ХУЭЙЛИНЬ

Найдено 1 определение
ХУЭЙЛИНЬ
Кон. 4-1-я пол. 5 в. Буд. монах, философ. Представитель особого типа буд. священнослужителей, характерного для раннего средневековья, т.н. "придворных монахов", принимавших активное участие в светской жизни. Считался знатоком буд. соч. и даос, канонич. памятников, был сведущ в даос, эзотерич. и экзотерич. практике. В 30-е гг. 5 в. стал доверенным лицом и политич. Советником монарха. Жизнеописание X. дано в "Сун шу" ("История дин. Сун") и буд. историографич. соч. 6 в. "Гао сэн чжуань"; в последнем он оценивается резко негативно. В буд. антологии 7 в. "Гуан хун мин цзи" занесен в список противников учения Будды. Взгляды X. изложены в трактате "Бай Хэй лунь" ("Рассуждения Белого и Черного"), др. назв. "Цзюнь шань лунь" ("Рассуждения о равном благе"), "Цзюнь шэн лунь" ("Рассуждения о всех добродетельных"). Текст представлен в "Сун шу". Он построен в форме диалога между "наставником Белого учения", представляющим конфуцианство и даосизм, и "наставником Черного учения" - буд. адептом, обсуждающими "сходства и различия" трех доктрин. По X., они имеют свои достоинства, одинаково трактуют "святость/добродетельность" ("совершенную мудрость" -шэн [1]) и потому могут "идти вместе". В то же время X. ставил под сомнение буд. идеи воздаяния и будущих перерождений. Трактат вызвал первую (20-е гг. 5 в.) широкую полемику по проблеме "неуничтожимости духа" (шэнъ бу ме), участниками к-рой на стороне X. были, в части., Хэ Чэнтянь и Фань Е, а их осн. оппонентом - Чжен Сяньчжи. **Жэнь Цзиюй. Чжунго чжэсюэ ши (История кит. философии). Пекин, 1979; Chen K. Anti-buddhist Propaganda during the Nanchao // Harvard Journal of Asiatic Studies. 1952. Vol. 15. M.E. Кравцова

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь