ИДЕЯ художественная

Найдено 1 определение
ИДЕЯ художественная
от греч. idea — представление) — воплощенная в произв. иск-ва эстетически обобщенная авторская мысль, отражающая определенную концепцию мира и человека (Концепция художественная). И. составляет ценностно-идеологический аспект худож. произв. и является наряду с темой и пафосом одним из элементов худож. содержания (Содержание и форма в искусстве). В И. х. отражаются существенные закономерности действительности, осмысленные, оцененные и просветленные эстетическим идеалом художника. В отличие от И. научной И. х.— не отвлеченная мысль, а живое и конкретное осуществление смысла в худож. образе: «...искусство доводит до сознания истину в виде чувственного образа...» (Гегель). И. х. передается всей целостностью произв. иск-ва, единством всех его элементов и уровней. Отсюда невозможность исчерпывающего, адекватного ее перевода на язык научных понятий, критических суждений, а также воссоздание ее без «смыслового остатка» в др. видах искусства (напр., интерпретация литературных произв. в музыкальном театре, кино, балете, иллюстрации и т. п.). В практике аналитического осмысления произв. иск-ва И. х. условно выделяется как гл. его мысль, как социальный, философский, нравственный и т. д. его смысл (напр., утверждение созидательной силы добра и красоты при видимом их бессилии в романе Достоевского «Идиот»; разоблачение самодержавно-бюрократической системы в «Деле» и «Смерти Тарелкина» А. В. Сухове-Кобыл и на; утверждение исторической оправданности и высокого нравственного статуса социалистической революции в «Двенадцати» Блока и «Белой гвардии» М. А. Булгакова и т. п.). Такое выделение позволяет использовать И. х. в качестве критерия оценки общественной значимости произв. иск-ва. Но при этом И. упрощается, схематизируется, утрачивает свой худож.-индивидуальный характер и многозначность. И. х. не существует как вполне сложившаяся, «готовая» мысль, к-рая в процессе творчества лишь воплощается в материале, обретает конкретно-чувственные формы: она формируется по мере создания произв. Социально значимые идеи, бытующие в общественном сознании, являются предпосылкой И. х., но в худож. замысле они утрачивают отвлеченность, претворяются а первообраз, несущий в себе как бы свернутое содержание произв. (напр., «вишневый сад» и «чайка» у А. П. Чехова, «обрыв» у И. А. Гончарова, «пиковая дама» у Пушкина и т. п.). Хотя первообраз отличается неопределенностью, он становится регулятивным принципом, определяющим процесс воплощения замысла. Процесс формирования и развития первообраза отражен в многочисленных свидетельствах художников (напр., «Дневник писателя» Достоевского, «Чайка» А. П. Чехова, «Театральный роман» М. А. Булгакова и др.). С завершением произв. иск-ва процесс формирования И. х. не заканчивается, а находит продолжение в акте худож. восприятия. Стремление к открытому и активному утверждению в иск-ве политических, социально-нравственных, религиозных и т. п. убеждений автора приводит к созданию т. наз. тенденциозных произв. Тенденциозность не противоречит природе иск-ва, но тенденция, по мысли Энгельса, не должна навязываться читателю, слушателю, зрителю, а «должна сама по себе вытекать из обстановки и действия, ее не следует особо подчеркивать...» (т. 36, с. 333). В определенном смысле И. х. обладает способностью к саморазвитию, к-рое заключается в возможности расхождения между мировоззренческими установками автора и поэтическим смыслом его произв. Примером может служить творчество О. Бальзака, И. С, Тургенева, Толстого и др. Так или иначе связанная с авторским мировоззрением, И. х. не только зависит от него, но и способна оказывать воздействие на систему взглядов художника, т. к. процесс создания худож. образа является одновременно и процессом познания действительности, процессом поисков истины.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
458.19 кб

Идея преступления в художественном мире Ф. М. Достоевского

Герасименко Ирина Евгеньевна
В статье речь идет об идее преступления в творческом мире Ф. М. Достоевского. На широком культурном фоне автор анализирует внутренние мотивы писателя, приводит мысли Р. П. Блэкмура, С. О. Лессера, Д. С. Мережковского. Р. П.
Читать PDF
352.25 кб

Художественная идея романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди»

Кладова Наталья Александровна
Посвящена анализу художественной идеи романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди». Трагедия главных героев произведения, по нашему убеждению, заключается не только в социальных условиях, но и в них самих.
Читать PDF
288.83 кб

Идея бесконечного в теории и художественной практике романтиков

Шикина Александра Николаевна
Статья посвящена одной из главных идей философского мировосприятия романтиков идее бесконечного. Раскрывается сущность понятий «бесконечное» и «конечное».
Читать PDF
386.25 кб

ИДЕЯ СИНТЕЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ В ПОВЕСТИ И.С.ШМЕЛЁВА «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»

Руднева Елена Георгиевна
Читать PDF
190.25 кб

Идея духовного самосовершенствования в художественной структуре романа Элизабет Гаскелл «Руфь»

Фирстова Мария Юрьевна
Роман Элизабет Клегхорн Гаскелл «Руфь» анализируется в религиозно-этическом аспекте, определившем проблемно-тематическую структуру и пафос всего произведения.
Читать PDF
154.44 кб

Идея синтеза в современной художественной культуре Бурятии (на материале живописи Аллы Цыбиковой)

Бороноева Татьяна Анатольевна
Рассматриваются формы воплощения художественного синтеза в современном изобразительном искусстве Бурятии.
Читать PDF
136.09 кб

Патриотическая идея в древнерусских художественно- публицистических произведениях xv-хvi столетий

Меринов В.Ю.
В настоящей статье рассматривается патриотическая идея в древнерусских текстах как категория, взаимосвязанная с историей и характером формирования древнерусской культуры в целом и Московского государства в частности.
Читать PDF
323.63 кб

Идея просветительства как фундамент становления и развития отечественной художественной культуры (на

Ручимская С. В.
Статья посвящена анализу роли просветительской деятельности в становлении и развитии отечественной художественной культуры. Анализируя публицистическую деятельность В.В.
Читать PDF
639.33 кб

Художественная идея китайского телевизионного шоу "Звук" и особенности ее распространения в средства

Ду Сянжуй, Ли Линсяо
Китайская индустрия телевизионных шоу прошла многолетний путь развития и сегодня уже преодолела кризис недостатка оригинальности и зависимости от заимствования авторских идей иностранных телешоу, постепенно выйдя на путь развития,
Читать PDF
198.26 кб

Проблема художественного метода и идея синтеза в русском литературном процессе конца XIX - первой тр

Кондрашова Ирина Игоревна
Рассматриваются проблема происхождения и становление нового художественного метода социалистического реализма в отечественной литературе начала ХХ в., а также роль художественного синтеза в этом процессе.
Читать PDF
213.21 кб

Единство народов СССР в 1941 - 1945 гг. Как национальная идея (на материале художественной литератур

Егорова Людмила Петровна
Борьба за единство народов СССР в 1941-1945 гг. средствами художественного слова в произведениях А. Твардовского, Н. Тихонова, Э. Капиева, П. Павленко и др.
Читать PDF
153.35 кб

Художественно-эстетические основания экспрессионизма и их связь с отдельными идеями философии Ф. Ниц

Беляев Д. А.
В статье рассматриваются основные художественно-эстетические установки экспрессионизма и их связь с рядом философских воззрений Ф. Ницше, с отдельным анализом отличного и общего между ними.