ИЕЗУИТИЗМИЕНСКАЯ РОМАНТИЧЕСКАЯ ШКОЛА, ИЕНСКИЙ РОМАНТИЗМ

ИЕЗУИТЫ

Найдено 3 определения термина ИЕЗУИТЫ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ИЕЗУИТЫ

члены католического монашеского ордена, созданного в 1534 г. И. Лойолой и утвержденного Павлом III в 1540 г. Главной задачей ордена была борьба с Реформацией и еретическими течениями в Европе. В настоящее время филиалы ордена имеются во многих странах, а его представители играют ведущую роль в аппарате римско-католической церкви.  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Религиоведческий словарь

ИЕЗУИТЫ

лат. Societas Jesu - Общество Иисуса) - члены католич. монаш. ордена, созданного в 1534 Лойолой и утвержденного папой Павлом 111 в 1540. Орден И. стал гл. орудием Контрреформации. И. участвовали в деятельности инквизиции. вели борьбу с народными антифеод, движениями. Орден добился привилегированного положения в итал. гос-вах, во Франции л ?, Испании. В 16-18 вв. И. заняли ведущие позиции в области образования, создав широкую сеть школ. И. занимались миссионерством. Они проникли во мн. страны, способствуя своей деятельностью колониальным захватам. В 17 в. И. создали рабовлад. гос-во в Парагвае, просуществовавшее ок. 160 лет. И. использовали религию как инструмент политики, вмешивались в политич. жизнь ряда гос-в Европы, что вызвало недовольство правящих кругов и привело к последующему изгнанию И. из Португалии и Франции. В 1773 папа Климент XIV распустил орден И. Он был восстановлен в 1814 в период Реставрации папой Пием VII. Перед И. была поставлена задача - вести борьбу с революцией. В 20 в. И. стали воинств, отрядом клерикализма, союзниками наиболее реакц. кругов империализма (в т. ч. фашизма), активно участвуют в идеоло-гич борьбе против социализма. В 1965 папа Павел VI в качестве главной поставил перед И. задачу борьбы с атеизмом. И. играют ведущую роль в идеологич. аппарате католич. церкви. В уч. заведениях ордена готовятся кадры для руководящих органов католич. церкви. Для ордена И. характерны строгая централизация, жесткая дисциплина и беспрекосл. повиновение генералу ордена («черному папе»), избираемому пожизненно. Для И. необязательно ношение монаш. одежды. И. нередко скрывают свою принадлежность к ордену, чтобы успешнее выполнять его задания И. кроме 3 монаш. обетов дают четвертый - обет повиновения папе.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

ИЕЗУИТЫ

члены реакц. организации католич. церкви – монашеского "нищенствующего" ордена, основанного Лойолой под назв. "Общество Иисуса" ("Societas Jesu"). И. подчиняются уставу, построенному на принципах строгого единоначалия и безусловной дисциплины. В дополнение к трем обычным монашеским обетам (целомудрие, бедность, послушание) И. дают особый обет – абс. повиновения папе. Им разрешается носить светскую одежду, налагать церк. наказания (эпитимию) или освобождать от них. И. могут самим себе давать освобождение от религ. предписаний и запрещений, они не подчиняются местным епископам. Во главе ордена стоит генерал, к-рого избирает пожизненно генеральная конгрегация ордена. Генерал подчинен папе, а фактически действует совершенно самостоятельно. Железная дисциплина в сочетании с обязат. взаимным шпионажем связывает все звенья ордена воедино, создавая прочную и гибкую организацию. С момента возникновения ордена И. преследовали наиболее реакц. цели: боролись против Реформации, против развития передовой науки, демократии в прогресса. Для оправдания своих действий И. создали особую систему моральных предписаний, согласно к-рой для достижения своих целей они могут использовать любые средства. "Так как дозволена цель, дозволяются и средства", – писал один из гл. моралистов ордена Г. Бузенбаум (1600–88). Поэтому считались законными и даже рекомендуемыми ложь, насилие, обман, интриги, клевета, подлог, клятвопреступление, провокации, заговоры и даже убийство "для вящей славы божьей" ("ad majorem Dei gloriam"). Обосновывая свое право на нарушение всяких нравств. норм, И. разработали особую систему "доказательств" – казуистику, получившую яркое выражение в трех осн. формах: а) пробабилизме, б) мысленной оговорке и в) "условии руководящего намерения". Согласно теории пробабилизма, развитой Бузенбаумом и Лигуори (1696–1787), нравственность поступка может считаться доказанной, если имеется хотя бы "возможное" (probabilis) оправдание ее каким-либо "авторитетом" католич. церкви. Право "мысленной оговорки" позволяет И. совершать любое клятвопреступление и приносить ложную присягу, если при произнесении ее в уме было добавлено слово "не" ("non"), якобы уничтожавшее значение принесенной клятвы. Условие "руководящего намерения" заключается, согласно рассуждениям иезуитских моралистов, в том, что безнравств. поступок становится нравственным, если он продиктован нравственно оправданной целью. Помимо этих трех гл. положений, И. разработали и ряд др. предписаний, составивших целую систему иезуитской морали (трактаты Суареса, Эскобара и др.). Сами И. называют свою систему морали "приспособительной" ("systema accomodativa"). Этот принцип характеризует всю деятельность И., т.к. они даже в своей миссионерской работе исходили не из догматич. принципов католич. церкви, а, наоборот, приспосабливали их к обычаям и нравам той среды, в к-рой они действовали. Филос. проблемы и вопрос об отношении религии к науке И. решают с позиций томизма – неотомизма. Сыграв роль ударной силы католицизма в борьбе с протестантизмом в период католич. реакции, И. выступили как ожесточенные враги идей Просвещения и новой науки в 17–18 вв. Под давлением передовой общественности орден И. был в 1773 распущен. Однако после поражения франц. бурж. революции он был в 1814 восстановлен папой Пием VII. И. приобрели особое значение как ведущий отряд воинств. клерикализма, как гл. "нерв католической церкви". После 2-й мировой войны осн. базой И. сделались США, где сосредоточено ок. 1/3 всех членов ордена. И. проникали в Индию, Китай, Японию, Эфиопию, Лат. Америку, являясь одним из гл. проводников колонизаторской политики. По данным 1961, И. насчитывалось св. 34 тыс. чел. В их руках 1320 газет и журналов, более 30 ун-тов, ок. 500 колледжей и до 8500 школ. И. направляют деятельность мн. массовых орг-ций, являясь одним из наиболее действенных орудий империалистич. реакции. Гл. своей задачей они считают борьбу против коммунизма. И. выступают против прогрессивных сил современности. Они проявляют себя непримиримыми врагами мира, прославляют "священную инквизицию", "благословенное пламя костров", заявляют, что атомная война вполне согласуется с христ. учением и не может считаться безнравственной, т. к. она явится "искуплением первородного греха". И. ведут ожесточенную борьбу против марксизма, объявляя его "устарелым", "несостоятельным" (Веттер, Гундлах и др.) или же пытаясь "приспособить" марксизм к католицизму, извращают и выхолащивают его содержание (Кальвез, Биго, Брокмеллер и др.). И. выступают против рабочего движения, с нападками на страны социалистич. лагеря. Их реакц. деятельность вызывает протест даже среди членов ордена И., свидетельством чего является, напр., выход из ордена профессора папского (Грегорианского) ун-та в Риме А. Тонди, выступившего с разоблачением политики И. Лит.: Самарин Ю. Ф., Иезуиты и их отношение к России, 3 изд., М., 1870; Бемер Г., Иезуиты, пер. с нем., М., 1913; Михневич Д. В., Очерки из истории католической реакции (Иезуиты), 2 изд., М., 1955; Шейнман М. М., Папство, М., 1959; Леонидов ?., О роли иезуитов в политике современного империализма, "Мировая экономика и международные отношения", 1957, Noi 2; Тонди ?., Иезуиты, пер. с итал., М., 1955; его же, Die geheime Macht der J suiten, Lpz.–Jena, [1960]; Monumenta historica Societatis Jesu, a patribus ejusdem Societatis edita, t. 1–72, Mad.–Roma, 1892–1925 (не окончено); Biblioth?que de la Compagnie de J?sus, nouv. ?d., С. Sommervogel, t. 1–11, Brux.–P., 1890–1930; Hoensbroech P. von, 14 Jahre Jesuit, ?l 1–2, 4 Aufl., Lpz., 1911; Becker ?., Die Jesuiten. Gestalt und Geschichte des Ordens, M?nch., 1951. Б. Рамм. Ленинград.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ИЕЗУИТЫ — 0

Найдено научныех статей по теме ИЕЗУИТЫ — 0

Найдено книг по теме ИЕЗУИТЫ — 0

Найдено презентаций по теме ИЕЗУИТЫ — 0

Найдено рефератов по теме ИЕЗУИТЫ — 0