ХОЛТОН Джеральд

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ХОЛТОН (Holton) Джеральд
р. 1922) - амер. историк и философ науки. Преподавал в Гарвардском ун-те. Наибольшую известность получила его концепция "тематического анализа науки", призванного дополнить стандартный анализ логической структуры научного знания. Согласно X., "тематический анализ" позволяет находить в развитии науки определенные черты постоянства, непрерывности, инвариантные структуры, которые воспроизводятся даже в изменениях, считающихся революционными. Эти инварианты X. обозначает понятием "тема". "Темы" включают в себя обобщенные модели, фундаментальные понятия, определяющие постановку проблем и способы их решения. Они также влияют на предпочтения, отдаваемые ученым той или иной гипотезе или теории. Являясь источником творческой интуиции, связанной с фазой зарождения новых идей, "темы" направляют воображение ученого, ограничивая выбор допустимых гипотез. Функция "тематического анализа" во многом родственна структурному анализу, применяемому в гуманитарных науках (в частности, в фольклористике и антропологии), что, по мнению X., может привести к обнаружению глубинных черт сродства между естественным и гуманитарным мышлением. Тематический репертуар мышления весьма устойчив и не слишком разнообразен (в физике, напр., X. насчитывает не более сотни тем). Смысловые корни тем восходят к античности, а нередко и к пластам мифологического мышления. Как правило, темы образуют дуальные оппозиции (атомизм-континуализм, редукционизм-холизм, иерархия-единство и т.п.), что приводит к принципиальному противостоянию построенных на них теоретических систем. Значительное внимание в работах X. уделяется также морально-этическим проблемам, связанным с современной наукой и техникой.
Тематический анализ науки. М., 1981; Что такое "антинаука" // Вопросы философии. 1992, № 2; Thematic Origins of Scientific Thought. From Kepler to Einstein. Cambridge, Mass., 1973; The Scientific Imagination: Case Studies. Cambridge, Mass., 1978.

Источник: Современная западная философия: словарь

ХОЛТОН Джеральд
род. 23 мая 1922, Берлин) — американский историк и философ науки, основатель нового направления в исследовании истории науки — тематического анализа. Преподавал в Гарвардском университете. Согласно Холтону, неопозитивизм ограничивался анализом главным образом двух типов высказываний: эмпирических либо аналитических (логико-математических). Так, закон всемирного тяготения имеет эмпирическое измерение, соответствующее, напр., наблюдению притяжения в опыте Кавендиша, и одновременно обладает аналитическим измерением — правилами векторного расчета для сил, действующих в Евклидовом пространстве. Оба эти измерения Холтон считает случайными по причине значительной свободы в выборе понятий, гипотез и логико-математических средств для выражения того или иного закона. Этот выбор регулируется тем, что он назвал неслучайным измерением, состоящим из основополагающих предположений, понятий, терминов, методологических суждений и решений (тематики или тем), которые не вытекают непосредственно из наблюдений. Такие же отношения существуют между тематикой и аналитическими способами рассуждений. Темы определяют допустимый выбор соответствующих гипотез и логико-математических систем, ограничивая воображение ученого в одном направлении и давая ему полный простор в другом. Так, среди тем, которые были близки Эйнштейну, Холтон отмечает следующие: первичность формального объяснения перед материальным, единство физических законов и равная применимость их к совокупности чувственных данных, логическая экономность и необходимость, симметричность и простота, причинность, полнота, континуум. Этим объясняется тот факт, что Эйнштейн отказывался признавать даже хорошо подтвержденные теории, если они были основаны на предпосылках, противоположных его собственным. Несмотря на то, что темы оказывают мощное влияние на процесс научного творчества и во многом определяют направление работы ученого, все же, подчеркивает Холтон, они не являются главной реальностью в работе ученого. Конкретно ученый занимается не темами как таковыми, а вполне определенными научными проблемами. Он может и не сознавать своей приверженности определенной тематике, которая в отличие от других компонентов, относящихся к стандартной модели науки, остается невыявленной и не формулируемой в научном языке. Темы представляют собой тот культурный базис, который связывает воедино естественные и гуманитарные науки. Отсюда вытекает и стремление Холтона представить историю науки как одно из зеркал, в которых отражается культурная жизнь определенной эпохи. В частности, историко-научные исследования, касающиеся 20 в., могут пролить дополнительный свет на социально-экономические, политические, правовые и др. институты.
Соч.: Thematic origins of Scientific Thought. From Kepler to Einstein. Cambr. (Mass.), 1973; The Scientific Imagination: Case Studies. Cambr. (Mass.), 1978; Тематический анализ науки. M., 1981; Что такое «антинаука».— «ВФ», 1992, № 2.
В. С. Черняк

Источник: Новая философская энциклопедия

ХОЛТОН ДЖЕРАЛЬД  
род.  в 1922)  –  немецко-американский  философ,специалист по истории и методологии науки, профессор физики и истории науки Гарвардского университета  (США). Родился в Берлине. До 1938 г. жил и учился в Вене. После захвата Австрии германскими фашистами  Xолтон покинул Австрию и учился сначала в Оксфорде, а потом в Гарвардском университете, где за работу по физике высоких давлений в 1948 г. получил степень доктора. Основные сочинения: «Тематическое воображение в науке» (1967), «Тематические истоки научной мысли: от Кеплера до Эйнштейна» (1973), «Темы в научном мышлении» (1974) и др. Много лет Xолтон занимается изучением научного творчества А.Эйнштейна, ряд его работ посвящены Кеплеру, Бору и другим деятелям науки. Являясь одним из представителей постпозитивистской линии в философии науки. Наибольшую известность получила его концепция «тематического анализа науки»,  призванного  дополнить  существующие  модели  структуры  научного знания. Согласно Xолтону, «тематический анализ» позволяет находить в развитии науки определенные черты постоянства, непрерывности, инвариантные структуры, которые воспроизводятся даже в изменениях, считающихся революционными. Эти инварианты Xолтона обозначает понятием «тема». «Темы» включают  в  себя  обобщенные  модели,  фундаментальные  понятия,  определяющие постановку проблем и способы их решения. Они также влияют на предпочтения, отдаваемые  ученым  той  или  иной  гипотезе  или  теории.  Являясь  источником творческой интуиции, связанной с фазой зарождения новых идей, «темы» направляют  воображение  ученого,  ограничивая  выбор  допустимых  гипотез.  По  его мнению, ученый в своей деятельности ориентируется на определенную тему или несколько тем. Холтон задается вопросом: как ведут себя ученые в период научных революций? Предают ли они свою тематику или следуют ей? «Тематический анализ» направлен именно на то, чтобы находить в науке черты постоянства или непрерывности, инвариантные структуры, которые воспроизводятся  даже в ситуациях,  названных  научными  революциями.  Аргументом,  подтверждающим данное  предположение является «древность» большинства тем в науке. Истоки некоторых из них уходят в недра мифологического мышления и являются весьма устойчивыми к революционным потрясениям. В них собраны понятия, гипотезы, методы, предпосылки, программы, способы решения проблем, – т.е. те необходимые формы научной деятельности, которые воспроизводят себя на каждом этапе. Он выявляет смысл понятия «тематической оппозиции» и приходит к выводу, что альтернативные темы связываются в пары, и что новые  теории возникают на стыке и при соединении принципов конкурирующих позиций. Новые же темы появляются и идентифицируются в ситуации, когда невозможно сблизить существующие. Сами темы, помимо  сугубо научных признаков, включают в себя и некоторые субъективные компоненты, в частности, индивидуальные предпочтения, личную оценку той или иной теории. Темы стимулируют воображение ученого, являются источником творческой активности, но и ограничивают набор допустимых гипотез. Наличие тематического анализа сближает естественнонаучное и гуманитарное знание по формам их организации. Применение тематического  анализа  науки  предполагает  выявление  независимых и  дополняющих  друг друга направлений. Тематический анализ позволяет исследователям науки обратить внимание на борьбу и сосуществование тем. Темы не меняются во времени и пространстве. «Тематические структуры» могут выступать и выступают в качестве всеобщих определений человеческого интеллекта. И в  этом  качестве они надысторичны, т.е. не зависят от конкретно-исторического развития науки.

Источник: Философия науки и техники: словарь