет. революцию, победившую в одной или неск. странах. Интернац. единство рабочего класса в совр. эпоху является важнейшим условием прогрессивного развития человечества. Теория пролет. И. исходит из учета историч. закономерностей развития наций и их взаимоотношений. Ленин открыл и исследовал две объективные тенденции, действующие в этой области: нац. развития и интернационализации обществ. жизни. В бурж. обществе противоречие между нац. и интернац. моментами в обществ. развитии неразрывно связано с классовыми антагонизмами. Капитализм неизбежно порождает нац. угнетение, его сфера еще более расширяется при империализме, когда большая часть человечества оказалась в положении колониальных рабов. Естеств. результатом этого являются нац. антагонизмы, задерживающие развитие междунар. сотрудничества. Социализм ликвидирует экономич. причины социальных и нац. антагонизмов. Обществ. собственность и производств. отношения сотрудничества и взаимопомощи свободных производителей обусловливают сближение и объединение трудящихся разных стран и наций. Интенсивный процесс сближения наций при социализме и коммунизме в конечном счете приведет к полному их расцвету и объединению. Объективную основу этого процесса составляет тенденция "...к созданию единого, по общему плану регулируемого пролетариатом всех наций, всемирного хозяйства как целого, каковая тенденция вполне явственно обнаружена уже при капитализме и безусловно подлежит дальнейшему развитию и полному завершению при социализме" (там же, т. 31, с. 125). Интернац. единство трудящихся может быть создано только на основе их свободного и равноправного союза. Создание такого единства непосредственно связано с задачей решит. борьбы против империализма и колониализма. Метафизически противопоставляя интернац. и нац. интересы рабочего класса, теоретики реформизма и ревизионизма отрицают возможность интернац. единства пролетариата на том основании, что оно будто бы находится в неразрешимом противоречии с нац. интересами трудящихся, так как различия в экономич. развитии создают антагонизм между рабочими разных стран. Ревизионисты выступают с измышлениями о том, что интернац. единство якобы сковывает нац. возможности народов разных стран. Пропагандируется антимарксистская теория "нац. коммунизма". Однако история неопровержимо свидетельствует, что "успех национального дела рабочего класса немыслим без интернациональной солидарности всех его отрядов" (Хрущев Н. С., О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959–1965 годы, 1959, с. 107). Междунар. солидарность пролетариата усиливает позиции революции в каждой отд. стране. Междунар. пролетариат оказывает политич., моральную, материальную помощь всем формам освободит. борьбы нар. масс и затрудняет или делает невозможной интервенцию иностр. империалистов. Эта поддержка не есть "экспорт революции", ибо она представляет собой не навязывание революции извне, а братскую помощь народу, к-рый сам поднялся на революцию. Интернац. революц. фронт складывается из революц. пролет. движений в отд. странах. Ленин подчеркивал, что действит. И. состоит не в словесном признании междунар. солидарности трудящихся (чем ограничиваются оппортунисты, на деле скатываясь к национализму), а в осуществлении ее в революц. практике. Интернац. долг обязывает все нац. отряды рабочего класса, все коммунистич. и рабочие партии вести самоотверженную борьбу за "...максимум осуществимого в одной стране д л я развития, поддержки, пробуждения революции в о в с е х с т р а н а х" (Ленин В. И., Соч., т. 28, с. 269). С сер. 19 в. до ??т. социалистич. революции 1917 интернац. сотрудничество пролетариата развивалось в основном по линии организации совместных выступлений пролетариата разных стран для поддержки народных революций, общедемократич. и нац.-освободит. движений. Огромную роль сыграл созданный Марксом и Энгельсом 1-й Интернационал (1864–76), к-рый объединил рабочие орг-ции ряда стран, руководил крупными революц. выступлениями пролетариата. В период деятельности 2-го Интернационала (1889–1914) значительно расширились масштабы междунар. рабочего движения. Однако, поскольку лидеры 2-го Интернационала встали на путь оппортунизма, в начале 1-й мировой войны он распался. Большинство входивших в него партий перешло на позиции социал-шовинизма. Огромную работу по восстановлению междунар. связей пролетариата провела под руководством Ленина партия большевиков. Октябрьская революция вызвала мощный подъем революц. движения пролетариата и национально-освободительной борьбы народов колоний. В ряде стран были созданы коммунистич. партии, к-рые объединились в 3-й Коммунистич. Интернационал (1919–43). Коминтерн восстановил интернац. единство пролетариата на основе революц. марксизма, способствовал превращению коммунистич. партий в массовые рабочие партии. Победа социализма в СССР явилась завоеванием не только сов. народа, но и всего мирового пролетариата, активная поддержка к-рого помогла успешному осуществлению социалистич. революции, разгрому объединенных сил контрреволюции и интервенции, упрочению диктатуры пролетариата, проведению труднейшей работы социалистич. переустройства обществ. жизни. СССР впервые в истории показал блестящий образец разрешения нац. вопроса в духе пролет. И. На базе социализма было создано нерушимое содружество наций, в к-ром гармонически сочетаются нац. и интернац. интересы больших и малых народов. За короткий срок некогда отсталые окраины России превратились в цветущие социалистич. республики, обогнав в экономич. и культурном отношениях мн. развитые капиталистич. страны. Ликвидация последствий культа личности Сталина в нац. вопросе ускорила процесс дальнейшего сближения социалистич. наций. Вступление СССР в период развернутого строительства коммунизма открыло новый этап в развитии социалистич. наций. Возрастает экономич. и идейная общность наций, в процессе взаимообогащения и сближения нац. культур развивается общая интернац. культура. Сложившаяся после 2-й мировой войны мировая социалистич. система представляет собой "...новый тип экономических и политических отношений между странами" (Программа КПСС, 1961, с. 20), содружество свободных и суверенных народов, объединенных единством общих интересов и целей и ведущих совместную борьбу за социализм и коммунизм. В условиях социализма пролет. И. превратился в социалистич. И. Сфера действия социалистич. И. распространяется не только на отношения с трудящимися капиталистич. и колониальных стран, но также на отношения между социалистич. нациями внутри многонац. социалистич. гос-в и между социалистич. странами, к-рые строятся на основе полного равноправия, гос. независимости и суверенитета. Взаимопомощь и братское сотрудничество народов социалистич. стран во всех областях обществ. жизни – наиболее существ. черта социалистич. И. Существ. характеристика социалистич. И. состоит в том, что он является гос. политикой социалистич. стран, идеологией всего народа. В условиях социалистич. общества идеи И. становятся нормами коммунистич. нравственности и принципами коммунистич. воспитания трудящихся. Социалистич. И. неразрывно связан с социалистич. патриотизмом, к-рый воплощается в преданности и верности своей Родине, всему содружеству социалистич. стран и органически включает солидарность с трудящимися всего мира. Социалистич. И. является одним из осн. законов развития мировой социалистич. системы. Социалистич. страны имеют однотипную экономич. основу – обществ. собственность на средства произ-ва; однотипный гос. строй – власть народа во главе с рабочим классом; единую идеологию – марксизм-ленинизм; общие интересы в защите революц. завоеваний и нац. независимости; единую великую цель – коммунизм. Эта социально-акономич. и политич. общность – объективная основа для развития и укрепления дружеств. отношений между народами социалистич. стран. Объединение социалистич. стран обеспечивает каждой из них независимость и суверенитет, открывает небывало большие возможности для быстрого развития экономики и культуры, повышения жизненного уровня народа. Единство социалистич. стран создает в рамках всей системы необходимые условия для полной победы социализма и более или менее одновременного, в пределах одной историч. эпохи, перехода к коммунизму. Нац. интересы всех социалистич. стран требуют всемерного развития и укрепления единства мировой социалистич. системы. Курс на обособление от социалистич. лагеря и на изолированное строительство социализма лишает обособившуюся страну возможности пользоваться преимуществами мировой социалистич. системы, тормозит ее развитие, ставит в зависимость от капиталистич. мира, создает серьезную угрозу утраты социалистич. завоеваний. Национализм наносит большой ущерб всему содружеству социалистич. стран и, в первую очередь, народу той страны, в к-рой он проявляется. Национализм используется междунар. реакцией как осн. оружие против единства мирового социализма. Социалистич. И. возлагает на коммунистич. партии и народы социалистич. стран особую ответственность перед мировым пролетариатом, поскольку, строя социализм и коммунизм, они создают прообраз нового общества для всего человечества. Успехи мировой социалистич. системы революционизируют сознание трудящихся капиталистич. стран, сплачивают их под знаменем коммунизма, серьезно облегчают их освободит. борьбу. Ускоряется процесс консолидации междунар. рабочего класса, расширяется фронт сил, борющихся под его руководством против империализма. В то же время первостепенная интернац. обязанность марксистско-ленинских партий и трудящихся капиталистич. стран состоит в активной защите и всемерной поддержке мировой социалистич. системы. Поддержка, оказываемая социалистич. странами и междунар. пролетариатом народам Азии, Африки, Лат. Америки, имеет важнейшее значение в их борьбе за полную ликвидацию колониализма, за прогрессивные пути обществ. развития этих стран. Мировой лагерь социализма и междунар. пролетариат ведут активную борьбу за сохранение мира и предотвращение ракетно-ядерной войны, к-рую подготавливает мировая империалистич. реакция, оказывают поддержку всем миролюбивым силам. Руководящей силой интернац. единства пролетариата является междунар. коммунистич. движение. Все марксистско-ленинские партии вырабатывают и осуществляют свою политику, исходя из конкретных условий своих стран, учитывая при этом общие интересы и цели всего междунар. освободит. движения трудящихся. Коммунистич. и рабочие партии творчески применяют гл. закономерности социалистич. революции и социалистич. строительства в конкретных условиях своих стран. Нарушение этих закономерностей, одностороннее преувеличение нац. особенностей – характерная черта ревизионизма, к-рый подменяет пролет. И. бурж. национализмом. Учет нац. особенностей каждой страны сближает коммунистич. партии с широкими народными массами, укрепляет силы социализма в каждой отд. стране и в масштабах всего социалистич. лагеря. Наоборот, догматич. игнорирование нац. особенностей, непонимание происходящих изменений в мировом обществ. развитии, новых условий и возможностей освободит. борьбы народных масс ведет к отрыву партии от жизни масс и наносит существ. ущерб делу социализма, междунар. рабочему и коммунистич. движению, борьбе за мир и мирное сосуществование стран с различным обществ. строем. Правильная интернационалистич. политика коммунистич. партий обеспечивается борьбой против всяких проявлений ревизионизма, догматизма и сектантства, против национализма. Решит. борьба против бурж. национализма, шовинизма, расизма и космополитизма, интернац. воспитание трудящихся являются необходимым условием организации классового единства пролетариата как в нац., так и в междунар. масштабах. Ленин указывал, что интернац. воспитание должно вестись дифференцированно, с учетом различного положения трудящихся угнетающих и угнет. наций, империалистич. стран и колониальных и зависимых стран. "Марксисты-ленинцы проводят различие между национализмом угнетенных наций и национализмом угнетающих наций. В национализме угнетенной нации есть общедемократическое содержание, направленное против угнетения, и коммунисты поддерживают его, считая исторически оправданным на определенном этапе... В то же время в национализме угнетенной нации содержится и другая сторона, выражающая идеологию и интересы реакционной эксплуататорской верхушки" (Программа КПСС, 1961, с. 47). Марксизм-ленинизм непримирим ни с какой формой идеологии бурж. национализма. "Буржуазный национализм и пролетарский интернационализм – вот два непримиримо-враждебные лозунга, соответствующее двум великим классовым лагерям всего капиталистического мира и выражающие д в е политики (более того: два миросозерцания) в национальном вопросе" (Ленин В. И., Соч., т. 20, с. 10). Марксистско-ленинская партия рабочего класса выражает подлинные нац. интересы своего народа и является самой активной патриотич. силой нации. С другой стороны, только она способна вести последовательную интернационалистич. политику. Творчески применяя марксистско-ленинскую теорию к анализу конкретной историч. обстановки, коммунистич. партии совместно вырабатывают единые взгляды на важнейшие явления современности. Сотрудничество марксистско-ленинских партий позволяет правильно оценить и обобщить совокупный опыт всех партий, выявить новые резервы и возможности борьбы за коммунизм. Исключительно важное значение в совр. условиях имели XX съезд КПСС, положивший начало новому этапу в междунар. коммунистич. движении, Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий в 1957 и 1960, XXII съезд КПСС, к-рые содействовали укреплению идеологич. и политич. позиций коммунистич. и рабочих партий. Разоблачение культа личности, с к-рым были связаны значит. извращения принципов пролет. И., создало условия для дальнейшего сплочения всех сил междунар. коммунистич. движения. Борьба против культа личности остается важнейшей задачей коммунистич. партий. Организац. формы своего сотрудничества марксистско-ленинские партии определяют в зависимости от конкретной обстановки. В совр. условиях целесообразными формами контактов между коммунистич. партиями являются двусторонние встречи и консультации, региональные совещания партий, работающих в сходных условиях, всемирные совещания представителей коммунистич. и рабочих партий. Взаимоотношения между коммунистич. и рабочими партиями строятся на принципах пролет. И. Все партии независимы, равноправны, самостоятельны в своих действиях. Деятельность каждой партии прямо или косвенно оказывает влияние на борьбу нар. масс других стран и на междунар. коммунистич. движение в целом. Поэтому каждая коммунистич. и рабочая партия несет ответственность за свою политику и деятельность не только перед рабочим классом и трудящимися своей страны, но и перед всем междунар. коммунистич. движением. Каждая коммунистич. партия считает своим интернац. долгом неуклонное соблюдение принципов взаимной помощи и поддержки, товарищеской критики, выполнение совместно выработанных и принятых решений. Это отнюдь не умаляет самостоятельности партий, не исключает их инициативы и активности. Высоким образцом верности пролет. И. и выполнения интернац. долга является Коммунистич. партия Сов. Союза, к-рая, "...как и все коммунистические партии, считает своей интернациональной обязанностью строгое соблюдение совместно разработанных братскими партиями оценок и выводов, касающихся общих задач борьбы против империализма, за мир, демократию и социализм, и принятых на международных Совещаниях коммунистических партий Декларации и Заявления" (Программа КПСС, 1961, с. 43–44). Она является общепризнанным авангардом мирового коммунистич. движения, его наиболее опытным и закаленным отрядом. КПСС "... рассматривает коммунистическое строительство в СССР как великую интернациональную задачу советского народа, отвечающую интересам всей мировой социалистической системы, интересам международного пролетариата, всего человечества" (там же, с. 6). Лит.: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, О пролетарском интернационализме, М., 1957; В. И. Ленин, Вопросы национальной политики и пролетарского интернационализма. [Сб.], М., 1959; Под знаменем пролетарского интернационализма. Сб. материалов, М., 1957; Программные документы коммунистических и рабочих партий капиталистических стран Европы, М., 1960; Программа КПСС, М., 1961; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Основные принципы международного социалистического разделения труда, "Правда", 1962, 17 июня, No 168; Хрущев Н. С., Отчетный доклад ЦК КПСС XX съезду партии, [М.], 1956; его же, Сорок лет Великой Октябрьской социалистической революции, М., 1957; его же, О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959–1965 годы. Доклад и заключительное слово на Внеочередном XXI съезде КПСС 27 янв. и 5 февр. 1959 г., М., 1959; его же, За новые победы мирового коммунистического движения, М., 1961; его же, О программе КПСС, М., 1961; его же, Насущные вопросы развития мировой социалистической системы, М., 1962; Фостер У. З., История трех Интернационалов, М., 1959; Proletarischer Internationalismus. Materialien einer Arbeitstagung ?ber Rolle und Bedeutung des proletarischen Internationalismus, В., [1961]. Г. Ярышев. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ — 0

Найдено научныех статей по теме ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ — 0

Найдено книг по теме ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ — 0

Найдено презентаций по теме ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ — 0

Найдено рефератов по теме ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ — 0