ХУАН ДИ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ХУАН ДИ
Кит.) "Великий Дух". Сказано, что Сыновья Его овладели
новой мудростью и передали смертным то, что они знали до этого,
падением - подобно восставшим ангелам - в "Долину Страдания",
которые аллегорически есть наша Земля. Другими словами, они
идентичны с "Падшими Ангелами" экзотерических религий, а
эзотерически - с перевоплощающимися Эго.

Источник: Теософский словарь

Хуан-ди
кит.) – «желтый государь» – божественный первопредок и верховный небесный бог, один из пяти небесных государей, правитель центра. По преданию, Х.-д. был зачат от луча молнии, начал говорить сразу же после рождения, был высокого роста (около 3 м), имел лик дракона, солнечный рог, четыре глаза или четыре лица. Ему приписывается изобретение множества хозяйственных инструментов и предметов обихода, лука и стрел, одежды и обуви, некоторых музыкальных инструментов, лодки, телеги и колесницы. Он научил людей копать колодцы, отливать колокола и треножники, лечить болезни и определять лекарственные свойства трав. Х.-д. искусно владел оружием и собрался покарать всех правителей сторон света, не явившихся к нему с данью. Узнав об этом, дань принесли все, кроме правителя юга – бога солнца Янь-ди. Х.-д. собрал войско хищных зверей и пошел на него войной, в которой одержал победу. От разных жен Х.-д. имел 25 сыновей, 14 из которых стали основателями новых родов. Он прожил 300 лет, а в конце его жизни на земле появились единорог-цилинъ и птица фэнхуан – знак мудрого правления. Х.-д. стал бессмертным и покинул землю, улетев на драконе на небо.

Источник: Мифологический словарь

ХУАН-ДИ
Желтый император", "Желтый предок". Культурный герой, один из родоначальников кит. нации (ханьцев). В системе религиозно-мифологич. представлений - изобретатель топора, ступы, лука и стрел, одежды и обуви, литейного дела, колесницы и лодки, музыкальных инструментов (его сподвижники изобрели письмо и календарь); продолжатель фармакологич. изысканий Шэньнуна - "Божеств, земледельца", научившего людей земледелию; одно из пяти божеств сторон света, представляющее центр, т.е. главенство, что в системе "пяти элементов" (у син [1]) соответствует элементу "земля"; основоположник даосизма наряду с Лао-цзы; божество Земли (см. Тянь), бог - покровитель портных, архитектуры и наряду с Шэнь-нуном и Фуси,- медицины. Мифы о X. и ранние филос. интерпретации этого образа фигурируют в древнекит. памятниках "Люй-ши чунь цю", "Х.-д. нэп цзин", "Хуай-нань-цзы", "Ши цзи", "Ханъ шу", "Лунь хэн" Ван Чуна. В конф. традиции Х.-д.- мудрый правитель Гунсунь Сюаньюань, преемник Шэньнуна, правивший в 2698 - 2598 до н.э. **Юанъ Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1965. С. 100 - 26; Рифтин Б.Л. От мифа к роману. М., 1979. С. 89 - 100; Его же. Х.-д. // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992.

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Хуан-ди («желтый государь»)
в древнекитайской мифологии культурный герой, изобретатель колесницы, топора, лука, стрел, лодки, музыкальных инструментов и других полезных вещей. Его почитали как первого императора Китая. Также его считали олицетворением магических сил природы. Хуан-ди изобрел для людей одежду и обувь. С его помощью люди обучились мастерить лодки, строить колодцы и отливать колокола, прокладывать дороги и добывать металлы, готовить землю под посевы и создавать различные хозяйственные инструменты. Так как Хуан-ди обладал магическими силами природы, он стал первым лекарем и положил начало медицине. Хуан-ди сражался со многими правителями за свое лидерство. И его стремление стать правителем центра было столь велико, что в конце концов он достиг своей цели. Считалось, что Хуан-ди был огромен и необычайно умело владел копьем и щитом. Зная о своем могуществе, он потребовал дань с правителей всех четырех сторон света. Трое из них безоговорочно подчинились более сильному владыке. Осмелился перечить лишь Ян-ди, правитель Юга и божество солнца, которого называют родным или сводным братом Хуан-ди. Армии Красного государя и Желтого повелителя сражались при Чжолу. Ян-ди потерпел поражение в битве и принял решение об отступлении, чем был возмущен его потомок Чи-Ю. Согласно мифам, Чи-Ю спровоцировал мятеж против Желтого Повелителя, в котором также принимали участие народ мяо и различные духи. Несмотря на то что армия Хуан-ди значительно превосходила по численности, мятежника захватили лидерство в начале битвы. Тогда один из мудрецов Хуан-ди изобрел компас, благодаря которому указал воинам правильный путь в сражении. В итоге войско Хуан-ди одержало победу. Согласно поверьям, великий Хуан-ди прожил 300 лет. В конце его правления на земле появились два знака мудрого правителя – единорог и феникс. После этого появления великий правитель умер. Древние представляли, что Хуан-ди был необыкновенно высокого роста, у него было четыре глаза или четыре лица и солнечный рог.

Источник: Словарь китайской мифологии

Похожие термины:

  • ХУАН-ДИ НЭЙ ЦЗИН

    Канон Желтого императора о внутреннем", или "Нэй цзин" ("Канон о внутреннем"). Древнейший кит. теоретич. трактат по медицине (3 - 2 или 2 - 1 вв. до н.э.). Впервые упоминается в библиографии, разд. "Хань шу" (1 в
  • АЛЬБЕРДИ Хуан Баутиста

    аргентинский государственный деятель, писатель, философ и социолог Его труд “Основы политической организации Аргентинской республики” (1852) лег в основу конституции страны. Своей книгой “Престу
  • ГАМАРРА Хуан Бенито Диас

    (1745 – 12 нояб. 1783) – мекс. просветитель, философ и педагог. В соч. "Элементы современной философии" ("Elementa recentioris philosophiae", v. 1–2, 1774) и "Философские Академии" ("Academias filosoficas", 1774) Г. вслед за исп. сторонниками
  • Чэн-хуан

    кит.) – «городская стена, обнесенная рвом» – бог. города, заставляющий духов своей местности охранять город от Засухи и эпидемий. Ч.-х. обычно изображали в облике сановника высшего ранга. В каждом г
  • ХУАН ЧЖЭНЬ

    Хуан Дунфа, Юйюэ сяньшэн ("учитель из Юйюэ"). 1213, Цыци (совр. пров. Чжэцзян),- 1280. Философ-неоконфуцианец, сторонник "учения о принципе" (ли сюэ). Учился у Ван Вэньгуаня, ученика Чжу Си в третьем поколении.
  • ФА-ХУАН-ЦЗИН

    Кит.) Китайский труд по Космогонии.
  • Негрин, Хуан

    Negrin, Juan) (1894-1956) - испанский премьер министр в 1937-39 гг.
  • МАРИАНА Хуан де

    (1536 – 16 февр. 1623) – исп. историк, политич. писатель и теолог. Преподавал теологию в Риме, Палермо, Париже, где получил степень д-ра богословия. Во "Всеобщей истории Испании" ["Historiae de rebus Hispaniae. Libri XXV", по-л
  • САРАГУЭТА ХУАН

    (род. 26 января 1883) – испанский философ-неотомист, психолог и публицист. Доктор философии (1929). В 1907–27 – профессор и ректор Мадридской семинарии, в 1917–31– профессор Высшей педагогич. школы в Мадриде,
  • ХУАН ЦЗУН-СИ

    1610–95) – кит. философ, политич. деятель и мыслитель. В молодости принимал активное участие в борьбе прогрессивных кругов интеллигенции с кликой евнухов, окружавших императора, а затем – в сопротив
  • ХУАН ЦЗУНСИ

    Хуан Тай-чжун, Хуан Наньлэй, Хуан Личжоу. 24.9.1610, окр. Юйяо пров. Чжэцзян,- 1695. Неоконфуцианец (см. Неоконфуцианство), политич. деятель, основоположник Чжэцзянской историч. школы, ученый (астрономия, мат
  • Хуан де ла Крус

    1542–1591), испанский мистик-кармелит, известный своими поэмами, в которых он описывает этапы своего единения с Богом. Особенно важным является этап отлучения от Бога — «темная ночь» (noche oscura).
  • ХУАН ГАНЬ

    Хуан Чжицин, Мяньчжай сяньшэн ("учитель из Мяньч-жая"). 1152, уезд Миньсян (совр. уезд Миньхоу пров. Фуцзянь), - 1221. Философ Каотинской школы; зять, ближайший ученик и помощник Чжу Си, автор его первой биог
  • ХУАН ИЧЖОУ

    Хуан Юань-тун, Цзинцзи, Цзайшэн. 1828, уезд Динхай пров. Чжэцзян,- 1898. Каноновед (см. Цзин сюэ). Служил в ведомстве просвещения в уезде Фэньшуй пров. Чжэцзян, дослужился до звания проф. окружной управы (чж
  • ХУАН КАНЬ

    487, Уцзюнь (территория совр. Сучжоу пров. Цзянсу),- 545. Каноновед из гос-ва Лян, представитель т.н. южн. школы каноноведения (см. Цзин сюэ). Был помощником преподавателя в Гос. училище (Гоцзы), внештатным
  • УАРТЕ Хуан

    род. ок. 1530, Сан-Хуан-де-Пьедель-Пуэрто, Наварра - ум. ок. 1592, Баэса) - исп. врач и философ. В своем труде "Исследования способностей к наукам" (1575, рус. пер. 1960) ставит способности души в зависимость от тел
  • ХУСТО Хуан Баутиста

    (1865–1928) – деятель рабочего движения, один из основателей Социалистич. рабочей партии Аргентины. Врач по образованию; свою обществ. деятельность начал в качестве редактора организованной им газет
  • ЛЬОРЕНТЕ Хуан Антонио

    (1756—1823) - испанский историк инквизиции и папства, б. священник. В 1789 был назначен гл. секретарем исп. инквизиции, но в 1801 удален с поста за снисходительность к преследуемым и сочувствие идеям Просвещ
  • ХУАН - ЛАО УЧЕНИЕ

    Хуан - Лао сюэ пай. Одно из ранних направлений даосизма, делавшее выводы политич. характера из учения об управлении на основе "недеяния" (у вэй [1], см. Вэй [1]), представленного в "Дао дэ цзине" (4 в. до н.э.)
  • ЛИ ХУАН

    1895. Ученый, деятель просвещения, сторонник зап. методов образования, обществ, и политич. деятель; сторонник идеологии "этатизма" (гоцзяч-жуи). Получил начальное образование в традиц. классич. духе, за