ХРИСТОВОВЕРЫ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ХРИСТОВОВЕРЫ
, «люди божьи», хлысты - одна из форм старого рус. сектантства, возникшая во вт. пол. 17 в. в центр, губ. России среди оброчных крестьян. Основателем христововерия считается костромской крестьянин Даниил Филиппович. По соц. содержанию учение Х-, отличавшееся крайним аскетизмом и мистицизмом, выражало протест части крестьянства против помещиков и правосл. духовенства. X. отвергали авторитет церкви во имя авторитета «св. духа». Их моления (радения) представляли собой коллективные пляски с «хождением в духе», с самобичеванием, глоссолалиями и пророчествами, в результате к-рых верующие впадали в состояние релит, экстаза. Характерная черта первоиач. христововерия -строжайший аскетизм, вплоть до отказа от семьи и брака. Последователи христововерия объединялись в общины - «корабли» во главе с «христами» и «богородицами» (по учению X., Христос может вселиться в каждого верующего). Во вт. пол. 19 в. среди Х. ведущую роль стали играть бурж. элементы, предприниматели, торговцы. В связи с этим в таких течениях христововерия, как «Старый» и «Новый Израиль», происходит ослабление мистицизма и аскетизма, наблюдаются попытки реформировать хри-стововерие по церк. образцу. Царское правительство и правосл. церковь преследовали X. Нек-рые из них (часть последователей «Нового Израиля») эмигрировали в нач. 20 в. в Уругвай. Соцнали-стич. Преобразования в деревне подорвали соц.-экономич. корни христововерия и ускорили процесс его распада. В наст. вр. небольшие группы X. Имеются в Тамбовской, Ростовской обл.. Краснодарском, Ставропольском краях и др. местах. Они ведут замкнутый образ жизни, не участвуют в обществ, производстве.

Источник: Атеистический словарь

ХРИСТОВОВЕРЫ
одна из старых рус. сект, известна также под названием «хлысты» (в нек-рых общинах этих сектантов существовала практика самобичевания как средства «умерщвления плоти» и приведения себя в состояние экстаза). Сами члены секты называли себя последователями «христовой веры», «людьми божьими». Секта возникла во вт. пол. 17 в. Первыми из достоверно известных ее деятелей были крестьянин И. Суслов, а затем Лупкин, посадский человек. Первонач. христововерие распространилось в Костромском, Владимирском, Нижегородском, Московском уездах» Осн. чертами вероучения являлось «духовное» понимание православия, отказ от его внешнеобрядового характера при формальном признании церкви и необходимости посещения ее богослужений, вера в мистич. единение верующего с богом, в возможность достижения такой степени совершенства, когда верующий становился «Христом», Строжайший аскетизм (вплоть до запрещения брака) был возведен X. в религ» принцип, Осн. форма богослужения - «радения», к-рые включали песнопения, религ. пляски, пророчества. Во время радения верующие приводили себя в состояние экстаза, воспринимавшееся как единение со «святым духом». Поначалу христововерие имело характер религ. протеста помещичьих крестьян против социальн. и духовн. гнета. Отказ от всех жизненных удовольствий и сведение к минимуму потребностей в пище, одежде были у X. формой осуждения и отвержения мира собственности. Со временем этот фанатичный аскетизм выродился в бурж. бережливость, скопидомство, накопительство. Часть X. превратилась в кулаков, владельцев хлопчатобум. мануфактур, купцов. Именно они занимали в христововерии руковод. положение и эксплуатировали своих единоверцев, обманывая нх идеалами религ. братства и посулами материального преуспевания. С нач. 19 в. христововерие подразделилось на ряд течений, враждовавших друг с другом. В нач. 20 в. наряду с традиц. формами христововерия существовали и численно преобладали такие его формы, как «Старый Израиль» и «Новый Израиль». Последний разделился на несколько течений («Новый союз духовного Израиля» и др.») «Старый» и особенно «Новый Израиль» представляли собой «окультуренное» христововерие. Запреты на пищу были у этих X. менее жесткими или вовсе отменялись. Брак допускался (но не в церк. форме), радения были заменены религ. мистериями» С церковью были порваны все связи. Ветхий и Новый заветы толковались с позиций «духовного разума», т. е. религ. «рационализма». Наиболее видным руководителем «Нового Израиля» был В. С. Лубков, происходивший из крестьян Воронежской губ. Несмотря на промонархнч. выступления руководителей «Нового Израиля», последователи секты подвергались репрессиям со стороны царизма и церкви. С 1911 по 1914 ок» 2 тыс. «новоизраильтян» во главе с Лубковым эмигрировали в Уругвай. В пер. пол. 20-х гг. часть их возвратилась на родину и поселилась в Сальском округе (Северный Кавказ). Созданные ими здесь сельскохозяйств. кооперативы отличались религ. замкнутостью и всесилием в них религ. руководителей. В наст. вр. существуют малочисл, группы X.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

Христововеры
(«хлысты») одна из старых форм русского сектантства. Возникновение X. связывают с именем крестьянина Владимирской губ. (по нек-рым источникам Костромской) Данилы Филипыча, к-рый объявил себя богом и дал своим последователям 12 заповедей, легших в основу хлыстовского учения. Он проповедовал свое учение с сер. 17 в. до 1700.
В соответствии с учением X. Св. Дух может вселяться в «пречистую плоть» и такому человеку уже не нужно Свящ. писание, т. к. его «водит» сам Св. Дух. По преданию, Данила Филипыч отверг свящ. книги и велел бросить их в Волгу. Позже X. стали пользоваться Свящ. писанием, и во время их молений, называемых радениями, Евангелие всегда лежало на столе, его читали, но толковали аллегорично. Во время радений, к-рые проходили в чтении и пении молитв, стихов-распевцев и в своеобразных движениях, напоминавших неистовые пляски, на весь хлыстовский «корабль» (так называлась община X.) «нисходил Св. Дух», и нек-рые начинали «говорить на языках», пророчествовать.
X. считали, что на нек-рых, воспринявших Слово Божие, Св. Дух пребывал всегда, и они, как когда-то Иисус Христос, становились помазанниками Божиими «христами». Самого Иисуса Христа X. не считали единосущным Сыном Божиим и искупителем человечества, а его воскресение понимали духовно.
Распространено мнение, что название «хлысты» происходит от искаженного «христы», хотя, по другой версии, это название связано с обычаем хлестать себя во время радений. Сами X. называют себя «людьми Божьими».
Во главе общины — «корабля» стоял свой «христос «кормщик и «богородица «кормщица, хотя в секте были «христы», признанные всеми «кораблями». Таковы Иван Суслов, Порфирий Лупкин с богородицей Акулиной Лупкиной, Аббакум Копылов с богородицей Анисьей Копыловой, Перфил Катасонов.
В соответствии с учением X. человеческие души существовали в доматериальном мире, но после грехопадения были заключены в темницу плоть, созданную сатаной. Она-то и является виновницей всех человеческих бед и грехов, она мешает рождению Христа в каждом человеке. Для Х. был характерен крайний аскетизм. Им было запрещено участвовать в праздничном веселии, они не должны были создавать семьи и иметь детей, у них было много пищевых запретов (алкогольные напитки, чай, кофе, мясо, рыба, картофель, лук, чеснок). Хлысты изнуряли себя строгими постами, к-рые заключались в полном отказе от пищи и питья, иногда до семи дней.
Представление о конце света выглядит в учении X. очень расплывчато и неоднозначно. Не во всех «кораблях» верили во второе пришествие, а там, где верили, считали, что после суда, вершить к-рый будет Данила Филипыч, праведные таинственно воскреснут, а неправедные пойдут на вечную муку.
Внешне до 1905 X. не порывали с Правосл. церковью. Проживая среди православных, X. ради конспирации исправно ходили на исповедь и к причастию, на праздничные службы. Даже на своих молитвенных собраниях они крестились, читали церковные молитвы и акафисты. В их религ. обиходе были кресты и иконы, к-рым, правда, они давали имена своих «христов» и «богородиц».
Эволюция X. шла по пути смягчения аскетизма. При А. Копылове и П. Катасонове в перв. пол. 19 в. «хлыстам» было разрешено иметь духовных жен-«духовниц», с к-рыми разрешалось супружеское сожительство без венчания, сняты были нек-рые пищевые запреты. Направление, к-рым руководил Катасонов, получило название «Старый Израиль».
Во вт. пол. 19 в. появился «Новый Израиль», признанным «христом» к-рого стал В. Лубков. Он создал четкую организационную структуру секты, к-рой управлял с помощью «небесного кругозора» совета «апостолов», «евангелистов» и «равноапостольных мужей». Лубков отказался от умерщвления плоти и вместо призрачного Царства Божьего в будущем призвал своих последователей создать его на земле и сейчас. В условиях быстрого социального расслоения деревни и обнищания части крестьянства он успешно организовывал коммуны-общины по примеру раннехрист., провозгласив в своем «царстве» свободу и равенство. В 1905 Лубков объявил о полном разрыве с Русской Православной церковью. На 1 янв. 1912, по офиц. данным, «Старый Израиль» насчитывал 3012 чел., а «Новый Израиль» 5881 чел. В том же 1912, в поисках места для строительства Царства Божьего, Лубков, а затем и две тысячи его последователей выехали в Уругвай. В 1920-е гг. по призыву советского пр-ва они вернулись в Россию и основали коммуны на землях Войска Донского. Коллективизация нач. 30-х гг. привела к распаду орг-ции X.
На протяжении 17 нач. 20 в. соц. состав секты постепенно менялся. Первоначально в кон. 17 нач. 18 в. секту X. составляли монашествующие московских монастырей, оброчные крестьяне Центральной России, приходившие в Москву на заработки, посадские люди. Постепенно X. появились в центральных и южных губерниях России, а также в Сибири. Государственные крестьяне составляли в секте меньшинство.
Часть X. пошла по пути более радикальной борьбы с дьяволом и его порождением плотью. Они считали, что Адам пал именно потому, что вступил в супружеское сожительство с Евой, поэтому крещение духовное надо дополнить огненным оскоплением. В 60-е гг. 18 в. это направление, возникшее в хлыстовстве, видимо, значительно раньше, выделилось в самостоятельную секту скопцов. Сами себя они называли белоризцами, белыми голубями, людьми Божьими. Руководителем секты стал крестьянин Орловской губ. Кондратий Селиванов. Обряд моления у хлыстов и скопцов был очень похож, они пели одни и те же распевы, члены одной секты могли участвовать в молитвенных собраниях другой. В отличие от хлыстов, верящих в многократное воплощение Сына Божьего, скопцы считали, что Христос воплотился в Селиванове, к-рый, по преданию, не умер в 1832, а скрывается в Иркутской губ. и однажды явится судить мир. Скопцы жили среди православных и внешне не порывали с церковью, тщательно скрывая свою секту. С сер. 19 в. на Кавказе и в Сибири стали возникать целые поселения ссыльных сектантов. Со вт. пол. 19 в. число членов секты постоянно сокращалось. Изуверский характер делал секту малопривлекательной даже для фанатично верующих людей. На 1 янв. 1912 по офиц., явно заниженной статистике в России было 603 скопца. Секта окончательно распалась в 30-е гг. 20 в.

Источник: Религии народов современной России