ИЕЗУИТИЗМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ИЕЗУИТИЗМ
иезуитство) - антигуманистическая система моральных принципов, возникающая, как правило, внутри замкнутой группы, касты, организации и служащая сокрытию или оправданию аморальной по содержанию деятельности, направленной во вне этой группы, касты, организации. Термин произошел от названия католического монашеского ордена Иисуса (лат. Jesus) и исторически связан с церковно-полити-ческой организацией иезуитов, основанной при папском престоле в XVI в. и построенной по иерархическому принципу. Деятельность иезуитов была направлена на достижение возможно более полной духовной и светской власти (вплоть до мирового господства) лично папы и католической церкви в целом. Тайный и явный контроль са поступками и помыслами не те АО «братьев» по ордену, но возможно большего числа людей в различных, в т ч. и некатолических, странах, безусловное повиновение низших чинов высшим сочетались у иезуитов с широкими личными привилегиями и весьма вольным образом жизни. Нарицательный смысл понятие И. приобрело благодаря более чем сомнительной политической морали иезуитов. Эта мораль предписывала любой безнравственный поступок (оправдывая его «благой целью»), включая политические интриги и убийства, клятвопреступление и двусмысленные толкования слов, при условии, что все это совершается «ради аяшей славы господней», т. е. способствует упрочению католицизма. «Цель оправдывает средства» -этот моральный постулат, приписываемый основателю ордена иезуитов И. Лойоле, в дальнейшем становится практическим принципом И, (церковного и светского) и используется как в достижении эгоистических личных целей, так и в области партийной (фашизм) и государственной политики (прошлые монархическо-бюрократические и совр. буржуазные тоталитарные государства). Т. обр., для морали И. - в целом характерны так или иначе скрытая ложь и т. наз «законничество», служащие оправданию беззаконных по своему существу действий, полное подчинение содержания нравственных принципов произвольно и казуистически истолкованным юридическим и моральным нормам, лицемерная апелляция к отдаленным «высоким целям» ради оправдания непосредственных низменных действий В конечном счете практика И. оказывается не способной ни достигнуть прокламируемых «благих целей», поскольку объективные результаты человеческой деятельности находятся в функциональной зависимости от средств, ни прочно и надолго реализовать свои подлинные (по существу аморальные) цели, поскольку моральные принципы И. начинают действовать и внутри принявшей их организации, тем самым обрекая ее на разложение и гибель.

Источник: Словарь по этике

ИЕЗУИТИЗМ
монашеский идеал и тип духовности, выработанные католическим монашеским орденом иезуитов — Обществом Иисуса (Societas Jesu), основанным в 1540 баском Игнатием Лойолой. Основы монашеского идеала изложены Лойолой в сочинении «Духовные упражнения» (оригинал на исп.яз. Autograf. Пер. издание на лат. — Exercitia Spiritualia. Рим, 1548), а в качестве программы практической жизни для монахов-иезуитов развиты в «Конституциях Общества Иисуса» (Constitutiones Societatis Jesu. Рим, 1559). «Духовные упражнения» являются отражением личного духовного опыта Лойолы, вместе с тем в них очевидно влияние трудов Людовика Саксонского, Якобо Ворагинского и трактата «О подражании Христу». Упражнения представляют собой детально разработанную методику совершенствования человека. Это - совокупность духовных практик (различные способы испытания совести, размышления, созерцания, молитва словесная и мысленная и др.), с помощью к-рых христианин освобождается от всех неупорядоченных влечений и привязанностей и гармонизирует свою жизнь в соответствии с волей Бога.
В «Упражнениях» заключена идея ограничения дурных и развития добрых склонностей, даются наставления о том, как правильно делать выбор. Упражнения делятся на четыре этапа, каждый из к-рых ориентирован на достижение конкретных результатов. Успехи и неудачи этих духовных усилий дважды в день письменно фиксируются упражняющимся, позволяя ему контролировать каждый свой поступок и подвергать его самоанализу. Упражнения проводятся под руководством наставника, к-рый должен адаптировать их в соответствии с моральным и интеллектуальным уровнем упражняющегося, его возрастом, физическими силами и степенью его духовной развитости. Отправной точкой «Упражнений» является идея служения. Человек сотворен для того, чтобы славить Бога и служить ему. Именно служение, понимаемое как святая обязанность по отношению к Богу, является главным условием спасения человека. Задача человека — разумно использовать вверенный ему мир в той мере, в какой он может быть ему полезен для достижения высшей цели. Поэтому человек находится в состоянии постоянного выбора средств в зависимости от актуальной ситуации. Отсюда вытекает и максима Лойолы — «caritas discreta» (любовь благоразумная): «Желать и выбирать всегда лишь то, что нам больше помогает в достижении цели, для к-рой мы сотворены», в соответствии с к-рой избрание жизни в миру, обладание богатством и славой может быть в каких-то ситуациях предпочтительнее более совершенной жизни монашеской, если именно в этом мирском состоянии человек в большей мере послужит на славу Богу и для спасения душ. Степень соответствия избранных средств этой высшей цели в каждой конкретной ситуации определяется трезвым взвешиванием разума. Человек спокойно и благоразумно должен проанализировать все «за» и «против» этого выбора, все возможные выгоды и последствия. Но решения человеческого разума могут быть неверными под влиянием эмоций, чувств и неупорядоченных страстей, присущих человеческой природе. Условием правильного морального выбора (ибо в конечном счете каждый выбор христианина есть выбор между добром и злом) является состояние безразличия (indifTercntia), достигаемое на втором этапе упражнений. Безразличие в понимании Лойолы — это равновесие духа, свободного от каких-либо привязанностей и страхов, готового выбрать все то, что само по себе является благом. Это — состояние чистой свободы человека, его полнейшей обращенности к Богу. Идея активного служения Богу как высшей цели нашла свое выражение в новом монашеском идеале, к-рый воплотился в Обществе Иисуса. Иезуит достигает совершенства в первую очередь не в результате мистического единения с Богом; его призвание присоединиться ко Христу, продолжить его спасительную миссию. Цель духовной и интеллектуальной формации (лат. formatio в значении становления, придания определенной формы) иезуита - быть хорошим орудием в руках Спасителя и его Церкви для несения помощи душам. Неся эту помощь, иезуит не привязан к определенному виду деятельности, но постоянно ищет и выбирает то, что в большей степени способствует всеобщему благу и приумножению славы Бога. Мысль Лойолы о том, что необходимо активно пользоваться миром, вовлекать его в сферу своего служения в той мере, в какой он может быть полезен, заключает в себе требование расширения сферы воздействия человека на мир в целом и поиска новых сфер деятельности ради большего преуспеяния в служении Богу (так, активная деятельность Общества в сфере образования, напр., была связана не с высокой оценкой образования как такового, а с отношением к образованию как к одному из наиболее эффективных средств апостольской деятельности, укрепления нравственных устоев общества).
В этом — источник динамизма и антитрадиционализма иезуитов, гибкости и многообразия их пастырской активности. Это нашло отражение в призыве Лойолы «Magis!» («Больше!») и в девизе ордена «Ad majorem Dei gloriam» («Все для большей славы Господа»). Но в этом же заключена и опасность крайней рационализации и скептицизма — просчитывания выгоды настоящего момента. Любовь благоразумная, требующая использовать лишь те средства, к-рые в большей мере способствуют достижению цели, выбирает поэтому блага наиболее общие: если речь идет о видах деятельности, то нужно выбрать те, к-рые приносят самый ощутимый и долгосрочный эффект. Этому идеалу монаха подчинены все аскетические практики и сам распорядок монашеской жизни. Чтобы не отвлекать христианина от служения, главный акцент у иезуитов переносится с молитвы устной на молитву мысленную, а также на молитву в действии (in actione contemplativus); в аскезе приоритет отдается духовным упражнениям, нежели испытаниям тела. «Благоразумная набожность» иезуита должна проявляться в умении принимать трудные практические решения в повседневной жизни, к-рые бы максимально соответствовали воле Бога. Воззрения иезуитов в области моральной теологии в основных своих чертах не выходят за рамки томизма. Ордену отчасти принадлежит заслуга выделения моральной теологии из теологии догматической в качестве самостоятельной дисциплины. Этому способствовало и развитие исповедальной практики, к-рой было уделено значительное внимание на Тридентском соборе (1545-1563). Основные положения моральной теологии этой эпохи были сформулированы в т.н. Institutiones morales - учебниках, предназначенных исключительно для подготовки католических исповедников, чтобы облегчить последним исполнение таинства покаяния. Эти учебники стали основной формой разработки моральной проблематики на протяжении всего 17 в. Название «Institutiones morales» («Моральные наставления») происходит от одноименного труда Дж.Азора (Рим, 1611). Автор попытался как можно полнее отразить и описать те нравственные проблемы, к-рые могут возникнуть во время исповеди. Каждая проблема рассматривается в казуистическом и легалистическом аспекте, а все поступки оцениваются исключительно через призму дозволенного и недозволенного. Одним из «образцовых» учебников подобного рода был признан труд Г.Бузенбаума «Medulla theologiae moralis» («Суть моральной теологии», 1645 (1650), Мюнстер), переизданный ок. 200 раз до сер. 18 в. Сочинение было выдержано в духе пробабилизма (от лат. probabilis — вероятный).
В соответствии с этим моральным учением при принятии практического решения из-за незнания полноты истины, — является ли данный поступок дозволенным или нет, следует руководствоваться тем мнением, к-рое (в силу хотя бы некоторых рациональных аргументов) представляется наиболее вероятным и доказательным. Если разум способен привести хотя бы одно доказательство, ставящее под сомнение некое правовое установление, то человек не обязан его придерживаться (впервые тезис «principium reflexum», означающий, что любое право, к-рое может быть поставлено под сомнение, не обязывает, был сформулирован Б.Мединой). Главным критерием, позволяющим судить о допустимости какого-либо поступка, была признана уверенная совесть (в рамках этой логики лучше поступать плохо с уверенностью, что поступаешь хорошо, чем делать и сомневаться: а хорошо ли это?). Тезис Бузснбаума: «человеку дано право пользоваться допустимыми средствами для достижения допустимой цели» перекликается с максимой «благоразумной любви» Лойолы и был впоследствии трасформирован в максиму: «Цель оправдывает средства», к-рая в качестве принципа практической деятельности необоснованно приписывалась и приписывается Обществу Иисуса. Слово «иезуит», имеющее часто откровенно негативное значение, не встречается в сочинениях Лойолы и не употреблялось членами ордена. Впервые это определение появилось в протестантской среде после того, как члены ордена приехали на земли нем. княжеств.
В распространении этого слова определенную роль сыграл и Тридснтский собор, к-рый, хотя не употреблял его в официальных документах, но повсеместно членов ордена — участников собора называли «иезуитами».
В официальных документах Ордена это определение входит в оборот лишь после 1975. Л и т.: Лойола И. Духовные упражнения. Paris: Bibl. Slave de Paris, 1996; Фарузи Ф. Иезуит. Семантическая эволюция этого слова // Символ. Журнал христианской культуры при Славянской библиотеке в Париже. 1991. N° 26, декабрь. С. 207-211; Encyklopedia wiedzy о Jezuitach na ziemiach Polski i Litwy. 1564-1995. Krak6w: Wydawnictwo WAM, 1996; Guibert J. de The Jesuits. Their Spiritual Doctrine and Practice. A Historical Study. 3rd edition. St.Louis: The Institute of Jesuit Sources, 1986; Rahner //. The Spirituality of St.Ignatius Loyola. An Account of Its Historial Development. Westminster: The Newman Press, 1953; Wicher W\. Podstawy teologii moralnej. Poznari; Warszawa; Lublin: Ksiegarnia sw. Vfojciecha, 1968.

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001