Христианский год

Найдено 1 определение
Христианский год
(Christian Year).
Христианский год состоит из определенных Церковью периодов. Начинается он не 1 янв., а (в Западной церкви) в первое воскресенье Адвента, т.е. примерно за месяц до Рождества. Центральное значение христианского года имеет скорее Пасха, чем Рождество. В христианском годовом цикле время имеет сакральный смысл  оно подготавливает людей к небесной жизни. Праздничные дни этого цикла призваны напоминать о событиях земной жизни Иисуса Христа, а также святых, крые избрали Его путь.
Христианскому году посвящен Устав о святой литургии, принятый на Втором Ватиканском соборе. Поскольку периоды церковного календаря,равно как и праздники, должны прежде всего служить Богу, всем им придается литургическое значение. Второй Ватиканский собор уделил особое внимание связи праздников в честь святых и Девы Марии с таинствами Христа. Таинства Пасхи раскрываются в жизни Марии и святых. В энциклике Mediator Dei папа Пий XII просит христиан еще больше сосредоточиться на этих таинствах, чтобы яснее понимать искупительный подвиг Христа. Он напоминает, что церковный год  это не утомительный перечень событий далекого прошлого, а живое, непосредственное переживание пасхального таинства.
Христианский год состоит из двух пластов. Один образует праздники Господни, другой  праздники Девы Марии и святых. Последние перешли в общецерковный календарь из местных общин. Общаясь между собой, христианские сообщества перенимали друг у друга поклонение местным святым; затем была выработана единая последовательность праздников в их честь. В XVI в. папа Пий V упорядочил христианский год. К XX в. число праздников достигло 250, и возникло опасение, что они могут отвлекать внимание верующих от Христа. Поэтому папа Пий X в своих энцикликах обращал особое внимание на то, что цель всех праздников в конечном счете прославление Иисуса Христа. В 1960 г. некрые праздники по разным причинам изъяли из церковного календаря. Второй Ватиканский собор провел реформу, направленную на дальнейшее его упрощение, и сохранил лишь праздники, связанные с определенными историческими событиями. Как праздники святых чаще отмечаются дни их смерти, а не рождения, поскольку смерть святого его истинное рождение, т.е. восхождение на небеса.
Многие праздники относятся к переходящим, их даты меняются от года к году; многие всегда приходятся на определенный день. Главный переходящий праздник  Пасха, главный непереходящий  Рождество. Некрые непереходящие праздники не отмечают, когда они приходятся на воскресенье, поскольку этот день всегда посвящен Богу как Отцу, Сыну и Св. Духу. Все праздники так или иначе должны наводить на размышление о Троице  Отце, Сыне и Св. Духе.
Важнейшие моменты христианского года отмечают исторические аспекты искупления Христа, связанные с событиями Его жизни. Каждое воскресенье празднуется событие Пасхи. Воскресенья праздновали еще апостолы, а многие христианеевреи на протяжении нескольких десятилетий продолжали чтить и субботу.
По некрым причинам особое значение среди будних дней приобрели пятница и среда. Пятницу обычно считали более важным днем. Соблюдавшийся в эти дни пост некрые христиане сопровождали определенными молитвами, подготавливающими к празднованию воскресенья. Суббота была наименее важным днем недели.
Период Пасхи. Пасха главный праздник христианского года. Приготовление верующих к Пасхе начинается в воскресенье перед Великим постом, получившее название " Септуагезима". Продолжается Пасха, по существу, до праздника Пятидесятницы. Пасха отмечает не только воскресение Христа, но и Его страсти и смерть. Для верующих смерть и воскресение Христа должны быть всегда связаны воедино.
Приготовление к Пасхе вступает в свою важнейшую фазу во время Страстной недели. Она начинается в Вербное воскресенье, открывающее перед нами те часы в жизни Иисуса, когда Он приблизился к порогу страстей и смерти. После менее важных понедельника, вторника и среды Страстной недели наступает Страстной четверг, когда в форме живого действа отмечается Тайная вечеря Христа. Это действо включает в себя омовение ног, совершаемое в воспоминание о Христе, крый омыл ноги апостолам в знак своего смирения и желания служить людям. В Страстную пятницу отмечаются Его страсти и смерть. Литургию в этот день не служат. Святое причастие сохраняется с четверга до Страстной пятницы и раздается верующим. Главное событие этого дня  поклонение Кресту, непосредственно напоминающее о смерти Иисуса Христа. Страстная суббота отводится для размышлений в ожидании Пасхи.
Празднуют Пасху восемь дней, каждый из них связан с какойто стороной Воскресения Христова. Перед верующими раскрывается то влияние, к-рое земная жизнь Христа после воскресения оказывала на первых христиан, и это помогает им почувствовать, какое значение имеет она для них. Для верующего все пасхальные дни полны радости, ибо он сознает, что Христос воцарился на небесах одесную Бога Отца. По окончании всего периода Пасхи наступает Пятидесятница, края отмечает сошествие Св. Духа на первых христиан, наполнившее их ликованием и силой и вдохновившее на то, чтобы обращать мир к Иисусу Христу.
Период Рождества. Рождество  второй важнейший этап христианского года после Пасхи. Некрые верующие придают ему большее значение, что объясняется причинами не духовного характера. В рождественском цикле отмечается не только рождение Иисуса, но и Его детство с Марией и Иосифом. Этот цикл утвердился как часть христианского года позднее, чем пасхальный период, хотя сам праздник Рождества существовал еще в римскую эпоху. Он был введен Церковью в противовес языческим празднествам 25 дек. Адвент посвящен пришествию Христа и приготовлению верующих к тому, чтобы принять Его в сердце. Воплощение Христа означает не только Его рождение, но и наступление мессианской эпохи  начало конца движущегося к вечности мира. Во время Адвента в душах верующих осознание своей греховности соединяется с радостным ожиданием Спасителя.
Рождественский цикл заканчивается праздником Богоявления, но некрые связанные с ним темы продолжаются и в воскресенья, следующие за этим праздником. (Воскресные дни после Пятидесятницы отделены от пасхального цикла. Объединяет эти воскресные дни только то, что все они отмечают пасхальные таинства Христа.)
Праздники святых. Христианский год, как он был описан выше, строится вокруг Иисуса Христа. Но есть и еще один уровень, имеющий подчиненное значение,  праздники святых. Часть из них посвящена первым мученикам. С тех пор как Константин снял запрет с христианства, началось почитание мучеников, пострадавших до этого времени. Смерть мучеников связана со смертью Христа. Их мощи тоже стали важной частью многих праздников. После раскола Римской империи Карл Великий сохранил обычай поминовения святых.
Мученики считаются главными среди святых и в наше время. Их памяти посвящено ок. 120 дней. Некрые из этих праздников вызывают сомнения, иногда обусловленные тем, что мы очень мало знаем об определенных святых. Однако позитивистский взгляд на историчность агиографических сведений не может отменить того символического значения, к-рое должны иметь для верующих их праздники. Они проливали кровь за Христа, а это для верующих  символ крови, пролитой Христом ради нашего искупления.
Исповедники не относятся к мученикам в строгом смысле слова: они за Христа не умирали, однако тем или иным образом страдали за Него. Аскеты и епископы в некрых случаях рассматриваются как исповедники веры. Избрав путь страданий, аскеты в какойто мере уподоблялись мученикам.
Из представления о святости девственной жизни возникло почитание святых девственниц и женщин, достигших святости во вдовстве. Некрые из них были и мученицами; Агату и Перепетую почитают не только за подвиги мученичества, но и за твердость, с крой они под пытками отвергли домогательства своих преследователей.
Ряд церковных праздников связан с разными событиями жизни Девы Марии. Культ пресвятой Девы возник в самые ранние времена христианства. Одним из первых праздников,частично связанных с нею, стало Очищение пресвятой Девы Марии, в к-ром центральное место отведено Иисусу. Хотя учение о взятии тела пресвятой Девы Марии на небо получило статус церковного догмата довольно поздно, праздник Успения существовал уже в VIII в. Иногда почитание Девы Марии доходило до таких крайностей, что Второму Ватиканскому собору пришлось ограничить поклонение ей.
Основное назначение христианского годового цикла  обратить верующих к переживанию жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа в сочетании с другими пасхальными таинствами. Культ Девы Марии и святых должен приближать верующих к Христу и давать надежду на то, что и они могут стать святыми, если захотят уподобиться Ему.
Т. J. German (пер. Д.Э.) Библиография: P. Parsh, The Churchs Year of Grace; A. Lohr, The Year of Our Lord; I.H. Dalmais, Introduction to the Liturgy; H. Jenny, The Paschal Mystery in the Christian Year; O. Rousseau, The Progress of the Liturgy.
См. также: Великий (Чистый) четверг; Великая пятница; Великая суббота; Страстная неделя; Вербное воскресенье; Пасха; Вознесения, праздник; Пятидесятница; День Всех Святых; Хэлоуин (канун дня Всех Святых); Адвент; Рождество; Великий пост.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
457.16 кб

Движение «Христианских правых» в США в 1990-е годы

Высоцкий Андрей Михайлович
Проанализированы факторы, способствовавшие усилению позиций движения «христианских правых» в США в 1990-е гг. Рассмотрены изменения в организации и идеологии движения, результаты его политической деятельности в этот период.
Читать PDF
141.00 кб

Христианские мотивы в творчестве Б. Зайцева в 1920-е годы

Безатосная О.М.
В статье рассматривается ряд произведений Б.Зайцева («Золотой узор» и др.), в которых раскрывается христианское мировоззрение писателя.
Читать PDF
394.71 кб

Христианские политические партии на Нижней Волге в 1917 году

Редькина Ольга Юрьевна
В статье выявлены причины возникновения, программные положения и деятельность Саратовской губернской Русско-демократической партии христиан-старообрядцев и Православно-народной партии в период избирательной кампании в Учредительно
Читать PDF
80.73 кб

Христианское население Крыма в 1630-е годы по османским источникам

Ефимов Александр Викторович
Автор анализирует османские первоисточники по истории Крыма первой половины XVII в.
Читать PDF
237.72 кб

Проект «Христианского музея» в Херсонесе второй половины 1870-х годов

Шаманаев Андрей Васильевич
В статье рассматривается вопрос формирования принципов организации музеев в России во второй половине XIX в. Автор анализирует письмо А. Л. Бертье-Делагарда (военный инженер, археолог, нумизмат) к Н. Н.
Читать PDF
135.15 кб

Христианские мотивы и образы в творчестве Н. А. Некрасова (1830-1850-е годы)

Жилякова Э. М.
В статье анализируются христианские мотивы в поэзии раннего Некрасова, для которого были характерны глубокие религиозные переживания.
Читать PDF
0.00 байт

Оглавление «Христианского чтения» За первое полугодие 1903 года Январь - июнь

Читать PDF
107.90 кб

Традиции региональной народной культуры. Христианский и народный годовые круги

Джичоная Магда Алексеевна
В статье рассмотрено соотношение народных языческих календарных обрядов и церковных праздников. Народные обряды делятся на два цикла: календарные и семейно-бытовые.
Читать PDF
292.66 кб

Французская христианская демократия в 60-е годы XX века: проблемы трансформации

Шмелёв Дмитрий Викторович
В статье исследуется период трансформации французской христианской демократии в 60-е годы XX в.: возникновение новых структур, идейная эволюция, политическая стратегия.
Читать PDF
140.08 кб

Христианские и антихристианские тенденции творчества Андрея Платонова 1910-1920-х годов

Спиридонова И. А.
Материалом исследования стало раннее творчество А. Платонова. В статье рассмотрен конфликт христианских ценностей и революционных идей в публицистике, поэзии и прозе писателя рубежа 1910-1920-х гг.
Читать PDF
1.12 мб

К вопросу об истории христианского праздника Пасхи и его месте в годовом богослужебном круге

Стржалковская А.Д.
В работе рассматривается христианский праздник Пасха и его место в годовом богослужебном круге, споры по вопросу времени празднования.
Читать PDF
77.83 кб

Формирование ключевых интерпретаций христианского наследия в отечественном искусстве 1990-х годов

Шендарев Николай Андреевич
Изучение трактовки христианских традиций в современном искусстве неизбежно обращается к базовым явлениям сформировавшегося культурного контекста, в рамках которого темы религиозного искусства возвращаются в актуальную художественн
Читать PDF
639.80 кб

Христианская демократия и строительство социализма в Восточной Германии / ГДР в 1948 - 1952 годах

Добровольский Евгений Сергеевич
Данная статья посвящена проблеме становления и роли Христианско-демократического союза в социально-политическом развитии Восточной Германии ГДР в 1948 1952 гг.
Читать PDF
173.31 кб

К проблеме “христианского кода” в творчестве Д. С. Мережковского периода эмиграции (1920—1930 годы)

Полонский В. В.
В статье рассматривается формирование хилиастской концепции трех Заветов в творчестве Мережковского, восходящей к крупнейшему западному ересиархуXII века калабрийскому монаху Иоахиму Флорскому.
Читать PDF
412.24 кб

«Германский вопрос» в политике «Христианско-социального союза в Баварии» в первые послевоенные годы

Попов Иван Дмитриевич
В статье на основе широкого круга источников, в том числе и неопубликованных материалов баварских архивов, рассматривается позиция «Христианско-Социального союза в Баварии» (ХСС) по «германскому вопросу» в 1945-1949 годы.