ИБН БАДЖА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ИБН БАДЖА
Абу Бекр Мухаммед [латинизированное - Авемпас, Авенпаце (кон. 11 в., Сарагоса, Испания -1139, Фее, Марокко)], араб. философ, представитель аристотелизма, гос. деятель, поэт и музыкант. Жил в Сарагосе, Гренаде, городах Марокко. Был вазиром при альмохадских правителях. Неоднократно подвергался гонениям, обвинялся в ереси. Помимо метафизики, психологии, логики и этики занимался также астрономией, математикой, естествознанием. Писал на араб. яз., нек-рые его произв. дошли до нас только в евр. переводах. Осн. соч.: «Образ жизни уединившегося», «Прощальное послание», «Послание о соединении разума с человеком», «Книга о душе». В первом произв. И. Б. рисует картину нравств. самосовершенствования человека. Вслед за Фараби он противопоставляет философов окружению «невежественных городов», призывая к созерцат. жизни. В то же время И. Б. считает, что человек и в несовершенном обществе может достичь счастья, слившись с универсальным активным умом. В др. произв. И. Б. писал о противоположном эманации восхождении человеч. души через иерархию «духовных образов» к активному уму. В духе аристотелизма утверждал извечность мира; воспринял также мн. идеи неоплатонизма. Оказал сильное влияние на Ибн Туфайля, а также на Ибн Рушда.

Источник: Советский философский словарь

ИБН БАДЖА

латинизиров.Авемпаце(Ауетрасе)илиАвенпаце(Атепрасе)] (кон. 11 в., Сарагоса — 1139, Фее, Магриб) — арабский философ, основоположник перипатетической традиции на Западе мусульманского мира, врач, филолог, поэт и музыкант Получил образование в Сарагосе и стал визирем (10-е гг. 12 в.). После 1118 жил в Сицилии и Гренаде, а затем в Фесе, где снова занял пост визиря. Умер, отравленный, по преданию, завистниками.
Из более чем ста его сочинений сохранилось около половины, большинство из которых представляют собой комментарии к естественнонаучным и логическим работам Аристотеля. К основным оригинальным его произведениям по философии относятся «Прощальное послание», «Трактат о соединении разума с человеком», «Жизнеустроение уединенника» и «Книга о душе». Ибн Баджжа развивал общие для арабаязычного перипатетизма идеи, но в собственных изысканиях больше всего тяготел к философской антропологии. Полагал, что сущность человека, проходящего в своем индивидуальном развитии этапы растительного (в чреве матери), животного и собственно человеческого состояний, заключается в его разумности, а цель его — в соединении (благодаря восхождению по ступеням «духовных форм») с деятельным разумом. Подобно своим восточно-перипатетическим предшественникам, Ибн Баджха конструирует политический идеал в виде «совершенного города», но считает, что философ может обрести счастье и в несовершенном обществе, живя в нем жизнью «уединенника».

Источник: Новая философская энциклопедия

ИБН БАДЖА
наст. имя – Абу Бекр Мухаммед ибн Яхья; латинизированное – А в е м п а с, или А в е н п а ц е (Avempace, Avenpace)] (p. в конце 11 в. – ум. 1138) – араб. врач, поэт, математик и философ, положивший начало арабо-исп. рационализму. Род. в Сарагосе (Испания), жил в Севилье, затем занимал важные правительств, посты в Гранаде и Сарагосе. Переехал в берберийское гос-во Альморавидов (Марокко), где подвергался гонениям за свои филос. взгляды. И. Б. комментировал соч. Аристотеля по физике и метеорологии. Осн. филос. соч. И. В. – "Руководство одинокого" или "Образ жизни отшельника" ("Тадбир аль-мутаваххид"). В этом соч. И. Б. выступал против ?елиг.-мистич. философии Газали, в защиту науки и философии, утверждая, что высшее познание осуществляется разумом., И. Б. указывал, что совершенствование общества осуществляется через духовное самосовершенствование человека. В обществе, состоящем из совершенных людей, не будет ни раздоров, ни необходимости в правосудии, потому что его граждане будут мудрыми и будут руководствоваться разумной любовью друг к другу. И. Б. был обвинен мусульм. духовенством в ереси и отравлен, а его произведения сожжены. Сохранилось лишь неск. трактатов (в т.ч. опубл. А. Палациосом на араб. и исп. яз. в "Al-Andalus", 1942; "Книга о душе", опубл. М. С. X. аль-Масуми в Дамаске в 1960, частичный пер. к-рой на рус. яз. см. вкн.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX–XIV вв., М., 1961) и небольшой отрывок из произведения "Руководство одинокого" в др.-евр. переводе. Его соч. оказали воздействие на арабо-исп. и евр. философов (Ибн Туфейля, Ибн Рошда, Моисея Нарбониского) и на зап.-европ. ср.-век. мыслителей (Альберта фон Больштедта, Фому Аквинского). Лит.: История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 439, 445, 454; История философии, т. 1, M., "1957, с. 229–30; ?рахтенберг О. В., Очерки по истории западно-европейской средневековой философии, М., 1957, с. 56, 62, 63; Григорян С. Н., Великие мыслители Арабского Востока, М., 1960; St?сkl ?., Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd 2, Mainz, 1865; Asin Palacios ?., ?l fil?sofо zaragozano Avempace, "Rev. de Aragon", 1900–1901, v. 1–2; Ueberweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophie, [Bd] 2, 11 Aufl., В., 1928, S. 312, 722; Farrukh O.A., Ibn Bajja and the philosophy in the Moslem West, Beirut, 1945; Dunlop D. M., Ibn B?jjah´s Tadb?ru´l-Mutawahhid (Rule of the solitary), [ed. and transi.], "J. Roy. Asiati? Soc", 1945, pt 1-2; Munk S., M?langes de philosophie juive et arabe, nouv. ?d., P., 1955; Мирас-е-эслам (Наследие ислама), Тегеран, 1947. С. Григорян. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.