ХРОНОТОП

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Хронотоп
(греч. chronos – время + topos – место) – понятие, выражающее концептуальное единство пространственно-временной размерности, связанное с культурно-историческим смыслом событий и явлений.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Хронотоп
(от греч. chronos – время, topos – место) – “времяпространство”, единство временных и пространственных отношений. Например, М. Бахтин использует это понятие при рассмотрении сюжетного развития романа.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

ХРОНОТОП
от гр. chronos - время и topos - место) - термин, введенный М.М. Бахтиным в литературоведение для обозначения характерных способов описания взаимосвязи временных и пространственных отношений в художественных произведениях разных жанров, разных исторических эпох, разных авторов и т.д. Как показал М.М. Бахтин, хронотоп в литературе имеет настолько важное ж а н р о в о е значение, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем ведущим началом в хронотопе является время. лит.: Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная лит., 1975. Ильгиз А. Хасанов

Источник: Время как объективно-субъективный феномен

ХРОНОТОП
времяпространство»). В узком смысле — эстетическая категория, отражающая амбивалентную связь временных и пространственных отношений, художественно освоенных и выраженных с помощью соответствующих изобразительных средств в литературе и других видах искусства. В широком смысле — типологические или личностные формы смыслового объединения пространственных и временных координат, которые в качестве своего рода «интенциональных рамок сознания» являются предпосылкой вхождения субъекта в сферу культурного смысла вообще. В этом значении было введено и обосновано М. М. Бахтиным, считавшим, что всякое вступление в область смыслов совершается только через ворота хронотопа (Формы времени и хронотопа в романе. — Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975). Разрабатывая свои философские взгляды на опытном поле эстетики, Бахтин определяет хронотоп как втягивание пространства через сюжетное развитие в процесс движения, вследствие чего пространство обволакивает собой ось времени, а само время сгущается и уплотняется. В результате периодических слияний и разрывов времени и пространства в каждом произведении образуется своя система частных хронотопов, являющихся организационными центрами, завязывающими и развязывающими сюжетные узлы. В каждом произведении есть и доминантный типологический хронотоп, связанный с принадлежностью данного произведения к той или иной художественно-эстетической традиции. Наряду с «встроенным» в тексг хроиотопом существуют внеположные ему авторский и читательский хронотоп. Хронотопически организованы все без исключения сферы культурного смысла, в т. ч. язык (и как средство внешнего общения, и как форма протекания смысла во внутренней духовно-мыслительной деятельности), и само мышление, даже абстрактное; как бы ни были в мышлении ослаблены хронотопические координаты, именно движение смысла «по», «между» и «сквозь» имманентные и внеположные хронотопы является условием его развития.
Различия в хронотопах восходят к «неслиянным» («внеположным») личностям. Ни одна идея не может в разных хронотопах быть равной самой себе, идея вне конкретного хронотопа (или конкретной личности) не существует. Хронотопы не могут быть упорядочены в какую-либо единую, абстрактно рационализированную систему монологического типа. В конечном счете теория хронотопа выходит на центральную бахгинскую тему диалогизма.
Л. А. Гоготишвши

Источник: Новая философская энциклопедия

Хронотоп
от греч. chronos – время и topos – место. ? единство пространственных и временных параметров, направленное на выражение опр. (культурного, худож.) смысла. Впервые термин X. был использован в психологии Ухтомским (см. Ухтомский). Широкое распространение в лит-ведении, а затем в эстетике получил благодаря трудам Бахтина. В значит. степени рождение этого понятия и его укоренение в иск-ведч. и эстетич. сознании было инспирировано естественнонаучными открытиями нач. 20 в. и кардинальными изменениями представлений о картине мира в целом. В соответствии с ними пространство и время мыслятся как взаимосвязанные координаты единого четырехмерного континуума, содержательно зависимые от описываемой ими реальности. По сути такая трактовка продолжает начатую еще в античности традицию реляционного (в противоположность субстанциальному) понимания пространства и времени (Аристотель, Бл. Августин, Лейбниц и др.). Как взаимосвязанные и взаимоопределяемые трактовал эти категории и Гегель. Акцент, поставленный открытиями Эйнштейна, Минковского и др. на содержат. детерминированности пространства и времени, так же, как и их амбивалентная взаимосвязь, метафорически воспроизведены в X. у Бахтина. С др. стороны, этот термин соотносится с описанием В. И. Вернадским ноосферы (см. Вернадский, Ноосфера), характеризуемой единым пространством-временем, связанным с духовным измерением жизни. Оно принципиально отлично от психол. пространства и времени, к-рые в восприятии имеют свои особенности. Здесь же, как и в бахтинском X., имеется в виду одновременно духовная и материальная реальность, в центре к-рой находится человек. Центральной в понимании X., по Бахтину, является аксиологич. направленность пространственно-временного единства, функция к-рого в худож. произведении состоит в выражении личностной позиции, смысла: "Вступление в сферу смыслов совершается только через ворота X.". Иначе говоря, содержащиеся в произведении смыслы могут быть объективированы только через их пространственно-временное выражение. Причем собственными X. (и раскрываемыми ими смыслами) обладают и автор, и само произведение, и воспринимающий его читатель (слушатель, зритель). Т.о., понимание произведения, его социокультурная объективация есть, по Бахтину, одно из проявлений диалогичности бытия. X. индивидуален для каждого смысла, поэтому худож. произведение с этой т.зр. имеет многослойную ("полифоническую") структуру. Каждый ее уровень представляет собой взаимообратимую связь пространств. и временных параметров, основанную на единстве дискретного и континуального начал, что дает возможность перевода пространств. параметров во временные формы и наоборот. Чем больше в произведении обнаруживается таких слоев (X.), тем более оно многозначно, "многосмысленно". Каждый вид искусства характеризуется своим типом X., обусловленным его "материей". В соответствии с этим искусства разделяются на: пространственные, в хронотопах к-рых временные качества выражены в пространств. формах; временные, где пространств. параметры "переложены" на временные координаты; и пространственно-временные, в к-рых присутствуют X. того и другого типов. О хронотопич. строении худож. произведения можно говорить с т.зр. отд. сюжетного мотива (напр., X. порога, дороги, жизненного перелома и др. в поэтике Достоевского); в аспекте его жанровой определенности (по этому признаку Бахтин выделяет жанры авантюрного романа, авантюрно-бытового, биогр., рыцарского и т.д.); в отношении индивидуального стиля автора (карнавальное и мистерийное время у Достоевского и биогр. время у Л. Толстого); в связи с организацией формы произведения, поскольку такие, напр., смыслонесущие категории, как ритм и симметрия есть не что иное, как взаимообратимая связь пространства и времени, основанная на единстве дискретного и континуального начал. X., выражающие общие черты худож. пространственно-временной организации в данной системе культуры, свидетельствуют и о духе и направлении доминирующих в ней ценностных ориентаций. В этом случае пространство и время мыслятся как абстракции, при посредстве к-рых возможно построение картины унифицированного космоса, единой и упорядоченной Вселенной. Напр., пространственно-временное мышление первобытных людей предметно-чувственно и вневременно, так как сознание времени спатиализировано и одновременно сакрализовано и эмоционально окрашено. Культурный X. Древнего Востока и античности выстроен мифом, в к-ром время циклично, а пространство (Космос) одушевленно. Ср.-век. христ. сознание сформировало свой X., складывающийся из линейного необратимого времени и иерархически выстроенного, насквозь символичного пространства, идеальным выражением к-рого является микрокосм храма. Эпоха Возрождения создала X., во многом актуальный и для современности. Противопоставление человека миру как субъекта – объекту позволило осознать и измерить его пространств. глубину. Одновременно появляется бескачественное расчлененное время. Возникновение характерного для Нового времени единого темпорального мышления и отчужденного от человека пространства сделало эти категории абстракциями, что зафиксировано в ньютоновской физике и картезианской философии. Совр. культура со всей сложностью и многообразием ее социальных, нац., ментальных и др. отношений характеризуется множеством различных X.; среди них самым показательным является, пожалуй, тот, что выражает образ сжатого пространства и утекающего ("утраченного") времени, в к-ром (в противоположность сознанию древних) практически нет настоящего. Лит.: Ритм, пространство и время в лит-ре и искусстве. Л., 1974; Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982; Гуревич А.Я. Категории ср.-век. культуры. М., 1984; Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по истор. поэтике // Бахтин М.М. Литературно-критич. статьи. М., 1986; Пространство и время в искусстве. Л., 1988; Трубников Н.Н. Время человеч. бытия. М., 1987; Флоренский П.А. Время и пространство // Социол. исследования. 1988. N 1; Time in Science and Philosophy. Prague, 1971. Н.Д. Ирза. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
347.34 кб

Хронотоп и вопросы моделирования исторического времени

Федоров И. А., Запорожченко О. А.
Статья посвящена проблемам моделирования исторического времени и методологическим особенностям хроноисследований.
Читать PDF
2.13 мб

О политологии и философии политики: современный хронотоп политической науки

Батурин Владимир Кириллович
В статье обосновывается новая стереометрическая (космическая) концепция философии политики как фундаментальная теория управления целостной земной цивилизацией.
Читать PDF
145.33 кб

Хронотоп - ключ к познанию социального пространства

Бурнашев К. Э.
Рассматривается генезис представлений о социальном пространстве в зарубежной и отечественной научной мысли. Представлены основные парадигмы исследования социального пространства, сформировавшиеся в ХХ веке.
Читать PDF
78.89 кб

Хронотоп порождения человеческой активности

Смирнов Максим Юрьевич
В статье анализируются основные особенности человеческой активности, выявляются условия ее возникновения и существования.
Читать PDF
187.36 кб

Социальный хронотоп как проблема интеграции современного обществознания

Кемеров Вячеслав Евгеньевич
Читать PDF
1,007.29 кб

Гетерогенный хронотоп русской философии: Г. Г. Шпет и Э. В. Ильенков

Римский В.П.
В статье представлен сравнительно-философский анализ творчества выдающихся русских философов Г.Г. Шпета и Э.В. Ильенкова.
Читать PDF
995.07 кб

Категориально-системный анализ экзистенциальной проблемы самореализации личности в контексте хроното

Скосырева А.С.
На основе категориально-системной методологии разработана схема ряда информационных критериев (РИК), в которой систематизированы «Великие философские проблемы» Н.С. Розова.
Читать PDF
319.03 кб

Онтологический смысл понятия хронотопа в философских идеях А. Ухтомского и М. Бахтина

Политов А. В.
В статье исследованы основные теоретические положения о хронотопе известного российского мыслителя первой половины ХХ в. Алексея Алексеевича Ухтомского.
Читать PDF
366.98 кб

Методологический потенциал хронотопа в вопросах исследования социального пространства

Бурнашев Константин Эдуардович
Данная статья посвящена актуальной проблеме современного социально-философского знания социальному пространству и вопросам его изучения.
Читать PDF
239.09 кб

Сравнительный анализ понятий семантического мира В. В. Налимова и хронотопа М. М. Бахтина

Политов А.В.
Задачей статьи является сравнительное историко-философское рассмотрение понятий семантического мира, введенного в отечественную философскую науку советским мыслителем В.В.
Читать PDF
247.13 кб

Характерные черты мифологического хронотопа в свете становления циклической парадигмы культуры

Мартысюк П.Г.
В статье раскрывается содержание мифологического хронотопа с позиции выявления и анализа содержащихся в нем интенций циклического типа.
Читать PDF
153.58 кб

Семиотика пространства в хронотопе современности

Шипота Кирилл Анатольевич
В данной статье автор исследует выстраивание семиотического пространства через призму временной явленности и расположенности, по разному данной в опыте эстетических переживаний, определяет феномен циклического и линейного времени
Читать PDF
0.00 байт

Культурные факторы национальной политики в России: хронотопический анализ

Д.Г. Горин
В статье рассматриваются социальные и культурные факторы национальной политики в современной России.
Читать PDF
162.97 кб

Хронотопический подход к философско-художественному профетизму

Оропай А. Ф.
Автор рассматривает феномен пророчества в литературно-художественных произведениях, именуемых «философскими» и предлагает подход к этому феномену на основе бахтинского понятия «хронотоп».
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о границах хронотопического подхода к философской прозе

Оропай Аркадий Федорович
В статье рассматривается бахтинское понятие «хронотоп». Автор приходит к выводу, что его использование в процессе анализа философской прозы позволяет по-новому взглянуть на связи художественных образов и отвлеченных идей.

Похожие термины:

  • ХРОНОТОП (дословно время-пространство)

    един-ство пространственных и временных параметров, направ-ленное на выражение опр. (культурного, худож.) смысла. Впервые термин X. был использован в психологии Ух-томским. Широкое распространение в