Институт системных исследований РАНИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ

Найдено 10 определений термина ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Институт социальный

форма организации и регулирования человеческой деятельности, обеспечивающая устойчивость общественной жизни, состоящая из учреждений и организаций, совокупности норм и образцов поведения, иерархии социальных ролей и статусов. В зависимости от сфер общественных отношений выделяют экономические институты (банк, биржа), политические (партии, государство), правовые (суд, прокуратура, нотариат, адвокатура и т.п.), институты науки (академия), образовательные и т.д.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия права, словарь-минимум

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ

см. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

ИНСТИТУТЫ социальные

учреждения или положения, установленные обществом (противоположно природному). В широком смысле понятие института включает в себя все привнесенное культурой. Понятие «институтов» как в своем теоретическом, так и в жизненном аспекте остается фундаментальным понятием социологии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

1) в широком смысле слова – это социальная подсистема, занимающая определенное место в обществе и выполняющая определенные  социальные  функции,  форма  официальной закрепленности тогоили иного вида человеческой деятельности в обществе; 2) в узком смысл слова –система учреждений (исследовательских центров, лабораторий и др.), уполномоченных выполнять определенную социально-регламентированную деятельность. Институциональность  предполагает  формализацию  всех  типов  отношений  и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу переговоров к созданию организованных структур, предполагающих  иерархию регулирования и наличие определенных норм. 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия науки и техники: словарь

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

устойчивый комплекс социальных норм и регулятивных принципов, организующих конкретную сферу человеческой жизнедеятельности и обеспечивающих ее существование в качестве упорядоченной системы. С.и. позволяют цивилизационным системам успешно противостоять угрозе нарастания энтропии не только через исполнение субъектами внешних нормативных предписаний, но и через ценности, оказывающие ориентационное и регулятивное воздействие на мотивы их социального поведения. С.и. подразделяются на: 1) реляционные – позволяющие регулировать социальную жизнь за счет контроля за структурной упорядоченностью ролевых отношений, следящие за соответствием ролей возрасту, полу, культурно-образовательному уровню и т. д; 2) регулятивные – устанавливающие допустимые пределы отклонений от общепринятых норм и карающие тех, кто их нарушает; 3) интегративные – отвечающие за обеспечение интересов социума как целого. С.и. исторически изменчивы и развиваются за счет внутренних противоречий и возникающих нужд и потребностей общественной системы. Когда конкретный С.и. перестает с достаточной эффективностью обслуживать цивилизационную мегасистему, возникает необходимость в его структурно-функциональной реорганизации, с тем чтобы он отвечал изменившимся нормативно-ценностным стандартам.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

комплекс устойчивых принципов, норм, установок, регулирующих определенную сферу человеческой деятельности. Понятие С. и. широко применяется в структурном функционализме. При этом, соответственно видам человеческой деятельности, выделяются С. и., представляющие собой аналитическую абстракцию - например, наука, право, государство, семья как С. и. На уровне социальной интеграции С. и. характеризуются большей степенью самотождественности. В соответствии с исследовательской практикой С. и. описывается в терминах стабильности, устойчивости, перманентности, временной длительности существования. Последние выступают другим обозначением необходимости сохранения тождественности того же самого и возможности воспроизведения тождественного вопреки подвергаемым эмпирическим модификациям. Возможность воспроизведения, сохранения тождественности С. и. полностью зависит от рекурсивного характера человеческой деятельности. С. и. конституируется этой возможностью. Для того, чтобы С. и. признавался как таковой, он должен оставаться преимущественно одним и тем же, идентичным, что и обеспечивается рекурсивностью человеческой деятельности, сменяемостью индивидов в силу их конечности. С одной стороны, С. и. остается тождественным, устойчивым в силу индивидности, с другой стороны, индивидность может сохранить, обеспечить устойчивость в силу собственной несамотождественности, конечности и естественной сменяемости, рекурсии. Бытие социальных институтов прямо пропорционально власти индивидной рекурсивности. Абсолютное бытие является коррелятом возможности бесконечного повторения индивидами этой тождественности. С. и. имеет, как свою сущностную характеристику, конституирование тождественности, повторения которой подразумеваются до бесконечности, где рекурсивность является реактивацией начала становления и развития.

Т. X. Керимов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный философский словарь

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ

от лат.institutum - устройство, установление), элемент социальной структуры, историч. формы организации и регулирования обществ. жизни. С помощью И. г. упорядочиваются отношения между людьми, их деятельность и поведение в обществе; обеспечивается устойчивость обществ. жизни. В марксистской социологии в качестве И. с. рассматриваются: определ. совокупность учреждений, соответствующих социальной структуре общества; совокупность социальных норм и культурных образцов, определяющих устойчивые формы социального поведения и действия: система поведения в соответствии с этими нормами. В классовом обществе И. с. носят классовый характер.

Понятие «И. с.» заимствовано социологией из юридич. науки, где оно обозначало совокупность юридич. норм, регулирующих социально-правовые отношения (институт наследования, брака и пр.). В марксистской социологии впервые предпринята попытка социологич. обобщения этого понятия. Основоположники марксизма проанализировали нек-рые «гос. институты», в частности институт майората (см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 294, 345), экономич. институты - разделение труда, «институты родового строя» (см. там же, т. 21, с. 130), частную собственность, гос-во и др. В. И. Ленин подчеркивал зависимость института наследования от института частной собственности (ПСС, т. 1, с. 136, 258), взаимопроникновение политич. и экономич. II. с. в эпоху империализма, усиление гос. вмешательства в экономику, процесс бюрократизации И. с.

В зависимости от сфер обществ. отношений вычленяют: 1) экономич. И. с. (разделение труда, собственность, заработная плата и др.); 2) политич. И. с. - гос-во, армия, суд, партии; 3) институты родства, брака и семьи; 4) воспитат. И. с.; 5) И. с. в сфере культуры. Характер И. с. определяется способом произ-ва, обществ. отношениями. В первобытном обществе социальные нормы фиксируются в обычаях, традициях, в институте родства. Вместе с возникновением классов и гос-ва возникает право как И. с. В марксистской социологии большое внимание уделяется процессам институализации - становления и упрочения социальных норм и организаций. Для возникновения и утверждения нового И. с. необходим ряд условий, в частности выдвижение новых целей и норм в той или иной сфере обществ. жизни, определение специфич. средств для функционирования нового И. с., напр. политич. поддержка новых социальных групп для формирования нового политич. И. с.

Социализм, сохранив И. с. как способ организации обществ. жизни, изменил их цели, функции и содержание деятельности, выдвинул на первый план роль политич. и экономич. И. с., прежде всего гос-ва, его ин-тегративную функцию сохранения, упрочения и развития общественной структуры и социалистического порядка.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ

относительно устойчивые типы и формы соц. практики (см. Деятельность), посредством к-рых организуется обществ. жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках соц. организации об-ва. Существует мн-во определений И.с.: 1) Совокупность норм, предписаний и требований, посредством крых об-во контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах обществ. жизни. 2) Исторически сложившиеся формы организации и регулирования обществ. жизни, обеспечивающие выполнение жизненно важных функций, включающие совокупность норм, ролей, предписаний, образцов поведения, спец. учреждений, систему контроля. 3) Сравнительно высокоорганизованные системы, отличающиеся устойчивой соц. структурой, глубинной интегрированностью своих элементов, многообразием, гибкостью и динамичностью их функций, а след-но, и всей системы. К числу И.с. относятся, как правило: семья, гос-во, его органы, партии, системы образования, здравоохранения, науч. и культ. учреждений, религия, средства массовой коммуникации и др. Определяющими факторами И.с. явл.: 1) набор специфич. соц. норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения; 2) его интеграция в соц.-полит., идеологич. и ценностную структуры об-ва, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятельности того или иного И.с., осуществлять соц. контроль над институциональными типами действий; 3) наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление соц. контроля. В связи с этим И.с. м.б. охарактеризованы с т.зр. как их внешн. формальной (материальной) структуры, так и внутр., т.е. с позиции содержательного анализа их деятельности. И.с. — это не только совокупность лиц, учреждений, снабженных опред. материальными средствами и осуществляющих конкретную обществ. функцию. Успешное осуществление данной функции связано с наличием в рамках соответствующей И.с. целостной системы стандартов поведения, обязательных для осуществления функции данного ин-та. С содержательной стороны И.с. — это набор целесообразно ориентированных стандартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях. Эти стандарты поведения нормативно урегулированы. Они закреплены нормами права и иными соц. нормами. Понятию «И.с.» отводится центр. место в системно-структурном анализе соц. явлений, оно подразумевает возможность обобщения абстрагированных из многообразных действий людей наиболее существ. типов деятельности и соц. отношений путем соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями соц. системы. Институциональный анализ призван выявить роль и место разл. И.с. в системе обществ. отношений, устанавливая соответствие выполняемых ими функций с потребностями и целями обществ. системы в целом, а также определяя взаимосвязи, существующие между И.с. Лит.: Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988; Яковлев A.M. Социология экономической преступности. М., 1988; Соловьев Э.Ю. Личность и право // Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М., 1991; Смелзер Н. Социология. М., 1994; Яковлев A.M. Социальные институты // Социология. Основы общей теории. М., 1996. Л.Г.Скульмовская

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества. СИ. следует отличать от конкретных организаций и социальных групп. Так, понятие "институт моногамной семьи" подразумевает не отдельную семью, а комплекс норм, реализующийся в бесчисленном множестве семей определенного вида. Основные функции, которые выполняет СИ.: 1) создает возможность членам этого института удовлетворять свои потребности и интересы; 2) регулирует действия членов общества в рамках социальных отношений; 3) обеспечивает устойчивость общественной жизни; 4) обеспечивает интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов; 5) осуществляет социальный контроль. Деятельность СИ. определяется: 1) набором специфических социальных норм, регулирующих соответствующие типы поведения; 2) интеграцией его в социально-политическую, идеологическую, ценностную структуры общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятельности; 3) наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предложений и осуществление социального контроля. СИ. могут быть охарактеризованы не только с т. зр. их формальной структуры, но и содержательно, с позиции анализа их деятельности. СИ. - это не только совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами, системой санкций и осуществляющих конкретную общественную функцию. Успешное функционирование С.И. связано с наличием в рамках института целостной системы стандартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях. Эти стандарты поведения нормативно урегулированы: они закреплены нормами права и иными социальными нормами. В ходе практики возникают определенные виды социальной активности, причем правовые и социальные нормы, регулирующие эту деятельность, концентрируются в определенную легитимированную и санкционированную систему, обеспечивающую в дальнейшем этот вид социальной деятельности. Такой системой и служит СИ. В зависимости от сферы действия и их функций И. подразделяются на а) реляционные - определяющие ролевую структуру общества в системе отношений; б) регулятивные, определяющие допустимые рамки независимых по отношению к нормам общества действий во имя личных целей и санкции, карающие за выход за эти рамки (сюда относятся все механизмы социального контроля); в) культурные, связанные с идеологией, религией, искусством и т.д.; г) интегративные, связанные с социальными ролями, ответственными за обеспечение интересов социальной общности как целого. Развитие социальной системы сводится к эволюции СИ. Источниками такой эволюции могут быть как эндогенные, т.е. происходящие внутри самой системы, так и экзогенные факторы. Среди экзогенных факторов важнейшими являются воздействия на социальную систему культурных и личностных систем, связанных с накоплением нового знания и т.д. Эндогенные изменения происходят, главным образом, потому, что тот или иной СИ. перестает эффективным образом обслуживать цели и интересы определенных социальных групп. История эволюции социальных систем есть постепенное превращение СИ. традиционного типа в современные СИ. Традиционные СИ. характеризуются прежде всего аскриптивностью и партикуляризмом, т.е. основывается на жестко предписанных ритуалом и обычаями правилах поведения и на родственных связях. В ходе же своего развития СИ. становится более специализированным по своим функциям и менее ригоризи-рованным по правилам и рамкам поведения.

Е.А. Коростелева

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ

от лат. institutum - установление, устройство, обычай) — 1) социальное установление как комплекс самых общих социальных (политических, правовых, моральных, религиозных и т. п.) норм, правил и принципов, культурных образцов, привычек, типов мышления и моделей поведения, определяющих сущность и устойчивость социальных явлений, обусловливающих и регулирующих социальные отношения, деятельность человека в различных областях ее приложения; 2) социальное образование, или учреждение, — социальная единица надындивидуального уровня, организация, выступающая субъектом социальных отношений и действий.

Современное понятие института воспринято философией, социологией и другими общественными дисциплинами из юридической науки, где оно обозначало совокупность правовых норм, регламентирующих определенные общественные отношения (наследование, брак, договор и т. д.). Институционализм в государственном праве рассматривает институт как идею дела или предприятия, осуществляемую посредством придаваемых ей органов и длящуюся юридически в социальной среде (М. Ориу); как продолжительно существующее единство идей и людей (Ж. Ренар); как предприятие, состоящее на службе идеи (Ж. Бюрдо); как юридический порядок (С. Романе). В социологии категории «институт» дается более широкое толкование, соотносящее ее не только со сферой права, но и с другими областями социальной жизни. Э. Дюркгейм использовал термин «институт» для обозначения социальных фактов — коллективных представлений, внешних для индивида и обладающих принудительной силой по отношению к нему По его мнению, можно назвать институтами все верования, все способы поведения, установленные группой; социологию же вообще можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании. Институционализм в социологии и экономической науке рассматривает институты как коллективные, социально-психологические образования: распространенный образ мыслей о том, что касается отдельных взаимоотношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций (Т. Веблен); словесный символ для обозначения группы общественных обычаев, постоянный или преобладающий образ мыслей или действия, который стал привычным для группы или превратился в обычай для народа (У. Гамильтон). Структурный функционализм понимает институты как комплексы более или менее устойчивых взаимозависимых социальных ролей (Г. Пирсоне). В теории обмена институты — это относительно стабильные общие нормы, регулирующие отношения косвенного и сложного обмена между социальными единицами (П. Блау); формализованные посредством норм процессы обмена, относительно устойчивые модели социального поведения, поддерживаемые действиями многих людей (Дж. Хоманс).

Институты или социальные установления служат посредниками в отношениях социальных субъектов, рационально упорядочивают и формализуют их, выполняя в обществе роль средств, обеспечивающих относительно устойчивое и предсказуемое протекание процессов взаимодействия и коммуникации между различными социальными единицами (индивидами, коллективами, организациями). К определенному типу таких социальных единиц — социальным образованиям — также приложимо понятие «социальный институт»).

У M Вебера институт, не что иное, как форма общественного объединения, где поведение индивидов не только «обобществлено», т. е. рационально упорядочено в своих целях и средствах принятыми установлениями, но базируется на принципе, согласно которому индивид оказывается участником социальных действий вследствие объективных данных (своего происхождения, родства, пребывания или деятельности в определенной сфере). Согласно К. Попперу, понятие «институт» охватывает социальные тела как частного, так и государственного характера, будь то магазин или страховая компания, школа или церковь, органы охраны правопорядка или суд.

Социальный институт как образование сверхколлективного порядка, как фиктивное лицо, несводимое к его персоналу, объединению людей, и надстраивающееся над ним, оказывается по существу не более чем отвлеченным понятием, которому воображение и закон придают качества, права и обязанности, свойственные лицу в правовом и социальном значении этой категории. В отличие от институтов-установлений, «институтов-вещей» (если воспользоваться выражениями Дюркгейма и Ориу), опосредствующих отношения между людьми и др. социальными единицами как субъектами, институты-образования, «институты-лица», сами становятся субъектами социальных отношений и действий. Люди же лишь представляют и персонифицируют социальный институт, от имени которого они действуют, выступают посредниками в отношениях между институтами; субъектность индивида в этом случае вторична, производна от первичной субъектности института.

С методологической точки зрения в рассмотрении социального института выделяются объективистская и поведенческо-психологическая ориентации. Первая из них четко сформулирована Дюркгеймом: институты, как способы мышления, деятельности и чувствования существуют вне индивидуальных сознаний и наделены принудительной силой, вследствие которой навязываются индивиду независимо от его желания; социальные факты, следовательно, нужно рассматривать как вещи. Согласно второй ориентации, идущей от М. Вебера, институты признаются комплексами действий индивидов; в своих крайних проявлениях редукция институтов к формам индивидуального поведения приводит к убеждению, что социальные явления могут быть объяснены исходя из одних лишь психологических предпосылок.

В. М. Быченков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ — 0

Найдено научныех статей по теме ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ — 0

Найдено книг по теме ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ — 0

Найдено презентаций по теме ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ — 0

Найдено рефератов по теме ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ — 0