Индоевропейская мифология

Найдено 1 определение
Индоевропейская мифология
одна из древнейших форм сознания, характерная для предков индоевропейских народов. Знание об этом пласте древней культуры современная наука получает путем сравнительного анализа различных элементов множества культур. Например, источниками и моделями реконструкции индоевропейской мифологии является ряд элементов анатолийской культуры (хеттской, лувийской, палайской, ли-дийской), арийской (индийской, иранской, дардской, ближневосточной), армянской, греческой, италийской, кельтской, германо-скандинавской, балтийской, славянской и других культур. Археологические и лингвистические источники, позволяют определить временные истоки в 4-3 тысячелетии до н. э. Зарождение этой культуры произошло, по оценкам исследователей, в южнорусских степях, на юго-востоке Европы и северо-востоке Передней Азии. Считается, что этот этнос занимался преимущественно скотоводством. Широкое культурное использование колесниц привело к обретению повышенной мобильности и расселению этих народов в 3—2 тыс. до н. э. по европейскому материку и, через Кавказ и Центральную Азию, по обширной территории вплоть до Индостана. Основными источниками для реконструкции сознания этой эпохи служат данные этнической истории, исторической лингвистики, свидетельства, получаемые от изучения памятников культуры. Ценны сведения историков и мыслителей древности - Геродота, Тацита, Цезаря и других. В основе индоевропейской мифологии ученые вычленили один из основных корней deiuo -«дневное сияющее небо». Этот корень обозначал в тоже время верховное божество или «бога» вообще на многих языках народов этой группы: хеттском, лувийском, авестийском, древнеиндийском, греческом, латинском, литовском, иллирийском и других. Те же закономерности можно найти и в обозначении мужского бога-отца. Во многих мифосистемах богу-отцу противостоит женское божество. Оно было как светлым, так и темным (совмещающим жизнь и смерть). Этот образ также имеет ряд соответствий в других мифологических системах, но меньше, чем бог-отец. Так, у греков земля-мать (Деметра), у фригийцев земля-мать, так же как в русской культуре. Можно привести еще ряд сюжетов, общих в том или ином отношении в различных культурах: богиня плодородия, родословная человека от матери-земли, происхождение от неба-отца детей (близнецов), выражение культурных процессов через «конскую» символику, образ зари, небесная свадьба и другие. Общим для многих культур являлся образ громовержца. Этот бог тождественен во многих мифах и семантически и в отношении культа. В основе мифов - противоборство верховного, карающего бога, через которого осуществлялось запрещение (табу), с богом — профессионалом) обычно, богом скота и пастбищ (Белее, Волос, Велняс, Ваал и т. д.). Бог- альтернатива громовержцу, принимает форму дракона или змея, когда он опускается в потусторонний мир. Громовержец убивает дракона молнией, расчленяет его на части, рассеивает их по всему свету. После этого он освобождает скот, досылает на землю плодоносящий дождь с громом и молнией. Этот сюжет присутствует, практически, в мифосознании всех индоевропейских народностей. Из-за этого совпадения вытекают многие другие семантические и культовые параллели. Множество совпадений прослеживается и в содержании, связанном с водой. Это группа богов, сконцентрированных вокруг корневой основы «трит»: «Тритон», «Трита водяной», «Траэтон» и т. д. Считается, что «трита»— это третий (брат) по отношению к небу и земле. К этим богам относится и пара «Нептун - Посейдон», которые снабжены трезубцем и управляют подводным царством. К «водяному» сюжету, который включал в себя производственное, сельскохозяйственное начало и стихию, примыкает божество огня. Оно тоже во многих культурах имело две ипостаси: огонь женский и мужской; бытовой и небесный; очищающий и уничтожающий. Например, в славянском обряде, сжигания чучела Мары - Марены, затем следует сбрасывание его в воду; трезубец морских царей трактуется как три огня. Много общего в различных индоевропейских ритуалах. Например, действие по расчленению персонажа, которое приводит к иной организации мира, к благу. Иногда это символическое расчленение продолжается в жертвоприношениях. Кое-где, это человеческие жертвы, кое-где - животных, достаточно близких по содержательной роли в обществе (быки, овцы, кони, свиньи). Так, часто встречался обряд с человеческим жертвоприношением, описанный, например, в хеттской традиции. Человека расчленяют так же, как из бога-предка Пуруши возникла вселенная. Параллели в частях вселенной, которая возникает из этого обряда, можно увидеть в иранской, германо-скандинавской, славянской традиции. Часто расчленение повторяет по горизонтали четырехчленное строение пространства как сторон света. Вертикальное - трехчленно, повторяя небесный, земной и подземный миры. Иногда из суммы этих уровней выводят сакральное число «семь». Сходные черты форм сознания и ритуалов различных культурных образований позволяют сделать вывод об их общем происхождении, а также об общности культурного содержания после разделения пракультуры на отдельные ветви, зачастую не связанные друг с другом. Эти выводы подтверждают идею об общности восточных земледельческих культур и западной универсально-промышленной, которая в Древней Греции выделяется из традиционной культуры, а затем на протяжении двух с половиной тысяч лет приобретает современную форму. В то же время, несмотря на принципиальное отличие восточной и западной культур, между ними много общего, по сравнению с первобытным миром, а сейчас в условиях информационно-индустриального общества происходит их сближение.

Источник: Человек и общество. Культурология

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
559.55 кб

О хронологии древнейшего слоя в индоевропейской мифологии

Николаева Надежда Алексеевна
Некоторые мифы в индоевропейской мифологии отражают поворотные моменты истории. Попытки датировать их правомерны.
Читать PDF
410.67 кб

Нарт Сослан и его аналоги в индоевропейском мифологическом пространстве

Чибиров Л. А.
Читать PDF
1.19 мб

Мифологические основы грамматической категоризации в индоевропейских языках

Фомина Тамара Геннадьевна
В статье гипотетически реконструируется процесс моделирования мира в мифологическом мышлении индоевропейцев, устанавливаются семантические основы, послужившие ментальной базой для организации социума, а также для формирования в яз
Читать PDF
203.65 кб

Битва громовержца со змеем: истоки образа Георгия Победоносца в индоевропейской мифологии

Щепановская Елена Михайловна
Читать PDF
98.40 кб

Мифологема судьбы в верованиях индоевропейских народов: ъархеология, этнография, современность

Куприянова Елена Владиславовна
Статья посвящена исследованию мифологемы Судьбы и связанных с ней представлений у индоевропейских народов от древности до современности.