ХУАН ГАНЬ

Найдено 1 определение
ХУАН ГАНЬ
Хуан Чжицин, Мяньчжай сяньшэн ("учитель из Мяньч-жая"). 1152, уезд Миньсян (совр. уезд Миньхоу пров. Фуцзянь), - 1221. Философ Каотинской школы; зять, ближайший ученик и помощник Чжу Си, автор его первой биографии. Состоял на военной и гражданской службе. Дослужился до постов нач-ка округов Аньцин и Хэчжоу, из этич. соображений неоднократно отказывался от более высоких постов; участвовал в орг-ции отпора агрессии со стороны чжурчжэньского гос-ва Цзинь. Преподавал в созд. Чжу Си школе Байлудун ("Пещера Белого оленя"), имел многочисленных учеников. Посмертно получил почетное имя Вэньсу ("Культурное совершенство"). Осн. соч. - "Цзин цзе вэнь цзи" ("Собр. соч. о толковании канонов"), "Шэн сянь дао тун чуань шоу цзун сюй шо" ("Сводное описание передачи и преемствования учения совершенных мудрецов"), "Чжун юн цзун лунь" ("Общие рассуждения о "Срединности и постоянстве"), "Мяньчжай вэнь цзи" ("Собр. соч. учителя из Мяньчжая"). Считал братьев Чэн (Чэн И, Чэн Хао) и Чжу Си прямыми преемниками учения древних "совершенномудрых". В русле сформулированной Чэн И доктрины "деления единства принципа на особенное" (ли и фэнь шу) сближал понятия "принцип" (ли [1], структурообразующее начало) и дао, а также дао и Тай цзи ("Великий предел"). Трактовал дао, манифестирующее себя в мире (Поднебесной), как совокупность "основы и проявления" (ти - юн): единая "основа" проявляется в виде "десяти тыс. особенностей" (вань шу); "единый Великий предел" объемлет собой "совокупное тело десяти тыс. вещей" (т.е. Вселенную) и одновременно содержится в "конкретности каждой вещи". Обосновывал чжусианскую доктрину "сосредоточения принципов [всех вещей] в сердце" (ли цзюй юй синь) в противовес отождествлению Лу Цзююанем "сердца" (синь [1]) и "принципа" (ли [1]); вместе с тем в построениях Х.Г. прослеживается тенденция к смягчению расхождений между доктринами Чжу Си и Лу Цзююаня. См. лит-ру к ст. Чжу Си.

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь