ИЛЛЮЗИОНИЗМИллюзия разумного действия

ИЛЛЮЗИЯ

Найдено 7 определений термина ИЛЛЮЗИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИЛЛЮЗИЯ

В Оккультизме все конечное (подобно вселенной и всему в

ней) называется иллюзией, или майей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теософский словарь.Перевод с английского А.П. Хейдок. (репринт 1988 г.)

Иллюзия

от лат. Illusio — обман) — 1) поверхностное представление, чистая фантазия; в практической жизни — облегчающий самообман вместо трезвого взгляда на факты. Собственной питательной средой иллюзии является аффект, в особенности ожидание, страх, надежда; 2) искаженное восприятие действительности; нечто кажущееся; 3) несбыточная надежда, мечта.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Иллюзия

лат. illusio - обман, заблуждение] - искаженное восприятие действительности. В литературе (науке) различают два типа иллюзий. Одни вызываются необычными внешними условиями, при этом сам организм, воспринимающий иллюзии, функционирует нормально. Другие обусловлены патологическими (болезненными) отклонениями в функционировании организма иллюзирующего субъекта. От иллюзий предлагают отличать галлюцинации, которые, в противоположность иллюзиям, возникают при отсутствии внешних объектов (правда, что это такое "отсутствие внешних объектов", наверное, затруднятся сказать и сами авторы определения [2]).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ИЛЛЮЗИЯ

(лат. illusion — обман чувств) — нереальное, фантастическое или поверхностное представление. В обыденной жизни — самообман, субъективно облегчающий существование индивида («жизнь в И.»). Избавление от И., как правило, связано с опред. неудовольствием, страданием. С т.зр. психологии, И. отличается от галлюцинации тем, что ей соответствует к.-л. вполне реальный предмет, приобретающий в пространстве иллюзорного представления фантастические черты, определяющиеся посредством чел. желаний или искажений, привносимых памятью. Анализ и критика иллюзорных форм обществ. сознания (идеологии) были представлены в ряде работ К.Маркса. Е.В.Гутов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ИЛЛЮЗИЯ

лат. illusio - обман) поверхностное представление, чистая фантазия; в практической жизни - облегчающий самообман ("предаваться иллюзиям") вместо трезвого взгляда на факты. "Освобождение от иллюзий" (разрушение иллюзий) связано часто с большим или меньшим чувством неудовольствия. С точки зрения психологии или психопатологии иллюзия - это представление, которому, правда, соответствует определенный предмет (в отличие от галлюцинации), но непроизвольное вмешательство душевно-духовного фактора преобразует объективную данность в направлении желаемой данности; память, как и при галлюцинации, добавляет нечто к ощущениям. Собственной питательной почвой иллюзии является аффект, в особенности ожидание, страх и надежда. К. Ланге пытается объяснить происхождение искусства потребностью человека .в иллюзии (т.е. потребностью "предаваться эстетической иллюзии"). Искусство - это, по Ланге, способность доставлять себе и другим удовольствие, основанное на иллюзии, причем любая др. цель, кроме цели удовольствия, исключена (К. Lange, Das Wesen der Kunst, 1911).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ИЛЛЮЗИЯ

лат. illusio — обман, заблуждение) — искаженное восприятие или представление действительности. Иллюзия возникает: 1) при необычных внешних условиях восприятия объектов, причем органы чувств воспринимающего субъекта функционируют нормально (напр. «оптический обман»); 2) при необычных (патологических, аффективных, наркотических) состояниях физиологических механизмов субъекта; под влиянием боли, опьяняющих веществ или аффектов (особенно страха, ожидания, надежды) сознание формирует искаженное представление об объектах действительности или воспринимает их неадекватным образом; в данном случае иллюзию следует отличать от галлюцинации, которая возникает в отсутствие внешних объектов.

В обыденном плане понятие «иллюзия» употребляется как синоним надежд и мечтаний (как правило, нереальных), утешающего и облегчающего жизнь самообмана или полета творческой фантазии (при этом всегда подразумевается зрительное восприятие, поскольку основу самого термина «иллюзия» составляет лат. слово lux (lucis) — свет). С философской точки зрения, стремление к иллюзорному восприятию действительности является неотъемлемой чертой человеческого сознания, ищущего в нем отдохновения от «суровой действительности», надежды или удовольствия. Так, страх смерти порождает представление о загробной жизни, надоевшая обыденность пробуждает мечты о чуде или «красивой жизни», полет творческой фантазии создает произведения искусства, доставляющие удовольствие. Немецкий философ К. Ланге объяснял происхождение искусства именно потребностью в иллюзиях (Lange К. Das fesen der Kunst, 1911).

Во 2-й пол. 20 в. благодаря работам О. Хаксли («Врата познания») и К. Кастанеды («Учение Дона Хуана: Путь знания индейцев яки» и др.) возникла своеобразная мода на иллюзорное восприятие действительности, возникающее под воздействием приема наркотических веществ. Иллюзии — это один из способов заглянуть в тайники человеческого бессознательного, поскольку их питательной почвой являются потаенные желания и нереализованные надежды. Человеческие иллюзии — это не просто результат искаженного восприятия: на них, как правило, накладываются содержание памяти и непроизвольная активность сознания.

О. В. Суворов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ИЛЛЮЗИЯ

от лат. illusio, ludere ~ играть; illudere - обманывать) - ошибочное, неадекватное восприятие, в результате которого происходит замена реального и подлинного тем, что есть фикция (вымысел), видимость, имитация, приблизительная копия, схематическая модель или описание отдельных внешних свойств реально существующих объектов, игнорирующее другие, существенно значимые в условном контексте наблюдения качества. В результате воспринимается не сам реальный объект, а его искаженный или деформированный в процессе восприятия образ. К уже существующему объекту добавляется фантомная часть (И. ассимиляции) или исключаются реальные фрагменты (контрастная И.); психологическая установка субъекта экстраполирует предшествующий опыт на материал настоящего и будущего. И. связана с эффектом реальности, производимым ее демонстрацией; она основывается на психологическом и идеологическом признании феноменов, ранее уже знакомых зрителю.

Семиологическое значение И. заключается в элиминации (стирании) знака, его тела, манифестации и установлении непосредственного отношения между означающим и референтной группой означаемых с помощью специфического кода достоверности и правдоподобия, имеющего, в свою очередь, основания в ряде условностей, принятых в том или ином сообществе, в правилах коммуникации и стереотипах восприятия. Разнообразие и многочисленность И. обусловлены множеством иконических и эйдетических стратегий, наложение и пересечение которых затрудняет прямое, неметафорическое использование знаковых систем, нарушает иерархические отношения внутри дискурсов, между языками и метаязыками.

В виде фантомных проекций иллюзорные содержания могут структурировать повседневный опыт индивида, проявляя и подчеркивая личностно-значимые детали и фрагменты внешнего мира, делая на них акценты и увязывая их в контекст целостного жизненного мира, в то же время маскируя или игнорируя вытесняемые, подавляемые, иррациональные либо концептуально-непроясненные аспекты реальности.

Привязанность к И., как это показал 3. Фрейд, обусловлена поиском удовольствия и двойным движением отрицания: человек знает, что изображаемые действия, персонажи, обстоятельства не имеют к нему прямого отношения, что это всего лишь видимость, игра воображения, но определенная часть психической энергии с энтузиазмом вовлекается в эту игру, идентифицирует субъекта с изображаемыми героями, переживаниями и реакциями, соответствующими вымышленной ситуации. В результате многостороннего психологического взаимодействия индивидуальной психики и иллюзорного материала происходит интеграция вытесненных бессознательных массивов с диссоциированными конфликтующими частями души, открывается канал из недифференцированного бессознательного в сферу сознания, провоцируется катарсический эффект. Индивидуальное бессознательное встречается с аналогичным либо противоположным по значимости коллективным бессознательным. В непрерывном колебании между символами и воображаемым создается обширное поле виртуального обмена метафорических потоков, смысловых ассоциаций, архетипических и мифологических сюжетов. Это - пространство, куда устремляются противоречивые и взаимоисключающие желания, где фантазм разворачивает перед субъективностью сферу недоступного. Оттуда же "реальное" Я возвращается к привычному обыденному миру, уже более отчетливо и обостренно воспринимая границы своей идентичности, границы действительно реального, еще недавно атакованные необузданной и безответственной фантазией, невероятными приключениями и потрясениями основ мира, оказавшимися всего лишь добровольным самообманом, искусным наваждением.

К. Ю. Багаев

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный философский словарь

Найдено схем по теме ИЛЛЮЗИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме ИЛЛЮЗИЯ — 0

Найдено книг по теме ИЛЛЮЗИЯ — 0

Найдено презентаций по теме ИЛЛЮЗИЯ — 0

Найдено рефератов по теме ИЛЛЮЗИЯ — 0