ИмпанацияИМПЕРАТИВ НРАВСТВЕННЫЙ

Императив

Найдено 10 определений термина Императив

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Императив

от лат. imperativus – повелительный) – предписание, требование, приказ, закон.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура

ИМПЕРАТИВ

структура социального знания, выступающая непосредственным проводником от сознания субъекта к социальному действию (поведению).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский глоссарий

Императив

от лат. imperativus — повелительный) — 1) безусловное требование, повеление, приказ, закон; 2) правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ИМПЕРАТИВ

от лат. imperativus - повелительный), требование, приказ, закон. У Канта в «Критике практич. разума» - общезначимое нравств. предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетич. И. имеет силу лишь при определ. условиях, категорический императив - безусловный принцип поведения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ИМПЕРАТИВ

от лат. imperativus — повелительный) — требование, приказ, закон. У Канта в «Критике практического разума» — общезначимое нравств. предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетический императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив — безусловный принцип поведения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ИМПЕРАТИВ

принцип, носящий характер беспрекословного долженствования. По Канту, «категорический» императив представляет собой обязательное моральное требование: мы узнаем его по чувству, что действовать иначе невозможно («ты должен, потому что ты должен»). Он противостоит «гипотетическому императиву», не носящему характер абсолютного долженствования («ты должен это сделать, если ты хочешь быть счастливым», или «если ты хочешь быть умелым и преуспеть в жизни»).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

Императив

лат.) - повелительное наклонение глагола; безусловное требование, долженствование. Императив категорический - в философии И.Канта (1724- 1804) - безусловное нравственное веление, вечное и неизменное, которое присуще каждому человеку как существу, обладающему разумом. Категорический императив имеет следующие формулировки: 1) "...поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом"; 2) "...поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ИМПЕРАТИВ

лат.) - требование, приказ, закон; с появлением кантовской "Критики практического разума" императив - это общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе). Гипотетический императив имеет силу лишь при известных условиях; категорический императив выражает безусловное, неуклонное долженствование, он устанавливает форму и принцип, которым нужно следовать в поведении. Категорический императив, или императив нравственности, формулируется Кантом следующим образом: "Поступай так, чтобы максима своей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства" (см. также "Золотое правило"). Н. Гартман говорит по этому поводу ("Ethik", 1935): "Поскольку упомянуто, что действительно критерий всегдашней "максимы" поведения состоит в том, может ли она быть в то же время всеобщим законом или нет, то в ней, очевидно, заключено нечто такое, чего человек как личность принципиально не может хотеть. Он скорее должен хотеть, чтобы сверх всякой всеобщей значимости в его поступках было еще нечто собственное, что на его месте никто другой не мог бы или не должен был бы делать. Если он отказывается от этого, то он является просто одним из множества номеров, который можно заменить любым другим; его личное существование ненужно, бессмысленно".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

Императив

от imperativus - повелительный) норматив, не подлежащий обсуждению, нравственная форма -- установление, рецепт поведения. И. - одно из необходимых субъективно вырабатываемых, но по необходимости объективно предопределенных средств ограничения поведения, собственно общественного бытия людей, рассчитанных на предотвращение анархии и социального коллапса; одна из форм жестких установок, вырабатываемых культурой данной эпохи в качестве образца для всеобщего следования, обязательного для всех членов общества; максима-принцип, долженствующий давать образец для нравственного самосовершенствования людей, улучшения морального и культурного состояния общества. В архаических обществах И. основывался на устрашении, неминуемом возмездии, осуществлять которое, по бытовавшим представлениям, правомочны только боги (Закон Кармы). Таковы многочисленные и многообразные табу, выполнявшие охранную роль, уберегавшие родовую жизнь от деструктивного распада; таковы описанные образно Гомером предустановленные Одиссею богами правила поведения, которые он осмелился нарушить и понес за это жестокое наказание. С историческим процессом наступления социального прогресса, по мере того, как в обществе основную регулятивную роль стало выполнять сознание, а не страх, формулы императивов смещались в сторону насыщения их нравственным содержанием, легко верифицируемым на рациональных основаниях. Таков кантовский категорический императив, существующий в двух формулировках: 1) "Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом"; 2) "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству" (И. Кант. Соч. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 260, 270). В современной этике выработана форма И., адекватная тотальному стремлению человечества самосохраниться на основе взаимоуважения к национальным, этническим и другим традициям и верованиям, ко всей живой природе в целом: "Свято уважай любые проявления иной жизни". Это одна из форм экологического И. В ходе обучения в отношениях наставника, мастера, с одной стороны, и ученика - с другой, на первых этапах действует И.: "Делай как я". В современной науке и культуре и архетип полноты, и архетип целостности (в массовом сознании, начиная с 30-х годов XX в., первый постепенно стал вытесняться вторым и процесс этот продолжается поныне) можно рассматривать как И. (требования), нормативно предъявляемые к познанию и практике.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

ИМПЕРАТИВ

(от лат. imperativus — повелительный) — требование, приказ, закон. Вопрос о принципах, регулирующих поведение людей, рассматривался еще в древности, но особое значение приобрел в Новое время, став одной из центр. проблем в практ. философии Канта. Практ. основоположения, содержащие в себе общие определения нравств. воли, Кант подразделяет на «максимы» и «з-ны». Максима — это субъективный принцип воления, значимый для воли данного единичного лица, т.е. основоположение, согл. к-рому субъект действует; а з-н — это объективный принцип воления, имеющий силу для воли каждого разумного существа, согл. к-рому оно должно действовать. Т.о., И. — это з-ны поведения людей, выраженные через долженствование: «гипотетический И.» действует лишь при наличии опред. условий, а «категорический И.» обязателен при всех условиях. По Канту, это высший з-н нравственности, имеющей абсолютную ценность, априорная (см. Априори и Апостериори) форма морального сознания, трансцендентально заданная практ. разуму. Его исполнение явл. совершенно необходимым, независимо от того, извлекает ли человек от этого пользу (удовольствие) или нет. Кантом были сформулированы 3 определения «категорического И.». 1) «Формула универсализации» выражает всеобщий и формальный характер нравств. з-на и подчеркивает активность личности: «Поступай только согл. такой максиме, руководствуясь к-рой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим з-ном». 2) «Формула персональности» содержит идею о человеке как высшей ценности и утверждает достоинство индивида: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого др. так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». 3) «Формула автономии» указывает на добровольность в установлении или признании универсального правила поведения: «Воля должна быть так подчинена з-ну, чтобы она рассматривалась, как самой себе законодательствующая и именно лишь поэтому как подчиненная з-ну (творцом к-рого она может считать самое себя)». Тем самым «категорический И.» не устанавливает цели конкретных видов деятельности, но опред. образом обязывает человека к их совершению. Как априорный моральный принцип он содержит лишь общую идею долга перед человечеством, предоставляя индивиду самостоятельно решать, какая линия поведения согласуется с моральным з-ном. Лит.: Кант И. Основы метафизики нравственности // Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1; Кант И. Критика практического разума // Там же; Бурханов Р.А. Трансцендентальная философия Иммануила Канта. Екатеринбург; Нижневартовск, 1999; Соловьев Э.Ю. И.Кант: Взаимодополнительность морали и права. М., 1992; Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII — начала XIX в. М., 1989; Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. М., 1978; Ebbinghaus J. Interpretation and misinterpretation of the categorical imperative // Kant. A Collection of Critical Essays / Ed. by R.P.Wolff. L.; Melbourne, 1968; Harrison J. The categorical imperative // Ibid; H?ffe O. Immanuel Kant. M?nchen, 1983. Р.А.Бурханов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме Императив — 0

Найдено научныех статей по теме Императив — 0

Найдено книг по теме Императив — 0

Найдено презентаций по теме Императив — 0

Найдено рефератов по теме Императив — 0