Интенциональные переживанияИнтерактивность

ИНТЕНЦИЯ

Найдено 12 определений термина ИНТЕНЦИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИНТЕНЦИЯ

направленность сознания, мышления на какой-либо предмет; намерение, цель.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

ИНТЕНЦИЯ

лат. intentio - намерение, тенденция, стремление) - направленность сознания, мышления на какой-либо предмет.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

Интенция

лат.: intention - стремление)- философский термин, обозначающий намерение, цель,  направленность сознания, мышления на какой-л. предмет; намерение, цель.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Интенция

лат. intentio – усилие; направленность сознания на что-то; намерение) – направленность сознания, воли, отчасти и чувственности на какой-либо предмет

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Феноменологическая философия науки - критический анализ. Словарь феноменологических терминов

Интенция

от лат. intentio - стремление) - намерение, цель, направление или направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет. Понятие интенции разрабатывалось в схоластике, в XIX-XX вв. учение об интенциональности сознания было развито Ф. Брентано, А. Мейнонгом, Э. Гуссерлем и др.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий философских терминов

Интенция

от лат. intentio — стремление, направленность) — сосредоточенная направленность сознания на объект исследования, предмет внимания, интереса. Широкое распространение термин получает в средневековой схоластике, в феноменологии Э. Гуссерля, неотомизме, психоанализе и др. философских концепциях.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки

Интенция

от лат. intenttio – стремление) – в онтологии синоним субъективной направленности  на выделение предмета из любого сущего. Традиционно термин И. (интенциональность) использовался только для характеристики человеческого сознания (Брентано, Гуссерль). Признание человеческой субъективности частным случаем субъективной реальности как всеобщего атрибута позволяет придать этому термину онтологический смысл.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философские категории авторский словарь

ИНТЕНЦИЯ

(лат. intentio - намерение) - 1) в теории познания направленность или устремленность познающего разума к своему предмету, как он дан сознанию человека; в томизме это интеллектуально-волевой акт, первый элемент наших сознательных поступков, совершаемых при стремлении к определенной цели, значимой в данный момент и отличающейся от финальной цели всей деятельности в целом. 2) В экзистенциализме сознание "интенционально по сущности", т.е. выражается в активном отношении к миру; интенциональная направленность сознания к смыслу бытия важна как предпосылка реализации человеком своего призвания - "выйти в бытие", где есть смысл и истина. 3) В нравственной теологии это акт свободной воли, направленный к достижению благой цели. 4) Религиозное сознание - интенционально в силу своей ориентированности на Высшее бытие. Интенцией в церковной практике нередко называют определенный объект, земной или неземной, ради которого совершается молитва или священнодействие.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ИНТЕНЦИЯ

1. (от intentio - стремление, лат.) Сгущенный (неразвернутый) образ, на котором здесь-теперь сосредоточено максимальное внимание. Этот образ может иметь ту или иную смысловую, чувственно-аффективную и волевую окраску. В предельном случае образная сторона, подразумевающая некую скрытую структуру, вообще исчезает, оставляя только смысл, чувство, влечение, силу.

Могут быть: интенция-указание (представление о предмете без разворачивания структуры предмета, интенция-ЭКЗИСТЕНЦИАЛ (неразвернутый объект чувств, страстей, ностальгии), интенция интенций-экзистенциалов (ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛ: абсолют, красота, смысл жизни и т. п.).

Интенции не являются абстракциями и внеабстрактны по существу. Аналогично они не суть предпозиции. Строго говоря, это ментальные концентраты. Осуществимость или неосуществимость через их посредство трансцензуса не имеет феноменологического значения.

Обычно понимаемой интенции как феноменологической направленности не существует, ввиду отсутствия в сознании гомункулуса, отсутствия действительного разделения на сознание и содержание сознания. Трафаретные прагматические коррелированности феноменологически фиктивны. Причины недоразумений не только в физиологизмах, условностях и спонтанных актах приписывания значений, но и в многослойности сознания, несосуществуемости его данностей, смещении области наивысшей проницаемости. Интенция посюстороння и, как правило, не переходит в трансцендирование.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

ИНТЕНЦИЯ

от лат. intentio - стремление), термин схоластич. философии, обозначающий намерение, цель, направленность сознания, мышления на к.-н. предмет. У Фомы Аквинского и в поздней схоластике термин «И.» обозначает также внимание, иногда - нек-рую форму бытия, взятую в определ. отношении. В гносеологич. аспекте И. выступает как характеристика умств. «образа», идеи или нек-рого значения. Фома Аквинский рассматривает И. как понятие, проистекающее из деятельности интеллекта. Согласно Оккаму, «И. души» есть универсалия, т. е. всеобщее, как результат акта постижения предмета. И. интеллекта сопоставляется с «умопостигаемой формой» (идеей), поскольку отображает в разуме постигнутый объект. Вместе с тем схоластич. философия развивает представление об «интенциональной чувственно-воспринимаемой форме», т. е. чувств. образе идеи к.-л. объекта.

Общее правило схоластики - различение первой и второй И. Первая И. (iotentio prima) есть понятие, первоначально сформированное умом; объект подобного понятия - реальность, данная человеч. разуму. Вторая И. (intentio secunda) формируется через обращение к первым, путем их изучения и сравнения. Ее объект находится в самом разуме, представляя собой логич. закон, форму самой мысли или к.-н. мысль вообще. На основе различения первых и вторых И. Фома Аквинский определял логику как учение о вторых И., обращенных и отнесенных к первым. Учение об И. играло значит. роль в логич. и гносеологич. дискуссиях номиналистов и реалистов. См. также Интенционалъностъ.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ИНТЕНЦИЯ

(от лат. intentio — стремление) — намерение, цель, направленность сознания, воли или чувства на к.-л. предмет. В поздней схоластике понятие И. использовалось для характеристики умственного образа, идеи. Так, Фома Аквинский рассматривал его как понятие, проистекающее из деятельности интеллекта. Учение об И. играло значит. роль в логич. и гносеологич. дискуссиях номиналистов и реалистов. Напр., номиналист XIV в. У.Оккам полагал, что И. души есть универсалия, т.е. всеобщее как результат акта постижения предмета. Схоластика различала «первую И.» и «вторую И.» «Первая И.» («intentio prima») — это установка на единичное, первоначально сформированное умом, а также интеллектуальный акт, направленный на внешн. предмет. Объект «первой И.» — это реальность, данная чел. разуму. «Вторая И.» («intentio secunda») базируется на установке на всеобщее, это интеллектуальная рефлексия, предметом к-рой выступает содержание самого мышления. «Вторая И.» формируется через обращение к «первой И.», коренится в самом разуме и представляет собой логич. закон, мысль вообще или ее форму. Интенциональная трактовка сознания как направленности также разрабатывалась И.Кантом, к-рый понимал ее как способность синтезировать аналитич. моменты чувственного восприятия. В XIX в. понятие И. вновь оказалось в центре внимания философии. В концепции нем. мыслителя Ф.Брентано интенциональность означает предметность всякого акта сознания, т.е. непременную отнесенность его к к.-л. опред. — реальному или воображаемому — предмету. В учении Э.Гуссерля понятия И. и интенциональности явл. центральными, выступая в кач-ве всеобщих характеристик сознания. Эти понятия были использованы для формирования представлений о характере и направленности психич. деятельности и понятия установки. По Гуссерлю, интенциональность характеризует направленность переживаний на предмет (напр., восприятие направлено на воспринимаемое, акт воли — на объект воли, любовь — на предмет любви и т.п.). След-но, интенциональность — это наполненность сознания и характеристика изначального присутствия мира в его целостности до любого возможного синтеза аналитич. моментов, выявленных в нем. Это также открытость субъекта миру, подлинная субъективность («сознание открыто миру»). С помощью трансцендентальной редукции открывается изначальное присутствие мира, образующее единство первичного значения — источник значения любого акта, «о-существляющего» мир. УМ.Хайдеггера интенциональность предполагает движение от ничто, у К.Ясперса — направление к бытию, а у Н.Аббаньяно — путь к самой экзистенции как вечно проблематичному отношению с бытием. Рус. философ И.А.Ильин выделял два значения И. — целевой направленности и напряженной сосредоточенности. Экзистенциальное измерение И. проявляется в темпоральности и процессуальности (как осуществлении возможностей) и характеризуется одновременной «привязанностью» к бытию и ничто. А.С.Гагарин

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ИНТЕНЦИЯ

лат. intentio) — лат. слово «intentio» имеет широкий спектр значений. В Средние века оно использовалось для перевода греч. слова «tonos» («напряжение») — термина философии стоиков, характеризующего активную и упорядочивающую функцию пнев-мы или, удр. авторов, мирового вещества. В средневековой традиции значения «intentio» могут быть разделены на две семантические подгруппы: практическую и теоретическую. К первой относится употребление его для обозначения воли и ее целей. Так, у Августина оно обозначает направленность души к цели, которая в позитивном отношении может быть только Богом. В то же время «внимание ума» («animi intentio»), согласно Августину, составляет — наряду с объектом, который мы воспринимаем, и актом нашего восприятия — существенный элемент познания. Особенно ясное выражение практического значения «intentio» обнаруживается в «Этике» П. Абеляра, который проводит различие между поступком (opus) и намерением (intentio) т.о., что нравственной оценке со стороны Бога подвергается только намерение человека (недоступное познанию со стороны др. людей), в то время как любой поступок сам по себе является этически нейтральным. Дальнейшее развитие практической проблематики «intentio» в Средневековье идет по линии поиска объективных критериев моральной оценки, что достигается путем интеграции в подлежащее оценке намерение не только цели, но и средств ее осуществления. Так, А. Галес включает в определение intentio помимо цели также «то, что позволяет нам прийти к цели», преодолевая тем самым дуализм намерения и поступка, что закрепляется в дальнейшем как у Бонавентуры, так и у Фомы Аквинского. У последнего intentio и выбор (electio) составляют два конституирующих элемента направляемого практическим разумом свободного нравственного акта воли. В новоевропейской философии известна ирония Б. Паскаля относительно иезуитского способа «направлять намерение», т.е. оправдывать благими намерениями неблаговидные поступки.

Теоретическая семантика intentio в лат. языке возникает в 12 в. в связи с пер. работ Ибн Сыны и араб, слова «mana», которые ввели в лат. филос. язык различие «первой И.» и «второй И.»: «Предметом логики являются познаваемые во вторую очередь интенции, которые присоединяются к интенциям, познаваемым в первую очередь». Под первыми И. понимаются здесь сами познаваемые предметы, а под вторыми — «логические И.», как то: роды, виды, отличительные признаки и вообще все логические понятия и термины, которые могут быть отнесены к познаваемому предмету. У Фомы Аквинского И. в теоретическом смысле тесно связана с его учением о познании и означает «образ» познаваемой вещи, находящийся в душе и отличающийся от самой этой вещи, И. — это средство для постижения предмета, подлежащего познанию, но не сам познаваемый предмет. Синонимично И. говорится о видах (species) и формах вещей (forma rerum). При этом различаются несколько разновидностей И. В поздней схоластике вводится значение И. как акта и как отношения (то и др. понимание встречается у И. Дунса Скота). У. Оккам, называя «реально существующую вещь intentia prima», считает «вторую интенцию» чистым актом интеллекта.

В современной философии в большей мере распространено понятие интенциональности (Ф. Брента-но, Э. Гуссерль, Дж. Серл), однако в феноменологии Гуссерля встречается и понятие И. («дескриптивный род интенции»), которое характеризуется как сущностное свойство акта интенции и употребляется по отношению к определенного рода «психическим переживаниям», а именно таким, которые выделяются на основании «отношения к предмету», причем в двояком смысле. В узком (и преимущественно используемом) смысле И. является «пустой», не связанной с наглядным представлением, восприятием и т.п. предмета, оставаясь его чистым полаганием. В широком смысле И. включает акты реализации отнесенности к предмету, когда последний дан нам в соответствующем наглядном созерцании. Семантическая концепция Гуссерля построена, в частности, на понятии «И. значения» и «осуществление», или «наполнение», этой И. значения. Если первое делает выражение (напр., знак на бумаге) осмысленным, то второе позволяет ставить вопрос об истинности или ложности высказываний на основании реализованной сопряженности с подразумеваемым в высказывании предметом.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия: энциклопедический словарь

Найдено схем по теме ИНТЕНЦИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме ИНТЕНЦИЯ — 0

Найдено книг по теме ИНТЕНЦИЯ — 0

Найдено презентаций по теме ИНТЕНЦИЯ — 0

Найдено рефератов по теме ИНТЕНЦИЯ — 0