ИММАНЕНТНОЕ ВРЕМЯИММАНЕНТНЫЙ

Имманентное и трансцендентное

Найдено 4 определения термина Имманентное и трансцендентное

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Имманентное и трансцендентное

Имманентность пребывание в чем-либо, в противоположность трансцендентности, то есть запредельности по отношению к какой-либо сфере, к миру в целом. В теологии понятие имманентности применяется для обозначения живого и деятельного вездеприсутствия Бога в сотворенном Им мире. Трансцендентность характеристика абсолюта, превосходящего всякое существование; потустороннее бытие Бога.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Религиозные термины

Трансцендентное и имманентное

от лат. transendens – перешагивающий, выходящий за пределы и immanens – свойственный чему-либо). 1. Синонимы внешнего и внутреннего. 2. И. – находящееся внутри человеческого сознания. Т. – находящеся за пределами возможностей познания (может мыслиться, но не познаваться по Канту); ослабленный вариант – познаваемое только разумом, не данное в чувственном опыте, после Канта такая трактовка перестала быть актуальной. Чистый имманентизм (отождествление бытия с сознанием) ведет к солипсизму. Актуальная трактовка Т.-2 в настоящее время тематизируется в соотношении трансцендеции и экзистенции, приобретая при этом отчетливо выраженный онтологичесий смысл.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философские категории авторский словарь

ИММАНЕНТНОЕ и ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ

философские категории, выражающие некоторые аспекты двух более общих категорий - "внутреннее" и "внешнее". Имманентное (от лат. immanentis - пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо) - это то, что атрибутивно предмету, внутренне присуще вещи или процессу, свойственно качеству, характеризует самость изнутри. Трансцендентное (от лат. transccndens - перешагивающий, выходящий за пределы), согласно Канту, есть то, что выходит за пределы возможного опыта и недосягаемо внешнему исследованию. Кант также ввел различие между "трансцендентным" и "трансцендентальным": первое имеет свою истинную противоположность в "имманентном", а второе - в "эмпирическом".

В истории философии противополагание И. и Т. происходило не только в логическом смысле, аналогичном различению "внутреннего" и "внешнего", но также результировалось в противостоянии школы имманентной философии и учений трансценденталистов. Философы-имманенты отождествляли познаваемую реальность с содержанием сознания субъекта и не признавали ее объективного существования (В. Шуппе, Р. Шуберт-Зольдерн, М. Кауфман, И. Ремке и др.). В поздней схоластике под Т. подразумевали наиболее общие характеристики предметов, такие как "вещь", "сущее", "истинное", "благое", "единое"; эти характеристики "выходили за пределы" индивидуальных свойств предметов. В современном богословии термином "Т." обычно обозначают "сверхфизическое", "потустороннее", "сверхъестественное", т. е. то, что привычными способами непознаваемо, но может быть дано нашему умозрению через благодать. Часто под Т понимают такую вне нас существующую объективную реальность, которая по тем или иным причинам недоступна эмпирическому познанию и практическому воздействию. С. Л. Франк выделял трансцендирование "во-вне" и "во-внутрь"; и то, и другое возможно, по его мнению, трансрациональным (мистическим) способом, с помощью особого - трансцендирующего - мышления.

Д. В. Пивоваров

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный философский словарь

ИММАНЕНТНОЕ и ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ

(нем. immanent, transcendent, от лат. immanentis — пребывающий в ч.-л., свойственный ч.-л.; transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы) — возникшие в зап.-европ. ср.-век. схоластике понятия. Схоластика различала И. и Т. причины и действия: первые существуют в самих объектах, а вторые находятся за пределами их наличного бытия. К ним относились, прежде всего, предметы религ. и метафизич. познания. Осуществив Коперниковский переворот, Кант придал этим терминам антропологич. и гносеологич. значение. И. — значит опытное, эмпирич., обусловленное чувственным восприятием; то, на что направлено применение трансцендентальных принципов познания. В «Критике чистого разума» это понятие обозначает: 1) явления как субъективные представления; 2) сферу нашего опыта; 3) предметы чел. чувственности; 3) продукты категориального синтеза рассудка; 4) такие понятия разума, применение к-рых не выходит за рамки опыта; 5) методы, к-рые определяются самим предметом исследования. Т.о., И. — это совокупность конкретных чел. опытов, к-рые в трансцендентальной взаимосвязи образуют способное безгранично расширяться поле чел. познания и практики (см. Деятельность). И., по Канту, противопоставляется как Т., так и трансцендентальному. Т. — это сверхопытное, т.е. выходящее за пределы опыта и его возможностей. Это: 1) вещи в себе как материальные объекты, к-рые аффицируют нашу чувственность, хотя процесса отражения при этом не происходит; 2) всякий в принципе непознаваемый предмет, символ непознанной части объекта; 3) граница нашего опыта; 4) духовные объекты вне сферы опыта и трансцендентальных принципов разума (напр., Бог, свобода и бессмертие); 5) сфера идеалов как недостижимых во всей полноте целей и ценностных устремлений субъектов (в частн., совершенное правовое и моральное устройство); 6) такие понятия разума, применение к-рых сверхчувственно и выходит за рамки опыта (напр., космологические идеи чистого разума Кант называет «трансцендентными понятиями природы»); 5) методы, применение к-рых направлено за пределы опыта. Т. м.б. выявлено только в процессе трансцендирования, поск. граница Т. есть в то же время и граница И. Тем самым происходит расширение границ опыта как сферы приложения сущностных характеристик человека. В совр. философии под И. зачастую понимается то, что атрибутивно вещи, внутренне присуще явлению или процессу; то, что в познании остается внутри границ возможного опыта, а под Т. — то, что «запредельно», выходит за рамки возможного опыта; то, что недоступно эмпирич. и рациональному познанию и практике. Лит.: Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3; Кант И. Критика практического разума // Там же. М., 1965. Т. 4. Ч. 1; Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994; Бурханов Р.А. Трансцендентальная философия Иммануила Канта. Екатеринбург; Нижневартовск, 1999; Тевзадзе Г.В. Иммануил Кант: Проблемы теоретической философии. Тбилиси, 1979; Франк С.Л. Непостижимое // Соч. М., 1990; Eisler R. Transzendent // Eisler R. Kant-Lexikon. Nachschlagewerk zu Kants S?mtlichen Schriften / Briefen und handschriftlichem Nachlass. Berlin, 1930; H?ffe O. Immanuel Kant. M?nchen, 1983; Prauss G. Kant und das Problem der Ding an sich. Bonn, 1974. Р.А.Бурханов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме Имманентное и трансцендентное — 0

Найдено научныех статей по теме Имманентное и трансцендентное — 0

Найдено книг по теме Имманентное и трансцендентное — 0

Найдено презентаций по теме Имманентное и трансцендентное — 0

Найдено рефератов по теме Имманентное и трансцендентное — 0