Информация социальная

Найдено 1 определение
Информация социальная
лат. informatio — осведомление) — знания, сообщения, сведения, формирующиеся и используемые в обществе. Это информация, касающаяся прежде всего отношений людей, их взаимодействия, их потребностей, интересов и т. д. Она несет на себе глубокий след классовых, национальных и иных отношений, отпечаток потребностей, интересов, психических черт социального коллектива, отношения в котором информация отражает и который пользуется информацией. Основные виды И. с. — экономическая, социально-политическая, естественнонаучная, техническая, эстетическая, идеологическая. И. с. — высший, наиболее сложный и многообразный тип информации. Люди используют ее для целесообразного воздействия на природу (в труде), на общество (в управлении обществом, которое является высшим типом управления). Ни один тип информации (в том числе и биологическая) не подвергается столь глубокой, всесторонней переработке, не используется в столь многообразной форме, как И. с. Она выполняет коммуникативные (обеспечение общения людей), управленческие, научно-познавательные, учебно-воспитательные и агитационно-пропагандистские функции. Информационные процессы в обществе, увеличение объема и разнообразия информации детерминируются системой общественных отношений, прежде всего развитием производства. Правда, установить здесь какие-либо количественные пропорции или затруднительно, или невозможно. Тем не менее эта детерминированность существует, как и процесс обратного воздействия информации на производство, систему общественных отношений. Информационное взаимодействие различных сфер общественной жизни, классов, социальных групп, индивидов — чрезвычайно важная, специфическая форма социального взаимодействия. От того, насколько эффективно и рационально оно организовано, во многом зависит прогресс производства, науки, техники, культуры, общества в целом. Степень отлаженности, эффективности информационного взаимодействия — важный показатель общественного прогресса. Информационные процессы, т. е. процессы движения информации, предполагают наличие объекта (источника) информации, ее потребителя, а также каналов связи между ними. В современных условиях используются разнообразные технические средства получения, отображения, фиксации, дублирования, переработки и передачи информации, среди которых все более важную роль играет электронно-вычислительная техника. Влияние общества на информационные процессы отчетливо проявляется в классовом подходе к информации в классовом обществе. Общество отнюдь не безразлично относится к информации, ее содержанию, назначению, использованию. Разумеется, отношение классов, общества к различным видам информации неодинаково. Естественнонаучная и техническая информация, к примеру, не содержит в себе непосредственно классовые мотивы, классовая направленность здесь проявляется опосредствованно — через цели, ради которых эта информация используется. В условиях капитализма наука и техника, а соответственно и научно-техническая информация используются прежде всего в целях получения капиталистической прибыли. В социалистическом обществе их использование подчинено цели удовлетворения потребностей, развития способностей трудящихся. Социально-политическая, идеологическая информация выступает как непосредственно классовая. Она синтезирует в себе самые разнообразные сведения, и этот синтез осуществляется по заранее заданной программе. «Чистый факт», взятый из сферы общественной жизни, на самом деле выбран с классовых позиций и выражен в форме, которая соответствует этим позициям. Партийный, классовый подход, научная обоснованность, достоверность и убедительность, полнота и точность, полезность и новизна, оперативность и актуальность—таковы основные требования к И. с. в социалистическом обществе. Сознательно отобранная и целеустремленная информация обладает большой убедительной силой и способна серьезно изменить образ мыслей, мнение каждого человека, а с ним и общественное мнение, формировать взгляды и поступки людей, соответствующие общественным требованиям. Информационная связь, информационное взаимодействие, т. е. постоянный обмен информацией, сведениями о различных явлениях и процессах действительности, с тем чтобы управлять многочисленными объектами окружающего мира, управлять самим собой, коллективами людей, — непременное условие функционирования и развития общества, существования и развития каждого человека (см. также Средства массовой информации и пропаганды).

Источник: Научный коммунизм. Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
73.64 кб

Социальный феномен информации

Митяев В. В.
В статье рассматриваются феномен информации и смежные вопросы с позиций различных отраслей знания и точек зрения. Информация раскрывается как категория, связывающая базовые понятия сигнала, смысла и знака.
Читать PDF
15.07 мб

Социальные информационные сети

Седякин В.П.
В статье рассмотрены групповые и социальные информаци-онные потребности. Введены новые типы информационные потребности. Рассмотрены условия изучения групповых и социальных информационных потребностей.
Читать PDF
132.77 кб

Судьба социальной информациологии

Попов В. Д.
Читать PDF
208.08 кб

Дети как носители социальной информации

Панина Светлана Ивановна
Современное развитие общества требует новых подходов к изучения феномена детства, исходя из допущения о том, что мир детства особая социальная структура, дети отдельная социальная группа, а каждый ребенок активно действующий субъе
Читать PDF
419.69 кб

Социальная информация: сущность и функции

Варганов Вячеслав Валерианович
В статье автор рассматривает понятие «социальная информация» на основе анализа понятия «информация» в различных концепциях. Автор также анализирует основные функции социальной информации в общественной жизни.
Читать PDF
464.02 кб

Извлечение информации из социальных сетей

Кацюк Е.Ю., Фомина Ю.В., Городищева А.Н.
Сайты социальных сетей (SNS) является одним из видов виртуального сообщества с определенным трендом.
Читать PDF
122.43 кб

Подарок как носитель социальной информации

Грызова Ульяна Игоревна
Читать PDF
189.08 кб

Социальный диалог в информационном обществе

Передерий Андрей Викторович
Автором отмечается, что современное общество имеет в своей основе действия и взаимодействия отдельных индивидов, групп, организаций. Их основой выступает социальная коммуникация в различных формах проявления.
Читать PDF
840.24 кб

Социальные проблемы информационного общества

Цвык И.В.
В статье анализируются социально-исторические аспекты развития информационного общества.
Читать PDF
383.28 кб

Информационный резонанс в социальной системе

Игнатьев Владимир Игоревич
Автор проверяет гипотезу о разломе социального пространства. Анализируется механизм, выявляются характеристики и этапы этого разлома. Выделены агенты, формирующие страты виртуального социального пространства.
Читать PDF
311.86 кб

Информационная модель социальных трансформаций

Комова Мария Васильевна
Социальная трансформация рассматривается как процесс качественных изменений общества, создающих новый уровень организованности во всех сферах жизнедеятельности, в различных общественных формациях, обществах разных типов развития.
Читать PDF
285.28 кб

Информация и документация по социальным наукам

Хобом Ханс-кристоф
Читать PDF
429.18 кб

О социальном феномене «Информационная культура»

Киричёк П.Н.
В статье осуществляется анализ процессов взаимодействия социальной информации и духовной культуры, приводящих к появлению нового социального феномена информационной культуры, от уровня которой в решающей степени зависит качество о
Читать PDF
467.90 кб

Социально-философский смысл феномена информации

Гильмутдинова Нина Амировна
Выявлены и проанализированы смысловые векторы представления понятия «информация» в естественнонаучных, технико-технологических и социокультурных дискурсах; применена синергетическая методология для обоснования процессуальной приро
Читать PDF
95.91 кб

Социальная память в свете информационного подхода

Аникин Даниил Александрович
Носителем социальной памяти являются социальные общности, поскольку процессы коммуникации между представителями этих общностей являются постоянным индикатором актуальности циркулирующей в обществе информации.