ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ

Найдено 1 определение
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ
первое по времени основания и крупнейшее в СССР науч.-исследоват. учреждение в области психологии. Был создан на частные средства в 1912 при историко-филологич. фак-те Моск. ун-та по инициативе зав. кафедрой философии проф. Челпанова. Под его руководством И. п. стал одним из самых больших и лучших по оборудованию в мире центров экспериментальных психологич. исследований. Но теоретич. позиции И. п. были идеалистическими в соответствии с субъективистскими, антиматериалистич. взглядами самого Челпанова. В первые годы Сов. власти И. п. продолжал оставаться оплотом идеализма. Борьба против "челпановской" психологии развернулась в 1921–23. Выдающуюся роль в ней сыграл проф. Корнилов, призывавший к перестройке психологии на основах марксизма. Борьба закончилась разгромом старых позиций И. п. и его коренной реорганизацией; руководителем ин-та стал К. Н. Корнилов (1923–30). Психологич. концепция, развивавшаяся Корниловым в 20-х гг., заключала в себе, однако, ряд ошибочных положений и была подвергнута острой критике на т.н. реактологической дискуссии в И. п. в 1930–31. В это же и последующее время развернулись дискуссии и по др. кардинальным проблемам психологии. Особо важную роль в работе И. п. сыграло постановление ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе Наркомпросов" (1936), положившее начало новому этапу в развитии сов. психологии. С ликвидацией лженауч. педологии все большее место в деятельности И. п. занимают исследования по детской и педагогич. психологии, в к-рых находит осуществление принцип связи психологии с жизнью. Директорами И. п. в это время были В. Н. Колбановский (1932–37), К. Н. Корнилов (1938–41). В годы Великой Отечеств. войны И. п. включился в работу по оборонной тематике. Предметом изучения становятся: повышение зрительной и слуховой чувствительности бойца, восстановление функций, утраченных в результате ранения, методы обучения разным воен. специальностям и т. п. В этот период И. п. возглавлял С. Л. Рубинштейн (1942–45). С 1944 И. п. вошел в систему учреждений АПН РСФСР. Во главе его встал А. А. Смирнов, являющийся директором ин-та по наст. время. Исследования ин-та теперь развиваются по двум осн. руслам: общая психология, детская и педагогич. психология. В наст. время И. п. имеет три отдела: отдел общей психологии, объединяющий лаборатории: а) психофизиологии, б) восприятия и памяти, в) мышления и речи, г) психологии труда и производств. обучения; отдел возрастной психологии в составе лабораторий: а) психологии детей преддошкольного и дошкольного возраста, б) психологии школьника младшего возраста, в) психологии школьников среднего и старшего возраста; отдел педагогич. психологии с лабораториями: а) психологии общего и политехнич. образования, б) психологии трудового обучения в школе, в) психологии воспитания, г) психологии способностей. Ведется работа в области истории психологии. И. п. располагает также научно-технич. лабораторией и экспериментальными лабораториями в тех школах-базах, где проводятся психологич. исследования.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
455.23 кб

Институт социальной психологии в Москве

Бызов Леонтий Алексеевич
Вниманию читателей предлагается ранее не публиковавшаяся статья одного из наиболее активных представителей Института социальной психологии выдающегося российского социолога Леонтия Алексеевича Бызова (1886-1942), посвященная как д
Читать PDF
23.74 мб

О задачах Московского психологического Института

Челпанов Г.И.
Перепечатка отсканированного варианта статьи Г.И. Челпанова в издании «Психологические исследования».
Читать PDF
247.05 кб

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ИНСТИТУТА СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Бельская Ольга Николаевна
В статье раскрываются аспекты, влияющие на становление семейной установки, как ценности. Выделены тенденции в развитии современной семьи.
Читать PDF
129.95 кб

ИЗМЕНЕНИЕ «ИНСТИТУТА БАБУШЕК»: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Арутюнян Марина Юриковна
В статье рассматривается процесс трансформации такого важного в русской традиции института ухода за детьми и их воспитания, как «институт бабушек».
Читать PDF
1.40 мб

К 100-летию психологического института РАО и 75-летию со дня смерти Г. И. Челпанова

Читать PDF
377.64 кб

Вклад Института психологии Российской академии наук в развитие космической психологии

Дикая Лариса Григорьевна
Прослеживается история становления и развития исследований в рамках космической психологии в Российской академии наук.
Читать PDF
574.25 кб

«Научная работа в эпоху революции»: московский психологический институт в 1914-1923 гг

Долгова Евгения Андреевна
В статье анализируется записка философа, психолога, организатора психологической науки Г.И.
Читать PDF
206.31 кб

Психологические детерминанты трансформации отношения к институту брака в современных условиях

Жеребков В. И.
В последние годы в России резко выросло число молодых людей, не желающих создавать семью. Неуклонный рост численности людей, живущих в одиночестве, наблюдается и в развитых странах.
Читать PDF
372.63 кб

Возможности применения элементов социальной психологии к категориальному определению института

Иванова Н. В.
Читать PDF
289.44 кб

Квалификационные работы выпускников института педагогики и психологии КГУ им. Н. А. Некрасова (специ

Белорукова Наталья Олеговна, Сапоровская Мария Вячеславовна, Подобина Оксана Борисовна, Хазова Светлана Алексеевна
Читать PDF
612.78 кб

Квалификационные работы выпускников института педагогики и психологии КГУ им. Н. А. Некрасова (специ

Кашницкий Виктор Ильич, Крылова Наталья Геннадьевна, Крюкова Татьяна Леонидовна, Самохвалова Анна Геннадьевна
Читать PDF
578.81 кб

Квалификационные работы выпускников института педагогики и психологии КГУ им. Н. А. Некрасова (специ

Кашннцкий Виктор Ильич, Крюкова Татьяна Леонидовна, Самойлова Ирина Геннадьевна, Самохвалова Анна Геннадьевна, Соловьёва Валентина Авенировна, Хазова Светлана Алексеевна
Читать PDF
451.04 кб

Психологическая служба вуза как один из институтов профессионализации будущих психологов образования

Ефремова Ольга Ивановна
В статье раскрывается роль психологической службы вуза как института профессиональной подготовки будущих психологов образования, реализующего такие ее компоненты, как получение студентами личной психологической помощи и приобретен
Читать PDF
148.92 кб

Организационная культура российской гуманитарной научной организации (на примере института психологи

Воробьева Анастасия Евгеньевна
В статье представлено исследование организационной культуры научной организации как части национальной научно-исследовательской культуры. Особую актуальность она приобретает в ситуации современного реформирования российской науки.
Читать PDF
323.27 кб

Квалификационные работы выпускников института педагогики и психологии КГУ им. Н. А. Некрасова (специ

Самохвалова Анна Геннадьевна, Хазова Светлана Алексеевна
Научные руководители квалификационных работ представляют исследования, посвященные социально-перцептивным проблемам в общении и методам изучения совладающего поведения.