Идея истории

Найдено 1 определение
Идея истории
«ИДЕЯ ИСТОРИИ» — работа английского историка и философа-неогегельянца Р. Дж. Коллингвуда, впервые вышедшая в 1946. В ней Коллингвуд изложил свою концепцию критической философии истории. Он формулирует тезис о «сближении» в историческом исследовании философии и истории как форм познавательной деятельности, что и составляет «идею истории»; излагает развитие «идеи истории» как последовательное развертывание античной, христианской и новой историографии; рассматривает ряд логико-методологических и эпистемологических проблем познания истории.         Коллингвуд считает, что развитие форм историографии подчиняется постепенной трансформации «абсолютных предпосылок» исторического мышления. Они формируются как общие и очевидные принципы организации и изложения исторического материала, причем часто не осознаются историком.Их анализ осуществляет философ. Изменение предпосылок происходит в результате «напряжения» внутри их структуры. Наличие такой структуры свидетельствует об «автономии» истории, т.е. о противоположности ее естественным наукам. Развитие «идеи истории» результируется в достижении этой «автономии». Коллингвуд исходит из следующих положений. 1. Есть природный процесс как последовательность событий (термины тел и движения — внешнее) и есть исторический процесс как последовательность действий человека в прошлом (термины мысли — внутреннее). В действиях есть внешняя и внутренняя стороны, но историк исследует внутреннюю, поэтому история есть история мысли. Дело историков — проникать во внутренний мир исторических агентов, действия которых они изучают; рассмотрение внешней стороны действия только подтверждает результат исследования историка. 2. Этот внутренний мир как объект исторического познания дан познающему субъекту в воображении (концепция «априорного воображения» как воображения того, что нельзя представить, но что обязательно имеет место). Воображение создает исторические конструкции и является средством исторической критики, что делает историю своеобразной комбинацией искусства и науки, «чем-то третьим». 3. Существует аналогия между юридическими и историческими методами исследования и доказательства: для того и другого не существует готовых источников, а только определенное множество свидетельств, нуждающихся в интерпретации. Последняя возможна на основе правильно примененной логики вопросов и ответов. Общепринятая аристотелевская модель логики, основанная на абсолютизации и абстрагировании методов доказательств, принятых в античной математике, не соответствует сегодняшнему уровню развития научного знания. Не существует единой логики доказательств и рассуждений, а есть особая логика вопросов и ответов, продиктованная конкретными и уникальными историческими проблемными ситуациями. Проблема — основная единица логического рассмотрения, и она не существует в неизменном виде, а подвержена конкретно-историческим изменениям. Чтобы понять ответ — действие (мысль), — историку необходимо правильно реконструировать вопрос, выстроить логику постановки вопроса. На понимании этого и основана научная история, в отличие от «истории ножниц и клея». 4. Прошлое познается в результате «пере-игрывания» или «воспроизведения» (опыта, мыслей исторического деятеля) в сознании историка. Познание акта мысли другого означает ее повторение в себе, и это повторение является интегральной частью исторического познания. Причем воспроизводится не единичный мыслительный акт со своим специфическим контекстом, а то общее, что у него есть с другими актами мысли, что и дает картину истории. Мысль субъективно-объективна по своей природе; ее субъективность заключена в ее контекстуальности, а объективность — в способности укорениться в чужом сознании так, что чужие идеи становятся органической частью душевной жизни историка. Эти стороны мысли нераздельны и делают возможным историческое познание, чьим объектом становится мышление. Историческое знание есть воспроизведение опыта прошлого в сознании современного мыслителя. 5. Предметом истории является любой рефлективный и целесообразный акт мысли, понимаемый как целенаправленное действие людей. 6. Соотношения истории и свободы есть рациональное разрешение человеком обстоятельств своей исторической ситуации, в которой он полагает себя находящимся. 7. Исторический прогресс создает сама историческая мысль благодаря тому, что опыт прошлого живет в сознании историка и воспроизводится в развитии.         Коллингвуд считает, что в результате всех этих обстоятельств история приобрела статус научной дисциплины.         М.А. Кукарцева

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
4.09 мб

Идея истории в Библии

И. И. Мотыка
Читать PDF
143.77 кб

Идея многовариантности истории

Голенок Геннадий Васильевич
Читать PDF
151.79 кб

Аксиология истории и русская идея

Черных Владимир Юрьевич
Читать PDF
181.90 кб

Идея истории. Автобиография М. , 1980

Коллингвуд Р. Дж.
Читать PDF
564.47 кб

Идея «Языковых игр» в истории философии

Пашковская Татьяна Григорьевна
В статье проанализировано становление теории «языковых игр». Особое внимание уделено автору этого термина австрийскому философу Л.
Читать PDF
172.82 кб

Идея Бога в контексте европейской истории

Гура Владимир Аврамович
Рассматривается эволюция идеи Бога в рамках европейской цивилизации. Показана взаимосвязь этой идеи с различными сферами социальной и духовной жизни.
Читать PDF
566.68 кб

Идея истории и ее объяснительный потенциал

Селезнев Андрей Сергеевич
Проблемы, затрагивающие вопросы философии истории, не часто встречаются в современной философской литературе. Но «духовная ситуация времени» внутренне актуализирует историософскую тематику.
Читать PDF
318.35 кб

Американские историки и демократическая идея

Ирвинг Кристол
Читать PDF
543.03 кб

ИДЕЯ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ В УЧЕНИИ КАРЛА МАРКСА

Межуев Вадим
Читать PDF
186.82 кб

Идея Богочеловечества и её историософский смысл

Кузнецов Юрий Валентинович
Автор на основе историко-философского анализа определяет религиозно-философскую интерпретацию Богочеловечества; анализирует содержание ортодоксальных догматов Боговоплощения, искупления и воскресения и показывает историософский см
Читать PDF
72.87 кб

Национальная идея и современные учебники истории

Журавлев В. В.
Автор формулирует основные функции исторического знания и определяет в нем роль национальной идеи, которую считает организующим началом в истолковании отечественного исторического опыта
Читать PDF
416.11 кб

Идея «Конца истории» в неогегельянстве А. Кожева

Самылов Олег Валерьевич
Взгляды А. Кожева рассматриваются в статье как форма неогегельянства и историзма; анализируются историко-философские и социально-культурные предпосылки формирования историзма А. Кожева: сделан вывод об актуальности идей А.
Читать PDF
155.32 кб

Национальная идея в историософии Е. Н. Трубецкого

Кузнецова С.В.
В статье анализируются идеи смысла и роли нации в историческом процессе, вопросы патриотизма и национализма, представленные в историософии русского мыслителя Е. Н. Трубецкого.
Читать PDF
398.72 кб

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ В ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Хомяков В. Е.
Читать PDF
263.56 кб

Идея цикличности истории в русской мысли начала ХХ В.

Лимонов Владимир Андреевич
Анализируются художественно-эстетические и историофилософские работы русских мыслителей Серебряного века, развивающие концепции круговорота и циклических моделей исторического процесса.