ХОРКХЕЙМЕРХОРНИ Карен

Хорни

Найдено 2 определения термина Хорни

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ХОРНИ

Homey), Карен (16 сент. 1885 – 4 дек. 1952) – психолог и психопатолог. Работала в Психоаналитич. ин-те в Берлине. В 1932 эмигрировала в США, став там одним из основателей неофрейдизма. Ее взгляды сложились во многом под влиянием амер. культурной антропологии (устанавливающей связь формы невроза с формой культуры), а также учения А. Адлера о "комплексе неполноценности" и "принципе компенсации" как основе психич. динамики. Широкая известность X. была связана с тем, что она в числе первых психопатологов обратилась от изучения классич. форм неврозов к изучению новейших видов патологии в совр. обществе. Формы неврозов (т.н. неврозов нашего времени), по X., определяются избранной индивидом позицией или формой защиты по отношению к изначально враждебной ему среде (в духе социального бихевиоризма невроз выступает здесь прежде всего как форма поведения). Таковы, напр., позиции бегства от общества, конформистского подчинения, стремления к власти. Позднее ею разработано более сложное психодинамич. учение, причем гл. источником невроза признается разрыв между реальным положением индивида в обществе и созданным им своим идеализированным внутр. образом (как неадекватной формой социальной защиты). X. широко вводит в психиатрию понятие отчуждения. Печатным органом последователей X. в США является "American Journal of Psychoanalysis". Соч.: The neurotic personality of our time, N. Y., 1937; New ways in psychoanalysis, N. Y., 1939; Self-analysis, N. Y., 1942; Neurosis and human growth, N. Y., [1950]; Our inner conflicts. A constructive theory of neurosis, N. Y., [1966]. Лит.: Advances in psychoanalysis. Contributions to Karen Horney´s holistic approach, N. Y., 1964. Д. Ляликов. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Хорни

Карен Х?рни (Horney) (1885-1952) ? немецко-амер. психоаналитик, автор классических трудов в области психологии личности, крупнейший представитель неофрейдизма. Обучалась на мед. фак-тах ун-тов Фрейбурга, Геттингена, Берлина. В 1918-32 занималась активной клинич. практикой и преподавала в Берлинском психоаналитич. ин-те. В 1932 X. переехала и США для работы в Психоаналитич. ин-те (Чикаго). В 1934-41 преподавала в Нью-Йоркском психоаналитич. ин-те. Одновременно разрабатывала теорию невротич. расстройств. Из-за несогласия с позициями ортодоксальных последователей Фрейда по ряду принципиальных положений была исключена из Амер. психоаналитич. ассоциации и вместе с группой своих единомышленников создала параллельную Ассоциацию развития психоанализа и Амер. ин-т психоанализа (Нью-Йорк), работой к-рого руководила до конца жизни. В ранних работах X. исследуются проблемы "женской психологии" с позиций учения Фрейда. Однако изучение механизмов формирования женских неврозов, а также исследования представителей школы культурной антропологии (Э. Сепир, М. Мид, Р. Бенедикт) заставили ее усомниться в нек-рых постулатах классич. психоанализа. Одной из первых среди последователей Фрейда X. пришла к выводу о несостоятельности поиска биол. детерминант развития личности и игнорирования важнейшей роли культурно-истор. факторов. Согласно X., многие особенности женской психологии связаны не с физиол. различиями полов, а с социальными ролями, задаваемыми культурными традициями, нормами и идеол. установками об-ва. Эти работы положили начало систематич. пересмотру X. принципов фрейдизма, что в конечном счете привело к созданию радикально отличной от него психоаналитич. концепции, вошедшей в психологию (вместе с работами Фромма, Г. Салливена и ряда др. ученых) как неофрейдизм. Центр. тема исследований X. – психол. механизмы и условия невротич. развития личности. Ее наиболее значит. вклад в психологию связан с разработкой проблем мотивации, структуры личности, феноменологии бессознательного, сознания и самосознания, с исследованием механизмов образования и динамики развития внутриличностных конфликтов. Последние составляют функциональное ядро неврозов, анализ многообр. феноменологии к-рых в работах X. носит чрезвычайно яркий и глубокий характер. Обобщив большой клинич. опыт, X. описала осн. типы невротических наклонностей (потребностей) и структуру мотивационных конфликтов, лежащих в основе "агрессивного", "отстраненного" и "уступчивого" типов невротич. личности. Важное место в ее работах занимает исследование формирования таких защитных механизмов, как создание идеализированного образа собственного Я, экстернализация внутр. конфликта, фрагментация сознания, самоуничижение и самовозвеличение, деспотич. правота, цинизм и мн. др. Проведенный X. глубокий анализ психол. причин страхов, переживания вины, состояний безнадежности, наклонностей к моральному садизму и мазохизму, остановки развития и общего оскудения личности имеет большое значение для понимания их природы и психотерапии. В целом концепцию X. отличает отказ от биологизма, присущего классич. психоанализу, и тонкое проникновение в сферу человеч. мотивов и чувств. Большое значение в формировании личности и возникновении невротич. расстройств X. придавала социальным факторам. Эта тема является одной из ведущих в первых двух из пяти монографий, написанных X. В частности, на основе огромного клинич. опыта и теор. анализа X. пришла к выводу, что значение сексуальности как источника психол. расстройств часто переоценивается: ему ошибочно приписывается та роль, к-рую в действительности играет тревога, порождаемая нарушенными, искаженными отношениями между людьми. Существует множество неблагоприятных для развития ребенка условий (от недостатка любви и заботы со стороны родителей до незаслуженного восхваления и мн. др.), к-рые могут внушить ему чувство беспомощности и одиночества, создать враждебный и пугающий образ окружающего мира. Так зарождается бессознат. "базальная тревога", толкающая ребенка на путь невротич., защитного по своей сути, варианта развития. Источник невротич. наклонностей ребенка, т.о., обычно кроется в семье, в неправильном воспитании. Но чтобы понять причины деспотизма отца или самопожертвования матери необходим анализ социального и культурно-истор. контекста. Именно своеобразие культуры об-ва определяет характер неврозов, наиболее типичных для его представителей. Более того, культура об-ва нередко сама служит первоисточником нек-рых фундаментальных противоречий, в ходе индивидуального развития воспроизводящихся в форме внутриличностных конфликтов человека. В частности, X. подчеркивала значение трех типов таких противоречий, весьма характерных для культурно-истор. ситуации большинства зап. стран в пер. пол.20 в.: противоречие между принципом индивидуализма и соперничества, пронизывающим не только многообр. социальные, проф., но нередко семейные отношения, и внушаемыми христианской идеологией заповедями братской любви, смирения и человечности. Соперничество и стремление к личному успеху неизбежно сопряжены с ревнивым и враждебным отношением к другим людям, со страхом и стыдом неудачи, подрывающими чувство самоценности, с тревогой и внутр. одиночеством. Не менее мощное разрушит. влияние на формирование личности может оказывать и культ потребления, искусств. стимуляция материальных потребностей, несмотря на фактич. невозможность их удовлетворения для большинства членов об-ва, а также противоречие между провозглашаемой свободой и независимостью всех граждан и резким неравенством их реального положения и возможностей. Смутность или полное отсутствие осознания этих противоречий лишь усугубляет внутр. конфликты человека. Принципиальное отличие взглядов X. от психоанализа Фрейда также связано с пониманием роли нравств. ценностей человека. X. считала, что личностный конфликт неотделим от моральной стороны взаимоотношений с людьми и часто сопровождается расщеплением нравств. сознания, а потому систему ценностей человека нельзя игнорировать в процессе психоаналитич. терапии. Осознание человеком противоречивости своей системы ценностей составляет один из первых шагов на пути достижения внутр. цельности, столь необходимой ему в ситуации любого выбора, а значит является необходимой предпосылкой успешной психотерапии. На поиск путей, ведущих к эффективной помощи страдающим людям, в конечном счете и были направлены усилия X.: разработка сложных аспектов психоаналитич. терапии, в т.ч. изучение возможностей метода систематич. самоанализа. Называя человека "пасынком совр. культуры", X. подчеркивала несовершенство социальной системы и обществ. идеологии, но отвергала представления об изначальном антагонизме человека и культуры. Она не признавала наличия разрушит. по своей природе глубинных инстинктов человека. X. настаивала на оптимистич. характере созданной ею теории, выражающей веру в позитивное самоосуществление человека, чей огромный творч. потенциал дает возможность в ходе личностного развития преодолеть и жизненные испытания, и сложные внутр. конфликты. Соч.: The Neurotic Personality of Our Time. N.Y., 1937; New Ways in Psychoanalisys. N.Y., 1939; Self-Analysis. N.Y., 1942; Our Inner Conflicts: A Constructive Theory of Neurosis. N.Y., 1945; Neurosis and Human Growth. The Struggle toward Self-realization. N.Y., 1950; Культура и невроз // Психология личности. Тексты. М., 1982; Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993; Женская психология. СПб., 1993; Наши внутр. конфликты; О психологии женщины // Психоанализ и культура. М., 1995; Собр. соч.: В 3 т. Т. 1: Психология женщины. Невротическая личность нашего времени. М., 1997. Лит.: Флоренская Т.А. Социологизация фрейдизма в теориях личности К. Хорни и Г.С. Салливена // Вопр. психологии. 1974, № 3; Advances in Psychoanalysis. Contributions to Karen Horney´s Holistic Approach. N.Y., 1965. Г. В. Бурменская. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено схем по теме Хорни — 0

Найдено научныех статей по теме Хорни — 0

Найдено книг по теме Хорни — 0

Найдено презентаций по теме Хорни — 0

Найдено рефератов по теме Хорни — 0