ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
от лат. individuum - неделимый) - понятия, используемые, как правило, для описания органических особей, для характеристики различных аспектов бытия человеческой личности. Применительно ? людям понятие "индивид" фиксирует представление о единичном человеке как своего рода социальном атоме, т. е. далее неразложимом элементе социального бытия. Вместе с тем понятие социального И. неявным образом указывает на дискретность, прерывность социального процесса, реализуемого через И. и их связи. Понятие "индивидуальность" указывает на форму преодоления индивидом своей "атомарности" и элементарности, на преобразование социального бытия в форму самореализации человека.
В. Е. Кемеров

Источник: Современный философский словарь

ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
от лат. individum - неделимый) - понятия, используемые, как правило, для описания и отображения разнообразных ипостасей бытия личности. Понятие "индивид" (впервые введено в научный оборот Цицероном как латинский аналог греческого термина "атом"). Сопряжено с представлением об отдельно взятом представителе человеческого рода, общества, народа, класса, социальной группы, как своеобычном социальном атоме, т.е. далее принципиально неразложимом элементе бытия социума. Используется также для введения представления о человеке как носителе какого-либо единичного качества. Например, в социологии "индивид" обладает свойством быть носителем социальности. В социологических опросах термин "индивид" заменяется термином "респондент" (лат. respon-sare - отвечать, реагировать) и редуцируется к его способности выступать в качестве источника первичной эмпирической информации об изучаемых явлениях и процессах. В качестве респондента (источника информации) индивиду вменяются (приписываются) сущностные признаки: быть носителем определенного типа сознания (обыденного - в массовых опросах, специализированного, профессионального - в экспертных и т.д.); обладать компетентностью, т.е. определенной информацией и знаниями; иметь выработанное отношение ("мнение") о предмете опроса, т.е. обладать определенными установками; быть включенным в те или иные социокультурные контексты, прежде всего в нормативные системы, что позволяет наделять респондента характеристикой рациональных стратегий поведения; иметь индивидуальные черты (уровень интеллектуального развития, аналитические возможности, память, воображение, мера допустимого конформизма и т.д.), которые изначально оцениваются или как усиливающие или (чаще) как ослабляющие схематизм рационального мышления и поведения в конкретных жизненных ситуациях и в ситуации опроса. При этом эксплицитно в этой социологической абстракции индивида присутствует допущение о несущественности индивидуальных (личностных) характеристик человека, об их элиминируемости за счет соблюдения опросной процедуры и о предзаданности человека внешней по отношению к нему тотальностью (культурой, социальными связями и отношениями, средой и т.д.). Аналогичным образом дело обстоит и в иных социальных дисциплинах. Например, абстракция индивида как носителя экономической функции в экономике, абстракция индивида как атомарной единицы электората в политологии и т.д. Понятие "индивид", с одной стороны, позволяет фиксировать прежде всего "внешние" по отношению к его психике, но определяющие в самой абстрактной форме его суть социокультурные параметры, а с другой - предполагает свою переинтерпретацию в терминах и на основе методологических и онтологических допущений той или иной концепции или научной дисциплины. Понятие "индивид" в той или иной мере предполагает как парное себе понятие "индивидуальность", которое выражает уникальное своеобразие человека, какого-либо существа или явления, отражает форму преодоления индивидом своей "атомарности", трансформирование общественного бытия в форму самореализации человека и самоактуализации личности. Понятие "индивидуальность" использовалось древнегреческими атомистами (Левкипп, Демокрит) в ряду языковых средств для описания характеристик существования атомов. Новоевропейский индивидуализм провозгласил особую значимость индивидуальности как противовеса давлению традиционалистских общественных установлений. Г. Лейбниц и И. Гете трактовали "монаду" как некую "индивидуальность" в структуре бытия. Понятие "индивидуальность" также по-разному специфицируется в психологии и социологии. Абстракция "индивидуальность" в психологии в значительной мере совпадает с абстракцией "индивид", задавая ей дисциплинарное своеобразие. В психологии индивид трактуется как представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, собственной мерой активности и гибкости в реализации этих свойств в повседневной жизни. Понятие "индивид" в психологии во многом совпадает с понятием "индивидуальность" в социологии, где последнее понимается как неповторимое сочетание природных (психофизиологических) и социальных свойств индивида. В гуманистически ориентированной социологии "индивидуальность" служит одним из понятий, способствующим преодолению редукции личности к деиндивидуализированным социальным качествам человека, введению его как активного (индивидуализированного) агента коммуникативных практик и субъекта различных культурных пространств и контекстов. В классической социологии понятие "индивидуальности" необходимо для описания процессов индивидуализации как процесса и результата совмещения индивидуальных требований, ценностных императивов и нормативных предписаний, социальных ожиданий определенных действий и т.д., необходимых для эффективного выполнения социальных ролей, со спецификой стилевых особенностей деятельности, общения, поведения и мышления конкретных индивидов. Т.обр. в этом контексте понятие "индивидуальность" служит для персонификации осуществления социальных функций в процессе индивидуализации. Последний становится возможным именно благодаря способности индивидов выполнять однотипные действия с учетом специфики конкретных социальных и жизненных ситуаций и с учетом свойств самого индивида (прежде всего способности продуцировать творческие версии в стандартизированные схемы деятельности). Кроме того, понятие "индивидуальность" необходимо для описания динамики инновационных процессов и анализа ситуаций выбора и принятия решений. Т.обр. индивидуальность человека может рассматриваться как качество, формируемое на основе унаследованных задатков в процессе социализации, обучения и воспитания человека, но при этом одновременно предполагающее собственную трансформацию в ходе саморазвития, самоопределения и самопреодоления (т.е. в процессе самореализации) личности. Раскрытие индивидуальности, создание оптимальных условий для ее становления и развития начинает трактоваться в социальном знании как условие нормального функционирования и развития современных социокультурных систем.
В.Л. Абушенко

Источник: Новейший философский словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
86.92 кб

Встреча с индивидуальностью

Старовойтенко Елена Борисовна
Читать PDF
144.94 кб

Имя как символ индивидуальности

Синицына Людмила Николаевна
В данной работе автор анализирует различные подходы в исследовании существующей взаимосвязи имени с характером, здоровьем, судьбой, другими аспектами человеческого бытия, что в совокупности может быть представлено определённым сим
Читать PDF
131.41 кб

Индивидуальность versus простота

Конев Владимир Александрович
Индивидуальность трактуется как особый род бытия, познание которого не согласуется с принципом простоты, предъявляемым к теоретическому знанию.
Читать PDF
113.82 кб

Пределы парадигмы индивидуальности

Горелова Татьяна Анатольевна
В статье рассматриваются тенденции развития индивидуальности в современном обществе. Автор исходит из двух смыслов понятия «индивидуальность».
Читать PDF
138.79 кб

Таинственный избыток индивидуальности

Мещеряков Б. Г.
Читать PDF
226.86 кб

К проблеме «Сущности индивидуальности»

Корчагина Г. И.
Читать PDF
539.82 кб

Индивидуальность в бизнесе и организации

Штроо Владимир Артурович
В рамках V Международной конференции «Психология индивидуальности», состоявшейся 9–11 декабря 2015 г.
Читать PDF
168.86 кб

Человек как историческая индивидуальность

Сироткин Ю.Л.
Анализируется социальный субъект и историческая индивидуальность в единстве их бытия. Раскрывается роль онтологической рефлексии в эволюции социального субъекта. Дихотомичность человека определена в понятиях хаоса и гармонии.
Читать PDF
280.06 кб

Организация сквозь призму индивидуальности

Базаров Тахир Юсупович, Штроо Владимир Артурович, Климов Алексей Александрович
23 ноября 2012 г. в рамках 4-й всероссийской конференции с международным участием «Психология индивидуальности» прошла секция «Индивид и организация».
Читать PDF
215.13 кб

Творческая индивидуальность Александра Эрика

Арекеева Светлана Тимофеевна
Рассматривается творческая индивидуальность Александра Эрика (Наговицына), исследуются тематические ракурсы его поэзии и их образное воплощение, подчеркивается противоречивость личности и драматизм судьбы поэта.
Читать PDF
296.98 кб

Индивидуальность и индивидуализация человека

Герт Валерий Александрович
Уникальность человека в его универсальности, но и универсальность человека реализуется посредством уникальности. Индивидуальность человека и есть способ деятельностной реализации нового (социального) типа бытия в природе.
Читать PDF
433.24 кб

Понятие индивидуальности в античной философии

Серова Наталья Степановна
Тема человеческой индивидуальности всегда была актуальна в европейской философии. Античные натурфилософы, изучая природу и Космос, пришли к выводу о необходимости определения места и роли человека во Вселенной.
Читать PDF
542.24 кб

Уровни и критерии становления индивидуальности

Левит Леонид Зигфридович
Приведены данные теоретического анализа реализации двух основных подходов к понятию «индивидуальность», принятые в советской и постсоветской психологии.
Читать PDF
379.05 кб

Конформизм в восприятии бренда индивидуальности

Иванов Феликс Евгеньевич, Россоха Людмила Михайловна
В статье дан анализ влияния конформизма на восприятие бренда индивидуальности. Проанализированы факторы, влияющие на проявление конформизма и конформного поведения.
Читать PDF
154.42 кб

Проблема рождения индивидуальности в филогенезе

Чудосветова О. В.
Статья посвящена проблеме индивидуальности, рассматриваемой как феномен культуры в реальном историческом процессе.

Похожие термины:

  • ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

    человек как уникальная, самобытная, неповторимая личность, реализующая себя в творческой деятельности.
  • ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ТРАДИЦИЯ

    - один из аспектов культурологич. взаимодействия человека со средой, выражающий противоречивую ориентированность в его деятельности. В качестве субъекта культуры человек может быть характеризов