Хейзинга Иоганн

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ХЕЙЗИНГА Йоганн
голландский историк, социолог и культуролог. Основная идея Хейзинги состоит в признании уникальности исторических событий, их своеобразном аромате, который и должен стать объектом исследования. Проследил универсальную роль игры во всех сферах человеческой деятельности — в науке, философии, поэзии, в быте и т.д. Игра, по Хейзинге, не просто высшее проявление человеческой сущности, игровое начало противостоит всем формам несвободы и подавления личности. Человек, потерявший способность играть, теряет себя. Сформулировал наиважнейший вывод о роли игры в культуре, выступающей той данностью, которая проявляется раньше культуры и сопровождает и пронизывает ее насквозь с самого начала.
Даты жизни. Родился 7.12.1872 в Гронингене. Профессор Гронингенского (с 1905) и Лейденского (с 1915) университетов. В 1942 во время фашистской оккупации Голландии Хейзинга был захвачен в качестве заложника и четыре месяца провел в концлагере. Умер 1.2.1945 в Стеге (близ Арнгема).

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Хейзинга Иоганн
1872-1945) -нидерландский историк культуры. Новаторство Хейзинга, состояло в отказе от традиционного историо-писания, в отходе от европоцентризма, в понимании истории через исследование социально-исторических процессов, отношений, структур. Глобальное исследование роли мифов, фантазии в мировой истории, игры как всеобщего принципа становления человеческой культуры позволили ему дать новое восприятие истории - как универсальной атмосферы мировой культуры. Игра для Хейзинга — необходимый способ социальной жизни, то, что поддерживает идеал, в свою очередь определяющий духовную культуру эпохи. Хейзинга ставит «диагноз культурной болезни нашего времени»: это авторитарные государства масс. Хилиазм (от греч. chilioi - тысяча) - вера в тысячелетнее счастливое царство, вера в царствие Христа на земле перед концом мира. Возникает в условиях социокультурного распада, аномии и варваризации общества. Сопровождается резким усилением апокалипсических настроений. В этих условиях возникают постоянные ожидания прорыва, изменения существующей ситуации в результате вмешательства неких сил. Например, в эпоху Нового времени были распространены хилиастические настроения, объединяющие собой, по свидетельству К. Мангейма, угнетенное крестьянство, подмастерьев, Возникающий люмпен, пролетариат, фанатических проповедников и прочих. Хилиастическое сознание требует воплощения идеала не в отдаленном будущем, а «здесь» и «теперь». Эта вера в немедленное осуществление идеала носит иррациональный характер и служит средством отрицания существующей социальной реальности. Однако, ожидание «светлого будущего» не ведет к разрешению противоречий, а лишь служит средством их фиксации в сознании. Характеризуя подобную ситуацию в период «осени Средневековья», И. Хейзинга писал: «Это злой мир. Повсюду вздымается пламя ненависти и насилия, повсюду — несправедливость; черные крыла сатаны покрывают тьмою всю землю. Люди ждут, что вот-вот придет конец света. Но обращения и раскаяния ке происходит; церковь борется, проповедники и поэты сетуют и предостерегают напрасно».

Источник: Человек и общество. Культурология