ХУНЬ ПО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ХУНЬ ПО
Души хунь ("небесные") и по ("земные")- обозначение души, характерное для всех религий Китая. Упоминания о Х.п. в текстах встречаются с сер. 1-го тыс. до н.э. ("Ли цзи", "Цзо чжуань" и др.). Идея множественности душ восходит к архаич. религ. верованиям шаманского типа. Каждая из душ рассматривается как своеобразный сгусток положительной (ян [1], см. Инь ян) или отрицательной (инь [1]) "пневмы" (ци [1]). Хунь состоят из ян ци и определяют функции сознания и мышления, по - из инь ци и обусловливают жизнедеятельность. Как правило, в религ. и религиозно-филос. соч. признается наличие у человека десяти душ - трех хунь и семи по. Их единство достигается только за счет пребывания в одном теле, после гибели к-рого связи между ними распадаются. Комплекс душ хунь становится "духом" (шэнь [1]), к-рый растворяется в "небесной пневме" (тянь ци). Комплекс душ по становится демоном (гуй [1]), находящимся вблизи от тела и способным к появлению в виде призрака. Позднее гуй превращается в тень в подземном царстве "желтого источника" (хуан цюань) или гибнет, растворившись в "земной пневме" (ди ци). Представления о Х.п. во многом обусловили возникновение даос. (см. Даосизм) доктрины физич. бессмертия (см. Сянь сюэ). **Юй Иниш. Чжунго гудай сыхоу шицзегуань дэ яньбянь (Трансформация представлений о загробном мире в древнем Китае) // Янь юань лунь сюэ цзи. Пекин, 1986; Loewe M. Ways to Paradise. The Chinese Quest for Immortality. L., 1980; Smith O.H. Chinese Concepts of the Soul // Numen. 1958. Vol. 5. №3. E.A. Торчинов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

ХУНЬ ПО
кит., души горние и дольние) — два типа душ, признававшиеся философско-религиозньми учениями Китая. В традиционной даосской антропологии различались не только сферы влияния душ («хунь» ответственны за эмоции и ментальные процессы, в т. ч. сон и транс, во время которых они могли временно покидать тело и действовать автономно; «по» ответственны за физиологические процессы и двигательные функции тела), но и их посмертная судьба: души «хунь», как более субтильные, могли восходить на небо, трансформируясь вдухов-шэнь, тогда как души «по» возвращались в субстанциально близкую им землю, к т. н. «желтым источникам» (хуан цюань), месту, напоминающему аид европейской античной традиции. Однако, поскольку концепции посмертного существования в китайских религиях («имперской-натурфилософской», «народной», в буддизме и даосизме и т. д.) отличались известным разнообразием, характеристики душ хунь по и их посмертной судьбы в письменных источниках довольно расплывчаты. Так, неясно, обладают ли хунь по субстанциальным единством, каково их число (чаще всего в источниках говорится о трех «хунь» и семи «по», но цифры могут быть и другими) и насколько они подконтрольны их обладателю при жизни. Эти неясности приводили носителей традиционного умозрения к выводу о необходимости предельно корректного обращения с хунь по, особенно в момент смерти тела, поскольку ошибки в погребальном ритуале могли вести к последующему нежелательному воздействию душ покойного на живых людей, особенно близких родственников. В основном пагубное поведение душ вызывалось отсутствием надлежащих жертв на могиле усопшего, вследствие чего они могли попытаться вернуться на землю, вселившись в чье-либо тело и превратившись, т о., в «демона-мстителя» (гуй, «голодный дух»; в буддизме — прета). На землю мог вернуться и дух убитого, чтобы отомстить убийце или напомнить собственной семье о том, что она не сумела добиться справедливого возмездия преступнику.
Наиболее ярким свидетельством веры в загробное существование в древности можно считать массовые захоронения рабов вместе с усопшими властителями, которым они должны были служить и после смерти. В более поздние времена этот обычай трансформировался в практику снабжения души «по» всем необходимым в загробном мире, включая еду, одежду, музыкальные инструменты, украшения, терракотовые модели домов, статуи воинов, музыкантов и танцовщиц (в наши дни с этой же целью принято сжигать на могилах в дни поминовения усопших бумажные деньги, изображения автомашин и бытовой техники и т. д.). Наряду с этими традициями народная вера и даосская алхимическая теория допускали обретение телесного бессмертия на земле (см. Синь сюэ). Представление о каком-либо загробном воздаянии и детализированные описания рая и ада пришли в Китай с буддизмом и в основном следовали индийским образцам.
Г. А. Ткаченко

Источник: Новая философская энциклопедия

Похожие термины:

  • ХУНЬ ДУНЬ

    Хаос. Недифференцированное начало, породившее все сущее. Термин встречается у Чжуан Чжоу (IV—III вв. до н.э.). Из неупорядоченного хаоса дао формирует упорядоченный универсум, вселенную. Даосские пра
  • Хунь

    в китайской мифологии душа человека, после смерти уходящая в небо, связана с силами ян. Тогда как душа «по», связанная с силами инь, уходит в землю или рассеивается. Хунь управляет духом человека, а
  • Хунь-тунь

    в древнекитайской мифологии, по одной из версий, хаос, океан, существовавший при начале мира. По второй версии, это мифологическое существо, представлявшееся в Древнем Китае воплощением хаоса, из к