Индийская теология

Найдено 1 определение
Индийская теология
(Indian
Theology). Так называется движение, к-рое стремится сформулировать библейскую теологию в категориях индийской мысли, соответствующих индийскому культурному контексту. До недавних пор на индийской теологической сцене доминировала западная теология, и это вызывало критику христианства со стороны индийских мыслителей. " Индийская теология " основана не христианами, а просвещенными индусами, находившимися под сильным влиянием западной мысли и христианства. Эти просвещенные националисты хотели реформировать индуизм и индийское общество, чтобы создать противовес активности христианских миссионеров. Лидеры индийских христиан, со своей стороны, рассчитывали, что новая теология станет ответом на критику христианства как чуждой, опасной и денационализирующейсилы. "Индийскаятеология" стремилась выразить индийское самосознание в рамках христианства и найти способ, благодаря к-ром у человек мог бы стать христианином, оставаясь индусом. Она противодействовала попыткам возрождающегося индуизма отвести христианству второстепенную роль. И наконец, она поставила себе целью передать Евангелие в понятиях, привычных для индуса, "принести воду жизни в индийской чаше ".
Тенденции "индийской теологии". Это движение не следует единой схеме; разные его представители поразному излагают евангельскую весть, сообразуясь с тем или иным историческим контекстом и социальнорелигиозными потребностями.
(!)Предпринимаютсяпопытки "гармонизировать" скорее христианство, чем самого Христа, с индуизмом. Духовный отец новой Индии Рам Мохан Рой (17721833) и его преемник Кешаб Чандра Сен (183884) интерпретировали Иисуса в индийских традициях, изображая Его как азиата. Они полагали, что этическое учение Иисуса, независимо от Его личности, обеспечит людям мир и счастье, и толковали доктрину о Богочеловеке в духе мистических традиций Индии. При этом индуизм, известный своей универсальностью, легко включает в себя Иисуса Христа и "лучшие элементы" христианства.
(2) Наблюдается стремление к диалогу. В Индии христианская теология существует в окружении активных и влиятельных нехристианских религиозных систем. В первую очередь это индуизм религия, крую исповедуют восемьдесят четыре процента индусов. Характерная для индуизма религиознокультурная среда оказала решающее влияние на то, как "индийская теология" подходит к некрым важным вопросам, в частности, к вопросам об уникальности и исключительности фигуры Христа и о природе христианского миссионерства. К примеру, н. з. синтез еврейства и эллинизма рассматривается как основание для синтеза христианства и индийской культуры. Индуизм и его священные тексты ставятся в то же отношение к Евангелию, что и иудаизм и ВЗ. Предполагается, что Бог обращается к людям и через другие религии. П. Д. Деванандан и Р. Паниккар, следуя традиции религиознокультурного плюрализма, призывают " позволить Христу реформировать индуизм изнутри". Имеется в виду, что Христос уже присутствует в индуизме, ноОн покаскрыти не признан.
(3) Делается и полемический акцент. Чтобы познать истину, необходимо особое Божье откровение. Иисус и есть это особое откровение. Без "твердыни Христовой" никакое прозрение и вдохновение не откроет нам истину.
(4) Делается и апологетический акцент. Возрождающийся индуизм лишает Христа и христианство всех скольконибудь значимых атрибутов, считая Христалишьоднимизтех, кто пережил опыт адвайты (недвойственности), а христианство лишь одной из ранних стадий в эволюции религии. Церковь обвиняют в денационализирующем влиянии на индийское общество. Реагируя на эти тенденции, теолог Брахмабандаб Упадхьяя переосмыслил учение о Троице, определив Христа как "Наивысшего". Упадхьяя был индокатолик, т.е. христианин, но в культурном отношении индус.
(5) Наблюдается стремление к благовестничеству. Говорится, что Христос не собственность западных наций; Он принадлежит и Индии. Однако еледует представить Его Индии не в западных одеяниях, а в образах, доступных индийскому уму. Сознательной попыткой сделать это стало христоцентричное учение Садху Сундера Сингха.
(6) Следует отметить и акцент на соответствии местным условиям. "Индийская теология" призвана освободить христианское меньшинство Индии от "психологии гетто". Для этого необходимо помочь христианам осознать себя неотъемлемой частью индийского общества, живущей его жизнью и проблемами. Борьба за социальноэкономическое развитие и гуманизацию рассматривается как "работа Христа сегодня". ?.М. Томас и другие настаивают на том, что христианская теология должна соответствовать этому контексту, и отводят контексту и социальному измерению Евангелия первостепенную роль.
Заключение и оценка. Такие попытки объяснить, интерпретировать и сформулировать основные положения христианства в русле индийской мысли, предпринятые индийскими мыслителями, внесли определенный вклад в христианскую теологию. Этот вклад был особенно существенным в сфере апологетики, тогда как попытки сочетать веру с разумом и теологию откровения с естественной теологией имели лишь частичный успех. Теоретики нового движения сумели в какойто степени ввести Евангелие в контекст индийского национализма, религиознокультурного плюрализма и социальноэкономического развития. Они заложили основы библеистики и оригинальной теологии в Индии. Однако ни один из них не придерживался христианской теологии во всей ее полноте, ни один не сумел сохранить верность одновременно национальному контексту и содержанию христианства. Очень часто "контекст" был для них более важен, чем "текст", именно "контекст", а не Библию они считали наивысшим авторитетом. Содержание и параметры "индийской теологии" определены скорее различными социальными науками, а не особым откровением, данным в Библии. Новая теология оказалась не теоцентричной, акцентирующей отношение Бога к человеку, а антропоцентричной, описывающей отношения между людьми или между человеком и социальными структурами. Однако рамки философии и социологии не могут вместить подлинную христианскую теологию, верную библейскому откровению. Поиски теологии, соответствующей местному контексту, будь то в Европе, Америке, Африке или Индии, не должны осуществляться за счет веры в окончательность и достаточность записанного и живущего Слова.
C.V. Mathew (пер. А. Г.) Библиография: К. Baago,Pioneer in Indigenous Christianity: R.H.S. Boyd,An Introduction to Indian Christian Theology; H. Burkle and W. M. W. Roth, eds.,Indian Voices in Todays Theological Debate; M.M. Thomas,The Acknowledged Christ of the Indian Renaissance.

Источник: Теологический энциклопедический словарь