ХИМЕРА

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ХИМЕРА
1) в др.-греч. мифологии - чудовище с головой и шеей льва, туловищем козла и хвостом дракона; порождение Тифона и Ехидны; 2) в искусстве ср.-век. готики X. называли изображения фантастич. чудовищ в соборной скульптуре.

Источник: Атеистический словарь

Химера
греч.)  – чудовище с тремя головами – льва, козы и дракона – с шеей льва, туловищем козы и хвостом змеи, порожденное Тифоном и Ехидной. Герой Беллерофонт по поручению ликийского царя Иобата убил чудовище, поднявшись в воздух на крылатом Пегасе.

Источник: Мифологический словарь

Химера
от греч. Chimaira) — в греческой мифологии — чудовище; в переносном смысле — фантазия, неосуществимая мечта; (в биологии) организм, состоящий из наследственно различных клеток или тканей, возникает в результате мутаций, рекомбинаций, нарушений клеточного деления.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Химера
12] - 1) в древнегреческой мифологии - чудовище с огнедышащей львиной пастью, хвостом дракона и козьим туловищем; 2) неосуществимая мечта, причудливая фантазия; 3) морская рыба; 4) растительный организм состоящий из двух генетически неоднородных тканей; 5) практически то же, что и монстр (чудовище, урод).

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Химера
1) в древнегреческой мифологии чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом дракона; порождение Тифона и Ехидны; 2) в средневековом европейском искусстве скульптурные изображения фантастических чудовищ; 3) (перен.) фантазия, неосуществимая мечта.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ХИМЕРА

Чудовище, рожденное Эхидной и Тифоном, опустошавшее страну. Существо с тремя головами: льва, козы и змеи. У нее туловище: спереди – льва, в середине – козье, сзади – змеи. Она изрыгает пламя. Была убита Беллерофонтом, поднявшимся в воздух на крылатом Пегасе и тем самым выполнившим волю ликийского царя Иобата.

Источник: Словарь греческой мифологии

ХИМЕРА
(Chimaira) - в греч. мифологии - фантастич. огнедышащее чудовище с туловищем козы, тремя головами - змеи, льва и козы - и хвостом, оканчивающимся змеиной головой. X., по преданию, опустошала области М. Азии (Ликию и Карию) и была убита героем Беллерофонтом с помощью крылатого коня Пегаса. Образ X. был заимствован христ. религией и отождествлен с томными, враждебными человеку, дьявольскими силами.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ХИМЕРА
от греч. chimaira) — в греческой мифологии одно из порождений темных сил, чудовище. X. Л. Борхес писал, что первое упоминание о Химере есть в шестой песни «Илиады». Там сказано, что она была божественного происхождения — «перед льва, туловище козы, хвост змеи; она изрыгала из пасти огонь, и убил ее, как и было предсказано богами, красавец Беллерофонт, сын Главка. В «Теогонии» Гесиода она о трех головах, такой она представлена в бронзе, знаменитом памятнике из Ареццо (V в.). «Посредине хребта у нее козья голова, на одном конце змеиная, на другом — львиная». В «Энеиде» «огнедышащая Химера» вновь появляется в качестве главного героя. Сервий Гонорат отмечает, что чудовище это было родом из Ликии, а в этом краю имеется вулкан, носящий такое название. У основания вулкана Ликии живут змеи, на склонах — луга и козьи пастбища, «из вершины пышет пламя и там же, наверху, логовища львов; вероятно, Химера — метафора этой необычной горы». Плутарх высказал предположение, что Химера — это имя некоего капитана с пиратскими наклонностями, приказавшего нарисовать на своем корабле льва, козу и змею. Таким образом, ясно, что споры об облике Химеры ведутся уже давно. Она гетерогенна: лев, коза, змея и дракон образуют одно животное. Со временем Химера трансформируется в понятие «химерического», т. е. пустого и ложного предположения. Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000; Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Багдасарян В. Э. Проблема мифологизации истории в отечественной литературе 1990-х гг. М., 2000.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Химера
В древнегреческой мифологии Химера (Χίμαιρα, Chimaera) —1) чудовище, имевшее голову и шею льва, туловище козы (χίμαιρα – коза) и хвост дракона и изрыгавшее из пасти огонь; по Гезиоду, у Xимеры, соответственно трем животным породам, из которых состояло ее тело, были и три головы. Дочь Ехидны и Тифаона, Xимера была вскормлена ликийским (карийским) царем Амисодаром (Иобатом) и обитала в Ликии, на горе Краге; здесь же она была убита Беллерофонтом (см.), который с помощью крылатого коня Пегаса благополучно совершил этот подвиг, между тем как попытка других убить Xимеру стоили им жизни. Благодаря гомеровскому эпосу (Ил. VI, 150–183) ликийское сказание о Xимере распространилось и в Греции: ее изображение входило в состав герба Сикиона, Коринфа, Кизика, Зелеи. Виргилий называет Xимеру в числе подземных чудовищ, обитающих в преддверии Орка, помещая ее рядом с Кентаврами, Скиллами, Бриареем, Лернейской гидрой, Гарпиями, Горгонами и Кербером. Местопребыванием Xимеры на горе Краге служила пропасть вулканического происхождения, называвшаяся также Xимерой: сопоставляя это с тем, что Xимера принадлежала к числу чудовищ, изрыгающих огонь, можно видеть в ней олицетворение огнедышащей горы. Ср. Fischer, «Bellerophon, eine mythologische Abhandlung» (Лпц., 1851).
2) Огнедышащая гора в Ликии, близ г. Фаселиды; здесь, по свидетельству древних писателей, водились львы.
3) Укрепление в Эпире (Хаонии), служившее в военное время убежищем для эпирских хионов, которые жили не городами, а поселками. Xимера была расположена на берегу Адриатического моря в области Акрокеравнских гор, близ Диррахия и Панорма. Ныне именем Χιμάρα называется населенная албанцами часть древних Керавнских гор, в пределах которой находилось укрепление Xимеры.
В орнаментике Xимерой называется фантастический комплекс из фигур животных, представляющей собой законченное, но ненатуральное целое. Отсюда, в переносном смысле, употребление слово «химера» для обозначения праздной, пустой фантазии, игры воображения, несбыточной мечты и пр. Н. О.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
232.84 кб

Химера, лев и «Внутренний человек»: коптский перевод Платона (NH VI, v — государство 588b1-589b6)

Гараджа Алексей Викторович, Протопопова Ирина Александровна
В работе представлен перевод с коптского языка «трактата» из гностической библиотеки Наг-Хаммади (NH VI, v), являющегося, в свою очередь, переводом с древнегреческого языка фрагмента из «Государства» Платона.
Читать PDF
233.98 кб

Семантика денег как химера и симулякр современной европейской культуры

Малышев Владислав Борисович
Европейский метафизический разум предрасположен к производству химер, симулякров, один из которых – деньги.
Читать PDF
1.41 мб

Философия как химера

Любимов Г.П.
В работе представлена оригинальная интерпретация проблемы статуса философского знания в духовных поисках человека и общества на различных этапах истории.
Читать PDF
412.80 кб

БЕССМЕРТИЕ: ДАР ИЛИ ХИМЕРА?

Гуревич П.С.
В статье исследуется тема жизни и смерти, которая на протяжении многих веков волновала философов и психологов, а в наши дни получила новое толкование. Автор размышляет над вопросом: можно ли считать бессмертие благом?
Читать PDF
941.48 кб

РЕЦЕНЗИЯ НА СТАТЬЮ В.Б. МАЛЫШЕВ "АРХИТЕКТОНИКА МИГА: ОТ АГГЛЮТИНАЦИИ ХИМЕРИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ К АРХИТЕКТ

Суворов Н.Н.
Читать PDF
252.57 кб

Архитектоника химерического как способ опосредования первичной реальности

Малышев Владислав Борисович
Способ европейского мировосприятия есть созерцание химерического, фантастического, несбыточного.