ХУ ЦЗЮЙЖЭНЬ

Найдено 1 определение
ХУ ЦЗЮЙЖЭНЬ
Ху Шусинь, прозв. Цзинчжай. 1434, Юйгань (совр. пров. Цзянси),- 1484. Философ-неоконфуцианец, представитель "учения о принципе" (ли сюэ), педагог. Учился у У Юйби, занимался гл. обр. педагогич. деятельностью, в т.ч. в основанной Чжу Си (12 в.) знаменитой школе Байлу ("Белого оленя"). Осн. соч.- "Цзюй е лу" ("Записи о степенях [учености] и занятиях"). Во главу обучения ставил воспитание "преданности" (чжун [2], см. Чжун шу) и "верности" (синь [2]), обретение "искренности" (чэн [1]) и "почтительной осторожности" (цзин [4]), навыков "размышления в одиночестве" (шэнь ду) и деятельной активности. Полагал, что Вселенная заполнена "реальным принципом" (ши ли, см. Ли [1])-структурообразующим началом, имманентным материалообразующей "пневме" (ци [1]). Все в мире, в т.ч. природные силы (Небо и Земля) и "тьма вещей", являются самими собой благодаря "реальному принципу". Собственно "принцип" логически предшествует "пневме" и является ее "сувереном", "управляет" ею, тогда как "пневма" представляет собой "инструмент (цзюй) принципа". Подчеркивал, что "сердце (синь [1]-сознание и психика) и принцип едины" (синь юй ли и): все "множество принципов Поднебесной... хранится в сердце". В нем же умещаются все "инструменты принципов дао", т.е. вся вселенская субстанция. Поэтому "освобождение сердца", т.е. утрата контроля над сознанием и психикой, чревато "утратой принципов" и, т.о., возможности адекватного постижения мира. Порицал буддизм и даосизм за проповедь якобы "обращения к пустотному духу (сюй лин, см. Сюй) охваченного страстями собств. сердца" и отказ от постижения "принципов дел и вещей". Отвергал медитативные приемы "сохранения сердца" (цунь синь) и все способы самосовершенствования "в состоянии покоя", т.е. в измененном состоянии сознания, как поветрие чань-буддизма (см. Чань школа). Единств, гарантом от любых ошибок считал сохранение "истинной передачи" (чжэн чу-ань) раннеконф. традиции. Сюй Юаньхэ

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь