ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Информационное общество
характеристика постиндустриального общества в контексте “информационной революции”.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
понятие, характеризующее постиндустриальное общество в контексте информационной революции и впервые употреблённое Ф. Махлупом (1962). Развивается в качестве концепции нового социального порядка, новой отрасли — информационной экономики.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

Информационное общество
стадия общественного развития, на которой информация и информационные технологии приобретают ведущее значение во всех сферах общественной жизни. Для И.о. характерны опережающее развитие информационной техники и технологии; автоматизация и компьютеризация производства, быта, сферы услуг; стратегическая роль знания и образованности людей; формирование глобальных информационных систем (Интернет и др.); усиление инновационных процессов в производстве и других сферах общества и др. И.о. является понятием, характеризующим технологический аспект постиндустриального общества.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
общество, в котором определяющую роль играют информационные технологии. Понятие о таком обществе впервые было введено в 1962 г. Ф. Махлупом. В наши дни в связи с компьютеризацией, постоянно набирающей темпы, понятие об И. о. считается чуть ли не рутинным, в частности в общественных науках. При этом часто недопонимается, что концептуальное воспроизведение И. о. предполагает использование особого блока понятий. Традиционные общественные науки для этой цели не подходят. Упомянутая трудность во многом объясняется недостаточным развитием философии информатики. МасЫир F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Vol. I—III. Princeton, 1962.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

Информационное общество
понятие, фактически заменившее термин “постиндустриальное общество. В современной философии и социальных науках понятие “информационное общество” быстро развивается в качестве концепции нового социального порядка, существенно отличающегося по своим характеристикам от предыдущего. В границах постиндустриального (информационного) общества начинает преобладать производство и распространение знания и , соответственно, появляются новые технологии. Производство информации и коммуникации становятся централизованным процессом. Уже в 80-е годы становится очевидным, что ресурсом нового постиндустриального порядка становится информация. Она становится мощным властным ресурсом.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Информационное общество
термин закрепился в социологии в начале 80-х гг.; этому способствовал «бум» информатики и коммерческая реклама, изображавшая компьютер как своего рода контроль в будущем. Это общество, в котором информация и уровень ее использования кардинальным образом влияют на экономическое развитие и сциокультурные изменения в обществе. Западные социологи (Д. Белл, З.Бжезинский и др.) полагают, что понятие представляет собою обобщение, охватывающее все сферы жизни: в технической сфере – широкое внедрение информационных технологий в производственную, экономическую, деловую жизнь, в систему образования и быт. В экономической сфере информация превратилась в товар; в социальной – она становится главным фактором изменения качества жизни; в политической – свободный доступ к разнообразной информации, призванной обеспечить на этой основе широкий обмен мнениями; в культурной сфере обмен информацией помогает формированию соответствующих норм и ценностей, отвечающих потребностям нового общества.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

Информационное общество
общество, в котором информация и уровень её использования кардинальным образом влияют на экономическое развитие и социокультурные изменения в обществе. Это одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ). Термин закрепился в социологии в нач. 80-х гг. ХХ в. для обозначения обобщённых представлений обо всех сферах жизни. В технической сфере – это широкое внедрение информационных технологий в производственную, экономическую, деловую жизнь, в систему образования и быт; в экономической сфере информация превратилась в товар; в социальной – она становится главным фактором изменения качества жизни; в политической – свободный доступ к разнообразной информации, призванной обеспечить на этой основе широкий обмен мнениями; в культурной сфере обмен информацией помогает формированию соответствующих норм и ценностей, отвечающих потребностям нового общества.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
характеристика стадии общественного развития, на которой решающее значение приобретает информация. Отношения по поводу получения, распределения и распространения информации во многом определяют социальную структуру, разделение властных функций и общественную динамику. Изобретение термина «информационное общество» приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института. Контуры информационного общества были очерчены в докладах, подготовленных в 60-е гг. XX в. рядом японских правительственных комитетов и научных учреждений. В 80-е гг. концепция информационного общества становится разновидностью теории постиндустриализма, развиваемой прежде всего американскими авторами (Д.Белл, 3. Бжезинский, О, Тоффлер и др ). Предполагается, что в информационном обществе процесс компьютеризации дает людям доступ к надежным источникам информации, избавляет от рутинной работы, обеспечивает высокий уровень автоматизации производства. Вместе с тем изменяется содержание производства, повышается «информационная емкость» продукта, что означает увеличение доли в его стоимости инноваций, дизайна и маркетинга. В экономике темпы роста информационного сектора опережают традиционные отрасли производства, а в перспективе он становится доминирующим; информация и знание выступают как стратегический ресурс, отличительной особенностью которого является его неисчерпаемость; общественные классы заменяются социально недифференцированными «информационными сообществами». С новым информационным порядком связывают как надежды на расширение демократии, свободы решений и равенства возможностей, так и опасения установления тотального контроля за информацией, подавления стран, отставших в информационно-технологической гонке, странами-лидерами, угрозы информационной безопасности индивида и нации.

Источник: Краткий философский словарь 2004

Общество информационное
концепция, занимающая ведущее место в современной буржуазной социологии и футурологии, пришедшая на смену теории «индустриального» и «постиндустриального» общества. Она пронизана идеями технологического оптимизма. Основана на предпосылке, согласно которой информатика, компьютеры, микроэлектроника определяют и преобразуют всю социальную систему, выступают как средство создания новых социальных, надклассовых и наднациональных структур, изменяющих коренным образом механизм общественного развития. Авторы этой концепции (О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда и др.) исходят из автономного характера развития научно-технического прогресса, рассматривают и оценивают его последствия вне связи с другими движущими силами социально-экономического развития. Концепция «информационного общества» опирается на крупномасштабные сдвиги в структуре производительных сил общества в промышленно развитых странах, которые вызваны комплексной автоматизацией и компьютеризацией, созданием индустрии информации. Японская программа построения «информационного общества», сформировавшаяся еще в середине 70-х годов, предусматривает, например, создание в конце XX века особой общественно-информационной структуры, охватывающей производство и сбыт, транспорт, обслуживание, управление, образование, быт и т. д. В рамках этой программы разрабатываются национальная политика создания « индустрии знаний », проекты реформ государственного социального развития, системы переобучения и перераспределения рабочей силы и т. п. На высшей ступени развития «информационное общество» должно превратиться, как утверждает Е. Масуда, в общество высокого уровня потребления и всеобщего благоденствия, в котором все проблемы и запросы личности, в том числе в творчестве и самореализации, будут удовлетворены за счет «глобального использования информации».

Источник: Человек и общество. Культурология

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
понятие ряда социологических и футурологических концепций, полагающих главным фактором социального развития производство и использование информации. Концепция И.о. является разновидностью теории постиндустриального общества (3. Бжезинский, Белл, Тоффлер). Рассматривая общественный прогресс как "смену стадий", сторонники теории И.о. связывают его становление с доминированием "четвертичного", информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в И.о. Революционизирующее воздействие информационных технологий приводит к тому, что в И.о. классы заменяются социально недифференцированными "информационными сообществами". Громоздким корпорациям индустриальной эры Тоффлер противопоставляет "малые" экономические формы - индивидуальную деятельность на дому, "электронный коттедж" как модель человеческого существования в постиндустриальном информационном обществе. Компьютерная революция приводит к замене традиционной печати электронными носителями информации и глобальными информационными сетями, она изменяет идеологию, превращает безработицу в обеспеченный досуг. Социальные и политические изменения рассматриваются в теории И.о. как прямой результат революции в микроэлектронике. Перспективы развития демократии связываются с распространением информационной техники. Тоффлер и Дж. Мартин отводят главную роль в этом телекоммуникационным сетям, которые обеспечат двустороннюю связь граждан с правительством, позволит учитывать их мнение при выработке политических решений. Технологическую трактовку получают проблемы преодоления социальных антагонизмов, отчуждения и дегуманизации. Концепция И.о. вызывает критику со стороны гуманистически ориентированных философов и ученых, отмечающих несостоятельность технологического оптимизма и указывающих на негативные последствия компьютеризации общества.

Источник: Современная западная философия: словарь

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
термин, применяемый для обозначения совр. состояния индустриально развитых стран, связанного с новой ролью информации во всех сторонах их жизнедеятельности, качественно новым уровнем производства, переработки и распространения информации. Новая технол. революция, всеобщая компьютеризация, информатизация об-ва, интеллектуализация хозяйства в последней трети XX в. создают принципиально новую обществ. ситуацию. Переосмысление соц. изменений, подступы к смене методол. парадигмы в теории об-ва стали наблюдаться в конце 1960 — начале 1970-х гг. Теории «И.о.» делят на две группы: 1) теории, примыкающие к концепциям постиндустриализма (Белл, Турен); 2) концептуальные схемы Тоффлера, Дарендорфа. В концепциях И.о. отмечается, что оно представляет собой особую стадию в истор. развитии. Существует два подхода, трактующих истор. место И.о.: 1-й рассматривает И.о. как фазу индустриального общества (Хабермас, Гидденс); 2-й фиксирует И.о. в кач-ве совершенно нового этапа, следующего за индустриальным об-вом (Тоффлер). В связи с расширением сферы информационной деятельности меняются профессиональная квалификация, образовательная структура об-ва, характер труда. Изменяются роль и функции важнейшего элемента производительных сил — человека, интеллектуальный и творч. труд вытесняет труд индивидуума, непосредственно включенного в процесс производства. В И.о. на первое место выходит производство услуг. На рынке услуг гл. становится труд, направленный на получение, обработку, хранение, преобразование и использование информации, творч. начало приобретает первенствующее значение в мотивации трудовой деятельности. Если Т.Парсонс рассматривал об-во как сеть взаимообменов четырех осн. подсистем — экон., полит., правовой, моральноидеологич., то в И.о. к ним добавляются еще телекоммуникационная и образовательная подсистемы. Лит.: Тоффлер О. Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге XXI в. М., 2001; Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М., 1999; Тапскот Д. Электронно-цифровое общество. М.; Киев, 1999. Л.Г.Скульмовская

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
понятие западной социологии и культурологии, отмечающее качественные изменения, которые произошли во всех сферах жизни и сознании людей постиндустриальной эпохи под влиянием инновационных компьютерных технологий и телекоммуникационных систем. Являясь социальной организационной формой и структурой информационной цивилизации, И. о. отличается тем, что его существование и развитие обеспечивается процессами информатизации, которые приобретают характер информационно-компьютерной, или электронной, революции (Э. Тоффлер) как ближайшей перспективы развития цивилизации в ХХI в. Информация превращается в новый универсальный ресурс развития человечества, и встает проблема выхода Разума из своей биологической оболочки и возможности перехода мыслительной деятельности из социальной среды, сферы общения людей и их культурной коммуникации в область всеобщих компьютерных систем и создания целостных машинизированных информационных систем по принципу искусственного интеллекта. На этой основе в И. о. должен быть преодолен разрыв между возможностями накопления и оперирования знаниями отдельным человеком и общечеловеческой суммой знаний. Это ведет к появлению информационной сферы, качественно новой глобальной социокультурной структуры и новой картины мира как его информационной модели. Эту модель характеризует признание соединения техники, человека и общества в единую систему со встроенными в нее средствами обработки, хранения и передачи информации. Компьютер окончательно становится неотъемлемой частью повседневной жизни человека не только в его профессиональной деятельности, но и в быту. В И. о. поведение и деятельность человека детерминируются не столько воздействием со стороны внешнего его окружения, но в первую очередь степенью его информированности и знаниями. Всеобщая информатизация влечет за собой необходимость обеспечения массовой компьютерной образованности, обретения компьютерной культуры, удовлетворения и формирования информационных, познавательных и эстетических потребностей людей. Теория И. о. была разработана американским социологом Э. Тоффлером, автором кн. «Столкновение с будущим» (1970) и «Третья волна» (1980). См. также Информационно-компьютерная культура и Информационно-компьютерная цивилизация.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

Информационное общество
1. Совокупность достаточно разнородных идеальных представлений о становящемся ныне «постиндустриальном обществе», где,якобы, будут преодолены недостатки предшествующих этапов и совершится – по аналогии с коммунизмом – долгожданный «прыжок в царство свободы». Для этого действительно есть объективные научно-технические предпосылки: автоматизация, роботизация, снижение материалоемкости промышленного производства, расширение сферы деятельности по производству и переработке информации, колоссальное возрастание возможностей передачи информации, и в результате – рост информированности и умения работать с информацией у масс населения, увеличение доли свободного времени. Однако все эти предпосылки не реализуются в общем положительном итоге, ибо доминирующими остаются ценности периода господства искусственно-социальных оснований развития общества, а власть и ресурсы, необходимые для её осуществления, остаются в руках носителей этих ценностей. По этой же причине и на этапе индустриального общества не удалось добиться общего положительного результата, несмотря на замечательные достижения науки и техники того времени. 2. Реальный – третий - этап развития общества в рамках периода господства искусственно-социальных оснований развития. Вещная зависимость, характерная для второго (индустриального) этапа сменилась ещё более страшной информационной зависимостью, проявляющейся в массовой манипуляции общественным и индивидуальным сознанием и уходом в мир виртуальной реальности. Отчуждение, как подчинение чуждым образам, проявилось в своем наиболее чистом виде. Виртуальная реальность не сводится к той, что дается телевизором и компьютером, к искусственному миру различных «фанатов», или к уходу в мир наркотических галлюцинаций. Она пронизывает все сферы жизни общества: безудержное печатание денежных купюр без их реального обеспечения, конкурентные игры лишенных реальной идеологии политиков, полная условность «звезд» в массовом «искусстве» (качество заменяется рекламой), почти такая же условность дипломов о высшем образовании и ученых степенях, вольные упражнения постмодернистской «философии» и т.п. Индустриальное общество породило глобальные проблемы современности. Информационное – расписывается в полном бессилии и нежелании их решать.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С. 264- 266.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительными чертами информационного общества являются:
-увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
-возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
-создание глобального информационного пространства, обеспечивающего (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Для полноценного функционирования информационное общество должно иметь социальную направленность, быть направленным на ускорение трансформации индустриального общества в информационное. Ключевые принципы формирования информационного общества состоят в следующем:
-упор на приобщение к информационным технологиям массового потребителя и прежде всего простых граждан страны;
-либерализация рынка телекоммуникаций и телекоммуникационных услуг, совершенствование Интернета (доступный, дешевый Интернет) и мультимедийных ресурсов (оборудование, средства доступа, содержание и услуги);
-использование этих ресурсов для обучения и освоения новых профессий;
-развитие ключевых навыков совместной работы, адаптируемости, творческого подхода к делу, стремления к расширению знаний, а также межкультурных коммуникаций;
-создание эффективного электронного рынка, ускорение внедрения и развития объемов е-коммерции (электронной торговли);
-новые подходы к обучению в виде организации системы так называемого «е-образования»: быстрый Интернет для исследователей и студентов, расширение доступа в онлайновом режиме к сайтам с академическими и научными материалами;
-широкое внедрение и развитие смарт-карт для электронного доступа, как удобного инструмента проведения электронных платежей за медицинские услуги, мобильный Интернет, общественный транспорт, платные ТВ-программы и множество др. информационных и коммунальных услуг;
-вовлечение в электронное сообщество нетрудоспособных граждан. Развитие цифровых технологий способствует преодолению всевозможных барьеров (социально-экономических, географических, культурных, временных и т.д.), препятствующих социальной адаптации нетрудоспособных людей;
-развитие онлайновой медицины, предоставление эффективных и качественных медицинских услуг гражданам;
-электронное (онлайновое) правительство (е-government) как средство улучшения и облегчения доступа к информации госорганов: эффект – правительства становятся ближе к простым гражданам; появляется возможность сокращения расходов на содержание правительственных чиновников; создаются дополнительные рабочие места в виде провайдеров вторичных услуг; создается информационный рынок государственной информации.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
концепция, занимающая ведущее место в совр. буржуазной социологии и футурологии, пришедшая на смену теориям «индустриального» и «постиндустриального» общества. Она пронизана идеями технологического оптимизма и основана на предпосылке, согласно к-рой информатика, компьютеры и микроэлектроника определяют и преобразуют всю социальную систему, выступают как средство создания новых социальных, надклассовых и наднациональных структур, изменяющих коренным образом механизмы общественного развития. Авторы этой концепции (О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда и др.) исходят из автономного характера развития научно-технического прогресса, рассматривают и оценивают его последствия вне связи с др. движущими силами социально-экономического развития. Концепция «И. р.» опирается на крупномасштабные сдвиги в структуре производительных сил общества в промышленно развитых странах, к-рые вызваны комплексной автоматизацией и компьютеризацией, созданием индустрии информации, коммуникационно-вычислительных сетей, национальных и межнациональных баз данных и т. д. Японская программа построения «И. о.», сформулированная еще в сер. 70-х гг., предусматривает, напр., создание к кон. 20 в. особой общественно-информационной структуры, охватывающей производство и сбыт, транспорт, обслуживание, управление, образование, быт. В рамках этой программы разрабатываются национальная политика создания «индустрии знаний», проекты реформ государственного социального развития, системы переобучения и перераспределения рабочей силы и т, п. На высшей ступени развития «И. о.» должно превратиться, как утверждает Е. Масуда, в общество высокого уровня потребления и всеобщего благоденствия, в к-ром все проблемы и запросы личности, в т. ч. в творчестве и самореализации, будут удовлетворены за счет «глобального использования информации».
С глобальной информатизацией и компьютеризацией общества буржуазные футурологи связывают историческую перспективу капитализма, надежды на бесконфликтное и автоматическое устранение социальных антагонизмов капиталистической системы. Поэтому значительное внимание теоретиками «И. о.» уделяется критике негативных последствий сверхавтоматизации, вопросам повышения квалификации и мастерства рабочих, роли человеческого фактора и т. п.
Концепция «И.о.» в целом, конечно, несет на себе печать классовой демагогии и широко используется пропагандистским аппаратом буржуазного государства. Осн. положения этой концепции, касающиеся социального переустройства, носят утопический характер. Однако предлагаемые в программах построения «И. о.» конкретные организационные и научно-технические решения и оценки ожидаемых последствий воздействия информационной и вычислительной техники на общественное развитие заслуживают внимательного изучения, особенно в связи с разрабатываемыми в СССР и др. социалистических странах программами компьютеризации народного хозяйства, образования, социальной сферы.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.

информационное общество
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (от лат. informatio — разъяснение, изложение) — термин, являющийся частью такого категориального ряда, как доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество. Постиндустриальное общество является информационным, поскольку возникает на основе революции в информационных технологиях и в применении информации. Его концепция представлена в книге американского социолога Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования» (1973). В настоящее время Запад реально вступил в постиндустриальную фазу, быстрое развитие информационных коммуникаций, особенно Интернета, их проникновение в экономику всего мира способствуют тому, что черты И. о. оказались присущи и ряду других стран.         Термин «И. о.» был предложен японскими специалистами и стал основой программы информационного развития Японии в 1972 Он также используется в концепции Э. Тоффлера, который рассмотрел три сменяющие друг друга цивилизации: сельскохозяйственную, индустриальную и информационную, производящую И. о., качественно отличающееся от индустриального. Термин получил развитие в исследованиях Дж. Несбита, считавшего, что одной из десяти новых тенденций трансформации жизни станет переход от индустриального общества к информационному. М. Кастельс в работе «Информационное общество. Экономика, общество, культура» раскрывает суть информационной революции и ее исторические этапы, включающие появление электроники и информатики, информационные процессы 70-х гг. — компьютерную технологию и программное обеспечение, биотехнологии.         В дальнейшем исследование И. о. пошло по пути изучения новых форм взаимодействия — сетевых структур, имеющих большую устойчивость, чем иерархические. В определенной степени это подготовило западные общества к реструктуризации в 80-е гг. и переходу в постиндустриальную фазу в 90-е гг.         В постиндустриальном обществе наблюдается увеличение продуктивности в большей степени за счет роста информационного сектора в сравнении со сферой производства и сферой услуг, а также большая эффективность информационных технологий в сравнении с традиционными отраслями экономики — материальным производством, производством энергии и услуг. Информация перестраивает общество: структуру занятости, социальную структуру, технологию, семью, а в перспективе — его социально-экономическое и политическое развитие в целом.         И. о. называют посткапиталистическим, постэкономическим, поскольку коренные проблемы капитализма — отношение между классами, трудом и капиталом, распределение общественного богатства — начинают видоизменяться, утрачивать свою остроту. Вместе с тем И. о. не представляет собой идеального общества, оно сохраняет многие риски индустриального общества и добавляет к ним новые. Одной из будущих проблем этого общества станет проблема «неработающих рабочих», иначе ее называют «20:80». Это означает, что И. о. нужно в производстве только 20% высококвалифицированного населения, остальные не будут иметь шанса на работу. И хотя они могут быть обеспечены материально и смогут при желании получать образование, их свободное время вряд ли станет временем развития и, скорее всего, приведет эти преобладающие слои к маргинализации. Такая кризисная ситуация не единственная в И. о., в нем происходят слишком быстрые изменения, к которым люди не успевают адаптироваться.         В.Г. Федотова

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
понятие, фактически заменившее в конце 20 в. термин "постиндустриальное общество". Впервые словосочетание "И.О." был употреблен американским экономистом Ф. Машлупом ("Производство и распространение знания в Соединенных Штатах", 1962). Машлуп был одним из первых, кто исследовал информационный сектор экономики на примере США. В современной философии и других социальных науках понятие "И.О." быстро развивается в качестве концепции нового социального порядка, существенно отличающегося по своим характеристикам от предыдущего. Первоначально постулируется понятие "посткапиталистического" - "постиндустриального общества" (Дарендорф, 1958), в границах которого в отраслях экономики начинает преобладать производство и распространение знания, и, соответственно, появляется новая отрасль - информационная экономика. Быстрое развитие последней обусловливает ее контроль за сферой бизнеса и государства (Гэлбрейт, 1967). Выделяются организационные основы этого контроля (Болдуин, 1953; Уайт, 1956), в применении к социальной структуре означающие возникновение нового класса, так называемой меритократии (Янг, 1958; Гоулднер, 1979). Производство информации и коммуникация становятся централизованным процессом (теория "глобальной деревни" Мак-Люена, 1964). В конечном счете основным ресурсом нового постиндустриального порядка определяют информацию (Белл, 1973). Одна из наиболее интересных и разработанных философских концепций И.О. принадлежит известному японскому ученому Е. Масуде, стремящемуся осмыслить грядущую эволюцию социума. Основные принципы композиции грядущего общества, представленной в его книге "Информационное общество как постиндустриальное общество" (1983), следующие: "основой нового общества будет являться компьютерная технология, с ее фундаментальной функцией замещать либо усиливать умственный труд человека; информационная революция будет быстро превращаться в новую производительную силу и сделает возможным массовое производство когнитивной, систематизированной информации, технологии и знания; потенциальным рынком станет "граница познанного", возрастет возможность решения проблем и развитие сотрудничества; ведущей отраслью экономики станет интеллектуальное производство, продукция которого будет аккумулироваться, а аккумулированная информация станет распространяться через синергетическое производство и долевое использование"; в новом информационном обществе основным субъектом социальной активности станет "свободное сообщество", а политической системой будет являться "демократия участия"; основной целью в новом обществе будет реализация "ценности времени". Масуда предлагает новую, целостную и привлекательную своей гуманностью утопию 21 в., им самим названную "Компьютопией", которая заключает в себе следующие параметры: (1) преследование и реализация ценностей времени; (2) свобода решения и равенство возможностей; (3) расцвет различных свободных сообществ; (4) синергетическая взаимосвязь в обществе; (5) функциональные объединения, свободные от сверхуправляющей власти. Новое общество потенциально будет обладать возможностью достигнуть идеальной формы общественных отношений, поскольку будет функционировать на основе синергетической рациональности, который и заменит принцип свободной конкуренции индустриального общества. С точки зрения осмысления процессов, реально имеющих место в современном постиндустриальном обществе, значимыми представляются также работы Дж. Бенингера, Т. Стоуньера, Дж. Нисбета. Ученые предполагают, что наиболее вероятный результат развития социума в ближайшем будущем - это интеграция существующей системы с новейшими средствами массовой коммуникации. Развитие нового информационного порядка не означает немедленного исчезновения индустриального общества. Более того, возникает вероятность установления тотального контроля за банками информации, ее производством и распространением. Информация, став основным продуктом производства, соответственно, становится и мощным властным ресурсом, концентрация которого в одном источнике потенциально может привести к возникновению нового варианта тоталитарного государства. Такую возможность не исключают даже те западные футурологи (Е. Масуда, О. Тоффлер), которые оптимистически оценивают будущие преобразования социального порядка.
Е.А. Угринович

Источник: Новейший философский словарь

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
это формирующееся в постиндустриальной фазе развития цивилизации общество, которое характеризуется всесторонней информатизацией социальных структур и приходит на смену постиндустриальному.
В "социальных рамках информационного общества" Д. Белла развитие понятия И. о. выражает переход от постиндустриального преобладания сферы услуг над производственной сферой к доминированию сферы информационных услуг. В этом смысле понятие И. о. отражает новые аспекты развития постиндустриального общества, является его дополнительной характеристикой (см. "Постиндустриальное общество").
С другой стороны, И. о. можно понимать как самостоятельную ступень исторического развития цивилизации, следующую за постиндустриальным обществом и характеризующуюся прежде всего производством информации, уровнем информированности населения и развития образования. Кроме того, само постиндустриальное общество может пониматься как первая ступень И. о. В этом смысле анализ проблем И. о. связан с рассмотрением постиндустриального общества как первого в истории И. о.
Для исследования возможных путей развития И. о. в западных социально-философских теориях вводится понятие постинформационного общества (работа Хант "Постинформационное общество" - "The Post-Information Society"), т. е. теоретическое рассмотрение проблем И. о. имеет свое дальнейшее развитие в концепции постинформационного общества: ин-формирование, ин-формация, пост-информационное общество. Установление подобия системы генетической информации ДНК, генетических структур биосферы и информационных структур социальной организации ноосферы позволило Бодрийяру развернуть концепцию постинформационного общества, "виртуальная эра" которого приходит на смену ушедшим "устному", "письменному" и "книгопечатному обществам" Мак-Люэна. Концепция постинформационного общества отражает такую смену сферы информационных услуг как детерминирующей основы И. о., на которой прежний рациональный механизм производства информации сменяется вероятностным хаосом избыточной социальной информации. В информационной "виртуальной реальности" происходит формирование "избыточных" социально-информационных структур И. о.: в нем избыточность социальной информации означает лишь недостаток информации о том, какая ее часть является излишней. Как идеология или гегемония информационных структур, "виртуальная реальность" Бодрийяра становится реальностью И. о. В этом плане понятие И. о. отражает, с одной стороны, способ распространения информационных структур и, с другой стороны, уровень информатизации и компьютеризации общества.
Возникновение понятия И. о. тесно связано с развитием информатики и кибернетики в работах Н. Винера, информационной теории управления и информационной теории стоимости. Стоимость человеческой деятельности и ее результатов определяется уже не только и не столько затратами труда, сколько воплощенной информацией, становящейся источником добавочной стоимости. В этом смысле понятие И. о. выражает переосмысление информации и ее роли как количественной характеристики для качественного анализа социального развития. Определенный уровень социальной информации кроме количественных характеристик позволяет отражать определенные качественные аспекты развития общества. Информационная теория стоимости характеризует не только объем информации, воплощенной в результатах производственной деятельности, но и уровень развития производства информации как основы развития И. о. - определенной ступени развития общества.
Понятие И. о. определенным образом характеризует изменения мировоззрения, связанные с отходом от классической картины мира. В этом аспекте понятия И. о. отражается последовательная смена основы общества - от мира природы традиционного общества к искусственному, сотворенному миру (индустриального - см. "Индустриальное общество" - и постиндустриального общества) и к миру социальной информации И. о. Киберпространство, в котором сейчас работают только программисты-интеллектуалы, становится информационным пространством социально-культурного и, следовательно, социально-экономического развития И. о. На этом основано производство информации, являющееся становым хребтом (backbone) структур И. о., в отличие от промышленного производства индустриального общества. Образование и наука определяют уровень производства информации и степень развития И. о.
Проблемы функционирования структур И. о. вплотную смыкаются с проблемами искусственного интеллекта (например, микропроцессоров "Интел" или развития текстовых редакторов, корректирующих ошибки человека в компьютерном наборе). Понятие интеллектуального и информационного капитала, введенное Бурдье, является важным для концепции И. о. Так, например, интеллектуальная собственность Билла Гейтса - творца и идейного вдохновителя фирмы Microsoft (лидера мирового рынка программного обеспечения для компьютерной индустрии), собственность которой оценивается многими миллиардами долларов, - во многом способствовала созданию нового вида собственности и авторских прав на программную продукцию, формированию международной системы авторских прав на интеллектуальную собственность.
Информационный взаимообмен пронизывает структуру духовной культуры И. о., опирающейся уже не столько на классические средства массовой информации "Эры Гутенберга" в понимании Мак-Люэна, сколько на инновационные электронные СМИ. К последним сейчас с полным правом можно отнести "Интернет": как по численности аудитории по всему земному шару, так и по объему информационных услуг "Интернет" является глобальным средством массовой информации.
Роль информации как стратегического ресурса возрастает с развитием электронных средств массовой информации, манипулирующих массами, общественным мнением. С развитием аудиовизуальной техники, глобальных компьютерных сетей (типа "Редком" или "Интернет" - с многомиллионной аудиторией во всех развитых странах, с электронной почтой, различными журналами, конференциями, досками объявлений и т. п. внутри информационной сети "Интернет"), аккумулирующих информацию, доступ к ней характеризует возможности ее использования в сложной структуре власти. Примером того, как формируется глобальная информационная структура, могут послужить система взаимосвязей в рамках ЮНЕСКО, глобальные средства массовой информации типа Евровидения или же Национальная Информационная Инфраструктура США.
Социальными характеристиками развития И. о. являются информированность различных его социальных групп, доступность информации, эффективность работы служб массовой информации и их возможности обратной связи, уровень образования, интеллектуальные возможности общества прежде всего в информационном производстве.
И. А. Латыпов

Источник: Современный философский словарь

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
понятие политологии и социальной философии, которое характеризует постиндустриальное общество в контексте «информационной революции». Д. Белл в свое время основывал концепцию постиндустриализма на применении т. н. закона Энгеля к проблемам стадий социально-экономического развития. Согласно этому закону человек склонен ранжировать собственные потребности и удовлетворять их в определенной последовательности: сначала потребление товаров первой необходимости (пища, одежда и т. д.), потом товары долгосрочного пользования, затем затраты на предметы роскоши и досуг. Повышение благосостояния членов общества, утверждал Белл, приводит к увеличению спроса на личные услуги, чем и обусловливается стремительное расширение третичного сектора экономики. Однако анализ тенденций структуры занятости в экономике, равно как и обследование домашних хозяйств, наглядно продемонстрировали, что представления о росте занятости в сфере услуг и об увеличении показателей потребления услуг не вполне соответствуют действительности. Сектор услуг как таковой оставался достаточно стабильным на протяжении нескольких десятилетий (40—70-х гг.). Реальный прирост имел место лишь в информационном секторе и был напрямую связан с последствиями НТР. Оценка параметров этого роста и перспектив социально-экономического и политического развития в связи с изменением роли и места информационного сектора были осуществлены в рамках концепции информационного общества.
Термин «информационное общество» предложен японским теоретиком К. Коямой, на основании трудов которого в Японии еще в 1972 была принята программа «План информационного общества: национальная цель к 2000 г.». Большую роль в утверждении и популяризации этой концепции сыграла работа другого японского исследователя И. Масуды «Информационное общество как постиндустриальное общество», а также книги западных футурологов О. Тофлера, Дж. Нейсбита и др. В концептуальном плане из теории постиндустриализма заимствовалась схема исторической эволюции человеческого общества, прошедшего ступени доиндустриального (аграрного), индустриального и постиндустриального развития. Каждой из перечисленных ступеней развития общества, по мнению сторонников концепции информационного общества, соответствовал доминирующий сектор экономики: для аграрной ступени характерно доминирование первичного сектора (сельского хозяйства), для индустриальной — вторичного (промышленности), а для постиндустриального — третичного (сферы услуг) секторов. Суть концепции информационного общества сводилась к тому, что к традиционному для теорий постиндустриализма делению экономики на первичный, вторичный и третичный сектора был добавлен еще один — информационный сектор, который и является системообразующим для информационного общества. Информация провозглашается в рамках этой концепции ключевым фактором производства, превосходящим по значимости все виды материального производства, производства энергии и услуг. Более того, знанию и информации, а также интерактивным коммуникациям, приписывается роль основного агента социальных и политических изменений в современном западном обществе. «Интеллектуальные технологии» открывают невероятные возможности в поиске оптимальных приемов и методов рационально-технического решения различных, в том числе социальных, экологических и др. проблем, внедрения основ своего рода социальной инженерии при разрешении комплексных вопросов социального и политического планирования и прогнозирования.
Развитие информационных технологий создает предпосылки для колоссальных социальных и политических изменений в жизни общества. Большинство теоретиков постиндустриального общества, в частности Белл и 3. Бжезинский, рассматривали в качестве одного из проявлений постиндустриализма увеличение количества «белых воротничков», работников квалифицированного интеллектуального труда в общем числе занятых в развитых странах Запада. Сторонники концепции информационного общества исходят из того, что эта тенденция отражает лишь количественные изменения, не трансформирует характера человеческой деятельности по образцу фабрики, требует монотонного, хотя и высокоспециализированного труда и т. п. Информационные технологии приводят к качественным переменам. Они позволяют осуществить реальную децентрализацию, что приводит к возникновению ряда малых и гибких организационных форм и объединений, имеющих подвижную структуру Децентрализация и деурбанизация производства, изменение характера труда позволяют осуществить возврат к домашнему труду («домашней индустрии») на основе современной электронной техники и информационной технологии. Происходит демассификация, индивидуализация товаров и услуг. На смену массовому производству приходит гибкое, мелкосерийное производство продукции, требующее высококвалифицированной рабочей силы и значительных исследовательских затрат. В силу высокой динамики технологам и увеличения темпов внедрения технических новшеств формируется новая культура потребления — установка на приобретение «вещей одноразового пользования», ускоренное обновление товаров, традиционно считавшихся «товарами длительного пользования» и т. д. При этом отличительной характеристикой информационного общества становится изменение характера межличностных отношений, которые оказываются все менее устойчивыми. Из трех типов связей — длительные (родственные, семейные), среднесрочные (дружеские, соседские, профессиональные), кратковременные контакты — доминирующее положение получают именно последние, — кратковременные модульные отношения функционального характера, каждый из участников которых взаимозаменяем. Невероятно возрастают возможности вертикальной и, особенно, горизонтальной мобильности индивидов — развитие коммуникаций и увеличение благосостояния дает возможность свободно менять место жительства. В политической сфере прогнозируется ослабление роли национального государства, решительная децентрализация структур управления, распад иерархических структур лидерства, усиление роли этнических, культурных, религиозных и т. п. меньшинств, а также ожидается постепенный переход от представительной к полуплебисцитарной или даже плебисцитарной форме демократии (концепции «теледемократии» и т. д.).
Становление информационного общества сопровождается обострением ряда противоречий. В частности, ускоренная трансформация ценностных систем повышает вероятность существенных расхождений индивидуальных и групповых ценностных ориентации. Индустриальная система мышления базировалась на трех основных постулатах — отношении к природе как объекту эксплуатации, антропоцентризме и безоговорочной вере в научно-технический прогресс. Информационное общество в этом отношении — «духовный водоворот», характеризующийся утратой согласия, неспособностью прийти к единому стандарту поведения, общим правилам, языку и т. д. Такая мозаика ценностных ориентации порождает резкий рост субкультур, что может увеличить степень конфликгогенности общества.
До последнего времени проблематика информационного общества в основном оставалась прерогативой западной футурологии. Само понятие активно использовалось в «глобальном моделировании», прогнозировании социально-политических сдвигов в западных странах и изменений в мировой экономической системе и системе международных отношений.
Лит.: Masuda Y. The Information Society as Post-industrial Society. Tokio, 1981; NeisbittF. Megatrends: The New Directions Transforming Our Lifes. N.Y, 1982; TofflerA. The Third Wave. N.Y, 1980; TofflerA. Powershift: Knowledge, Walth and Violence at the Edge of the 21st Century. N. Y, 1990.
Э. Г. Соловьев

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
385.88 кб

Этика в информационном обществе

Бабаева Анна Владимировна
В статье рассматриваются основные трансформации этических норм и правил, происходящие в современном информационном обществе.
Читать PDF
179.13 кб

Россия и информационное общество

А.Г. Глинчикова
4 ноября 2002 г.
Читать PDF
679.16 кб

Три лика информационного общества

Соколов Аркадий Васильевич
Рассмотрено понятие «информационное общество», которое многозначно, что учитывается не всегда.
Читать PDF
303.99 кб

МОЛОДЕЖЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Сон Людмила Александровна, Щербакова Татьяна Александровна, Ситникова София Александровна
В данной статье рассматривается проблема молодежи в информационном обществе. Рассматривается возрастной период молодости с разных позиций.
Читать PDF
368.93 кб

Онтология информационного общества

Курилкина Валентина Николаевна
В статье обсуждаются изменения, происходящие в последнее время, в период становления информационного общества, в том числе особенности информационного, постиндустриального, постэкономического, сетевого и виртуального обществ, опре
Читать PDF
460.88 кб

Парадоксы информационного общества

Павликова М.М.
Читать PDF
255.61 кб

О понятии информационного общества

Помазной Юрий Анатольевич
В статье предлагается подход к трактовке понятия информационного общества, в основе которого учтены требования как содержательной преемственности этого типа общества по отношению к предыдущему типу, так и терминологической преемст
Читать PDF
327.85 кб

Философия в информационном обществе

Медведев Николай Владимирович, Бородуля Алла Анатольевна
Осмыслены роль и место философии в современном информационном пространстве культуры. С формированием цифровой среды меняются традиционный уклад и формы жизни людей.
Читать PDF
195.91 кб

Демократия в информационном обществе

Федосеева Наталья Николаевна
Читать PDF
224.42 кб

Этос науки в информационном обществе

Кичерова Марина Николаевна
В статье рассматривается классический этос науки и влияние информационного общества на профессиональные ценности ученого.
Читать PDF
417.73 кб

Гармонизация в информационном обществе

Иванова О. В.
Читать PDF
261.06 кб

Глобализация и информационное общество

Понарина Наталья Николаевна
В настоящей статье исследуются правовые проблемы влияния глобализации на построение информационного общества в России, а также основные направления развития международного сотрудничества в данной области для использования информац
Читать PDF
5.71 мб

Социосистемы в информационном обществе

Бакаева Ж.Ю.
Читать PDF
407.82 кб

Формы культуры информационного общества

Ратиев В. В.
Читать PDF
19.93 мб

Вещь в культуре информационного общества

Городищева Анна Николаевна, Ходенкова Эльга Владимировна
В современном обществе появляется новый тип пространства информационно-вещное.

Похожие термины: