латиниэир. - Авиценна) (ок. 980-1037) - ср.-азиатск. ученый-философ и врач. Мир, по его учению, возникает путем эманации («истечения») из божества, но не по воле бога, а в силу непреложной необходимости. Бог безличен; мир материален и так же вечен, как и сам бог. Природные явления причинно взаимосвязаны; в мире царит естеств. закономерность. Признавая бога и религию, но расходясь с нек-рыми догматами ислама, И. С. заслужил репутацию вольнодумца, подвергался преследованиям со стороны реакц. мусульм. духовенства.
ИБН СИНА
Источник: Атеистический словарь
980-1037) – арабский ученый, философ, врач. Целью этики как одной из практических наук считал благо, стремление к совершенству. Самосовершенствование видел в воспитании в себе таких нравственных качеств, как воздержанность, смелость, мудрость, справедливость, и в подавлении психических сил вожделения и гнева. Высшее счастье связывал с достижением гармонии нравственных добродетелей. Высшую степень нравственности врача усматривал в его готовности совершать благо без всякого расчета, даже расчета на благодарность или хорошее впечатление.
средневековый таджикский философ, врач и ученый. Жил в Бухаре и Иране. Сохраняя приверженность исламу, И. С., тем не менее, сыграл большую роль в распространении среди арабов, а через них и в европейских странах философского и научного наследия античного мира. И. С. много сделал для утверждения рационального мышления и пропаганды естественнонаучных и математических знаний. В своем философском учении он сохраняет и материалистическую и идеалистическую тенденции Аристотеля, в нек-рых вопросах отступая от аристотелизма в сторону неоплатонизма. И. С. развивал логику, физику и метафизику Аристотеля. Он признавал вечность материи, рассматривая ее как причину многообразия единичных вещей, и выступал против астрологических и иных суеверий. Осн. соч.— “Книга знания” (“Даниш-намэ”) — содержит сжатое изложение логических и физических взглядов И. С. Широкую известность получили его “Книга исцеления”, “Медицинский канон” и др.
Источник: Философский энциклопедический словарь
А.А. Круглов
Источник: Новейший философский словарь
латинизированное — Авиценна (980—1037)—ученый-энциклопедист, врач и философ, представитель восточного аристотелизма. Эстетические, как и общефилософские, идеи И. С. в значительной мере являются продолжением соответствующих концепций Фараби. В истории арабо-мусульманской поэтики стало классическим принадлежащее И. С. определение поэзии как «речи, действующей на воображение, составленной из высказываний с совпадающими ритмами, равновеликих, повторяющихся по своему размеру и сходных по звукам своих концовок». Эстетический смысл выражения «действующая на воображение», согласно И. С., заключается в том, что оно выступает различающим признаком, отделяющим поэтическую речь от познавательных высказываний, ибо душа внимает ей, испытывая наслаждение и удивление, и подчиняется ее воздействию безотносительно к ее истинности или ложности. Специфика наслаждения, доставляемого музыкой, считает И. С., проистекает из развертывания музыкальной гармонии во времени, в чередовании тонов. Если среди объектов чувственного восприятия есть такие, к-рые вызывают ощущение приятного или неприятного как по своей природе, так и по своей интенсивности, то в звуках (Звук музыкальный) нет ничего такого, что было бы приятно или неприятно по природе,— ощущение того и др. вызывает не сам звук, а способ его извлечения. Происхождение музыки И. С. объясняет интонационным богатством человеческой речи (Интонация), каковое проявляется, напр., в понижении голоса, когда льстят, в резком и торопливом произношении звуков, когда угрожают или хотят показать непреклонность. Модуляции голоса, приобретшие самостоятельную ценность, и стали, по И. С., прототипом музыкального иск-ва, «подражающего» человеческим настроениям. Эстетические идеи И. С. излагаются преимущественно в его энциклопедической «Книге исцеления».
Источник: Эстетика: Словарь
родился в селе Афшана близ Бухары, 18 июня 980 года — умер в г. Хамадан, 16 августа 1037 г.) философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. В ряде стран известен под латинизированным именем Авиценна. Всего Ибн-Сина написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. "Канон врачебной науки" - одна из самых знаменитых книг в истории медицины. Главным философским трудом Ибн-Сины трактат энциклопедического характера "Книга исцеления", содержащий основы логики, физики, математики и метафизики. «Книга знания» («Даниш-намэ») также является энциклопедией. К кругу мистических произведений Ибн-Сины относятся «Книга о птицах», «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смысле паломничества» и др.
Основная тема поэтического творчества - вечность материи, проповедь просвещения и науки. Большая часть стихов на фарси написана в форме рубаи. Ибн-Сина в медицине обобщил знания и опыт индийских, греческих, римских и среднеазиатских врачей. Для философии Ибн-Сины был характерен рационализм с материалистическими тенденциями, которые вытекают из его естественнонаучной ориентации. Мир он понимал как произведение божественного разума, но ни в коем случае не божьей воли Мир был сотворен из материи, а не из ничего; материя же является вечной. Космос делится на три мира: материальный мир, мир вечных не сотворенных форм, и земной мир во всем его многообразии. Философские и медицинские идеи Ибн-Сины оказали большое влияние на развитие науки в странах Востока и Запада В классификации наук Ибн-Сина соединил теоретические науки с практическими (этика, домоводство, политика), с одной стороны, и с ремеслами, производством, торговлей, медициной - с другой. Эта связь осуществлялась посредством выделения в теоретических науках первичных, "чистых", и вторичных, "прикладных", дисциплин, их субординации и подчинения высшей науке - метафизике.
Источник: Философия справочные материалы для самостоятельной работы студентов и магистрантов
Философия И. С. продолжает традиции вост. аристотелизма в области метафизики, гносеологии и логики, отчасти - онтологич. концепции неоплатонизма. И. С. отрицает сотворенность мира во времени, объясняя его как вневременную эманацию бога - «первой причины», «необходимосущего само по себе» (аналогичное неоплатонич. единому), из к-рого в иерархич. порядке истекают умы, души и тела небесных сфер. Т. о., ум (нус) и «мировая душа» неоплатонизма дробятся у него на отд. умы и души согласно аристотелевской космологич. схеме. Один бог, по И. С., обладает абс. существованием, все же остальное само по себе только возможно, а действительно лишь благодаря богу. Однако природа, истекшая от бога через иерархию эманации, в дальнейшем развивается по принципу самодвижения, будучи вместе с тем замкнутой во времени и пространстве. В социальном учении И. С. примечательна мысль о дозволительности вооруж. восстания против несправедливого правления.
Мусульм. богословы (в частности, Газали) обвиняли И. С. в ереси и атеизме, тогда как Ибн Рушд критиковал его с позиций более последоват. натурализма. Филос. и естеств.-науч. трактаты И. С. пользовались большой популярностью на Востоке и на Западе (лат. пер. с 12 в.) в течение ряда столетий, в т. ч. его «Канон врачебной науки» - медицинская энциклопедия в 5 частях, итог опыта греч., рим., инд. и ср.-азиат. врачей (ок. 30 лат. изданий в Европе; рус. пер. 1954-60).
Источник: Советский философский словарь
Метафизика у Ибн-Сины - это учение о бытии. По его мнению, существует четыре рода бытия, изученные метафизикой: I) объекты, полностью лишенные телесности - чисто духовные существа и Бог; 2) менее духовные объекты, имеющие некоторые отношения к материи (небесные сферы с оживляющими и приводящими их в движение душами); 3) объекты, которые иногда выступают в единстве с телесностью, а иногда свободны от нее (субстанция, свойство, необходимость, возможность); 4) материальные объекты или понятия, всегда связанные с материей, обладающие физической природой.
Божественное бытие у Ибн-Сины называется необходимо сущим, так как сущность и существование в нем совпадают. На другом полюсе бытия находится бесчисленное множество единичных вещей, существование которых определяется не их сущностью, а другими единичными вещами. Создание мира Богом было необходимо для того, чтобы человек мог познавать мир, а через него и Бога - абсолютно необходимое бытие.
Ибн-Сина, как и Аристотель, выделяет три вида души; растительную, животную, разумную. Последняя присуща человеку. В разумной человеческой душе Ибн-Сина выделяет умозрительную и практическую силы. Умозрительная сила представляет собой субстанцию познавательной деятельности человека. Практическая сила - субстанцию общественно-политической, преобразующей деятельности человека. Ибн-Сина не отрицает бессмертие души.
Источник: Краткий философский словарь 2004
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
В классификации наук И. С. следует Аристотелю. Логика рассматривается им как пропедевтика, введение в философию. Собственно философия разделяется на теоретическую (физика, математика, метафизика) и практическую (этика, экономика, политика). Цель теоретической философии – Истина, ее поиски, приближение к ней. Цель практической философии – Благо, или «правильное устроение человека»: «поскольку человек бывает или в отдельности, или в сообществе, а сообщество бывает или между членами семьи, или между земляками, то и практическая наука должна разделяться на три вида: первая – наука об управлении городом (политика – авт.), вторая – наука об управлении домом (экономика – авт.), третья – наука об управлении самим собой (этика – авт.)».
Переосмысливая систему логических категорий Аристотеля, мыслитель создает онтологию, которая в определенной мере противостоит ортодоксально-религиозной картине мира. Мир вечен во времени. Он пребывает в себе как «возможно сущее», как возможность самоосуществления. Бог отделен от мира и существует вне времени. Он есть необходимо сущее, которое есть всегда и не может не быть, поскольку оно само себя обосновывает и оправдывает. «Всё находящееся вне Его самодостаточной сущности всего лишь возможно в отношении к своему существованию, а потому каузально. Это и есть основание того, почему цепь причинно обусловленных вещей приведет к необходимо сущему». Бог – активное первоначало, творящее иерархический строй Вселенной как системы, уровни которой находятся в отношениях жесткой причинно-следственной связи, закона. Свободны только действия человека, они обусловлены им самим.
В гносеологическом плане мир познаваем. Чувственный опыт подготавливает разум к воспроизведению умопостигаемого образа объекта. Но человеческий разум, не удовлетворяясь познанием мира «возможных сущих» (предметов, существующих во времени), стремится к «абсолютно необходимому сущему, Богу», чтобы слиться с ним. Когда это происходит (а это случается крайне редко), появляется «святой разум», выполняющий функцию пророчества для других людей, не одаренных такой способностью.
Представление И. С. о пророке не совпадает с ортодоксально-религиозным. «Среди людей может оказаться человек, чья душа имеет такую чистоту и так связана с началами разума, что он будет воспламеняться наитием от деятельного разума, имеющего связь со всем. Таким образом, формы всего, что содержится в деятельном разуме, отображаются в душе этого человека сразу или почти сразу».
Ум обычного, нормального человека наделен свойством целеполагания; человек стремится сохранить свою «отдельность», не разрушая уз сообщества, в котором живет. Индивидуальные проекты своего желаемого будущего завершаются словом «надежда», которое выражает упование каждого на осуществление истинной человечности в обществе, именуемом мыслителем «Справедливым Градом». Пророк учит своих последователей тому, что ему открылось, и направляет всё человечество к более достойной и счастливой жизни. Такой «святой разум» един в двух лицах: он и философ, и пророк. В качестве примера И. С. называет некоторых «величайших философов и пророков греческих» – Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля.
Именно философ-пророк должен быть правителем идеального человеческого сообщества – Справедливого Града. Обращаясь к людям, которым недоступны отвлеченные мысли, он должен дать представление о существовании единого и всемогущего Творца. Представление о Творце внушает массе впечатление величия и незыблемости Закона, утверждающего Справедливость. Философ-пророк несет Истину в массы «в тех выражениях, которые принесут чувственному миру благо посредством политики, а миру умопостигаемому – посредством науки». Философ-пророк несет единство научных знаний и принципов практической деятельности («политики»), направленной на благо жителей Справедливого Града.
Жители Града делятся на «устроителей», ремесленников, стражников. Их жизнь, кроме справедливого закона, регулируется религией, обрядами и ритуалами, сплачивающими всех в монолитное сообщество. Жителей Града связывают отношения сотрудничества и обмена трудом и его результатами. Безделье возбраняется под страхом жестких наказаний. Калеки, больные, стражники содержатся на средства общинной кассы, куда идут налоги, штрафы, контрибуции. Преследуются законом «искусства» вымогательства, воровства, ростовщичества, «перемещения благ, услуг, имущества» из одних рук в другие с целью несправедливого обогащения. Особо рассматриваются вопросы соотношения государственных уложений и религиозных норм, а также достаточно тонкий вопрос для исламского мира – вопрос о преемстве и притязаниях на преемство власти философа-пророка в случае его смерти.
Идеи И. С. оказали заметное влияние на Фому Аквинского (разделение на сущее и существование), Бонавентуру (иерархическая множественность индивидуальных форм), Дунса Скота (теория сущностей). В эпоху итальянского Возрождения гуманисты часто находили развиваемые ими идеи в творчестве И. С. и Ибн Рушда .
Источник: Краткий философский словарь.
науки на практические, трактующие проблемы поведения человека, и теоретические, в которых исследования ведутся ради знания самого по себе. К первым И.С. относил науку об управлении городами, о поведении человека в отношении своего дома, жены, детей, имущества (которую он называл наукой об управлении хозяйством), ко вторым - науку о самом человеке. Существует также версия, согласно которой к теоретическим наукам И.С. относил "высшую" науку - учение об абсолютном бытии, "среднюю" науку, к которой он относил математику, астрономию, музыку и "физику", в которую был включен весь спектр естественно-научных знаний того времени. По другой версии, каждую из теоретических наук И.С. подразделял на "чистые", или "первичные", к которым он относил учение о материи, форме, движении, минералах, растениях, животных и т.д., и прикладные, или вторичные, к которым он относил медицину, астрологию, алхимию, физиономику, объяснение снов и науку о волшебстве. Обосновывая перспективы дальнейшего развития науки, И.С. выдвигал положение о независимом друг от друга существовании науки и религии, религии и философии, о независимости философии, основанной на достижениях человеческого разума. Признавал существование мира идей отдельно от мира вещей. По мнению И.С., мир возникает путем эманации, но не по воле Бога, а в силу естественной и непреложной необходимости. Сам Бог у И.С. абстрактен и безличен, мир материален и вечен, - как и сам Бог. В краткой философской энциклопедии "Книга знаний" И.С. писал: "Бытие не имеет границ", оно "изначально разделяется на субстанцию и акциденцию". Источник существования субстанции надо искать в ней самой, ибо она сущность природы, "телесная форма содержится в самой материи, и тело образуется из этой материи". Движение, по мысли И.С., потенциально заключено в материи, оно означает видоизменение тела и его нельзя объяснить "толчком". И.С. писал: "... движение - это то, что понимается под состоянием тела, когда оно видоизменяется, начиная со склонности, пребывающей в нем; это переход от потенции к действию, который совершается непрерывно, не только одним толчком". Согласно И.С., природные явления связаны, в мире царит естественная закономерность, не нарушаемая Божественным вмешательством. "Разумную душу" считал бессмертной, а материю вечной, несотворенной и множественной - причиной разнообразия единичных вещей. Логика у И.С. состоит из четырех разделов: учение о понятии, суждении, умозаключении и доказательстве. И.С рассматривал "логическое учение как орудие достижение истины, как средство предотвращения заблуждения, искажения, ошибки". По И.С., "это инструмент, который сравнивает истину и ложь". "... Логические категории и принципы должны соответствовать вещам". И.С. сыграл большую роль в распространении и популяризации учения Аристотеля, в развитии рационального мышления. Разрабатывал вопросы о единичном и общем, о логических ошибках, о суждениях, которые он разделял на категорические, условно-соединительные и условно-разделительные, о силлогизмах и т.д. Рассматривал атрибуты материи: время, движение, пространство. Рассматривал различие между необходимо-сущим и возможно-сущим бытием, между сущностью и существованием. Занимался вопросами соотношения чувственного и рационального. Согласно И.С., "познание состоит в отображении определенным способом образа познания познающим субъектом"; "смысл выражения я почувствовал нечто внешнее состоит в том, что это нечто отобразилось в моем чувстве"; "я почувствовал в душе означает, что сам образ вещи отобразился в моей душе". Познание рассматривал как "отражение". И.С. большое внимание в своих работах уделял образованию, отводя значительное место в образовании основным наукам и получению профессиональных знаний согласно внутренним индивидуальным склонностям, отдавая предпочтение коллективным формам обучения. Акцентировал роль отца и наставника в воспитании мальчиков, а по поводу управления говорил, что прежде чем управлять другими, необходимо научиться управлять собой. Цель воспитания видел в достижении главных добродетелей: воздержанности, смелости, мудрости, справедливости. Говорил о необходимости укрепления здоровья не только физического, но и нравственного. Высшего счастья - душевной гармонии человек, по мысли И.С., достигает тогда, когда способен возвыситься мыслью к высотам познания. Как писал И.С., "мы умираем и с собой уносим лишь одно: сознание того, что мы ничего не узнали".
Источник: История Философии: Энциклопедия
латинизиров. Авиценна) (16 августа 980, близ Бухары — 1037, Хамадан, Сев. Иран) — ученый, философ, врач.
Получил систематическое домашнее образование, еще в юности прочитал сочинения Евклида и Птолемея; благодаря трудам ал-Фараби познакомился с «Метафизикой» Аристотеля, а несколько позже с сочинениями других античных ученых и философов. Овладев логикой, естественными и математическими науками, философией и теологией, приступил к изучению медицины и врачеванию. К 18 годам Ибн Сина уже проявил себя зрелым ученым, вступив в 977 в научную переписку и полемику с ал-Биручй. Завися от милости и капризов эмиров и султанов, испытывая на себе последствия дворцовых интриг, Ибн Сина был вынужден вести жизнь скитальца. Даже наиболее длительный и плодотворный «исфаханский» период его жизни (1023—37) был неспокойным. В 1030 во время нападения на Исфахан наместника газневидского султана Масуда дом Ибн Сины был ограблен и многие его труды пропали. Тяготы напряженной жизни привели к болезни, от которой он умер, находясь в путешествии.
Научное наследие Ибн Сины охватывает разные области знания: философию, медицину, математику, астрономию, минералогию, поэзию, музыку. Точное количество его трудов не установлено (приписывается до 456, в т. ч. 23 на фарси). Главный труд Ибн Сины как ученого — «Канон врачебной науки» («Канун ат-тибб»). Переведенный на латинский язык, он вплоть до 17 в. был для европейских медиков основным руководством. Столь же популярным стало и другое фундаментальное сочинение, охватывающее разные области знания, — «Книга исцеления» («Китаб аш-шифа»), обширную часть которой составляет «Книга о душе». На родном языке фарси Ибн Сина изложил свои философские взгляды в «Книге знания» («Даниш-нама»). Подводящее итоги его философских размышлений сочинение — «Указания и наставления». Как философ Ибн Сина принадлежал к арабоязычному перипатетизму (фалсафа), вслед за ал-Фараби разрабатывая проблематику аристотелевского учения на почве исламской культуры. Много сделал для выработки философского словаря на арабском и персидском языках. Отстаивая и развивая философскую систему Аристотеля, Ибн Сина большое место в своих трудах уделял логике, учению о причинности, первой причине, материи и форме, познании, категориях, выражающих понимание наиболее существенных отношений действительности, принципах организации мысли и знания. Но принимая многие идеи перипатетизма, Ибн Сина вышел за его пределы. Эволюцию взглядов Ибн Сины определили идейная полемика вокруг теологических проблем в исламе, его естественно-научная деятельность и распространение идей неоплатонизма.
В учении Ибн Сины постоянно присутствуют два подхода в описании мира: физический и метафизический. Когда он рассуждает как «физик», он рисует картину сущего в категориях движения, пространства, времени. Она представляет расположение всего сущего от простого к сложному, от неживого (минералы) к живому (растения, животные) и заканчивается наиболее сложным организмом, наделенным разумом, — человеком. В этой картине разум рассматривается как тесно связанный с телом, с материей: «Души возникают тогда, когда возникает телесная материя, годная для того, чтобы ею пользовалась душа» (Книга о душе.— Избр. философ, произв. М., 1980, с. 488). Эта материя — мозг, разным отделам которого соответствуют разные психические процессы. «Хранилище общего чувства есть сила представления, и она расположена в передней части мозга. Вот почему, когда эта часть повреждена, сфера представления нарушается... Хранилищем того, что воспринимает идею, является сила, называемая памятью, и она расположена в задней части мозга... Средняя часть мозга создана в качестве места силы воображения» (там же). Рассматривая разные психические состояния и явления — сон, сновидения, способность внушения, предсказания, пророчества, размышляя о таинствах и чудесах, Ибн Сина призывает «раскрыть причину всего этого, исходя из законов природы» (там же).
Когда же Ибн Сина рассуждает как метафизик, он строит картину мира, начинающуюся с предельных, наиболее общих понятий: первичной, непосредственно данной идеи бытия и понятия Единого (Первоединого, Бога), дающего в наиболее общем виде представление о существующем и выражающего монистический (монотеистический) взгляд на сущее в целом. «Первое (ал-аввал) не имеет ни подобия, ни противоположности, ни рода, ни видового отличия, ни предела. Нельзя указать на него, кроме как при помощи интеллектуальной мистики (ирфан)» (Указания и наставления.— Там же, с. 331). С точки зрения организации мироздания Единое выступает как Первопричина. Концепция строго упорядоченного мира, подчиненного законам детерминизма, является одним из центральных пунктов Авиценновой философии. Ряд причинной зависимости, порождающих причин, восходящих одна к другой, заканчивается Первой причиной, которая, являясь активным началом (воля), высвобождает свою потенциальность. Так, опосредованный рядом ступеней, возникает множественный тварный мир.
Решая, в отличие от Аристотеля, проблему не только действительности мира, но и его независимости от Творца, Ибн Сина главное внимание уделяет теме возможного и необходимого. Основная идея арабоязычных перипатетиков — идея мира, в возможности уже содержащегося в Едином и потому совечного Творцу. Наличие возможности и воли, причины означает необходимость акта творения и сотворенного. Первое, первоначало — это то единственное, что изначально необходимо само по себе. Все остальное является производным от него и потому лишь возможным. Но, поскольку имеется причина, реализующая эту возможность, последняя становится в свою очередь необходимостью и как таковая — необходимой причиной следующего порождения. Т. о., первая причина является только первым толчком, а в дальнейшем мир сущего определяется причинной зависимостью внутри него самого.
Другим важнейшим пунктом философии Ибн Сины, делающим его оригинальным мыслителем, является его учение о душе. Отмечая непременную связь разума и телесной материи, Ибн Сина, в отличие от Аристотеля, интересуется разумом также и как особой, нетелесной субстанцией. «Потенциальный» разум благодаря обучению, овладению знаниями становится «актуальным». Достигая высшей ступени, умопостигая абстрактные формы, приобретая силу «активного интеллекта», он становится «приобретенным». На этой ступени работа разума может уже не зависеть от внешних впечатлений; мышлению о мышлении связь с материей скорее мешает, Такой разум не нуждается в изучении умопостигаемых сущих — он постигает непосредственно, интуитивно. «В приобретенном разуме человеческая потенция уже уподобляется первым началам всего сущего» (О душе.— В кн.: Избр. произв. мыслителей Ближнего и Среднего Востока. М., 1961, с. 229). Независимость разума от тела Ибн Сина доказывает его неделимостью, а также способностью его к деятельности и даже ее усилением при ослаблении деятельности тела, чувств и пр. Ярким аргументом в пользу нетелесности разума является описанный Ибн Синой интроспективный опыт, образ т, н. «парящего человека». В этом опыте человек сознает, что «я есть я, даже если я не знаю, что у меня есть рука, нога или какой-либо иной орган» (Избр. философ, произв., с. 510). Поскольку разумная душа является субстанцией, не зависимой от тела, она не умирает вместе с гибелью тела. На понимание Ибн Синой разума и форм познания оказал влияние суфизм и личный опыт «тариката», нашедший отражение в его «суфийских» сочинениях: «Трактат о Хайе, сыне Якзана», «Послание о птицах», «Салман и Абсаль» и др. Будучи естествоиспытателем, Ибн Сина понимал значение опыта, однако в целом он оставался в рамках науки во многом умозрительной, что стало поводом полемики между ним и ал-Бируни.
Соч.: Математические главы «Книги знания» (Донишнома). Душанбе, 1967; Трактат о Хайе, сыне Якзана.— В кн.: СагадеевА. В. ИбнСнна. M., 19SO; Послание о птицах.— В кн.: Шидфар Б. Я. Ибн-Сина.М., 1981, с. 140-43. Лит.: Диноршоев М. Натурфилософия Ибн-Сины. Душанбе, 1985; Goodman L. E. Avincenna. L.—N. Y., 1992.
E. А. Фролова
Источник: Новая философская энциклопедия
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.