ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ и НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ и НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ
(от греч. ????? — особенный, своеобразный, ????? — пишу, ?????????? — законодат. искво) — опред. установки сознания и соответствующие методы познания единичного, индивидуального, неповторимого в явлениях (И.м.), либо общего, унифицированного, повторяющегося (Н.м.). Противопоставление И.м. и Н.м. основано на различении наук о природе и наук о духе (культуре). Введено Виндельбандом, подробно развито Риккертом. Если естествознание устанавливает законы и обобщает (генерализирует), то истор. науки, науки о культуре — индивидуализируют, выделяя из многообразия явлений уникальное, неповторимое. При исследовании двух феноменов, характеризующихся набором признаков [a, b, c, m] и [a, b, c, q], естествоиспытатель, пользуясь Н.м., сформирует понятие [a, b, c], а гуманитарий, используя И.м., будет оперировать понятиями [m] и [q]. По Виндельбанду, в исследовании реальности правомерны оба метода, отражающие лишь разл. стили (И. и Н.) мышления. Разница между ними выражает лишь характер познавательных целей наук. В науках о культуре, напр., факты формируются на основе «отнесения к ценности». И.м. и Н.м. соотносимы с операциями понимания и объяснения в науке. Лит.: Виндельбанд В. Нормы и законы природы. Критический или генетический метод? // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995; Дильтей В. Описательная психология. М., 1995. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ и НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ
способы представления и исследования предметов, отличающиеся тем, что первый выявляет в предмете его индивидуальность, а второй - его включенность в законосообразные связи и зависимости. Обычно предполагается, что И. м. является специфическим для гуманитарного познания, особенно при характеристике уникальных событий, цельных культурных образований, индивидуального развития и поведения людей. Этому взгляду соответствует воззрение на Н. м. как на обобщающую исследовательскую стратегию, характерную для естествознания. Однако, по существу, разделение методологии на идиографическую и номотетическую можно обнаружить и в рамках обществознания: например, в разграничении (или противопоставлении) социального и гуманитарного видов знания. Более того, в пределах одной науки могут быть обнаружены ее идиографические и номотетические вариации (например, гуманистическая и бихевиористская ветви психологии). Философы, последовательно проводившие методологический дуализм (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), не закрепляли названные методы за определенными предметными областями. Иными словами, любой предмет (озеро, дерево, человек, общество, биосфера) может исследоваться и в логике идиографизма и в логике номотетизма. Правда, до сих пор остается открытым вопрос о логике индивидуального, т. е. о логике, не подводящей предмет под общие определения, а выявляющей его специфику. Существует также серьезная методологическая проблема связи или "совмещения" идиографического и номотетического представлений одного и того же предмета, скажем, представления человека как элемента связей и уникального субъекта. В. Е. Кемеров

Источник: Современный философский словарь