ХУАЯНЬХУАЯНЬ-ЦЗУН

ХУАЯНЬ ШКОЛА

Найдено 2 определения термина ХУАЯНЬ ШКОЛА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ХУАЯНЬ ШКОЛА (Хуаянь цзун)

одно из трех наряду с Тяныпай школой и Чань школой важнейших течений в китайском буддизме. Хуаянь школа основана ученым монахом Фацзаном в эпоху Тан и получила свое название по опорному для учения тексту — «Хуа янь цзин» — китайскому переводу «Аватамсака-сутры». Другие названия школы, восходящие к прозвищу и имени основателя, — Сяныпоу цзун и Фацзе цзун. Традиция считает тремя первыми учителями школы Душуня (557—640), Чжияня (602—668) и Фацзана, их последователями — Чэнгуаня (738—839) и Цзунми (780—841). Сторонники Хуаянь школы считали себя представителями классической махаяны, претендующими на ведущую роль как в теории, так и в обряде, и не отказывались от участия в государственных делах. Учителя школы стремились примирить основные положения махаянского буддизма с классическими конфуцианскими ценностями и даосским умозрением, что отразилось, в частности, в таких произведениях пятого патриарха, Цзунми, как «Чань юань чжу цюань лунь» («Собрание истолкований истоков созерцания») и «Юань жэнь лунь» («Об изначальной природе человека»). Основные теоретические положения школы о «полном слиянии принципов и явлений» (ли-ши юань жун) и о «единении многообразного» (и до сян), как полагают, оказали серьезное влияние на формирование учения сунских и минских «неоконфуцианцев» о ли-принципе (ли сюэ). Влияние Хуаянь школы чувствовалось и в более поздние эпохи — так, Юэся (1858—1917) основал в Шанхае и других местах ряд университетов под эгидой Хуаянь школы.

Г. А. Ткаченко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ХУАЯНЬ ШКОЛА

Одно из ведущих направлений кит. буддизма. Свое учение основывает на инд. "Аватамсака сутре" (кит. "Хуа янь цзин"- "Сутра цветочной гирлянды"). Особо важной признается гл., обычно называемая "Жу фа цзе пинь" ("Гл. о вступлении в дхармадхату"). В Х.ш. почитаются также "Маханирвана сутра" ("Непань цзин"- "Сутра нирваны") и "Махаяна шрадцхотпада шастра" ("Да чэн ци синь лунь"- "Шастра с пробуждении веры в махаяну"). Основателем Х.ш. традиционно считается Душунь (6 - 7 вв.), автор трактата "Хуа янь фа цзе гуань" ("О созерцании дхармадхату [по учению] Хуа янь [цзин]"), вторым патриархом - Чжиянь. В действительности основал школу и систематизировал ее учение Фацзан (7 - нач. 8 в.) Ему наследовал Дэнгуань, преемником к-рого стал Цзунми (8 - 9 вв.). После него начинается длительный упадок Х.ш. Однако еще несколько столетий она оставалась осн. "доктринальной" (цзяо) буд. школой, по влиянию уступая лишь школам "созерцательного" (чань) характера, уделявшим особое внимание религ. практике и использованию методов психотехники. Х.ш. не имеет инд. аналога. Для нее характерен особый интерес к собственно филос. проблематике, широкое использование терминологии классич. кит. философии. В учении Х.ш. сочетаются положения двух ведущих направлений классич. буддизма (см. Саньлунь школа)- мадхьямики и виджнянавады (см. Вэйши школа). Осн. идеи последней дополнены учением мадхьямики об "истинной реальности", существующей в качестве объективного внерефлективного бытия (санскр. татхата, бхута-татхата, кит. чжэнь жу). Это привело к активному усвоению мыслителями Х.ш. инд. доктрины татхагата гарбхи (кит. жу лай цзан - "вместилище [лоно] так приходящего", т.е. будды)- абс. и единого субстратного сознания, выступающего источником не только эмпирич. видов сознания, но и порождающего их "сознания-сокровищницы" (алайя-виджняна, алие ши, цзан ши), к-рое считается исходным в виджня-наваде. Татхагата-гарбха рассматривается в качестве единого "я" всего сущего. На основе данной доктрины мыслители Х.ш. разработали ориг. холистич. учение о "беспрепятственном [взаимопроникновении] принципов и вещей/дел" (ли ши у ай). Оно рассматривает мир как единый универсум (см. Фа цзе), все элементы - дхармы (фа [1], п. 2)- к-рого образуют единое целое, полностью присутствующее в каждом из этих элементов. Универсум в соч. Х.ш. часто уподобляется или сети из драгоценных камней, отражающих друг друга, или со всех сторон окруженному зеркалами образу будды, к-рый до бесконечности отражается в них. Используя понятие "принцип" (ли [1]), разработанное философами школы сюань сюэ, мыслители Х.ш. описывали совершенное, нирваническое (см. Непань) состояние "единого сознания" (и синь) как совокупность содержащихся друг в друге "принципов": они пребывают в таком же единстве с вещами эмпирич. мира (ши [3]), также являющимися аспектами "единого сознания". Др. важнейшая доктрина Х.ш.- "беспрепятственное [взаимопроникновение] вещей/дел" (ши ши у ай)- предполагает взаимосвязь и "взаимовключенность" всех вещей и явлений ("все сущее едино в едином сознании"). Х.ш. предлагала детальный анализ уровней и состояний бытия по принципу ши сюань ("десять сокровенных"), подразумевающему такие критерии, как целостность, единство, различия, тождество и варианты их диалектич. взаимодействия. Мудрец, достигший состояния будды, осознает единство мира и свое тождество с универсумом как "единым сознанием", выходя из иллюзорного мира рождений-смертей (см. Лунъхуэй). Х.ш. рассматривала свое учение как высшее и совершенное - "единств, колесницу" (и чэн) буддизма (см. Сань чэн). Доктрины всех др. буд. школ оценивались как ступени к постижению хуаяньской философии или ее частные аспекты. В рамках Х.ш. возникали различные направления. Так, в 11 в. монахом Кун Цинцзюэ создана "школа Белого облака" (Байюнь цзун, по назв. монастыря Бай-юньань в пров. Ханчжоу), разделившая буд. учения на 10 категорий (из к-рых высшей - "колесницей Будды" - провозглашалась Х.ш.) и придерживавшаяся принципа "единства трех учений" (см. Сань цзяо). Эта школа, последователи к-рой не принимали монашеского пострига, с 1202 неоднократно запрещалась имп. указами. Взгляды Х.ш. оказали значит, влияние на формирование неоконф. (см. Неоконфуцианство) учения о соотношении "принципа" и "пневмы" (ли-ци), на разработку др. филос. проблем в рамках неоконф. направления ли сюэ. Учение Х.ш. проникло в Корею (7 в., школа Хваом) и Японию (8 в., школа Кэгон сю). **Янгутов Л.Е. Филос. учение школы Хуаянь. Новосиб., 1982; Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 237 - 252; Chan G.C.C. The Buddhist Teaching of Totality. The Philosophy of Hwa-Yen Buddhism. University Park -L., 1971; Verdu A. Dialectical Aspects in Buddhist Thought: Studies in Sino-Japanese Mahayana Idealism. N.Y., 1974; Clcaryи Tli. Entry into the Inconceivable. An Introduction to Hwa-Yen Buddhism. Honolulu, 1983. E.A. Торшнов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме ХУАЯНЬ ШКОЛА — 0

Найдено научныех статей по теме ХУАЯНЬ ШКОЛА — 0

Найдено книг по теме ХУАЯНЬ ШКОЛА — 0

Найдено презентаций по теме ХУАЯНЬ ШКОЛА — 0

Найдено рефератов по теме ХУАЯНЬ ШКОЛА — 0