интеллектуальная революция

Найдено 1 определение
интеллектуальная революция
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (от лат. intellectus — ум, рассудок) — понятие, характеризующее коренные изменения глубинных структур мышления и их воздействие на интеллектуальную и социально-практическую деятельность людей. Подобные фундаментальные структуры представляют собой совокупность знаний и верований, управляющих коллективной мыслью, и характеризуются с учетом концептуальных вариаций как «состояние ума современника» (П. Таннери), известное впоследствии как «менталитет» (Л. Леви-Брюль). Это также «плеяды абсолютных предположений» ( Р. Коллингвуд), «философские субструктуры» и «рамки мышления» (А. Койре), «парадигмы» (Т. Кун), «идеалы естественного порядка» (С. Тулмин). Смена подобных предположений квалифицируется как «реформа интеллекта» (А. Койре), «изменение взгляда на мир» (Т. Кун), «полная смена интеллектуального гардероба», «усвоение совершенно нового мировоззрения» (С. Тулмин). Понятие И. р. не следует смешивать с достаточно близким по содержанию понятием научной революции, поскольку И. р. отражает более фундаментальный уровень изменения структур мышления, связанный в первую очередь, с ломкой мировоззренческих и ценностных установок. Сущность И. р. 16—17 вв., считает А. Койре, состоит не просто в критике ошибочных или несовершенных и в замене их более совершенными теориями, а в коренной реформе самого способа мышления — в выработке новой философии, новой концепции науки и новой идеи природы.         Так, И. р., совершенная Коперником, состояла в разрушении мира, который наука, философия, религия представляли центрированным на человеке и созданным для него; в крушении иерархического порядка, выражающегося в противопоставлении подлунного и небесного миров. В том же духе высказывается и Коллингвуд, для которого смена «абсолютных предположений» означает отказ от всех наиболее устоявшихся навыков и стандартов мышления. В своей глобальной мировоззренческой роли понятие И. р. применяется не только в современной философии и историографии науки, но также при анализе социально-политических трансформаций и переворотов в структуре общественного знания. Взаимная корреляция, существующая между историей научного интеллекта и другими типами общественного сознания и поведения, основана на единстве человеческой мысли, что позволяет, в частности, проецировать существенные черты И. р. на более широкий экран социокультурных преобразований, идентифицируемый с социально-экономическими и политическими реформами и революциями. Так, Ортега-и-Гассет в своей книге «Что такое философия?» высказывает предположение «о наличии внутреннего родства между научными системами и поколениями или эпохами». Причем в интеллектуальных изменениях он видит симптомы будущих политических движений и революций. Аналогичные идеи высказывали также Р. Холтон, Т. Кун, П. Фейерабенд. Таким образом, понятие И. р. предполагает существование общего ментального пространства, допускающего возможность выбора более или менее идентичных средств адаптации к новой исторической ситуации и в науке, и в социальной практике. Такого рода ментальное пространство материализуется в деятельности различных социальных групп: политических партий, научных сообществ и т.п. «Подобно выбору между конкурирующими политическими институтами, выбор между конкурирующими парадигмами оказывается выбором между несовместимыми моделями общества», — пишет Кун. Дж. Холтон также подчеркивает, что различные социальные институты в силу принадлежности их к единой культуре могут путем взаимной проекции способствовать изучению каждого из них. В частности, история науки (особенно 20 в.) может пролить дополнительный свет на социально-экономические, политические, правовые и другие институты, а также на соответствующие политические и социально-экономические теории. Таким образом, существует весьма ощутимый резонанс между И. р. и общественно-политическими движениями и революциями, о чем многократно свидетельствует история (коперниканская революция и Реформация в Германии, эпоха Просвещения и Великая французская революция и т.д.).         B.C. Черняк

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
613.75 кб

ИСТОРИК МИЛИЦА НЕЧКИНА И КУЛЬТУРНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Тихонов Виталий Витальевич
Первая треть XX в. время культурно-интеллектуальной и научной революции, содержанием которой являются развитие так называемых модернистских направлений (символизм, футуризм и др.) и переход к неклассической модели науки.
Читать PDF
376.03 кб

Международная научная конференция «Русская интеллектуальная революция 1910–1930-х годов»

Зенкин Сергей Николаевич
Читать PDF
185.96 кб

2012. 03. 027. Артамошин С. В. Понятия и позиции консервативной революции: интеллектуальное течение

Эман И. Е.
Читать PDF
605.22 кб

Юридическая интеллектуальная элита Томска в начале XX века: contra революция (из теоретического насл

Харусь Ольга Анатольевна
Анализируются теоретические представления профессоров-правоведов Томского университета о революции и альтернативных сценариях исторического развития.
Читать PDF
396.42 кб

Провинциальный краевед между Богом и революцией: стратегии интеллектуальной адаптации к советским ид

Базанов Михаил Александрович
Великая Российская революция (1917-1922) затронула все сферы повседневной жизни людей, вынуждая их адаптироваться к новым условиям существования, в т. ч. и в интеллектуальном аспекте.