Ибн Туфайль

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИБН-ТУФАЙЛЬ
арабский философ и медик (Гуадикс, начало XII в. — Марракеш, 1185). Был врачом Султана, которому представил заменившего его в 1182 г. Аверроэса. Им написано: «Путеводитель, спасающий от заблуждения», «Высочайшая нацеленность на красивейшие имена Бога», «Трактат о совершенной религиозной исповеди», «Политика». Его философия представляет собой поиск точек соприкосновения между философским наследием греков и истинно мистической жизнью, вдохновленной размышлениями над Кораном.

Источник: Философский словарь

Ибн Туфайль

род. в нач. 12 в. - ум. 1185) - араб, философ, ученый, государственный деятель; визирь и лейб-медик второго халифа из династии Альмохадов Абу Якуба Юсуфа (И63-1184). Вел переписку с Ибн Рушдом. Сохранилось лишь одно его соч. - философский роман "Хай Ибн Якзан" (рус. пер. 1920). Названия и имена героев романа заимствованы у Ибн Сины. В этом романе автор доказывает, что человек через наблюдение окружающей его природы и постепенное развитие своих способностей может прийти к открытию метафизических истин о мире, душе и божестве.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ИБН ТУФАЙЛЬ
Абу Бекр Мухаммед ибн Абдаль-Малик [латинизированное - Абубацер (Abubacer)] (нач. 12 в., Гуадикс, Испания - 1185-86, Марракеш, Марокко), араб. философ, ученый, гос. деятель. Был врачом и секретарем правителей Гренады, Сеуты, Танжера, затем врачом и придворным альмохадского халифа вплоть до 1184, когда его сменил в этом качестве Ибн Рушд. Переписывался с Ибн Рушдом. До нас дошло единств. произв. И. Т - получившая широкую известность филос. повесть о Хайе ибн Якзане (рус. пер. 1920, 1978). Название и имена героев романа заимствованы у Ибн Сины. Во введении к роману И. Т., разъясняя своему другу «вост. мудрость», критически оценивает своих предшественников - араб. философов, считая «самым мудрым» Ибн Баджу. В романе заброшенный на уединенный остров ребенок самостоятельно с помощью разума постигает мир, а затем созерцает божество через мистич. откровение. В познании героем романа различных ступеней мироздания заметно влияние идей эманации. В 17 в. роман был переведен на лат., а затем на мн. европ. и вост. языки.

Источник: Советский философский словарь

Ибн Туфайль

латинизиров. Абубацер (Abubacer)) (нач. 12 в., Вади-Аш, ныне Кадис, Испания — 1185/86 Марракеш, Марокко) — арабо-мусульманский философ, представитель арабоязычтго перипатетизма (фалсафы), ученый и врач. Изучал философию и медицину в Севилье и Гренаде. С 1154 жил в Северной Африке, был секретарем правителя Септы и Танжера, затем визиром и придворным врачом альмохадского халифа Абу Йакуба Йусуфа, а состарившись, уступил (в 1182) место лейб-медика халифа Ибн Рушду, оставив за собой пост визира. В похоронах Ибн Туфайла участвовал сам халиф.
Ибн Туфайл был человеком широких интеллектуальных и художественных интересов (в частности, в астрономии им высказаны идеи, шедшие вразрез с общепринятой в его время Птолемеевой системой). Из его научно-философского наследия сохранилась лишь «Повесть о Хайе, сыне Якзана». В этой аллегорической робинзонаде сначала рассказывается, как на необитаемом острове самопроизвольно, из недр самой природы, возникло дитя человеческое — Хайй и как он своим разумом постигал мир, сначала физический, а затем метафизический, вплоть до Первопричины, Бога. Вторая часть книги повествует о знакомстве Хайя с обитателями соседнего острова, живущими по ниспосланному Богом закону. В общении с ними Хайй убедился в том, что философская истина, хотя по сути и тождественна богооткровенной, является уделом «избранных», но не «широкой публики», не способной к аллегорическому толкованию священных текстов и абстрактному мышлению, а потому перед ней было бы вредно и губительно разглашать сокровенное, философское знание.
Переведенный на латинский, а затем на многие европейские и восточные языки роман Ибн Туфайла стал после «Тысячи и одной ночи» одним из самых популярных в мире произведений арабской литературы. На русском языке опубликован впервые в 1920 (в переводе И. П. Кузьмина), неоднократно переиздавался (в 1978 с предисловием И. М. Фильштинского; в 1985 с предисловием Б. Шидфар); в 1988 издан новый перевод А. В. Сагадеева с его обстоятельной вступительной статьей.
Н. В. Ефремова

Источник: Новая философская энциклопедия

Ибн Туфайль

Абу Бекр Мухаммед ибн Абд-аль-Малик [латинизированное – А б у б а ц е р (Abubacer)] (р. ок. 1110 – ум. 1185) – араб. философ, врач, политич. деятель. Род. в Вади-Аш (в Испании, близ Гранады); находился в дружеских отношениях с Ибн Рошдом. В своих трактатах И. Т. явился продолжателем рационалистич. линии арабо-исп. философии, у истоков к-рой стоял Ибн Баджа и к-рая представляла собой неоплатонич. обработку аристотелизма. И. Т. соединял аристотелевскую натурфилософию с неоплатонич. концепцией бога, придавая, однако, этому эклектич. учению мусульм. форму. Наибольший интерес представляют фил ос. идеи его соч. "Роман о Хайе, сыне Якзана" [рус. пер. 1920; роман был переведен на перс, евр., лат. с араб, текстом (1671), англ. (1686, 1929), голл. (1701), нем. (1726), исп. (1900, 1948), чеш. (1956) языки. Критич. араб. изд. с франц. текстом в пер. Л. Готье (1900 и 1936)], представляющий собой разработку темы "робинзонады" (встречающуюся уже у Ибн Сины). В романе показано, как живущий на необитаемом острове человек путем естеств. познания природы и самого себя приходит к тем же истинам, каким учит Коран. Отсюда следовал вывод о том, что к божеств. истине независимо друг от друга ведут и религия и философия (см. Двойственная истина). Впрочем, сам И. Т. утверждал, что путь разума доступен лишь избранным и что народ следует строго воспитывать в ортодоксальном религ. духе (в романе показано, что попытки Хайя обучить своей "естественной" религии жителей острова не увенчались успехом). Т. о., свободомыслие И. Т. имело аристократии, характер. Сов. историки философии отмечают материалистич. тенденцию в филос. идеях романа И. Т. (гипотеза о происхождении живого из неживого, вечность времени и пространства). Лит.: Петров Д. К., Одна из испано-арабских проблем, "Зап. Коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР", 1926, т. 2, вып. 1; История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 439, 445–46; История философии, т. 1, М., 1957, с. 230–31; Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. средневековой философии, М., 1957, с. 56, 63–64; Gauthier L., Ibn Thofa?l. Sa vie, ses oeuvres, P., 1909J Garc?a G?mez E., Un cuento ?rabe. Fuente com?n de Abentofail y de Graci?n, Md, 1926; его же, Una qasida politica in?dita de Ibn Tufayl, "Rev. Inst. Egipcio de estudios isl?micos", 1953, v. 1; Мирас-е-эслам (Наследие ислама), Тегеран, 1947.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.